Технологическая карта по теме "Агрегатные состояния вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Носова Наталья Михайловна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Составитель: Носова Н.М.                

Тема учебного занятия, класс

Агрегатные состояния  вещества. 7 класс.

Форма учебного занятия

Урок открытия нового знания.

Цели занятия (дидактические)

Создать условия для понимания молекулярного строения трех состояний вещества: твердое, жидкое, газообразное.

Задачи занятия (дидактические)

личностные

метапредметные

предметные

-обеспечить познавательную мотивацию через выполнение исследовательской работы;

- содействовать формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению при работе в группе.

-формировать умение выдвигать гипотезы и формулировать выводы,   устанавливать причинно – следственные связи  по результатам  наблюдений эксперимента.

- организовать работу в мини группах для решения проблемной задачи «Знакомые нам вещества: лед, вода, пар. Почему в строении молекулы воды, а характеристика формы, объема и сжимаемости различная?»

-освоить молекулярное строение твердого, жидкого и газообразного вещества;

-применять знания при решении качественных задач

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

- мотивация обучающихся к познанию целостной картины миры;

- осознанное общение со сверстниками.

- умение выдвигать свою гипотезу и аргументировать ее;

-умение работать в группах и самостоятельно;

-делать выводы;

-владеть навыками выполнять эксперимент.

-понимать строение вещества в разных агрегатных состояниях;

-решать качественные задачи.

Основные понятия

Молекулярное строение твердого, жидкого и газообразного вещества,

Сравнение формы, объема и сжимаемости веществ.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы              

Ресурсы

Биология

Групповая,

Индивидуальная,

Работа в парах

  • УМК «Физика» А.В.Перышкин 7 класс, М., «Дрофа» 2013.
  • Сборник задач по физике А.В. Перышкин.

ТО: кусок льда, воздушный шарик, медицинский шприц, сосуд с водой, мензурка, 2-3 сосуда разной формы,  набор твёрдых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.)

  • ЦОР «Молекулярная физика. Интерактивные плакаты».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап – Организационный                Цель: настроить учащихся на учебную деятельность

Приветствие учащихся

Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга

Уважительное отношение к коллективу

Принятие сигнала к началу учебной деятельности

Готовность к началу урока

2 этап – Мотивационный. Постановка целей и задач урока.                      Цель: вовлечь в учебную деятельность учащихся

Создает проблемную ситуацию.

 «Знакомьтесь вещества: лед, вода, пар. Почему в строении всех веществ используются молекулы воды, а характеристика например: форма, объем и сжимаемости различная?»

Активизируют и систематизируют знания по данному вопросу

Выдвигают гипотезы

Самостоятельное выделение и  формулирование проблемы

Постановка цели

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время беседы

(фронтально)

Формулировать выводы, слушать и анализировать мнение одноклассников

Принимают решения,  самостоятельно делают выбор деятельности, ставят учебные цели и задачи

Уметь планировать свою деятельность

3 этап – Первичное усвоение новых знаний                      Цель:  открывать новые знания

Организация работы в группах

(работа на карточках «Исследовательская работа»

см. ресурсный материал);

Организация обмена выводами

Показ интерактивных плакатов

Устанавливают причинно-следственные связи;

Анализируют и делают выводы (что изменилось в строении вещества)

Систематизируют полученные результаты

Обсуждают в группах, приходят к единому мнению.

Выступают с сообщением от группы.

Слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходить к единому мнению.

Высказывают мнения в порядке очередности

Контролировать  время, предоставленное для работы.

Корректировать ошибки, восполнять пробелы.

4 этап – Первичная проверка понимания                          Цель: применять полученные знания при решении качественных задач

Организует работу в парах,  проверку понимания нового материала

(Сборник задач по физике А.В. Перышкин.

 стр. 12  № 58-62)

Выполняют задание

Строить логические высказывания

Анализировать жизненные задачи

Первичное взаимодействие с собеседником

Осознанно воспринимать и воспроизводить информацию по теме

Доказывать свою точку зрения

Ответы говорят по очереди, концентрируют внимание не только на своих ответах, но и ответах собеседника.

Слушать себя и собеседника, осуществлять само- и взаимоконтроль.

Контролировать правильность ответа.

5 этап – Закрепление                   Цель: применять самостоятельно полученные знания

Выдает тест (см. ресурсный материал),

организует проверку

Выполняют задания, анализируют предложенные варианты

Самостоятельно обобщают,

делают выбор

Корректируют результат

Осознанно воспринимать и понимать ошибки

Контролируют правильность

Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации, корректировать.

Контролировать собственное время.

6 этап – Итоги урока         Цель: анализировать результаты работы

Организует обсуждение результатов урока

Формулируют выводы о достижении цели

Вывод : какая нового информация на уроке

Обсуждают результаты урока

Формулировка учащимися итога урока: достижение каких  целей урока было достигнуто в ходе урока.

Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению.

Анализ результатов

7 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: применять полученные знания при решении качественных задач

Объясняет домашнее задание: § 11-12; вопросы;  работа с таблицей

Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.

Определяют область применения полученных знаний

Обсуждают, задают вопросы

Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Готовность к самостоятельным  действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

8 этап – Рефлексия учебных действий                                   Цель: сопоставить цель урока с полученным результатом

Предлагает учащимся продолжить высказывание:

*На уроке для меня было важно…

*На уроке мне было сложно…

*Урок помог мне задуматься…

Выбирают окончания фразы

Анализируют результаты своей работы, определяют проблемы, формулируют дальнейшие цели.

Оценивают результат своей работы

Высказывать собственное мнение и слушают мнение одноклассников

Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом

Осуществлять самоконтроль и самооценку

Ресурсный материал:

Задания для исследовательской работы (карточки)

Задание 1: «Исследование свойств газов»

Оборудование: воздушный шарик, медицинский шприц

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Надуйте шарик. Какую часть шарика заполняет воздух? Какова форма газа?
  2. Сожмите шарик рукой (измените его форму). Сохранился ли объём воздуха? Сохранилась ли его форма?
  3. Заполните шприц воздухом, вытягивая поршень. Закройте отверстие пальцем и попробуйте его сжать. Легко ли сжать газ?

Задание 2: «Исследование свойств жидкостей»

Оборудование: сосуд с водой, мензурка, 2-3 сосуда разной формы, медицинский шприц

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Измерьте объём жидкости с помощью мензурки?
  2. Переливайте воду в сосуды разной формы? Какую часть сосуда заполняет жидкость? Сохраняет ли жидкость свою форму?
  3. Вновь измерьте объём жидкости. Изменился ли её объём?
  4. Заполните шприц водой.  Закройте отверстие пальцем и попробуйте её сжать. Легко ли сжать жидкость?

Задание 3: «Исследование свойств твёрдых тел»

Оборудование: набор твёрдых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.)

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Имеют ли твёрдые тела свою форму?
  2. Сохраняют ли они свой объём?
  3. Попробуйте сдавить тело рукой. Легко ли его сжать?

Строение твёрдых тел, жидкостей и газов

Критерии сравнения

Газ

Жидкость

Твёрдое тело

Расположение молекул

Характер движения молекул

Взаимодействие молекул

Основные свойства

Тест

1. В каком состоянии находится вещество, если оно сохраняет форму и объем?

А) газообразном

Б) жидком

В) твёрдом

2. Почему газы не сохраняют объём?

А) Молекулы газа отталкиваются друг от друга

Б) Силы притяжения между молекулами очень слабые

В) Молекулы газа движутся свободно

3. Почему жидкости не имеют формы?

А) Молекулы жидкости слабо взаимодействуют друг с другом

Б) Молекулы жидкости способны перемещаться с места на место

В) Молекулы жидкости не имеют формы

4. Почему в горячей воде сахар растворяется быстрей, чем в холодной?

А) В горячей воде молекулы движутся быстрей

Б) В горячей воде расстояние между молекулами больше, чем в холодной

В) Молекулы сахара притягиваются к молекулам воды

5. Почему в газах и жидкостях диффузии протекает значительно быстрей, чем в твёрдых телах?

А) Расстояние между молекулами газов и жидкостей больше, чем в твёрдых телах

Б) Температура газов и жидкостей выше, чем температура твёрдых тел

В) В газах и жидкостях молекулы свободно перемещаются, а в твёрдых телах нет

6. В каких телах молекулы колеблются около положения равновесия?

А) В твёрдых

Б) В жидких

В) В газообразных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Мониторинг состояния элементов сети"

Тема Мониторинг состояния элементов сетиДеятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.Пл...

Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе

Цель урока: создание условий  для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...

Технологическая карта к уроку физики в 7 классе по теме "Три состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов"

Технологическая карта к уроку физики в 7 классе по теме "Три состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов"...

Технологическая карта урока Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание

Российская школа находится сегодня в полосе реформирования. Образовательная среда "Мобильное Электронное Образование" позволяет использовать  электронные образовательные ресурсы и диста...

Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества"

Технологическая карта урока "Агрегатные состояния вещества"...

Технологическая карта урока по теме "Вещества молекулярного и немолекулярного строения"

Типы кристаллических решеток. Агрегатные состояния вещества. ... Молекулярные вещества -это вещества , мельчайшими структурными частицами которых являются молекулы. Например: молекула кислорода. ...