Технологическая карта урока по теме "Плотность вещества". (7 класс)
учебно-методический материал по физике (7 класс) по теме

Максимова Александра Андреевна

Первый урок по теме «Плотность вещества» из главы «Взаимодействие тел».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Межпредметные связи: Математика

Формы работы

-  Фронтальная

-Групповая

-Индивидуальная

Ресурсы: УМК «Физика» А.В.Перышкин 7 класс, М., «Дрофа», 2008.

Цель урока:
Содержательная: 
сформировать представление о новой величине “плотность” и единицах её измерения, научить вычислять плотность вещества.

Деятельностная: формировать новые способы деятельности (умения выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи, задавать и отвечать на действенные вопросы, обсуждать проблемные ситуации, оценивать свои действия и свои знания; расширение кругозора учащихся).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Физика

Класс

7

Учитель

Максимова Александра Андреевна, учитель физики и информатики.

Базовый учебник (выпущенный издательством «ДРОФА»)

Перышкин А.В.

Тема урока

Плотность вещества

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Предметные:

- умение описывать свойства тел используя физическую величину – плотность;

- умение правильно трактовать физический смысл плотности, ее обозначение, единицы измерения, записывать формулу для расчета плотности;

- овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;

- приобретение опыта простых экспериментальных исследований.

Метапредметные:

- овладение навыками постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической формах;

- Формирование монологической и диалогической речи;

- формирование умений работать в группе.

Личностные:

- формирование целостного научного мировоззрения;

- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы;

- формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу;

- мотивация образовательной деятельности;

- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Межпредметные связи

обеспечить формирование умения определять плотность вещества и анализировать табличные данные, переводить значения плотностей в СИ, применять знания из курса окружающего мира, математики и ОБЖ

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы (указать источники)

Проектор, компьютер, конструктор урока (https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fi)

Материалы и оборудование

весы,  3 цилиндра разной плотности, весы демонстрационные, 2 стакана с растительным маслом и водой

Список используемой литературы

Учебник А.В. Перышкин издательство «Дрофа»

Структура и ход урока

Этап урока (желательно указать затраченное время в минутах)

Деятельность учителя

(включая задания для учащихся)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (включая УУД)

(при классификации УУД использовать только ФГОС)

На столах учащихся (на 4 группы) расположено оборудование (весы с уравновешенными грузами равной массой, но разного объёма, разновес,  листки с таблицей для заполнения практической работы)

На экране слайд 1 – портрет учёного и его высказывание «Поиск истины важнее, чем обладание ею» (А. Эйнштейн)

Организационный момент.

 (1 мин.)

Создание положительного эмоционального настроя  учащихся.

Приветствие учителя.

- Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке.

Посмотрите на меня, давайте улыбнемся друг другу и поприветствуем наших гостей, начнём работу.

Входя в класс, дети разбиваются на рабочие группы.

Дети приветствуют учителя и гостей.

Цель - создание  комфортной образовательной среды. Группы и роли

Проверяет готовность кабинета к уроку по сообщению от дежурного (температура, относительная влажность, давление в кабинете)

Нормальный показатель: температура: 18-20 °С, влажность 40-60 %, давление 718-720 мм. рт. ст.

Дежурный сообщает учителю заранее определённую температуру и влажность воздуха в кабинете по психрометру, атмосферное давление по барометру.

Все показатели соответствуют норме.

Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин.)

Спасибо. Условия в кабинете благоприятные и комфортные для проведения урока. Попробуем провести его в соответствии с высказыванием великого физика А.Эйнштейна «Поиск истины важнее, чем обладание ею» и в конце урока выясним, получилось ли у нас это или нет.

Задаёт проблемный вопрос:

Посмотрите на оборудование на ваших столах. Вас ничего не удивляет?

Почему весы в равновесии, если одно тело большое, другое маленькое? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте смоделируем тело, находящееся у вас на весах. Приглашаю первую группу.

Представьте, что вы частицы, из которых состоят эти тела. Попробуйте изменить объём тела, сделайте его больше, при этом масса у вас останется прежней. А теперь уменьшите объём (повторить 2- 3 раза).  

 Учитель подводит учащихся к правильному ответу вопросом: «Как расположены молекулы?» 

Молекулы расположены «плотно».

Так и величина, показывающая как плотно  лежат молекулы в единице объёма тела, называется плотностью.

Как будет звучать тема нашего урока?

Слайд 2. «Плотность вещества»  и цель урока.

Записываем сегодняшнее число и тему урока "Плотность".

 

Учащиеся предполагают, что будет проводиться опыт по нахождению массы и объёма тел. Указывают на то. Что тела имеют равную массу, но разный объём.

Учащиеся подбирают синонимы: «близко» и «далеко», «рядом» и «далеко», «плотно» и «неплотно»

 

(Формулируют тему урока (Плотность вещества).

Цель – ввести понятие плотности, раскрыть физический смысл данного понятия

 Методы обучения: проблемный

Формы обучения: фронтальная

Сформулируйте цель урока.

Учащиеся формулируют цель урока. (Познакомить с новой физической величиной и научиться её находить.)

Изучение нового

(5 мин)

Плотность это физическая величина. По какому алгоритму мы будем её изучать?

После ответов учащихся демонстрирует слайд 3 с алгоритмом разбора физической величины.

Сейчас самостоятельно найдите в учебнике и выпишите себе в тетрадь ответ на тот номер пункта, который соответствует номеру вашей группы.

Учащиеся перечисляют этапы разбора физической величины.

  1. Определение
  2. Расчётная формула
  3. Единицы измерения
  4. Векторная или скалярная величина

Цель – определить основные характеристики плотности как физической величины.

Методы обучения: поисковый, работа с учебником

Формы обучения: групповая, индивидуальная

Учитель оформляет ответы учащихся на доске (определительная формула и единицы измерения).

Единица измерения  

Сформулируйте полный ответ: что такое плотность, используя алгоритм разбора физической величины и записи в тетради, на доске и учебнике.

Учащиеся оформляют недостающие записи с доски себе в тетрадь.

Учащийся по желанию даёт полный ответ на вопрос, что такое плотность.

Работа в экспертных группах

(15 мин)

Какой пункт алгоритма разбора физической величины мы упустили?

Для того, чтобы найти плотность тела, вы воспользуетесь оборудованием на ваших столах.

Что необходимо найти, чтобы определи плотность вещества?

Достаньте, пожалуйста, технологическую карту группы, расположенную под поддоном.

Проводит инструктаж по работе каждой группы, помогает, если это необходимо.

Каждая группа определите, кто у вас будет руководителем  в группе, который будет отвечать за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно; математиком – его задача все записывать и проводить расчёты с полученными данными; экспериментатором (2 чел. на определение массы груза и его объёма) – они отвечают за проведение опыта и получения данных.

По мере готовности, группа, нашедшая плотность одного из тел, записывает полученные вычисления на доске в виде задачи.

Раздаёт группам первыми выполнившими расчёты с 2мя грузами 3ий «длинный» груз из оргстекла. Нужно ли определять массу второго груза?

Способ определения физической величины

(слайд 3)

Учащиеся, используя формулу, отвечают, что требуется найти массу и объём тела.

Учащиеся выбирают:

- ведущего

- математика

- экспериментатора (2 чел. на определение массы груза и его объёма) – они отвечают за проведение опыта и получения данных.

Формы обучения: групповая,

Заключительный этап

 (5 мин)

(3-5 мин)

Руководители групп! Попрошу вас представить отчёт по полученным плотностям.

Заслушивает ответы руководителей групп.

Каково же практическое значение плотности. Используя полученные данные, мы можем определить из какого вещества (материала) изготовлены тела.

Откройте таблицу плотностей на стр. 63.  По полученным плотностям определите: из какого материала изготовлено маленькое, большое и длинное тело.

Какой можно сделать вывод?

Если массы тел одинаковые, то тела с большим объёмом имеют меньшую плотность.

Цель – формирование ценностного отношения к совместной деятельности, развитие рефлексивных умений.

 Формы обучения: Взаимооценка

ПУУД: умения делать выводы

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

Домашнее задание

(3 мин)

Слайд 5.

Дома, я попрошу вас решить обратную задачу. Как найти массу растительного масла и воды, если будут одинаковыми объёмы этих жидкостей, по 40 см3 кажда я, не имея весов под рукой. В этом вам помогут параграфы §22-23

Как вы думаете, одинаковые ли массы у этих жидкостей?

Что тяжелее?

Рефлексия учебной деятельности

(2 мин)

Руководители оцените работу участников группы по 5тибальной шкале.

Возвращаясь к высказыванию Альберта Эйнштейна, отметьте на технологических картах, был ли поиск на уроке или всё вы получили в готовом виде? Соответствовал ли наш урок этому высказыванию?

Слайд 6 со стихом

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

Каждая группа выставляет общую оценку за лабораторную работу.

Оценивают успешность проведённого урока. Рисуют смайлики на технологических картах.

Технологическая карта группы № ____

Роль

ФИ учащегося

Оценка   за урок

Критерии оценивания:

Руководитель

-Активность на уроке

- Работа с учебником

-Точность расчётов и измерений

-Оформление задачи на доске и в тетради

Математик:

Экспериментатор 1:

Экспериментатор 2:

Заполните таблицу

Тело

Масса груза, m, г.

Объём груза, V, см3

Плотность  груза, ρ, , ρ=

Маленькое тело

Большое тело

Соответствовал ли наш урок высказыванию А. Эйнштейна?

- Урок соответствовал эпиграфу урока

Нарисуйте, соответствующий вашему ответу, смайлик (анонимно)

- Урок не соответствовал эпиграфу урока

- Затрудняюсь ответить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе

Цель урока: создание условий  для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...

Технологическая карта урока по физике в 7 классе «Строение вещества. Молекулы и атомы»

Технологическая карта урока физики по ФГОСУчебный предмет: физикаУчитель физики первой квалификационной категории Лупик Алла МихайловнаКласс:   7  классУМК:     «Физ...

Технологическая карта урока Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание

Российская школа находится сегодня в полосе реформирования. Образовательная среда "Мобильное Электронное Образование" позволяет использовать  электронные образовательные ресурсы и диста...

Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества"

Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества"...

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...

Технологическая карта урока по теме "Вещества молекулярного и немолекулярного строения"

Типы кристаллических решеток. Агрегатные состояния вещества. ... Молекулярные вещества -это вещества , мельчайшими структурными частицами которых являются молекулы. Например: молекула кислорода. ...

Технологическая карта урока по биологии в 8 классе в соответствии с ФГОС по теме:"Витамины -чудесные вещества"

Приводится  подробная технологическая карта урока в 8 классе по теме:"Витамины"...