Технологическая карта урока по химии на тему: «Реакции замещения» 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс)
Технологическая карта данного урока составлена по структуре современного урока ФГОС. На уроке используется ЭФУ "Химия. 8 класс" автор О.С. Габриелян. Данный урок включаетв себя элементы исследовательской деятельности учащихся, достаточный объем самостоятельной работы и направлен на развите их креативного мышления.
Цель: дать понятие о сущности реакции замещения и познакомить с электрохимическим рядом напряжений металлов.
Задачи урока:
Личностные: способствовать желанию учающихся к саморазвитию и формированию мотивации к учению и познанию.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь управлять собственной деятельностью, проявлять инициативность и самостоятельность.
Коммукативные: развивать речевую деятельность, навыки сотрудничества, умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Познавательные: умение работать с учебником и учебными моделями, решать проблемные ситуации на основе демонстрационного эксперимента. Знать понятия типов химических реакций, признаки этих химических реакций и условия их возникновения..
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: Исследовательский в качестве химического эксперимента, проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный, основанные на системно-деятельностном подходе и личностно-ориентированном обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_reaktsii_zameshcheniya.doc | 63.5 КБ |
reaktsii_zameshcheniya.ppt | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по химии на тему: «Реакции замещения» 8 класс по учебнику О.С. Габриелян Учитель химии филиала МБОУ Сосновской СОШ № 1 в п.Рабочий Морохотова Т.Н.
Цель: дать понятие о сущности реакции замещения и познакомить с понятием об электрохимическом ряде напряжений металлов.
Задачи урока:
Личностные: способствовать желанию учающихся к саморазвитию и формированию мотивации к учению и познанию.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь управлять собственной деятельностью, проявлять инициативность и самостоятельность.
Коммукативные: развивать речевую деятельность, навыки сотрудничества, умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Познавательные: умение работать с учебными моделями, решать проблемные ситуации на основе демонстрационного эксперимента. подведения под понятия. Знать понятия типов химических реакций, признаки этих химических реакций и условия их возникновения..
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: Исследовательский в качестве химического эксперимента, проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование и реактивы:
Цинк, медь, алюминий, соляная кислота, сенная кислота, сульфат меди, железная скрепка, пробирки, штатив, компьютер, проектор.
№ | Этапы урока и их содержание | Время (мин.) | Деятельность | |
учителя | учащихся | |||
I. | Организационный этап | 1-2 | организационная | Сообщают отсутствующих |
II. | Постановка цели Сегодня на уроке мы продолжим изучать виды химических реакций. Продолжим записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты(Слайд №1,2) | 1-2 | Сообщает тему урока, дату проведения урока, цель урока | Записывают в тетради дату и тему урока. |
III. | Актуализация имеющихся знаний, умений и навыков 1. Фронтальный опрос учащихся с целью актуализации имеющихся знаний (вопросы на слайде №3) 2. Самостоятельная работа по вариантам (задания на слайде №4). Нужно составить уравнения и расставить коэффициенты. | 10 | С учащимися проводит фронтальную беседу. Объясняет задание для самостоятельной работы. | Участвуют в фронтальном опросе. Самостоятельно выполняют задания в тетради, текст которых на слайде. |
IV. | Объяснение нового учебного материала 1.Какие ассоциации вызывает у вас название «реакция замещения»? Каким по составу – простым или сложным – должно быть вещество, которое замещает элемент сложного вещества? Каким должен быть состав вещества, в котором происходит замещение? 2.Обозначим простое вещество буквой А, а сложное вещество – двумя буквами – ВС. Как в этом случае записать общую схему реакции замещения? (слайд № 5) Дадим определение реакциям разложения (слайд № 6) 3. Рассмотрим случаи взаимодействия кислот с металлами(слайд № 7). 4.Рассмотрим на практике реакции замещения. Для этого проведем лабораторную работу. Прежде чем приступить к выполнению опытов, вспомните, что работать с растворами кислот нужно осторожно, т. к. они опасны. С растворами работайте по принципу «не разлей», с твердыми веществами – по принципу «не рассыпь» ( слайд № 7, 8). Zn+2HCl=ZnCl2+H2 (вторая реакция с цинком, третья с медью). Можем ли мы сказать, что произошла химическая реакция? Чтобы составить уравнение химической реакции, надо предположить, какие вещества образовались в результате этой реакции. Из уравнения реакции видно, что получился газ водород. Открою вам маленький секрет: вы сейчас прошли тем же путем, который проделал английский химик Генри Кавендиш. 5. Доказательство выделения водород а(демонстративно).В этом случае пробирку, в которую собирают водород, необходимо перевернуть вверх дном. Такой способ собирания газов называется способом вытеснения воздуха. 6. Проверка результатов опытов. Выяснение причин отсутствия признаков реакции с медью.Сравните скорости взаимодействия магния и цинка с соляной кислотой. Оказывается, скорость взаимодействия металла с кислотой зависит от активности металла 7. Правила взаимодействия кислот с металлами (электрохимический ряд напряжения металлов) (слайд № 10). 8. Самостоятельная запись проведенных уравнений реакций с дальнейшей проверкой (слайд № 11). 9.Знакомство с правилом № 2 – вытеснение металлов из солей. Написание уравнений реакций (слайд № 12,13). Проведение демонстрационного опыта Fe+CuCl2=FeCl2+Cu Что вы наблюдали при проведении этого опыта? 10. Исключение из правил. Металлы, расположенные до алюминия в водных растворах кислот и солей взаимодействуют с водой и вытесняют из нее водород. (слайд № 14,15). Демонстрация эксперимента- реакция натрия с водой. Записываются возможные реакции. | 20 | 1.Выслушивает все мнения, выбираетправильные. 2.Вместе с учащимися разбирает случаи реакций разложения и правила их написания. 3.Представляет пример реакции взаимодействия цинка с соляной кислотой. 4.Координирует работу учащихся при проведении лабораторных опытов. Учитель у доски объясняет принцип составления уравнений реакций такого типа и предлагает учащимся самостоятельно расставить коэффициенты. 5. Помощь в объяснение результатов опытов. 6.Учитель проводит демонстрационный опыт. 7. Формулировка правил по тексту на слайде. 8. Проверяют написанные уравнения реакций. 9. Объяснение правила № 2, с дальнейшей проверкой самостоятельного написания уравнений реакций. 10.Учитель объясняет правила реакций металлов, расположенных до алюминия в ряду с водой. Проводит демонстрационный опыт. | 1.Отвечают на вопросы учителя. 2.Записывают общую схему реакции разложения, формулировку определения. 3.Запивывают уравнение реакции. 4. выполняют лабораторные опыты по заданиям на слайдах. 5. Записывают результаты наблюдений. 6. Наблюдения. 7. Краткая запись правил. 8. Самостоятельно записывают уравнения проведенных реакций, указывают признаки. 9. Рассматривают и фиксируют правила. Самостоятельно записывают уравнения проведенных реакций, указывают признаки. 10. Записывают возможные уравнения реакций металлов с водой, с дальнейшей проверкой по слайдам. |
V. | Закрепление материала по вопросам самоконтроля. Итак, сегодня вы познакомились еще с одним типом химических реакций – реакциями замещения. Узнали, что продукты реакций замещения можно предсказывать, используя электрохимический ряд напряжений металлов. Теперь для закрепления полученных знаний выполните упражнения. На доске предложены схемы реакций замещения. Укажите, какие из этих реакций можно осуществить, а какие – нет. Давайте развернутый ответ. (Спрашивать по одному ученику на составление каждого уравнения реакции) Расставьте коэффициенты в схемах возможных химических реакции ( слайд № 15). | 5 | По вопросам самоконтроля закрепляет пройденный материал. Задает вопросы по изученной теме. | Отвечают на местах на вопросы учителя. Выполняют предложенные задания. |
VI. | Комментирование и выставление оценок | 2-3 | Учитель выставляет оценки учащимся, работающим у доски, на местах. Собирает тетради на проверку. | Учащиеся выставляют оценки в дневник. |
VII | Домашнее задание (слайд 16). 1-2 ученикам подготовить к следующему уроку сообщение на тему «Применение различных видов химических реакций в повседневной жизни» Определить жанр своего выступления. Подготовить план, уделив особое внимание логическим связям между отдельными частями выступления. Отобрать наглядные материалы, которыми будете пользоваться. Выступить перед классом и ответить на вопросы своих одноклассников. | 1-2 | Объявляет домашнее задание | Записывают задание в дневник ₰31, задания №2,3,4 |
Используемые источники для подготовки к уроку
1. Габриелян. О. С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2004, 208 с.
Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Ящукова А. В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.:Дрофа,2004г. с.
2. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 классе. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и К0, 2004г.
3. Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана-Граф,2003г. с.
4. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2005г.
5. Химия. 8 класс. Реакции замещения. 12-е издание, М.: Дрофа, 2006.
6.www.alhimik.ru
7. http://it-n.ru
8.Электронное учебное пособие «Химия. Вещества и превращения», ЗАО «Просвещение – Медиа», 2005.
Приложение 1.
Лист самооценки «Реакции замещения» Ф.И. ______________________________
- Повторение
Задание
1.Если вы правильно определили оба явления, поставьте себе 3б.
2. Если вы правильно определили оба явления, поставьте себе 2б.
3. Если вы правильно определили одно явление, поставьте себе 1б.
А) Оцените свои ответы на вопросы.
- Я знаю, чем физические явления отличаются от химических. -1б.
- Я знаю признаки химических реакций. – 1б.
- Я знаю формулировку закона сохранения массы веществ. -1б.
- Я знаю определение реакции разложения– 1б. (уравнение - 1б.)
- Я знаю определение реакции соединения – 1б.(Уравнение - 1б)
Б) Самостоятельная работа № 1. Игра «Найди меня».
1) Если вы правильно составили уравнения и правильно распределили карточки на две группы, поставьте себе 4б.
2) Если вы правильно составили уравнения, но не смогли распределить их на две группы, поставьте себе 2б.
3) Если вы составили не все уравнения реакции ( одно или два), поставьте себе 1б.
В) Самостоятельная работа № 2 (работа с карточкой)
За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл.
Закрепление изученного материала:
Правильно выбрано одно уравнение - 1 балл.
Правильно выбрано два уравнения - 1 балл.
Правильно выбрано три уравнения - 1 балл.
- Подведение итогов за урок. (вопросы закрепления) -1 балл
- Выходил к доске писать уравнение - 1 балл.
Критерии оценок:
Количество баллов, набранных за урок | Оценка |
27-20 | « 5» |
19-10 | «4» |
9-5 | «3» |
4 и меньше | «2» |
Приложение 2.
Фамилия, Имя___________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Действия | Наблюдения | Уравнения реакций, вывод. |
Опыт № 1. | ||
Эксперимент № 1. | ||
Эксперимент №2. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАГАДКА Эти явления знаете вы В жизни нашей встречаются они, А отличают эти явления - взаимные превращения, И образуются всегда – новые вещества Что же это за явления?
Задание Из перечисленных явлений выберите только химические: а) плавление парафина; б) образование инея; в) ржавление гвоздей; г) разложение воды электрическим током на водород и кислород; д) горение древесины. Укажите признаки и условия для явлений: д) и г).
Ответьте на вопросы: По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются все химические реакции? Кем и когда он был открыт? В чем сущность этого закона? Что называют уравнением химической реакции? Какие типы реакций вам известны? С каким типом реакций мы познакомились на прошлом уроке? Какие реакции называются реакциями соединения? Какие реакции называются реакциями разложения?
ИГРА «НАЙДИ МЕНЯ» 4 Р + 5О 2 = P 2 O –соед. 2SO 2 + O 2 = 2SO 3 – соед. 2CH 4 = C 2 H 2 + 3H 2 - разложение 2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 - разложение
Работа по карточкам Вариант I Вариант II 1) MgO + CO 2 → MgCO 3 -соед. 1) 2 KNO 3 → 2 KNO 2 + O 2 –разл. 2) 2 Al + 3 Cl 2 = 2 AlCl 3 –соед. 2) 2 SO 2 + O 2 → 2 SO 3 –соед. 3) Na 2 O + H 2 O → 2 NaOH – соед. 3) SO 3 + H 2 O → H 2 SO 4 –соед. 4) 2 KClO 3 → 2 KCl + 3 O 2 –разл. 4) K 2 O + H 2 O → 2 KOH –соед. 5) 2 CO + O 2 → 2 CO 2 –соед. 5) 2 NO + O 2 → 2 NO 2 – соед.
Тема урока: «Реакции замещения» Задачи урока: познакомиться на практике с данным типом химических реакций, научиться прогнозировать и записывать формулы продуктов реакции выяснить возможность их протекания.
Опыт Кавендиша
Инструкция по технике безопасности Перед началом работы приготовьте рабочее место. Запрещается брать вещества руками. При выполнении лабораторной работы неукоснительно соблюдайте правила техники безопасности, следите, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук. В случае попадании кислоты на кожу промыть проточной водой и обработать 5% раствором питьевой соды. Не забывайте о правилах обращения со стеклянной посудой. Пузырьки с растворами не оставляйте открытыми (закрывайте сразу после того как набрали раствор в пробирку). Крышки от пузырьков не путайте.
Опыт № 1: Взаимодействие металлов с кислотами Zn + 2 HCl = ZnCl 2 +H 2 ↑ Запишите аналогичную реакцию для алюминия и серной кислоты. 2 Al + 3 H 2 SO 4 = Al 2 ( SO 4 ) 3 + 3 H 2 ↑
Определение Реакции замещения – это реакции, при осуществлении которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.
ПРОБЛЕМА: А ЛЮБОЙ ЛИ МЕТАЛЛ СПОСОБЕН ВСТУПИТЬ В РЕАКЦИЮ ЗАМЕЩЕНИЯ С КИСЛОТОЙ?
Эксперимент № 1 Кальций + Соляная кислота = Магний + Соляная кислота = Цинк + Соляная кислота = Медь + Соляная кислота =
Н.Н.Бекетов Академик Петербургской АН (, изучая взаимодействие металлов с кислотами, пришел к выводу, как и вы. Он заметил, во-первых, что не все металлы реагируют с кислотами, во-вторых, скорость химических реакций зависит от активности металлов. Он составил ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов).
Первое правило ряда напряжений : взаимодействие металлов с растворами кислот Каждый из металлов, расположенных в ряду активности металлов до водорода, способен вытеснять его из растворов кислот. Металлы, стоящие в ряду активности после водорода не вступают в реакцию с растворами кислот. ( ВС + А = АС + В )
Второе правило ряда напряжений : взаимодействие металлов с растворами солей Металл, стоящий в ряду напряжений левее, способен вытеснять металлы из растворов солей, которые стоят в этом ряду правее его. ( ВС + А = АС + В )
Эксперимент №2: «Взаимодействие металлов с растворами солей» Fe + С uSO 4 = FeSO 4 + Сu С u + Ag NO 3 = Ag + С u (NO 3 ) 2 - (уравнять) рисунок в учебнике на стр. 186.
Эксперимент № 2 Оформляем результаты лабораторного опыта в таблицу. Вывод 1: железо в ряду напряжений металлов стоит левее меди, поэтому железо вытесняет медь из растворов её солей. Вывод 2: медь в ряду напряжений металлов стоит левее серебра, поэтому медь вытесняет серебро из раствора её солей
Ответьте на следующие вопросы: Что мы изучали сегодня на уроке? Какие реакции называются реакциями замещения? Назовите два правила ряда активности металлов.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ Допишите уравнения возможных реакций, если не идёт реакция, объясните почему? Zn+H 2 SO 4 → Cu+HCl→ Mg+CuCl 2 → Ag+MgSO 4 → Al+HCl→
Домашнее задание П.32, - №2 (стр.187) -на «3» № 3 (стр.187) - (на «4») № 2, №3(стр.187), - (на «5»)
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока немецкого языка по теме "Школа" , 6 класс
Данный урок разработан в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения с использованием развития приёмов критического мышления....
Технологическая карта урока по биологии по теме "Фотосинтез" 6 класс
Данную технологическую карта можно применять при использовании любого УМК. Цель данного урока: создать условия для открытия учащимися знаний о процессе фотосинтеза как способе воздушного питания расте...
Технологическая карта урока английского языка на тему "Shopping" 5 класс
Технологическая карта урока английского языка на тему "Покупки. Подарки" 5 классУрок-открытие новых знаний. Task Based Lesson (Presentation. Practise. Production.)УМК Spotlight 5...
Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.»
Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.»...
Технологическая карта урока по химии по теме "Серная кислота" (9 класс)
Представлена технологическая карта урока по химии на тему "Серная кислота" с раздаточным материалом....
Технологическая карта урока по химии на тему «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Технологическая карта урока по химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций на примере свойств воды» Техники и технологии: технология проблемного обучения, здоровьесбер...
Технологическая карта урока по химии на тему: Полисахариды
Разработа технологическая карта урока по химии на тему: Полисахариды....