Технологическая карта урока по химии на тему: Полисахариды
план-конспект урока по химии (10 класс)
Разработа технологическая карта урока по химии на тему: Полисахариды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_1_himiya_10_klass.docx | 39.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа: разработка технологической карты по предмету: химия
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с РП и заполните представленную ниже таблицу.Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Таран Дмитрий Дмитриевич |
Место работы | МБОУ «ОЦ № 3 Майкопского района» |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 10 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Раздел 3. Кислородсодержащие органические соединения — 13 часов |
Тема урока | Крахмал и целлюлоза как природные полимеры |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ✓☐ урок освоения новых знаний и умений ☐урок-закрепление ☐урок-повторение ☐урок систематизации знаний и умений ☐урок развивающего контроля ☐комбинированный урок ☐другой (впишите) |
Планируемые результаты(по ПРП): | |
Личностные - формировать ценностное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету; - проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом, ( зачем?); - умение оценивать и осознавать свой вклад в общий результат урока; | |
Метапредметные - научиться приёмам самоорганизации; - планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -уметь выстраивать причинно - следственные связи, самостоятельно ставить учебные задачи и разрешать их, анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. | |
Предметные Знать: особенности строения, физические и химические свойства, применение и биологическую роль полисахаридов. Уметь: - определять крахмал в продуктах питания; - сравнивать крахмал и целлюлозу по изучаемым признакам. -проводить химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Полисахариды, гидролиз, альфа и бета - остатки молекулы глюкозы, крахмал, целлюлоза, качественная реакция на крахмал. | |
Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Целью урока является изучить важнейшие полисахариды: крахмал и целлюлозу. Рассмотреть их строение, свойства и применение и значение в природе. Оборудование: ноутбук, проектор, экран |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажитеформы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Приветствие. Создание благоприятного психологического настроя обучающихся на работу |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные заданиядля актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Вопросы к учащимся: Что такое углеводы? Как они классифицируются? Что такое моносахариды? Что такое дисахариды? Как вы думаете, что такое полисахариды? Какие представители полисахаридов вам известны? |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Цель: сформировать представление об углеводах как полифункциональных органических соединениях. Рассмотреть состав и классификацию углеводов, их применение и нахождение в природе. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Полисахариды – углеводы, которые гидролизируются с образованием множества молекул моносахаридов. Их относят к биополимерам. Общая схема гидролиза. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим важнейшие полисахариды: крахмал и целлюлозу. Назовите продукты, содержащие крахмал. Крахмал образуется в зелёных растениях при поглощении ими энергии солнечного света. В клетках, содержащих хлорофилл, из углекислого газа и воды синтезируется глюкоза, которая затем превращается в крахмал. Крахмал содержится в цитоплазме растительных клеток в виде зерен запасного питательного вещества. Как выдумаете где больше всего содержится крахмала? Картофельные клубни содержат крахмала около 20%, пшеничные и кукурузные зёрна – около 70%, а рисовые – до 80%. Давайте вспомним из курса биологии, какие материалы содержат целлюлозу? Целлюлоза, или клетчатка, входит в состав растений, образуя в них оболочки. Целлюлоза придаёт растениям прочность и эластичность и является своеобразным скелетом растительных клеток. Как вы думаете где больше содержится целлюлозы? Волокна хлопка содержат до 98% целлюлозы, волокна льна – до 80%, а в древесине – около 50%. Состав и строение крахмала и целлюлозы К какому классу относятся крахмал и целлюлоза? Какой моносахарид является основателем полисахаридов? В результате, какой реакции образуется крахмал и целлюлоза? (реакция поликонденсации). Назовите общую формулу крахмала и целлюлозы. Как вы думаете, почему крахмал и целлюлоза имеют одинаковую формулу, но это разные вещества и они имеют разные свойства? В чем причина? Крахмал - природный полимер. Структурными звеньями макромолекул крахмала являются остатки молекул циклической α-глюкозы. Макромолекулы крахмала неодинаковы по размерам: в них входит разное число структурных звеньев – от нескольких сотен до нескольких тысяч, поэтому неодинакова их молекулярная масса. Целлюлоза состоит из остатков β-глюкозы. Еще одно отличие - макромолекулы крахмала являются смесью двух веществ: амилозы и амилопектина. Амилоза имеет линейную структуру, она растворяется в воде. На её долю приходится 10-20%. У амилопектина структура разветвленная, в воде он не растворяется, а только набухает. На его долю приходится 80-90%. Целлюлоза, как и крахмал, является природным полимером. Молекулы крахмала имеют как линейное,так и разветвленное строение, а целлюлоза имеет только линейную структуру. Это объясняет то, что целлюлоза образует такие волокнистые материалы, как хлопок, лён и т.д. В природных волоконцах макромолекулы целлюлозы располагаются в одном направлении, т.е. ориентированы вдоль оси волокна Физические свойства Заполните таблицу. Крахмал: белый порошок, без запаха, нерастворимый в холодной воде, в горячей воде образует клейстер. Целлюлоза: белое твёрдое вещество, без запаха, нерастворимое в воде и обычных растворителях. Химических свойств крахмала. Крахмал сравнительно легко подвергается гидролизу. Что такое гидролиз? Запишите реакцию гидролиза крахмала на доске (C6H10O5)n + nH2O🡪 (C6H12O6)n А какая будет реакция гидролиза целлюлозы? (C6H10O5)n + nH2O🡪 (C6H12O6)n Целлюлоза легко горит с образованием углекислого газа и воды. Поэтому природные объекты с её высоким содержанием, например, древесина, используются как топливо. (C6H10O5)n+ O2 →CO2 + H2O+ Q Качественной реакцией на крахмал является его взаимодействие с йодом. В древности недобросовестные торговцы подмешивали в сметану муку, чтобы она становилась гуще. Обнаружить такой обман можно было очень легко. Для этого достаточно было капнуть маленькую капельку йода на сметану. И если продукт содержал крахмал, то йод приобретал синюю окраску. Мы с вами рассмотрели нахождение в природе крахмала и целлюлозы, их строение и свойства. Что нам осталось с вами рассмотреть? Применение крахмала. В каких областях крахмал нашёл широкое применение? (пищевая, кондитерская, и др.) Применение целлюлозы. Целлюлоза не усваивается организмов. В нашем организме нет ферментов ее расщеплять. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Выполнение теста. 1. Белый аморфный порошок, не растворяется в холодной воде, в горячей образует коллоидный раствор (клейстер): 1) целлюлоза 2) сахароза 3) крахмал 4) мальтоза Запишите формулу структурного звена данного вещества 2. В клетках растений крахмал выполняет функцию: 1) передачи наследственной информации 2) строительную 3) запаса питательных веществ 4) катализатора 3. Конечным продуктом гидролиза крахмала является: 1) мальтоза 2) фруктоза 3) глюкоза 4) галактоза Запишите схему процесса гидролиза, назовите вещества 4. Общая формула целлюлозы, с выделением свободных ОН-групп 1) [С6Н7О2(ОН)3]n 2) [С6Н8О3(ОН)2]n 3) [С6Н9О4(ОН)]n 4) [С6Н6О(ОН)4]n |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Задача 1 При молочнокислом брожении 160 г глюкозы получили молочную кислоту с выходом 85%, Определите массу полученной молочной кислоты |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Необходимо ответить на вопросы да или нет Целлюлоза – это дисахарид? (нет) Формула глюкозы С₆Н₁₂О₆? (да) Сахароза растворяется в воде? (да) Применяют ли целлюлозу для получения пластмасс? (да) Крахмал имеет точку плавления? (нет) Крахмал сладкий на вкус? (нет) Используется ли крахмал для получения волокна? (нет) Используется ли глюкоза для приготовления зеркал? (да) Целлюлоза используется в качестве топлива? (да) |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Для крахмала и целлюлозы верны следующие утверждения.
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Этанол можно получить из сосновых опилок или из этана. Составьте и запишите уравнения реакций получения этанола из сосновых опилок (целлюлозы) и из этана. Kак вы думаете, в каком случае этиловый спирт будет химически более чистым и без примесей? Ответ обоснуйте. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Задание 1. В клетках каких организмов – растений или животных – содержатся крахмал и целлюлоза? В каком процентном соотношении? 2. Kак в природе образуется целлюлоза? Запишите уравнения соответствующих химических реакций. В клетках каких организмов содержание целлюлозы очень велико? |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Индивидуальная форма деятельности. Проверка в форме беседы. ) При каких условиях происходит гидролиз полисахаридов? Запишите соответствующее уравнение реакции. 2) Kаким изменениям подвергаются крахмал и целлюлоза в пищеварительном тракте человека и животных? Запишите уравнение реакции гидролиза крахмала. Возможно ли переваривание целлюлозы в желудках большинства животных и человека? Почему? 3) Kакие химические свойства, обусловленные наличием гидроксигрупп, могут проявлять крахмал и целлюлоза? Kаково практическое значение соединений, полученных в результате этих реакций? |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Подведение итогов урока. Рефлексия - Что вам показалось наиболее интересным? - Что больше всего запомнилось? - Что вызвало затруднения? |
Этап 5.2.Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
1. Напишите биологическое значение углеводов. 2. Выполните задание Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по химии в 9 классе по теме: «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»
Технологическая карта урока по УМК «ХИМИЯ 8,9 класс » Автор: Н.Е.Кузнецова, тема «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации» ...
Технологическая карта урока по химии в 8 классе по теме: "Оксиды"
Предмет: химияУМК...
Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"
Теннологическая карта урока по химии в 8 классе "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...
Технологическая карта урока по химии на тему: «Реакции замещения» 8 класс
Технологическая карта данного урока составлена по структуре современного урока ФГОС. На уроке используется ЭФУ "Химия. 8 класс" автор О.С. Габриелян. Данный урок вклю...
Технологическая карта урока по химии по теме "Серная кислота" (9 класс)
Представлена технологическая карта урока по химии на тему "Серная кислота" с раздаточным материалом....
Технологическая карта урока по химии в 8 классе Тема «Кислоты»
Урок "Кислоты" - это первый урок в теме, на котором учащиеся знакомятся знакомятся с классом неорганических веществ "Кислоты". Ранее изучены оксиды и основания.На уроке используетс...
Технологическая карта урока по химии на тему «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Технологическая карта урока по химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций на примере свойств воды» Техники и технологии: технология проблемного обучения, здоровьесбер...