Технологическая карта урока по химии в 8 классе Тема «Кислоты»
план-конспект занятия по химии (8 класс)
Урок "Кислоты" - это первый урок в теме, на котором учащиеся знакомятся знакомятся с классом неорганических веществ "Кислоты". Ранее изучены оксиды и основания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_mbou_sosh_no3_sachkova_i.a._2.docx | 395.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ Алтайский край, г. Бийск, улица Липового, 74/3, телефон: 8 (3854) 43-52 -90, 43-52-91 e-mail: bschool3@mail.ru |
Технологическая карта
Урока по химии
в 8 классе
Тема «Кислоты»
Автор: учитель химии
Сачкова Ирина Анатольевна
первая квалификационная категория
Бийск
2020
Пояснительная записка
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся о кислотах, как классе неорганических веществ.
Задачи:
- обеспечить формирование представления о кислотах, их составе, номенклатуре, способах классификации и названий представителей класса кислот;
- стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, умению делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать определение, состав кислот и их классификацию, правила ТБ при работе с кислотами, важнейшие неорганические кислоты.
- уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов.
- совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Метапредметные:
- сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.
- владеть умениями работать с полученной информацией (анализировать и обосновывать выводы).
- решать практические задачи, представлять результаты своей деятельность в различных формах.
- готовность к сотрудничеству с соучениками, учителем, коллективной работе.
Личностные:
- знать социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией.
- стремится к личному и профессиональному самоопределению, к саморазвитию
Оборудование: лабораторное оборудование (лабораторный штатив, пробирки); реактивы (соляная кислота, метилоранж, лакмус, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага).
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | УУД | |
1. Актуализация знаний | 1. Учитель предлагает ответить устно на вопросы. Предлагаю вспомнить ранее изученный материал Какую тему мы изучаем? Какие классы веществ/соединения изучили уже? Сформулировать определение оксиды, основания привести примеры. 2.Учитель предлагает выполнить тестовое задание (задание на карточках) – Приложение 1. Осуществить взаимопроверку по образцу, оценить работу согласно предложенным критериям. Поднимите руку, у кого 5, 4 (Карточки в конце урока сдать) | Отвечают на вопросы – соединения веществ, оксиды, основания. Оксиды это… Основания это…. Выполняют тест, взаимопроверку по образцу, выставляют отметку согласно предложенным критериям оценивания | П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; давать определения известным понятиям; Р: осуществлять контроль с заданным эталоном. | |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 1.Мы продолжаем изучать Соединения химических элементов. Что бы определить какой класс веществ мы изучаем сегодня, обратимся к фото. (слайд фото Бийский олеумный завод) Почему мы начинаем с этого фото? БОЗ является градообразующим предприятием нашего города 2.Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент о том, что основным продуктом БОЗ является серная кислота - Видео – 2 мин. 3.Предлагает определить тему и цели урока | Основным продуктом БОЗ является серная кислота. Записывают число и тему урока. Определяют цели урока. Тема урока «Кислоты». Цель – изучит состав, классификацию кислот, узнать представителей этого класса веществ. | Бийский олеумный завод | П: формулирование познавательной цели; Л: самоопределение (формирование основ гражданской идентичности); Р: уметь ориентироваться в жизненных примерах; |
3. Изучение нового материала | 1. Предлагает поработать с дополнительной литературой и объяснить, почему завод, выпускающий серную кислоту, называется олеумным. Учитель дает краткую характеристику кислот. Формулы и названия кислот учитель прикрепляет на доске по ходу объяснения. Назовите кислоты, которые знаете вы из повседневной жизни Учитель предлагает, глядя на формулы кислот, найти общее в их составе и сформулировать определение. А также сверить полученное определение с определение в учебнике. | Работают со справочным материалом (химическая энциклопедия, справочник школьника по химии), находят, что такое олеум. Формулы кислот и названия по ходу объяснения записывают в тетрадь. Называют известные им кислоты - Уксусная, лимонная, яблочная, аскорбиновая кислота, уксусная кислота С помощью учителя формулируют определение. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка | Серную кислоту или, историческое название купоросное масло, называют матерью всех кислот. Значение ее в народном хозяйстве велико. Олеум (от лат. oleum vitrioli - купоросное масло) - О́леум (лат. Oleum) — раствор оксида серы (VI) SO3 в 100%-й серной кислоте H2SO4 Н2SO4*SO2 Соляная кислота входит в состав желудочного сока человека. Она убивает болезнетворные микроорганизмы и способствует перевариванию пищи. Смесь концентрированных соляной и азотной кислот в соотношении 1 к 3 называют «Царской водкой», так как способна растворять даже благородные металлы, например золото. Фосфорная кислота является одним из ингредиентов Кока-колы. Задумайтесь над этим, когда вы употребляете ее в пищу. | П: анализ, с целью выделения признаков; умение работать с дополнительным материалом; умение выделять главное; |
3. Изучение нового материала | Учитель организует групповую работу. Рассмотрим классификацию кислот. Для этого вы, работая в группах, расположите предложенные формулы кислот (таблица в учебнике) на группы согласно предложенным схемам. Укажите, по какому признаку вы классифицировали кислоты. Обращайте внимание на название кислот (подсказка в учебнике). | Работая в группах, заполняют схемы «Классификация кислот» по разным признакам, записывают формулы кислот Результаты работы представляет один ученик из класса через документ-камеру | Кислоты – кислородсодержащие и бескислородные Кислоты – одно-, двух- и трех-основные. Кислоты растворимые и нерастворимые Кислоты твердые и жидкие | П: анализ с целью выделения признаков; выражение текстовой информации в виде схем; К: организация сотрудничества в поиске и сборе информации |
Учитель знакомит учащихся с профессией лаборант химического анализа (профориентация). В г. Бийске много предприятий, где требуются специалисты, обладающие химическими знаниями. Это Алтайвитамины, Эвалар, Маслоэкстракционный завод, БОЗ и др. На каждом из этих предприятий требуется лаборант химического анализа. Видео о профессии И вы сейчас попробуете себя в роли лаборантов. | Получают новую информацию, связанную с профессией лаборант химического анализа. | Л: профессиональное самоопределение | ||
ФИЗКУЛЬМИНУТКА Работа лаборанта напряженная, малоподвижная, предлагается несколько упражнений, что бы снять напряжение. | ||||
4. Выполнение лабораторного опыта | Перед началом выполнения ЛО учитель инструктирует учащихся по правилам техники безопасности. Работать вы будите с кислотами, которые требуют особого осторожного отношения. Прокомментируйте знаки, отражающие правила ТБ при работе с кислотами. Работаете в группах по инструктивным карточкам (приложение 2). Результаты опытов фиксируете в лабораторный журнал – таблицу. | По рисунку проговаривают правила ТБ при работе с кислотами. Выполняют ЛО по инструктивным карточкам, работают в группах по 4 человека По итогам каждая группа рассказывает о проделанной работе По итогам ЛО озвучивают вывод, обсуждают допущенных ошибок и осуществляют их коррекцию | П: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы Р: проведение необходимого действия самостоятельно, самоконтроль и самооценка достигнутого результата; К: организация совместной деятельности в группах с учётом поставленных учебно-познавательных задач; | |
5. Рефлексия. | Перед вами карточки, на которых представлены некоторые личностные качества, которыми должен обладать лаборант. Поставьте букву Я напротив тех качеств, которыми вы обладаете. И букву Ц – цель напротив тех которые хотели бы в себе развить не зависимо от выбора профессии. (приложение 3) Учитель подводит итог урока, отмечает активную работу групп, обучающихся | Оценивают себя, свои качества в контексте Я-сейчас, Я-хочу стать. |
| Л: самоопределение; умение выполнять оценку и самооценку деятельности; |
6. домашнее задание | Учитель предлагает записать задание на дом. Учитель комментирует домашнее задание. | Учащиеся записывают задание на дом. | Домашнее задание. П.21 з. 1, 4б письменно. Знать формулы и названия кислот Составить информационный буклет «Кислотным дождям – нет!», информационный буклет – интересные факты о кислотах. | Л: Р: самостоятельное планирование дальнейшей учебной деятельности |
Приложение 1
Тест
1. Выберите формулу основания:
1) NaOH
2) HNO3
3) H2O
2. Выберите формулу оксида металла
1) H2O
2) SO3
3) BаO
3. Щелочь – это…
1) Zn(OH)2
2) NaOH
3) Mg(OH)2
4. Оксиду меди (I) соответствует основание:
1) CuOH
2) Сa(OH)2
3) Cu(OH)2
5. Фенолфталеин в щелочной среде…
1) Красный
2) Синий
3) Малиновый
6. Формула гашёной извести
1) СаО
2) Сa(OH)2
3) КОН
4) СаОН
Отметка__________________
Приложение 2
Лабораторный опыт 1
«Изменение окраски индикаторов в кислой среде»
Цель: выявить окраску индикаторов лакмуса, метилоранжевого, фенолфталеина, универсального индикатора в кислотах
Реактивы: соляная кислота, метилоранж, лакмус, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага.
Проведение опыта и оформление результатов:
1) Оцените окраску индикаторов – фенолфталеин, лакмус, метилоранжевый. Внесите данные в таблицу.
1) В три пробирки добавьте 1-2 мл кислоты. В 1ую добавьте фенолфталеин, во 2ую лакмус, в 3ью метилоранж. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу.
ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ
Название индикатора | Окраска индикатора в нейтральной среде (в воде) | Окраска индикатора в кислой среде |
фенолфталеин | ||
Лакмус | ||
метилоранжевый |
Лабораторный опыт 2
«Определение pH лимонного сока на срезе плодов»
Приложите полоску универсальной индикаторной бумаги к свежему срезу лимона. Определите, как изменился цвет. Укажите pH лимонного сока. (помощь учебник с.124)
Результаты наблюдений оформите в таблицу
Сок | Цвет универсального индикатора | pH |
Лимонный |
Сделайте вывод: Для распознавания кислот можно использовать следующие индикаторы: ____________________________________________________________
Они приобретают ____________________________________________________________
____________________________________________________________
Лабораторный журнал заполнили:
Приложение 3
Для работы лаборантом важны качества характера, позволяющие выполнять монотонную работу, требующую внимания и усидчивости.
Лаборант химического анализа должен обладать следующими личностными качествами:
- психическая устойчивость;
- дисциплинированность;
- аккуратность;
- педантизм;
- ответственность;
- концентрация;
- самоорганизованность;
- хорошая координация;
- развитая сенсорная память;
- чувствительное обоняние;
- способность распределять внимание.
- способность концентрировать внимание;
- эмоциональная устойчивость;
- хорошая сенсорная память;
- развитая мелкая моторика рук;
- хорошая реакция;
Работа в лаборатории идеально подходит людям, предпочитающим выполнять рабочую задачу самостоятельно, а не работать в команде. Она не предполагает близкого контакта с коллегами и общения с посетителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Соли" (химия, 8 класс)
Урок разработан к учебнику О. С. Габриеляна, 8 класс. Урок формирования новых знаний.Урок, отвечающий современным требованиям.Содержит этапы: мотивационныйпсихологическая подготовка к изучению но...
Технологическая карта урока по химии 8 класс "Оксиды. Номенклатура. Классификация"
Разработка урока по химии 8 класс по ФГОС....
Технологическая карта урока по химии 9 класс "Получение металлов"
Технологическая карта урока для 9 класса по химии по УМК О.С.Габриеляна на тему "Получение металлов"...
технологическая карта урока по химии 8 класса " Оксиды" по учебнику Рудзитиса
технологическая карта урока химии 8 класса по теме " Оксиды" по учебнику Рудзитиса...
Технологическая карта урока по химии 8 класс ФГОС "Ковалентная полярная связь"
ПредметхимияКласс 8 Тема урока«Ковалентная полярная связь» Тип урокаизучение и первичное закрепления нового материала.Целиl Сформировать понятия о механизме образования ковалентно...
Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов
Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов в соответствии требованиями ФГОС...
Конспект урока по химии 9 класс Тема: Кислоты: понятие, классификация, названия.
Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру. Задачи: 1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индик...