Предмет, класс , УМК | Физика, 7 класс, А.В. Пёрышкин |
Тема урока, № урока по теме | Плотность вещества. Урок № 11 по теме «Взаимодействие тел» |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания
|
Цели урока |
Деятельностная цель урока (по линиям развития личности) | Содержательная цель урока: (обязательный минимум содержания) |
1.Сформировать представление о плотности вещества, выяснить от чего зависит плотность вещества. 2.Развивать интеллектуальные умения (наблюдать, размышлять, сравнивать, измерять, производить вычисления, делать выводы), умения работать с таблицей. 3.Воспитывать умение работать в группах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение грамотно выражать свои мысли. | 1. Формирование понятия новой физической величины – плотности.
2. Выяснения физического смысла плотности.
3. Выведение формулы для расчета плотности.
4.Выведение единицы измерения плотности.
5.Определение плотности по таблице.
|
Планируемые результаты |
Предметные: -Имеют представление о плотности вещества; - умеют: вычислять плотность вещества по формуле, пользоваться таблицей плотности, сравнивать плотности различных вещества:
| Метапредметные: познавательные – анализировать информацию, обобщать и делать вывод; регулятивные – выдвигать гипотезу, предлагать пути её решения; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; коммуникативные – владеть устной и письменной речью; уметь общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности
| Личностные: - Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.
- Имеют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
|
Организация пространства |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах |
Педагогические технологии (педагогические техники) | Технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, информационно – коммуникативная технология, «Ассоциативный ряд», «Мешок настроений», «Лист решения проблем», «Пятёрочка», Райтинг, Идеальное задание |
Методы обучения | Активно – деятельный метод, интерактивные методы, практический метод, развивающее обучение. демонстрационный метод. |
Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование | Учебник, лабораторное оборудование (весы, металлические цилиндры, мензурка), дидактические материалы, карточки рефлексии, тест, компьютер, проектор, калькулятор, презентация. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I.Организационный момент Самоопределение к деятельности (1 мин) | Приветствие. Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку. Дать правильную психологическую установку: «По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше» Приём «Мешок настроений». «Соберём» плохое настроение в воображаемый пакет и выбросим в мусорное ведро. Расслабьтесь, прислушайтесь к своим ощущениям и ответьте себе на следующие вопросы. | Выделяют информацию из слов учителя и настраиваются на учебную деятельность Отвечают на вопросы - Где я ?
- Зачем я здесь?
- Что мне нужно делать?
Я нахожусь на уроке и хочу узнать что – то мне неизвестное. | - Взаимодействуют с учителем (К) - Настраиваются на занятия (Р) - Выделяют существенную информацию из слов учителя (П) |
II. Мотивация (1 мин) Слайд 1 | Эпиграф к уроку Физика – это наука! Но вижу в глазах у детей только муку. Формулы скачут, мелькают подряд, Ох, как им трудно их выстроить в ряд! Но без физики не объяснить И кран подъемный, и гвоздь как забить, Как в Космос летаем, машины водим, И почему по Земле так просто мы ходим? Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение? Как вы их понимаете? Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём. | Слушают учителя Высказывания: Знания по физике имеют огромное практическое значение. Потому что здесь говорится про открытия, а все открытия связаны с физикой. Любое знание желательно добыть опытным путём. | - Выражать свои мысли.(К) -Развивать навыки самомотивации.(Р) -Действие смыслообразования (интерес, мотивация) (Л) |
III.Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся. (3 мин)
Слайд 2 | Ребята, сейчас мы с вами вспомним понятие, которое нам пригодится сегодня на уроке. Итак, нам надо повторить физическую величину – массу. Вам предлагается дополнить предложенные высказывания. Свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии называют …… Физическая величина, характеризующая инертные свойства тел называется … Обозначение массы … Единица измерения массы … Прибор, с помощью которого измеряют массу тела … - А теперь повторим то, что вы знаете про физическую величину – объём. Объём обозначается… Единица измерения объёма… Как найти объем прямоугольного параллелепипеда? -Молодцы! Очень хорошо. Вы с заданием справились (Если будут затруднения, учитель проводит коррекцию)
| Выполняют задание. (индивидуально- читают вопрос и адресуют любому из учеников, если он не отвечает, отвечает сам))
Инертность
Масса
m
килограмм
весы
V V= abc Определяют свой уровень усвоения понятий «масса тела», «объём тела» (Оценочный лист) | -Умеют высказывать точку зрения, отстаивать её, аргументировать, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы (К) -Самоконтроль, самооценка деятельности (Р)
|
IV. Постановка учебной задачи (8 мин) Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
| Вопрос запуска постановки учебной задачи Постановка проблемы Учитель Представьте, что к нам обратилась Екатерина Сергеевна с просьбой рассчитать массу одного кирпича, чтобы знать сколько машин отправлять за кирпичом, необходимым для ремонта школы . В нашем распоряжении только линейка. . Как определить массу кирпича? Экспериментальная работа. На столе лежит кирпич. Как используя только линейку определить его массу? Затрудняетесь? Ладно, мы вернемся к этому вопросу позже, только вы его запомните. Тела окружающие нас состоят из различных веществ; дерева, железа, резины и т.д. Каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Масса любого тела зависит не только от его размеров, но и от того, из какого вещества это тело состоит. Опыт №1 - Скажите, кто-нибудь из вас слышал загадку: «Что тяжелее, килограмм пуха или килограмм золота?». («Что тяжелее, сто грамм ваты или сто грамм железа»)
- - Давайте наши слова проверим на опыте.
- Какой вывод можно сделать из этого
опыта? Опыт № 2. Возьмем два цилиндра одинакового объема. Объем цилиндров одинаковый. Как вы думаете, а массы будут какими? Появились две точки зрения. Хорошо. Что в физике является подтверждением истинности того или иного высказывания? Опыт. Давайте проверим ваши мнения опытом. Проводит взвешивание цилиндров на весах. Итак, опыт показал, что масса цилиндров разная. - Какой вывод можно сделать из этого опыта? Молодцы! На экран проецируется два вывода. Прочитайте, пожалуйста и запомните. Как вы думаете, а почему так? А есть у вас знания по теме «Плотность вещества»? Формулирует учебную задачу, на основании недостатка знаний учащихся о новом понятии. Изучить понятие «плотность» | Дети высказывают свои мнения:
- затрудняются ответить
Ответы:
- Одинаковая масса
- опыт
- они сделаны из разных веществ; у тел с одинаковой массой может быть разный объем
- разные
- они сделаны из разных веществ; у тел с одинаковым объемом масса может быть разной
Дети читают выводы !!! - может плотность разная Нет Осознают важность решения поставленной учебной задачи Игра « Ассоциативный ряд» За работу на этом этапе, ставят оценки в оценочный лист | - Взаимодействуют с учителем, организуют совместное сотрудничество в группах (К) - Делают предположения об информации, необходимой для решения задачи (П) - Формируют целевые установки учебной деятельности (Р) - Формирование желания выполнять учебные действия (Л) |
V.Сообщение темы. Постановка цели и задач урока (1мин)
Слайд 6
| Тема нашего урока «Плотность вещества» Совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. - Что от вас ожидается сегодня на уроке?
- Чему нужно научиться?
- Какие цели и задачи урока вы бы предложили?
Хорошо, вы назвали почти все цели. Итак, сегодня на уроке мы должны познакомиться с физической величиной – плотность, узнать, что она характеризует, узнать, как она обозначается и по какой формуле находится. Посмотрите на ваши столы там лежит план обобщенного характера. По нему мы и будем работать.
Памятка План изучения физической величины
1.Что показывает физическая величина? 2.Определение величины 3.Обозначение 4.Формула 5.Единицы измерения физической величины 6. Прибор для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел. 7.Практическое значение или применение.
| Записывают в тетрадь тему урока
Участвуют в формулировании целей и задач урока: - узнать что такое плотность;
- узнать от чего она зависит;
- узнать, как она обозначается;
- узнать какой у нее смысл
| - Оформление мысли в устной или письменной форме (К) -Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П) -Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану (Р)
|
VI.Открытие нового знания (10 мин) Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11
Слайд 12 Слайд 13
Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 | Работая с текстом учебника §22, пункт «Плотность вещества» (стр.61-62), достигнуть поставленных целей. (работа в парах – по плану изучения физической величины) Дайте определение плотности и запишите на доске формулу. Рассказать о единицах плотности и записать на доске. Ребята, обратите внимание, в таблице есть значения плотностей веществ и в кг/м3, и в г/см3. Посмотрите на численные значения плотностей одного и того же вещества в таблице и сделайте вывод, какое действие нужно выполнить, чтобы от г/см3 перейти к кг/м3, и наоборот? Молодцы! Сравним плотности различных веществ. Работа с таблицами стр.63-64 (учебник). Чем отличаются таблицы? В чем их отличие (состояния вещества)? 1.Плотность свинца 11300 . Что это означает? 2. Плотность какого вещества больше- чугуна или меди? бетона или стали? 3. Какая жидкость имеет плотность 0,79 ? 4. Для измерения плотности пластилина взяли образец массой 200 г. Как изменится результат измерений, если будет взят образец массой 100 г? 5. Найди ошибку в рассуждениях: плотность 1 ти равна 800 . Тогда плотность 2 нефти будет равна 1600 . 6.Масса 15 некоторого вещества равна 109, 5 г. Какое это может быть вещество? Ребята, вопрос к вам. Какой вопрос вызвал у вас наибольшее затруднение? Далее идет анализ вопросов, которые вызвали трудность. Ребята я хочу сказать, что вы молодцы. Но вот у меня есть ощущение, как будто мы что-то забыли. Посмотрите, пожалуйста, на ваши планы. Все ли мы рассмотрели. Да. Вы правы. Прибор для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел (ареометр). Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства. Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы. ЭТО ИНТЕРЕСНО ! | Изучают. Записывают в тетрадь: плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3. Читают. Находят определение плотности, обозначение, формулу, единицы плотности. Делают записи в тетради. Вызывается пара: один дает определение (с места), другой записывает формулу на доске. Остальные сверяются со своими записями. Один ученик рассказывает и записывает. Работа в парах.
Самостоятельно выполняют задания. Ответы: 1. Это означает, что один кубический метр свинца имеет массу 11300 кг. 2. ; 3. Ацетон 4. Результат измерений не изменится. 5. Плотность одного и того же вещества от объёма не зависит.
6. ; = 7,3 – олово
Оценивают свой уровень знаний (Оценочный лист) | - Передают содержимое параграфа (№ 21) в сжатом виде (П) - Работают по составленному алгоритму (Р) - Оформление мысли в устной или письменной форме (К)
|
VII.Физкультминутка (1 мин.) Слайд 17 | Теперь сделаем небольшую паузу. Расслабляющее упражнение для мышц шеи и плечевого пояса – «писание носом». Учащиеся с закрытыми глазами «пишут» носом в воздухе заданные учителем буквенные обозначения величин, формулы и зависимости. (mV, =) Упражнениями на вращения головой. Движения нужно выполнять плавно. Учитель: «Учиться будем хорошо?» Учащиеся кивают: «Да, да, да!» – «Нарушать дисциплину не будем?» – Учащиеся поворачивают головы из стороны в сторону: «Нет, нет, нет!» Обычно находятся «перепутавшие», какой ответ надо дать. «Приходится» повторять упражнение. Продолжаем игру: «А что будем делать, если не получится?» Учащиеся поднимают и опускают плечи: «Не знаю, не знаю, не знаю!» И последний вопрос: «Что же тогда скажет мама?» Учащиеся качают головами: «Ай-ай-ай!» | Выполняют упражнения | - Умение соотносить свои действия с действиями учителя (Р) - Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. (К) - Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. (Л)
|
VIII. Первичное закрепление (10 мин) Слайд 18 | А теперь ребята я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить задание, которое вызвало у вас затруднение. Вопрос с кирпичом. Так как же используя линейку определить массу кирпича? План 1. Измерить линейкой длину, ширину и высоту кирпича (в см). 2. Вычислить объём кирпича по формуле V= a∙ bc. 3. Найти плотность кирпича в таблице (1,8 г/см3). 4. Из формулы плотности выражаем массу m=V*ρ. Групповая работа. Ставит перед учащимися задачу: решить задачу на определение плотности вещества. (устно – комментирование с места) дополнительно: решить задачу Брусок металла имеет массу 26,7 кг и объём 0,003 м3. Из какого металла изготовлен брусок? Вычисляют и делают записи в тетради.
(кирпич силикатный – = 1860 – 1940 ) стены внутренние и внешние кирпич керамический = 2200 – 25000 ) кладка фундамента | Групповая работа. Описывают: измерить длину, ширину, высоту кирпича (в см); найти плотность кирпича в таблице ( 1,8 г/см3); вычислить объем бруска; выразить массу из формулы и вычислить. Измеряют кирпич и делают записи измерений в тетради. Вычисляют и делают записи в тетради: V=abc=25*12*6=1800 см3 Из формулы плотности выражают массу: m=Vρ= 1800см3*1,8 г/см3=3240 г Ответ: медь – 8900 Заполняют лист решения проблемы. За работу на этом этапе оценивают свою работу. | Контролируют правильность выполнения задания (Р) - Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме (К) - Делают предположения об информации, нужной для решения задачи, производят расчёты, оформляют решение в тетради (П)
|
IX.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (3 мин)
| Выполните тест, сделайте взаимопроверку, выставите себе оценки в оценочный лист. Тест 1. Плотностью называют… а)физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. б)физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. в) физическое явление. г) физическое тело. 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. б) г/л. в) кг/м3. г) м3/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. в) от его размеров. г) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… а) такого же стакана со спиртом. б) такого же стакана с молоком. в) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5.При замерзании воды плотность её вещества… а) может и увеличиваться, и уменьшаться. б) уменьшается. в) увеличивается. г) не меняется Поставьте себе оценку по результатам теста. Если у вас нет ошибок – 5, если 1 ошибка - 4. Если ошибок больше, то пока ничего не ставьте. Поднимите руки те, у кого ни одной ошибки. Хорошо. Пожелание ученику, который допустил много ошибок. | Выполняют тест, делают взаимопроверку, выставляют себе оценки в оценочный лист. Ответы: - б
- в
- г
- а
- б
| - Сверка с эталоном, самоконтроль, самооценка деятельности (Р) - Взаимодействие по оценке результатов деятельности ) (К) -Анализируют новый материал и результаты собственной деятельности (П)
|
X. Подведение итогов урока. Рефлексия. Рефлексия оценки: (1 мин) Слайд 19 | А теперь, ребята, заполните анкету (табл.), что лежит у вас на парте. В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. | 1. На уроке я работал | активно / пассивно | 2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен | 3.Урок для меня показался | коротким / длинным | 4. За урок я | не устал / устал
| 5. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
| 6.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным
|
Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке. Заполните свои оценочные листы.
| Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Райтинг(от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд . |
-Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления (Р)
|
XI.Домашнее задание (1 мин) Слайд 20 | Откройте дневники и запишите домашнее задание. §21 прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа. Л.р. №4 стр.207 Идеальное задание: Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся. - Определить плотность сахара-рафинада. Составить план эксперимента. Определить плотность веществ. Сделать соответствующие выводы.
- Возьмите кусок мыла, имеющий форму
прямоугольного параллелепипеда, на котором обозначена его масса. Определите плотность мыла. - Решить задачу: «Оценить массу воздуха в комнате».
Ребята я хочу сказать, что вы молодцы! Мы вместе успели за урок очень много. Спасибо, ребята, за урок! Удачи в изучении физики!
| Записывают в дневник домашнее задание.
Выбирают задания, которые будут выполнять дома.
карточки
| Формировать навыки самоорганизации.(Р) коммуникативные -Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П) |