Технологическая карта урока по химии в 8 классе Тема «Кислоты»
план-конспект занятия по химии (8 класс)

Сачкова Ирина Анатольевна

Урок "Кислоты" - это первый урок в теме, на котором учащиеся знакомятся знакомятся с классом неорганических веществ "Кислоты". Ранее изучены оксиды и основания.

На уроке используется краеведческий материал - о Бийском олеумном заводе.
Обучающиеся знакомятся с профессией лаборант химического анализа, определяют свои личностные качества в соответствии с данной профессией, определяют качества для совершенствования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_mbou_sosh_no3_sachkova_i.a._2.docx395.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 3

ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Алтайский край, г. Бийск, улица Липового, 74/3, телефон: 8 (3854) 43-52 -90, 43-52-91

e-mail: bschool3@mail.ru

Технологическая карта

Урока по химии

в 8 классе

Тема «Кислоты»

Автор:  учитель химии

Сачкова Ирина Анатольевна

первая квалификационная категория

Бийск

2020

Пояснительная записка

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся о кислотах, как классе неорганических веществ.

Задачи:

  • обеспечить формирование представления о кислотах, их составе, номенклатуре, способах классификации и названий представителей класса кислот;
  • стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, умению делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать определение, состав кислот и их классификацию, правила ТБ при работе с кислотами, важнейшие неорганические кислоты.
  • уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов.
  • совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Метапредметные:

  •  сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.
  • владеть умениями работать с полученной информацией (анализировать и обосновывать выводы).
  • решать практические задачи, представлять результаты своей деятельность в различных формах.
  •  готовность к сотрудничеству с соучениками, учителем, коллективной работе.

Личностные:

  • знать социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией.
  • стремится  к  личному и профессиональному  самоопределению, к саморазвитию

Оборудование: лабораторное оборудование (лабораторный штатив, пробирки); реактивы (соляная кислота, метилоранж, лакмус, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага).

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

УУД

1. Актуализация знаний

1. Учитель предлагает ответить устно на вопросы.

Предлагаю вспомнить  ранее изученный материал

Какую тему мы изучаем? Какие классы веществ/соединения изучили уже? Сформулировать определение оксиды, основания привести примеры.

2.Учитель предлагает выполнить тестовое задание (задание на карточках) – Приложение 1. 

Осуществить взаимопроверку по образцу,

оценить работу согласно предложенным критериям.

Поднимите руку, у кого 5, 4 (Карточки в конце урока сдать)

Отвечают на вопросы – соединения веществ, оксиды, основания.

Оксиды это…

Основания это….

Выполняют тест,

взаимопроверку по образцу, выставляют отметку согласно предложенным критериям оценивания

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; давать определения известным понятиям;

Р: осуществлять контроль с заданным эталоном.

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Мы продолжаем изучать Соединения химических элементов. Что бы определить какой класс веществ мы изучаем сегодня, обратимся к фото. (слайд фото Бийский олеумный завод)

Почему мы начинаем с этого фото? БОЗ является градообразующим предприятием нашего  города

2.Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент о том, что основным продуктом БОЗ является серная кислота - Видео – 2 мин.

3.Предлагает  определить тему и цели урока

Основным продуктом БОЗ является серная кислота.

Записывают число и тему урока.

Определяют цели урока. 

Тема урока  «Кислоты».

Цель – изучит состав, классификацию кислот, узнать представителей этого класса веществ.

https://static.news.ru/photo/34cf1bae-47b9-11e9-98fb-fa163e074e61_660.jpg

Бийский олеумный завод

П: формулирование познавательной цели;

Л: самоопределение (формирование основ гражданской идентичности);

Р: уметь ориентироваться в жизненных примерах;

3. Изучение нового материала

1. Предлагает поработать  с дополнительной литературой и объяснить, почему завод, выпускающий серную кислоту, называется  олеумным.

Учитель дает краткую характеристику кислот. 

Формулы   и названия кислот учитель прикрепляет на доске  по ходу объяснения.

Назовите кислоты, которые знаете вы из повседневной жизни

Учитель предлагает, глядя на формулы кислот, найти общее в их составе и сформулировать определение.

А также сверить полученное определение с определение в учебнике.

Работают со справочным материалом (химическая энциклопедия, справочник школьника по химии), находят, что такое олеум.

Формулы кислот и названия по ходу объяснения записывают в тетрадь.

Называют известные им кислоты - Уксусная, лимонная, яблочная, аскорбиновая кислота, уксусная кислота

С помощью учителя формулируют определение. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

Серную кислоту или, историческое название купоросное масло, называют матерью всех кислот. Значение ее в народном хозяйстве велико.

Олеум

(от лат. oleum vitrioli - купоросное масло) -  О́леум (лат. Oleum) — раствор оксида серы (VI) SO3 в 100%-й серной кислоте  H2SO4

Н2SO4*SO2

Соляная кислота входит  в состав желудочного сока человека. Она убивает болезнетворные микроорганизмы и способствует перевариванию пищи.

Смесь концентрированных соляной и азотной кислот в соотношении 1 к 3 называют «Царской водкой»,  так как способна растворять даже благородные металлы, например золото.

 Фосфорная кислота является одним из ингредиентов Кока-колы. Задумайтесь над этим, когда вы употребляете ее в пищу. 

П: анализ, с целью выделения признаков; умение работать с дополнительным материалом; умение выделять главное;

3. Изучение нового материала

Учитель организует групповую работу.

Рассмотрим классификацию кислот. Для этого вы, работая в группах, расположите предложенные формулы кислот (таблица в учебнике) на группы согласно предложенным схемам. Укажите, по какому признаку вы классифицировали кислоты. Обращайте внимание на название кислот (подсказка в учебнике).

Работая в группах, заполняют схемы «Классификация кислот» по разным признакам, записывают формулы кислот

Результаты работы представляет один ученик из класса через документ-камеру

Кислоты – кислородсодержащие и бескислородные

Кислоты – одно-, двух- и трех-основные.

Кислоты растворимые и нерастворимые

Кислоты твердые и жидкие

П: анализ с целью выделения признаков; выражение текстовой информации в виде схем; 

К: организация сотрудничества в поиске и сборе информации

Учитель знакомит учащихся с профессией лаборант химического анализа (профориентация).

В г. Бийске  много предприятий, где требуются специалисты, обладающие химическими знаниями. Это Алтайвитамины, Эвалар, Маслоэкстракционный завод, БОЗ и др. На  каждом из этих предприятий  требуется лаборант химического анализа.

Видео о профессии

И вы сейчас попробуете себя в роли лаборантов.

Получают новую информацию, связанную с профессией лаборант химического анализа.

Л: профессиональное самоопределение

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Работа лаборанта напряженная, малоподвижная, предлагается несколько упражнений, что бы снять напряжение.

4. Выполнение лабораторного опыта

Перед началом выполнения ЛО учитель инструктирует учащихся по правилам техники безопасности.

 Работать вы будите с кислотами, которые требуют особого осторожного отношения. Прокомментируйте  знаки, отражающие правила ТБ при работе с кислотами.

Работаете в группах по инструктивным карточкам (приложение 2). Результаты опытов фиксируете в лабораторный журнал – таблицу.

По рисунку проговаривают правила ТБ при работе с кислотами.

Выполняют ЛО по инструктивным карточкам, работают в группах по 4 человека

По итогам каждая группа рассказывает о проделанной работе 

По итогам ЛО озвучивают вывод, обсуждают допущенных ошибок и осуществляют их коррекцию

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1085/00014904-7b05df08/img15.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/11bf/0010ee26-ea4d9ea1/hello_html_66f643fe.png

П: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы 

Р: проведение необходимого действия самостоятельно, самоконтроль и самооценка достигнутого результата;

К: организация  совместной деятельности в группах  с учётом поставленных учебно-познавательных задач;

5. Рефлексия.

Перед вами карточки, на которых представлены некоторые личностные качества, которыми должен обладать лаборант. Поставьте букву Я напротив тех качеств, которыми вы обладаете. И букву Ц – цель напротив тех которые хотели бы в себе развить не зависимо от выбора профессии. (приложение 3)

Учитель подводит итог урока, отмечает активную работу групп, обучающихся

Оценивают себя, свои качества в контексте Я-сейчас, Я-хочу стать.

  • психическая устойчивость;
  • дисциплинированность;
  • аккуратность;
  • педантизм;
  • ответственность;
  • концентрация;
  • самоорганизованность;
  • хорошая координация;
  • развитая сенсорная память;
  • чувствительное обоняние;
  • способность распределять внимание.
  • способность концентрировать внимание;
  • эмоциональная устойчивость;
  • хорошая сенсорная память;
  • развитая мелкая моторика рук;
  • хорошая реакция;

Л: самоопределение; умение выполнять оценку и самооценку деятельности;

6. домашнее задание

Учитель предлагает записать задание на дом. Учитель комментирует домашнее задание.

Учащиеся записывают задание на дом.

Домашнее задание.

П.21 з. 1, 4б письменно. Знать формулы и названия кислот

Составить информационный буклет «Кислотным  дождям – нет!», информационный буклет – интересные факты о кислотах.

Л:

Р: самостоятельное планирование дальнейшей учебной деятельности

Приложение 1

Тест

1. Выберите формулу основания:

1) NaOH

2) HNO3

3) H2O

2. Выберите формулу оксида металла

1) H2O

2) SO3

3) BаO

3.  Щелочь – это…

1) Zn(OH)2

2) NaOH

3) Mg(OH)2

4. Оксиду меди (I)  соответствует основание:

1) CuOH

2) Сa(OH)2

3) Cu(OH)2

5. Фенолфталеин в щелочной среде…

1) Красный

2) Синий

3) Малиновый

6. Формула гашёной извести

1) СаО

2) Сa(OH)2

3) КОН

4) СаОН

Отметка__________________


Приложение 2

Лабораторный опыт 1

«Изменение окраски индикаторов в кислой среде»

Цель: выявить окраску индикаторов лакмуса, метилоранжевого, фенолфталеина, универсального индикатора  в кислотах

Реактивы: соляная кислота, метилоранж, лакмус, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага.

Проведение опыта и оформление результатов:

1) Оцените окраску индикаторов – фенолфталеин, лакмус, метилоранжевый. Внесите данные в таблицу.

1) В три пробирки добавьте 1-2 мл кислоты. В 1ую добавьте фенолфталеин, во 2ую лакмус, в  3ью метилоранж. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу.

ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ

Название индикатора

Окраска индикатора в нейтральной среде (в воде)

Окраска индикатора в кислой  среде

фенолфталеин

Лакмус

метилоранжевый

Лабораторный опыт 2

«Определение pH лимонного сока на срезе плодов»

Приложите полоску универсальной индикаторной бумаги к свежему срезу лимона. Определите, как изменился цвет. Укажите pH лимонного сока. (помощь учебник с.124)

Результаты наблюдений оформите в таблицу

Сок

Цвет универсального индикатора

pH

Лимонный

Сделайте вывод: Для распознавания кислот можно использовать следующие индикаторы: ____________________________________________________________

Они приобретают ____________________________________________________________

____________________________________________________________

Лабораторный журнал заполнили:

Приложение 3

Для работы лаборантом важны качества характера, позволяющие выполнять монотонную работу, требующую внимания и усидчивости.

Лаборант химического анализа  должен обладать следующими личностными     качествами:

  • психическая устойчивость;
  • дисциплинированность;
  • аккуратность;
  • педантизм;
  • ответственность;
  • концентрация;
  • самоорганизованность;
  • хорошая координация;
  • развитая сенсорная память;
  • чувствительное обоняние;
  • способность распределять внимание.
  • способность концентрировать внимание;
  • эмоциональная устойчивость;
  • хорошая сенсорная память;
  • развитая мелкая моторика рук;
  • хорошая реакция;

Работа в лаборатории идеально подходит людям, предпочитающим выполнять рабочую задачу самостоятельно, а не работать в команде. Она не предполагает близкого контакта с коллегами и общения с посетителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Соли" (химия, 8 класс)

Урок разработан к учебнику О. С. Габриеляна, 8 класс. Урок формирования новых знаний.Урок, отвечающий современным требованиям.Содержит этапы: мотивационныйпсихологическая подготовка к изучению но...

Технологическая карта урока по химии 9 класс "Получение металлов"

Технологическая карта урока для 9 класса по химии по УМК О.С.Габриеляна на тему "Получение металлов"...

технологическая карта урока по химии 8 класса " Оксиды" по учебнику Рудзитиса

технологическая карта урока химии 8 класса по теме " Оксиды"  по учебнику Рудзитиса...

Технологическая карта урока по химии 8 класс ФГОС "Ковалентная полярная связь"

ПредметхимияКласс 8 Тема урока«Ковалентная полярная связь» Тип урокаизучение  и первичное закрепления нового материала.Целиl Сформировать понятия о механизме образования ковалентно...

Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов

Технологическая карта урока по химии 9 класс Общая характеристика металлов в соответствии требованиями ФГОС...

Конспект урока по химии 9 класс Тема: Кислоты: понятие, классификация, названия.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру. Задачи: 1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индик...