технологическая карта урока по физике "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Технологическая карта урока по физике 7 класса по теме "Плотность вещества" разработана в соответствии с учебником А. В. Пёрышкина. Урок изучения нового материала с использованием ЭОР и экспериментальных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_plotnost_veshchestva.zip | 184.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Герасимовская средняя общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
Технологическая карта урока физики
по теме «Плотность вещества»
7 класс
Автор разработки:
учитель физики
Приходько Нина Викторовна
2013
Технологическая карта урока № 17
Учебный предмет: физика
Класс: 7
УМК: Пёрышкин А. В.
Тема урока: Плотность вещества.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: раскрыть понятие плотности, выяснить зависимость плотности от массы и объема тела, создать условия для самостоятельной работы школьников
Задачи урока:
а) формирование представлений о плотности вещества, организация усвоения формулы плотности, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование (весы с разновесами, мензурка, металлические цилиндры), пачки с разными веществами, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | ||
1. Организационный момент. | |||||||
«Здравствуйте, ребята! По вашим лицам вижу, что настроение у вас хорошее. Давайте поработаем на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше. Ваша работа заключается в получении знаний, а знания сегодня мы будем добывать опытным путём»
| Приветствие учащихся | Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Целеполагание | Умение настраиваться на занятие |
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний | |||||||
«Представьте, что геологи обнаружили залежи нефти. Объем залежей они знают. Как определить массу нефти?» Массу нефти можно подсчитать, если знать массу в единице объема (1 м3) и объем. Следовательно, знание массы в единице объема вещества имеет большое значение для практической деятельности человека. «Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выполнить следующее задание. Вы уже обратили внимание на материалы, приготовленные к уроку. Перед вами набор цилиндров. Посмотрите на них, возьмите в руки. Что вы можете сказать о них?» «Итак, вы пришли к выводу, что объёмы цилиндров одинаковы, а массы значительно отличаются. С чем это может быть связано?» «Таким образом, если мы возьмём разные тела равного объёма, то все они будут иметь разные массы, потому что молекулы всех веществ различны, т. е. имеют разные массы и размеры!» | Постановка проблемного вопроса. Заслушав ответы учащихся, делает вывод о значении знания массы в единице объема Задает вопросы, даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выслушивает все ответы, проверяет правильность ответов на вопросы, помогает (если нужно) сделать выводы | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о том, как найти массу нефти Рассматривают цилиндры, сравнивают их объемы, форму, массу. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы о том, что - цилиндры имеют одинаковую форму, одинаковые размеры, следовательно, их объёмы равны; - очевидно, сделаны из металла, имеют разные цвета, следовательно, сделаны из различных металлов; -массы цилиндров значительно различаются. (Это заметно и без взвешивания, если взять цилиндры в руки, т.к. один – стальной, другой – алюминиевый) - массы различны, т.к. различны размеры и количество молекул этих тел | Выделение существенной информации из слов учителя. Компетенция обучающихся в области физики. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
3. Постановка цели и задач урока. | |||||||
«Физики говорят, что тела различаются своей плотностью. У каждого вещества своя плотность. Плотность показывает значение массы тела в единице объема. Тема сегодняшнего урока «Плотность вещества». Какие величины нужно знать, чтобы найти плотность? Как измерить объем тела, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда? Как измерить объем тела, имеющего неправильную форму? Как измерить массу тела?» «Сделайте вывод о том, как найти значение массы в единице объема. Эти знания вам необходимы для изучения новой физической величины – плотности вещества» | Выяснение темы и цели урока. Задает вопросы, Выслушивает все ответы, проверяет правильность ответов на вопросы, помогает (если нужно) сделать выводы | Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы
| Компетенция обучающихся в области физики. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. Контроль правильности ответов обучающихся. | Регуляция учебной деятельности. Умение слушать в соответствие с целевой установкой |
4. Первичное усвоение новых знаний | |||||||
«Прочитайте текст параграфа 21 на странице 49. Выясните, как обозначается плотность вещества и как ее вычислить. Каковы единицы измерения плотности?» «Одно и то же вещество в различных состояниях имеет различную плотность. С чем связано такое различие?» Демонстрация ЭОР «Плотность твердых тел, жидкостей, газов» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a54b5e75-ff6e-4791-a78f-b2c49ec939f1/7_71.swf) Плотность твердых, жидких и газообразных веществ является табличной величиной. Рассмотрите таблицы 2, 3, 4 на странице 50-51. Определите вещества с наибольшей и наименьшей плотностью для твердых, жидких и газообразных веществ. | Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушая ответы учащихся, оформляет соответствующую запись на доске, объясняет правило перевода единиц из одной размерности в другую. Задает вопрос, выслушивает все ответы, проверяет правильность, помогает (если нужно) сделать выводы. Обращает внимание обучающихся на на анимацию «Плотность твердых тел, жидкостей, газов» Даёт учащимся задание работать с учебником. Задает вопрос, выслушивает все ответы, проверяет правильность ответа | Читают параграф, выделяют существенную информацию, отвечают на вопросы учителя, делают запись в тетради m –масса тела; V – объем тела; ρ – плотность тела («ро») ρ= Наблюдают за материалом ЭОР. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о том, плотность каких тел больше, меньше и почему Находят данные таблицы в тексте параграфа, анализируют их, отвечают на вопросы учителя. | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. Анализ содержания параграфа. | Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
5. Первичная проверка понимания | |||||||
«Откройте учебник на странице 52 и поработайте в парах над ответами на вопросы после параграфа. Приготовьтесь ответить на эти вопросы» Решение тестовых заданий из ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b044d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html | Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Обращает внимание обучающихся на тестовые задания ЭОР | Отвечают на вопросы после параграфа соседу по парте, а затем отвечают на вопросы учителя. Наблюдают за материалом ЭОР. Отвечают на вопросы из ЭОР, объясняя свой ответ | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. | Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленных вопросов | Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
6. Первичное закрепление | |||||||
Работа в парах. Решение экспериментальной задачи. рассчитать, чему равна плотность цилиндра и, пользуясь таблицей 2, определить, из какого вещества сделан цилиндр. Лабораторное оборудование: цилиндр, весы с разновесами, мензурка. Индивидуальные задания. Решение практической задачи. У каждого на столе имеются пачки с разными веществами (чай, соль, какао и т.д.) Задача: определить плотность вещества в пачке. Решение количественных задач (карточки с текстами задач – у каждого обучающегося) №1. Прочитайте отрывок их сказки «Золушка». «Последним подарком феи были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке…» Определите плотность хрусталя, если известно, что одна туфелька имела массу 403 г и объем 155 см3. №2. Определите плотность железного бруска массой 78 г, если его длина 0,5 см, ширина 20 мм, высота 1 дм. №3. Масса чугунного шара 600 г, объем – 100 см3. Сплошной это шар или полый? | Даёт учащимся задание: выполнить в парах физический эксперимент. Обсуждает с учащимися план решения задачи. Показывает на доске правильное оформление задачи. Следит за техникой безопасности при выполнении работы Даёт учащимся индивидуальные задания. Обсуждает с учащимися план решения задачи.
Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал. | Слушают учителя. Обсуждают с учителем план решения задачи. Выполняют эксперимент (находят массу тела с помощью весов; вычисляют объем цилиндра с помощью мензурки; рассчитывают плотность вещества). Определяют по таблице, из какого вещества сделан цилиндр. Результаты измерений и вычислений оформляют в тетради в виде задачи. Слушают учителя. Обсуждают с учителем план решения задачи. Выполняют задание (массу вещества находят на упаковке; вычисляют объём, измерив стороны упаковки) Результаты измерений и вычислений оформляют в тетради в виде задачи. Решают задачи Обмениваются работами с соседом по парте, проверяют работы соседа, выставляют оценки. Диктуют оценки учителю. | Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
7. Домашнее задание | |||||||
«На дом параграф 21 читать, формулу учить, упражнение 7 (3-5) на странице 52 выполнить письменно в тетради. Выполнить домашний опыт: определить плотность куска мыла. Результаты оформить в тетради в виде задачи» | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
8. Итог урока | |||||||
«С какой физической величиной мы познакомились сегодня на уроке? Чему равна эта величина? Какие единицы измерения этой величины вы знаете?» | Формулирует вопросы, слушает ответы обучающихся | Отвечают на вопросы: «Мы познакомились сегодня на уроке с плотностью. Плотность равна отношению массы тела к его объему. Плотность измеряется в кг/м3, г/см3» | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
9. Рефлексия | |||||||
«Результаты своих впечатлений об уроке отразите в данной таблице, подчеркнув выбранный ответ» 1.На уроке я работал (активно / пассивно) 2.Своей работой на уроке я (доволен / не доволен) 3.Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен; интересен / скучен) 4.Домашнее задание мне кажется (легким / трудным; интересным / неинтересным) 5.Мое настроение к концу урока (улучшилось /осталось прежним /ухудшилось) | Проводит рефлексию | Рефлексируют | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока с использование ЭОР и ЦОР по теме «Основные классы неорганических веществ»
Технологическая карта урока с использование ЭОР и ЦОР. Урок – закрепление нового материала. Тема урока «Основные классы неорганических веществ» ....
Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Вычисление массовой доли элемента в веществе" с исползованием интерактивной доски
Методическая разработка урока по теме "Вычисление массовой доли химического элемента в веществе" по учебнику П.А. Оржековского выполнена в виде технологической карты, в которой отражены де...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе
Цель урока: создание условий для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...
Технологическая карта урока урока № 9 7 класс "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"
поэтапная структура урока: "Агрегатные сосотояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел"...
Технологическая карта урока Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание
Российская школа находится сегодня в полосе реформирования. Образовательная среда "Мобильное Электронное Образование" позволяет использовать электронные образовательные ресурсы и диста...
Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества"
Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества"...