Технологическая карта урока по химии по теме "Серная кислота" (9 класс)
методическая разработка по химии (9 класс)
Представлена технологическая карта урока по химии на тему "Серная кислота" с раздаточным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Автор | Вронко Ирина Олеговна | ||||
Предмет | Химия | ||||
Класс | 9 «Б» заочный | ||||
Тема урока | Серная кислота | ||||
УМК | О.С. Габриелян | ||||
Дата проведения | 04.02.2020 | ||||
Тип урока | Изучение нового материала. | ||||
Цель урока | Изучение свойств серной кислоты. | ||||
Планируемые результаты | Предметные: уметь характеризовать свойства серной кислоты. Метапредметные: - познавательные: уметь найти и выделить необходимую информацию, уметь сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать; - регулятивные: рефлексивная адекватная самооценка своей деятельности, действовать по плану «Характеристика химических свойств кислот»; - коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника, работать в группе; Личностные: осознанно относиться к обучению по теме, проявлять интерес к теме. | ||||
Формы работы | Индивидуальная, групповая. | ||||
Материалы к уроку | 1. Раздаточный материал (тексты № 1, 2). 2. Презентация к уроку. 3. Видеоопыты (разбавление концентрированной серной кислоты; взаимодействие разбавленной серной кислоты с оксидом меди (II); взаимодействие концентрированной серной кислоты с цинком и медью; обугливание сахара). 4. Лабораторные опыты: растворы H2SO4, NaOH, фенолфталеин; Zn, Cu; BaCl2. Работа в группах: задание № 1, 2, 3 (приложение № 1). 5. Игра «Химические свойства разбавленной серной кислоты» (приложение № 2). 6. Тест (приложение № 3). | ||||
Основные этапы урока: | 1. Организация начала урока. Мотивация: 3 мин. | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
1. Организация начала урока. Мотивация. | Предъявляет учебное задание: сформулировать тему урока. Демонстрирует презентацию.
Я. А. Коменский
Текст № 1 1). Термины «купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» появились в России уже в XVII в. Так называли концентрированную ...... кислоту. 2). При Петре I ..... кислоту в Россию привозили из-за границы. Но уже в 1798 году купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) «купоросной кислоты» нагреванием железного купороса. Позже в России ...... кислоту стали получать другим способом, сжигая смесь селитры и серы во влажных камерах. Так производили эту кислоту до начала XX в. 3). Первое современное промышленное производство ..... кислоты контактным методом было создано в России на Тентелевском химическом заводе в Санкт-Петербурге в 1903 г. | Выполняют задания учителя: - Работают с текстом №1, называют вещество о котором идет речь в тексте. - Формулируют тему урока. | Познавательные (самостоятельное формулирование цели) |
Текст № 1
Еще в середине 19 века Д.И. Менделеев писал в “Основах химии”: “Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как .........”.
1). Термины «купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» встречаются в России уже в XVII в. Так называли концентрированную ...... кислоту, которую получали нагреванием железного купороса в глиняных ретортах.
2). При Петре I ..... кислоту в Россию привозили из-за границы. Но уже в 1798 г. купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) «купоросной кислоты» нагреванием железного купороса. Позже в России ...... кислоту стали получать другим способом, сжигая смесь селитры и серы во влажных камерах. Так производили эту кислоту до начала XX в.
3). Сведения, когда впервые в мире была получена ...... кислота, до нас не дошли. Видимо, это случилось не раньше XIII в. Первое современное промышленное производство ..... кислоты контактным методом было создано в России на Тентелевском химическом заводе в Санкт-Петербурге в 1903 г.
Какое вещество называли «купоросная кислота»?
Помогите сформулировать тему урока.
Текст № 2
Прочитайте текст докладной записки завхоза одного из автотранспортных предприятий:
“Разбирая реактивы на складе, рабочие обнаружили забытую бутыль с бесцветной жидкостью. Этикетка на бутыли была повреждена, сохранилась только “Концентрированная … рная кислота”. Кислоту можно применить для заправки аккумуляторов, но как определить, что за кислота в бутыли и годится ли она для этих целей?”
В конце урока мы вернемся к этому вопросу, и я попрошу обосновать ваш ответ.
Приложение № 1
Задание № 1
Инструкционная карта к лабораторному опыту: «Изучение свойств разбавленной серной кислоты. Взаимодействие с основаниями».
Ход опыта:
В пробирку налейте 1-2 мл раствора гидроксида натрия, добавьте к нему 3-4 капли раствора фенолфталеина. К раствору малинового цвета добавьте серной кислоты. Что вы наблюдаете?
Сделайте выводы об изменении цвета индикатора фенолфталеина под действием серной кислоты. Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.
Задание № 2
Инструкционная карта к лабораторному опыту: «Изучение свойств разбавленной серной кислоты. Взаимодействие с металлами».
Ход опыта 1:
Налейте в пробирку 1-2 мл раствора серной кислоты.
Опустите в пробирку с серной кислотой цинк. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.
Сделайте вывод о взаимодействии металлов, стоящих в электрохимическом ряду напряжений до водорода, с разбавленной серной кислотой.
Ход опыта 2:
Налейте в пробирку 2 мл раствора серной кислоты.
Опустите в пробирку с серной кислотой кусочки меди. Что вы наблюдаете? Идёт ли реакция? Почему реакция не идёт?
Сделайте вывод о взаимодействии металлов, стоящих в электрохимическом ряду напряжений после водорода, с разбавленной серной кислотой.
Задание № 3.
Инструкционная карта к лабораторному опыту: «Изучение свойств разбавленной серной кислоты. Взаимодействие с солями».
Ход опыта:
Налейте в одну пробирку 1-2 мл раствора серной кислоты.
Добавьте в пробирку по каплям раствор хлорида бария.
Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.
Сделайте вывод, как называется проведённая реакция. Что является реактивом на сульфат-ионы?
Приложение № 2
Игра «Химические свойства разбавленной серной кислоты».
Цель игры: отработать с учащимися химические свойства серной кислоты; активизировать мыслительную деятельность.
Правила игры: разложить карточки с формулой серной кислоты на те места игрового поля, в которых находятся вещества, с которыми она реагирует.
Mg | HCl | Ba(NO3)2 | Na2O |
CO2 | Na2CO3 | Hg | Mg(OH)2 |
H2SO4 | HCl | H2SO4 | H2SO4 |
CO2 | H2SO4 | Hg | H2SO4 |
Приложение № 3
Тест
Выберите правильный ответ:
1. Реактивом на сульфат – ион является ион:
а) серебра б) бария в) свинца г) меди
2. Серная кислота может проявлять:
а) восстановительные свойства
б) окислительные и восстановительные свойства
в) окислительные свойства
г) не проявляет окислительных свойств
3. При разбавлении серной кислоты всегда приливают кислоту к воде. Чем опасно разбавление концентрированной серной кислоты проливанием к ней воды?
а) может возникнуть пожар
б) может произойти разбрызгивание воды
в) может выделится ядовитое вещество
г) может произойти разбрызгивание вследствие выделения теплоты
4. Разбавленную серную кислоту можно легко отличить от концентрированной с помощью:
а) хлорида бария б) лакмуса
в) гидроксида бария г) меди
Ответы на тест:
1 – б; 2 – в; 3 – г; 4 – г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по теме"Химические свойства кислот" 8 класс
Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний....
Технологическая карта урока по теме: «Химические свойства кислот в свете ТЭД", Вишнякова А.Е.
Урок в формате ФГОС. Дети сами выходят на тему, добывают себе недостающие знания экспериментально, учаться применять их. Урок сопровождается презентацией; печатается раздаточный материал для учащихся ...
Технологическая карта урока по химии в 8 классе "Кислоты"
Технологическая карта - это непременное условие ФГОС второго поколения. Составлена к уроку химии в 8 классе "Кислоты№ по УМК О.С.Габриеляна....
Технологическая карта урока « Свойства и получение карбоновых кислот»
Технологическая карта урока. 10 класс....
Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"
Теннологическая карта урока по химии в 8 классе "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...
Технологическая карта урока по химии «Кислоты»
Технологическая карта урока по химии «Кислоты»Учитель: Мохова Т.В. МБОУ МО Плавский район «ЦО№3»УМК: О.С.Габриелян 8классПредметная область: химияТема урока - «Кислоты&ra...
Технологическая карта урока по химии в 8 классе Тема «Кислоты»
Урок "Кислоты" - это первый урок в теме, на котором учащиеся знакомятся знакомятся с классом неорганических веществ "Кислоты". Ранее изучены оксиды и основания.На уроке используетс...