Рабочая программа курса Школа юного химика
рабочая программа по химии (9, 10, 11 класс)
Рабочая программа курса Школа юного химика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_yunogo_himika.docx | 81.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
«Школа юного химика»
№ | Структура | |
1 | Титульный лист | |
1.1 | Образовательная организация | |
1.2 | Название программы | «Школа юного химика» |
1.3 | Срок реализации | 1 год |
1.4 | Ф.И.О автора ,должность | Степанова Светлана Васильевна. Учитель химии и биологии |
1.5 | Территория, год | |
2. | Пояснительная записка | |
2.1 | Тип программы | общеразвивающая |
2.2 | Направленность | Естественнонаучная (химия) |
2.3 | Актуальность | Дополнительная общеобразовательная программа создана, чтобы в процессе получения дополнительного химического образования учащиеся приобрели химические знания о законах и теориях, отражающих особенности химической формы движения материи, приобрели умения и навыки в постановке химического эксперимента, в работе с научной и справочной литературой, научились делать выводы применительно к конкретному материалу и более общие выводы мировоззренческого характера. |
2.4 | Цель | Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия, а так же формирование проектно – исследовательских компетенций обучающихся. |
2.5 | Задачи |
3. Развивающие:
|
2.6 | Отличительные особенности программы | Особенностью программы является еѐ интегративный характер, так как она основана на материале химии, физики, биологии, истории, географии. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности. В основе ее лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Эмоциональное переживание процесса открытия является основой мотивации к знаниям, стимулятором самой умственной деятельности в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Отличительной особенностью данной программы так же является более глубокий анализ программных тем по предмету «Химия» и их расширение, связанное с практической стороной жизни человека. |
2.7. | Возраст детей | 15-17 лет разновозрастные группы |
2.8 | Продолжительность занятий | 2 часа |
2.9 | Формы занятий | Основной формой организации учебного процесса по данной программе является занятие, но предусмотрено регулярное включение в образовательный процесс таких форм, как деловая игра, экскурсия, научно-исследовательские работы, тренинг, дискуссия, дебаты, конференция, самостоятельная работа обучающихся по выбранным темам, индивидуальные и групповые консультации. |
2.10 | Режим занятий | занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность одного занятия – не более двух часов. |
2.11 | Ожидаемые результаты | На занятиях обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью. Предметными результатами освоения программы являются: - в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту; - в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе; - в трудовой сфере: планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами; - в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Личностными результатами являются: - в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка; - в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; - в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности. Метапредметными результатами являются: - владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; - умение генерировать идеи определять средства, необходимые для их реализации; - умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - использовать различные источники для получения химической информации Диагностические признаки по овладению ключевыми компетентностями, освоению опыта творческой деятельности, сформированности ценностно-мотивационной сферы представлены по результатам обучения по программе далее не конкретизируются. |
2.12 | Способы определения результативности | — Педагогическое наблюдение. — Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях. — Мониторинг контрольные задания и тесты самооценка воспитанника анкетирование оформление фотоотчётов |
2.13 | Формы контроля | Текущий контроль, – это систематическая оценка уровня освоения дополнительной образовательной программы в течение учебного года. Текущий контроль складывается из следующих компонентов. В начале учебных занятий проводится вводный контроль для определения начального уровня знаний учащихся в форме тестирования, анкетирования, собеседования. В течение всего курса обучения осуществляется оперативный контроль позволяющий определить уровень усвоения программы, творческую активность учащихся, выявить коммуникативные склонности, готовность к саморазвитию. Итоговый контроль проводится по завершению курса программы, с учетом его особенностей. Педагог анализирует: - усвоение ребенком норм и правил проведения химических практических работ; - качество и способность учащегося работать самостоятельно и творчески; - проявление инициативы к решению проблем ближайшего окружения; - умение учащихся организовать и оформить учебно-исследовательскую работу; - участие в мероприятиях (конкурс, олимпиада, акция, конференция и т.д.) различного уровня. В конце учебного года педагог обобщает результаты всех диагностических процедур и определяет уровень результатов образовательной деятельности каждого обучающегося – интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов и составляющих учебно-воспитательного процесса. Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе - низкий (Н), средний (С), высокий (В). Подведение итогов реализации программы. В соответствии с календарным учебным графиком в конце учебного года проводится: аттестация обучающихся (оценка качества освоения программы по итогам учебного года) на базовом уровне в форме презентации проектов на круглом столе, на учебно-исследовательском уровне – в форме итоговой конференции. |
3. | Учебно-тематический план | |
3.1 | Перечень разделов, тем | Раздел 1. Приёмы обращения с веществами и оборудованием (10 часов) 1.Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Знакомство с лабораторным оборудованием. 2.Нагревательные приборы и пользование ими. 3.Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. 4.Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. 5. Занимательные опыты по теме: Приёмы обращения с веществами и оборудованием. Раздел 2. Живопись глазами химика (16 часов) 6. Углерод. . 7. Создание новых красок. 8. Оксиды металлов в художественных красках 9. Соли в палитре художника 10. Краски разных времен 11. Экскурсия в краеведческий музей. Раздел 3. Металлы как материал для создания произведений искусства (20 часов) 12. Позолота 13. Чугун. 14. Сталь 15. Коррозия и памятники 16. Декоративное окрашивание металлов. 17. Химическая викторина «Великие металлы». Раздел 4. Химические вещества – строительные материалы (26 часов) 18. Известь. Глина. Песок. Цементы 19. Бетоны. Строительные растворы. 20. Красный глиняный кирпич и силикатный кирпич. Гипсокартон 21. Древесина 22. Состав и виды стекла 23.Стекольные строительные материалы. 24. Знакомство с образцами различных видов керамических изделий и минералов Раздел 5. Химия и окружающая среда (18 часов) 25. Человек и биосфера. Уровни экологических проблем 26. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды 27. Понятие о ПДК вредных веществ в атмосфере, воде, пищевых продуктах 28. Очистка сточных вод 29. Нефть, уголь и экологические проблемы 30. Сообщения учащихся о проблемах окружающей среды Раздел 6. Химия и питание (28 часов) 31. Значение правильной организации питания 32. Всегда ли права реклама? 33. Химический состав пищевых продуктов 34. Продукты долгого хранения 35. Сладости. 36. Пряности 37.Пищевые добавки 38. Получение искусственных пищевых продуктов 39. Комплексное использование компонентов пищи 40. Экскурсия ООО "БИЧУРСКИЙ МАСЛОЗАВОД " Раздел 7. Препараты бытовой химии в нашем доме (18 часов) 41. Техника безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии 42. Состав и практическое использование растворителей. Меры предосторожности в работе с огнеопасными веществами 43. Стирка по-научному 44.Полиэтилен, оргстекло, пенопласт 45. Лавсан, капрон, нитрон, хлорин 46. Химчистка на дому 47. Составление сборника полезных советов «Хорошая хозяйка)» Раздел 8 . Химия и твоя будущая профессия. 48. Обзор профессий 49. Агрономы, овощеводы, цветоводы 50. Медицинские работники 51. Кто готовит продукты питания? |
3.2 | Количество часов по темам | Всего 144 часа (теория 76 часов, практика 68 часов) |
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
Согласно требованиям Федерального стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной области "Естественнонаучные предметы", направлено на обеспечение формирования целостной научной картины мира и воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Предмет предполагает овладение учащимися межпредметным анализом различных сфер жизни человека. Данная дополнительная образовательная программа, используя деятельностный подход в обучении, способствует более глубокому изучению курса химии и позволяет учащимся овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать и моделировать химические процессы; сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; оценивать полученные результаты, понимая постоянный процесс эволюции научного знания, что в конечном итоге способствует самообразованию и саморазвитию учащихся.
Умение определять химические компоненты в окружающем мире является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях. Процесс определения включает сочетание теоретического материала, предусмотренного программой, с умениями логически связывать воедино отдельные химические явления и факты, что стимулирует более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний курса химии. Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на «зону ближайшего развития» ученика, развивая его личностные, метапредметные и предметные результаты, способствуя профессиональному самоопределению.
Современное школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для достижения опережающего развития необходимо развивать проектное мышление обучающихся с помощью специально организованной деятельности - исследовательской. Исследовательская деятельность направлена на формирование ключевых компетенций обучающихся: ценностносмысловых, учебно-познавательных, общекультурных, информационных, коммуникативных. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования возникла необходимость в разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по обще - интеллектуальному направлению, позволяющей сформировать навыки исследовательской деятельности учащихся 15-17лет.
Новизна дополнительной образовательной программы заключается в возможности изучения учащимися новых тем, не рассматриваемых программой предмета, а именно позволяет строить обучение учащихся с учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни, к тому, с чем учащиеся сталкиваются каждый день в быту.
Актуальность программы и ее педагогическая целесообразность .
В системе естественнонаучного образования химия занимает важное место, определяемое ролью химической науки в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира. Дополнительная общеобразовательная программа создана, чтобы в процессе получения дополнительного химического образования учащиеся приобрели химические знания о законах и теориях, отражающих особенности химической формы движения материи, приобрели умения и навыки в постановке химического эксперимента, в работе с научной и справочной литературой, научились делать выводы применительно к конкретному материалу и более общие выводы мировоззренческого характера. Изучение химии помогает понять общие закономерности процесса познания природы человеком, методы аналогии и эксперимента, анализ и синтез позволяют понять науку во всем ее многообразии. Химические знания необходимы учащимся в повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования и правильной ориентации поведения в окружающей среде. Содержание дополнительной образовательной программы актуально и с точки зрения реализации Концепции развития дополнительного образования детей, которая нацеливает на «создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения». Программа даѐт учащимся возможность выбрать профиль обучения, пополнить знания о профессиях, расширить знания предмета химии, необходимые для получения дальнейшего образования. Идея личностно-ориентированного подхода, заложенная в основу программы, допускает возможность широкого варьирования учебного материала педагогом при его конкретизации, создание индивидуальных образовательных маршрутов. Дифференцированный подход к обучению предполагает выбор учащимися на определенной ступени обучения тех учебных курсов, которые представляют для них наибольший интерес и с которыми они связывают свою дальнейшую профессиональную специализацию. Формирование гуманистических и экологических представлений является важнейшей задачей химического образования. В программе большое значение имеют 4 межпредметные связи с другими учебными дисциплинами: биологией, географией, экологией, физикой. Таким образом, предлагаемая программа направлена на реализацию основных идей новой концепции химического образования: а) оживление эксперимента: формирование умений обращаться с веществами, биологическими и химическим лабораторным оборудование, простейшими пробами; б) приобщение и развитие у учащихся исследовательских умений на примере изучения богатств родного края; в) отход от чрезмерной абстрактности химии, усиление прикладной направленности; г) показ тенденции интеграции смежных наук: биология, химии, географии, физики и др. с целью создания целостной картины окружающего мира. Предлагаемая программа расширяет и углубляет школьные знания детей по химии, развивает систему знаний о мире, прививает практические умения и навыки по проведению экспериментов. Программа дает возможность развивать творческие способности учащихся, заниматься научно-исследовательской деятельностью, повысить общественно-полезную направленность деятельности объединения дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в наибольшей степени способствует развитию творческих способностей, ставя обучающегося в положение первооткрывателя. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, повысят уровень проектно – исследовательских компетенций обучающихся, позволят быть успешными в процессе обучения.
Цель программы: Формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия, а так же формирование проектно – исследовательских компетенций обучающихся.
Основные задачи курса:
Образовательные:
- освоить новые темы, не рассматриваемые программой, имеющие прикладное назначение;
- использовать теоретические знания по химии на практике;
- изучить экологические аспекты в свете химических процессов.
- формировать у учащихся навыки безопасного и грамотного обращения с веществами; формировать практические умения и навыки разработки и выполнения химического эксперимента;
Воспитывающие:
- формировать личностные умения (целенаправленность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность, волевые качества и т.д.);
- воспитывать экологическую культуру.
Развивающие:
- формировать метапредметные навыки работы с учебной литературой, сетью Интернет;
- формировать ИКТ-компетентости;
- развивать логическое мышление, внимание, творческие способности посредством выработки рациональных приемов обучения.
Особенностью программы является еѐ интегративный характер, так как она основана на материале химии, физики, биологии, истории, географии. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.
В основе ее лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Эмоциональное переживание процесса открытия является основой мотивации к знаниям, стимулятором самой умственной деятельности в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы так же является более глубокий анализ программных тем по предмету «Химия» и их расширение, связанное с практической стороной жизни человека.
Программа рассчитана на учащихся 15-17 лет. Принцип набора свободный: принимаются все дети, желающие обучаться по данной программе. После проведения предварительного собеседования определяется, на каком уровне будет осваиваться программа: углубленном или учебно-исследовательском. Количество обучающихся: не менее 15 человек в группе. Группа может быть одно- или разновозрастной. Для учащихся, разных по возрасту, предусматривается дифференцированный подход при назначении учебных заданий в процессе обучения.
Сроки реализации. Дополнительная образовательная программа рассчитана на один год обучения:
1-й начальный этап. Обучающиеся знакомятся с теоритическими знаниями по курсу программы.
2-й этап решения практических задач по темам программы.
3-й заключительный этап. Подготовка и реализация образовательного продукта.
Формы и режим занятий:
Данная программа предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Учащиеся не столько приобретают дополнительные знания по химии, сколько развивают способности самостоятельного приобретения знаний, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения, выслушивать другие мнения и конструктивно их обсуждать. Опыты, наблюдения и самостоятельные исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета химии.
Обучающиеся могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.
Основной формой организации учебного процесса по данной программе является занятие, но предусмотрено регулярное включение в образовательный процесс таких форм, как деловая игра, экскурсия, научно-исследовательские экспедиции, тренинг, дискуссия, дебаты, конференция, самостоятельная работа обучающихся по выбранным темам, индивидуальные и групповые консультации. Данные формы помогают активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать инициативу в организации своей познавательной деятельности в руки обучающихся. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний, программой предусматривается проведение ряда лабораторных и практических работ, которые должны проводиться в специально оборудованной химической лаборатории или кабинете. Химическая лаборатория, а также кабинет химии являются зонами особого риска, поэтому не только на первом, но и на всех последующих занятиях следует уделять пристальное внимание вопросам безопасности труда, правилам обращения с химическим оборудованием и реактивами, проводить инструктажи, демонстрировать отдельные приемы, опираясь при этом на нормативные документы, имеющиеся в образовательном учреждении. Выполнение лабораторных и практических работ дает возможность учащимся самостоятельно открывать для себя что-то новое, делать выводы, анализировать ситуацию с выдвижением гипотез, что ведет к более глубокому усвоению химических понятий и процессов. При выборе форм и приемов организации процесса обучения следует учитывать, что данная программа носит практических характер. Теоретические сведения усваиваются детьми в ходе практической работы, выполнения проекта или бесед с педагогом. Очень эффективно может быть использован проектный метод обучения, особенно при реализации курсов вариативного блока. Теоретическая часть предполагает пояснение по каждой теме, а также заслушивание и обсуждение сообщений, заранее подготовленных учащимися. В практическую (экспериментальную) часть включены такие виды работ, опытов, которые соответствуют возрастному уровню детей.
Основные методы
Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию способствуют следующие общепедагогические методы обучения:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
- наглядные методы (показ демонстрационных опытов, использование ТСО, дидактического раздаточного материала);
- практические включают в себя индуктивный, дедуктивный, репродуктивный, проблемно-поисковые методы.
Основные формы
- лекция с элементами беседы
- поэтапное формирование умений и навыков
- семинар-практикум
- практическая работа
- научно-практическая конференция
В работе по содержанию возможны следующие виды деятельности:
- выполнение практических работ
- самостоятельные исследования
- составление и моделирование изучаемых процессов
- составление таблиц
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией
- работа в группах
- работа со справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами Internet.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность одного занятия – не более двух часов.
Ожидаемые результаты освоения программы. Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.
Пройдя данный курс, учащиеся получат расширенные знания по предмету химия; смогут результативно выступать на творческих химических конкурсах; повысят экологическую культуру; получат полное представление об окружающем мире с позиций химических явлений.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить следующие результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
1. Когнитивного компонента будут сформированы:
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
2. Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
3. Деятельностного компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- устойчивый познавательный интерес и становлении смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность выбора профильного образования.
4. Обучающийся получить возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- целеполаганию , включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей.
2. Получить возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
2. Получить возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится: - основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
2. Получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
- организовать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Планируемые результаты
На занятиях обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;
- в трудовой сфере: планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Личностными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; - в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование;
- умение генерировать идеи определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации
Диагностические признаки по овладению ключевыми компетентностями, освоению опыта творческой деятельности, сформированности ценностно-мотивационной сферы представлены по результатам обучения по программе далее не конкретизируются.
Контроль за реализацией программы
Текущий контроль, – это систематическая оценка уровня освоения дополнительной образовательной программы в течение учебного года. Текущий контроль складывается из следующих компонентов. В начале учебных занятий проводится вводный контроль для определения начального уровня знаний учащихся в форме тестирования, анкетирования, собеседования.
В течение всего курса обучения осуществляется оперативный контроль позволяющий определить уровень усвоения программы, творческую активность учащихся, выявить коммуникативные склонности, готовность к саморазвитию.
Итоговый контроль проводится по завершению курса программы, с учетом его особенностей. Педагог анализирует:
- усвоение ребенком норм и правил проведения химических практических работ;
- качество и способность учащегося работать самостоятельно и творчески;
- проявление инициативы к решению проблем ближайшего окружения;
- умение учащихся организовать и оформить учебно-исследовательскую работу;
- участие в мероприятиях (конкурс, олимпиада, акция, конференция и т.д.) различного уровня.
В конце учебного года педагог обобщает результаты всех диагностических процедур и определяет уровень результатов образовательной деятельности каждого обучающегося – интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов и составляющих учебно-воспитательного процесса. Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе - низкий (Н), средний (С), высокий (В).
Подведение итогов реализации программы. В соответствии с календарным учебным графиком в конце учебного года проводится: аттестация обучающихся (оценка качества освоения программы по итогам учебного года) на базовом уровне в форме презентации проектов на круглом столе, на учебно-исследовательском уровне – в форме итоговой конференции.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
Раздел 1 приемы обращения с веществами и оборудованием | 10 | |||
1 | Знакомство с лабораторным оборудованием | 2 | 1 | 1 |
2 | Нагревательные приборы и пользование ими. | 2 | 1 | 1 |
3 | Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами | 2 | 1 | 1 |
4 | Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту | 2 | 1 | 1 |
5 | Занимательные опыты по теме: Приёмы обращения с веществами и оборудованием | 2 | 1 | 1 |
Раздел 2 Живопись глазами химика | 16 | |||
6 | Углерод | 2 | 1 | 1 |
7 | Создание новых красок | 4 | 2 | 2 |
8 | Оксиды металлов в художественных красках | 3 | 2 | 1 |
9 | Соли в палитре художника | 3 | 2 | 1 |
10 | Краски разных времен | 2 | 2 | |
11 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | 2 | |
Раздел 3. Металлы как материал для создания произведений искусства | 20 | |||
12 | Позолота | 2 | 2 | |
13 | Чугун | 4 | 2 | 2 |
14 | Сталь | 4 | 2 | 2 |
15 | Коррозия и памятники | 4 | 2 | 2 |
16 | Декоративное окрашивание металлов | 4 | 2 | 2 |
17 | Химическая викторина «Великие металлы нашего региона» | 2 | 2 | |
Раздел 4.Химические вещества – строительные материалы | 26 | |||
18 | Известь. Глина. Песок. Цементы | 4 | 2 | 2 |
19 | Бетоны. Строительные растворы | 4 | 2 | 2 |
20 | Красный глиняный кирпич и силикатный кирпич. Гипсокартон | 4 | 2 | 2 |
21 | Древесина | 4 | 2 | 2 |
22 | Состав и виды стекла | 4 | 2 | 2 |
23 | Стекольные строительные материалы | 4 | 2 | 2 |
24 | Знакомство с образцами различных видов керамических изделий и минералов | 2 | 2 |
Раздел 5.Химия и окружающая среда | 18 | |||
25 | Человек и биосфера. Уровни экологических проблем | 3 | 2 | 1 |
26 | Антропогенные источники загрязнения окружающей среды. | 4 | 2 | 2 |
27 | Понятие о ПДК вредных веществ в атмосфере, воде, пищевых продуктах | 3 | 2 | 1 |
28 | Очистка сточных вод | 4 | 2 | 2 |
29 | Нефть, уголь и экологические проблемы | 2 | 1 | 1 |
30 | Сообщения учащихся о проблемах окружающей среды | 2 | 2 | |
Раздел 6. Химия и питание | 28 | |||
31 | Значение правильной организации питания | 2 | 2 | |
32 | Всегда ли права реклама? | 3 | 1 | 2 |
33 | Химический состав пищевых продуктов | 4 | 2 | 2 |
34 | Продукты долгого хранения | 3 | 2 | 1 |
35 | Сладости | 2 | 1 | 1 |
36 | Пряности | 3 | 2 | 1 |
37 | Пищевые добавки | 3 | 1 | 2 |
38 | Получение искусственных пищевых продуктов | 3 | 2 | 1 |
39 | Комплексное использование компонентов пищи | 3 | 2 | 1 |
40 | Экскурсия ООО "БИЧУРСКИЙ МАСЛОЗАВОД " | 2 | 2 | |
Раздел 7. Препараты бытовой химии в нашем доме | 18 | |||
41 | Техника безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии | 3 | 2 | 1 |
42 | Состав и практическое использование растворителей. Меры предосторожности в работе с огнеопасными веществами | 3 | 2 | 1 |
43 | Стирка по- научному | 2 | 1 | 1 |
44 | Полиэтилен, оргстекло, пенопласт | 3 | 2 | 1 |
45 | Лавсан, капрон, нитрон, хлорин | 2 | 1 | 1 |
46 | Химчистка на дому | 3 | 2 | 1 |
47 | Составление сборника полезных советов «Хорошая хозяйка» | 2 | 2 | |
Раздел 8. Химия и твоя будущая профессия | 8 | |||
48 | Обзор профессий | 2 | 2 | |
49 | Агрономы, овощеводы, цветоводы | 2 | 1 | 1 |
50 | Медицинские работники | 2 | 1 | 1 |
51 | Кто готовит продукты питания? | 2 | 2 | |
Итого: | 76 | 68 | ||
Резерв: | ||||
Всего: | 144 |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Приёмы обращения с веществами и оборудованием (10 часов)
1.Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.
2.Нагревательные приборы и пользование ими.
Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани. Нагревание и прокаливание.
3.Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.
Знакомятся с основными приёмами работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
4.Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту
Знакомятся с основными приёмами работы с жидкими веществами.
5. Занимательные опыты по теме: Приёмы обращения с веществами и оборудованием. Знакомство с методикой выращивания кристаллов, хлорида натрия, сахарозы, медного купороса.
Раздел 2. Живопись глазами химика (16 часов)
6. Углерод.
Химические свойства и применение углерода. История появления карандашей. Применение углерода в виде сажи для изготовления художественных красок.
7. Создание новых красок
История создания ультрамарина. Принципы организации химического производства свинцовых и цинковых белил.
8. Оксиды металлов в художественных красках
Оксиды, их свойства и применение. Химический состав оксидных пигментов. Cr2O3, Pb3O4, Al2O3, Fe2O3 – получаемые на их основе краски. Кристаллогидраты.
9. Соли в палитре художника
Сульфиды: HgS – киноварь, CdS – желтый кадмий, Al3S3 – аурипигмент – основа изготовления масляных и акварельных красок. Малахит.
10. Краски разных времен
Пигменты растительного происхождения, эмульсии, масла. Химический состав охры, принципы изготовления красок.
11. Экскурсия в краеведческий музей.
Раздел 3. Металлы как материал для создания произведений искусства (20 часов)
12. Позолота
История развития золотобойного искусства и позолоты. Приемы золочения и древнерусской иконописи.
13. Чугун
Состав, свойства, применение чугуна в изобразительном искусстве, литье из чугуна. Архитектура.
14. Сталь
Состав и получение стали. Златоуст и Тула – оружейные центры России. Декорирование стали.
15. Коррозия и памятники
Коррозия металлов. Виды коррозии, выделяемые реставраторами. Проблема сохранения памятников искусства.
16. Декоративное окрашивание металлов
Декорированное окрашивание меди. Серебрение меди и ее сплавов. Воронение стали. Оксидирование стали.
17. Химическая викторина «Великие металлы».
Раздел 4. Химические вещества – строительные материалы (26 часов)
18. Известь. Глина. Песок. Цементы
Химический состав, места добычи природных ископаемых Нижегородской области. Виды цемента, определение качества по входящим компонентам.
19. Бетоны. Строительные растворы
Приготовление строительных растворов, их классификация, применение, проверка качества методами химического анализа.
20. Красный глиняный кирпич и силикатный кирпич. Гипсокартон
Механический состав глин, их классификация. Лечебные свойства глины, применение в медицине. Технология производства гипсокартона, его химический состав.
21. Древесина
Ценные виды древесины Нижегородской области, химическая обработка древесного строительного материала.
22. Состав и виды стекла
Стекло фараонов, египетская монополия стекольного производства, его химический состав. Классификация стекол, определение прочности и ее зависимость от химических добавок.
23.Стекольные строительные материалы
Стекловата, ее состав, применение. Проблема современных пластиковых окон.
24. Знакомство с образцами различных видов керамических изделий и минералов
Определение химических добавок, определяющих цвет керамических изделий, бытовые изделия из керамики. Просмотр виртуальной коллекции минералов.
Раздел 5. Химия и окружающая среда (18 часов)
25. Человек и биосфера. Уровни экологических проблем
Место человека в окружающем мире. Основные экологические проблемы с. Бичура.
26. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды в с .Бичура.
Понятие окружающей среды. Основные источники загрязнения с. Бичура
27. Понятие о ПДК вредных веществ в атмосфере, воде, пищевых продуктах
Канцерогены в продуктах питания, их обнаружение и выяснение действия на организм.
28. Очистка сточных вод
Характеристика и описание методов очистки сточных вод. Домашние фильтры, их классификация.
29. Нефть, уголь и экологические проблемы
Химический состав природных углеводородных ископаемых, основные экологические проблемы их использования.
30. Сообщения учащихся о проблемах окружающей среды
Раздел 6. Химия и питание (28 часов)
31. Значение правильной организации питания
Составление рационов питания. Причины нарушения обмена веществ.
32. Всегда ли права реклама?
Реклама пищевых продуктов, реальность и выдумка.
33. Химический состав пищевых продуктов
Изучение химического состава продуктов питания, выявление вредных компонентов, исключение продуктов питания с вредными веществами из рациона, замена на более качественны продукты.
34. Продукты долгого хранения
Сроки хранения продуктов, правила использования замороженных продуктов.
35. Сладости
Нормирование потребления продуктов, содержащих глюкозу. Влияние шоколада на деятельность мозговых центров.
36. Пряности
Историческая справка появления специй в России, основные пряности, используемые при приготовлении пищи, их влияние на пищеварительный тракт. Понятие вкус пищи.
37.Пищевые добавки
Биологические активные вещества, включение их в рацион питания. Химические компоненты, входящие в их состав, влияние на общее самочувствие.
38. Получение искусственных пищевых продуктов
Продукты питания, содержащие генетически модифицированные вещества, их влияние на репродуктивную сферу.
39. Комплексное использование компонентов пищи
Комплексное питание, его значение для здоровья. Вымывание отдельных химических элементов; включение в рацион биологически активных компонентов.
40. Экскурсия ООО "БИЧУРСКИЙ МАСЛОЗАВОД "
Раздел 7. Препараты бытовой химии в нашем доме (18 часов)
41. Техника безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии
Правила хранения препаратов бытовой химии, техника работы с ними, первая помощь при отравлениях.
42. Состав и практическое использование растворителей. Меры предосторожности в работе с огнеопасными веществами
Химический состав растворителей, определение их качества по составу. Причины горючести растворителей, способы их тушения.
43. Стирка по-научному
Состав и свойства СМС. Домашние секреты стирки..
44.Полиэтилен, оргстекло, пенопласт
Экологические проблемы использования современных полиматериалов, их химический состав, способы получения и утилизация.
45. Лавсан, капрон, нитрон, хлорин
Химический состав, сферы применения, способы утилизации.
46. Химчистка на дому
Использование нашатырного спирта для очистки пятен, применение отбеливателей с активным озоном.
47. Составление сборника полезных советов «Хорошая хозяйка)»
Раздел 8 . Химия и твоя будущая профессия.
48. Обзор профессий
Химия в разных профессиях.
49. Агрономы, овощеводы, цветоводы
Взаимосвязь химии и биологии в профессиях биологического направления.
50. Медицинские работники
Фармакология, изучение химии в разных направлениях медицины.
51. Кто готовит продукты питания?
Профессии тесно связанные с приготовлением продуктов питания.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1)Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно–гигиеническим требованиям и оборудованный для занятий группы 15 человек:
- Стол ученический -15,
- стол учительский -1
- Стулья ученические 30,
- стул учительский -1
- переносная трибуна-1 .
2) Кабинет-лаборатория, удовлетворяющий санитарно–гигиеническим требованиям и оборудованный для занятий группы 15 человек :
Постоянное оборудование кабинета:
∙ таблицы:
«Периодическая система химические элементов Д. И. Менделеева» (электрофицированная) -1
«Растворимость кислот, солей, оснований в воде» (электрофицированная)-1
«Правила техники безопасности»-1
«Электрохимический ряд напряжений металлов» «Индикаторы»-1
- Аптечка медицинская-2
- Весы электронные с выводом показаний на экран-2
- Ноутбук- 1
- Проектор- 1
- Звуковые колонки-1
- Флеш-накопитель-2
- Точка беспроводного доступа интернет
- Принтер черно-белый, цветной-1
- Сканер-1
- Ксерокс-1
- Цифровой фотоаппарат-1
- Интерактивная доска -1
- Школьная доска настенная трехэлементная для письма мелом и маркером -1
- Шкаф вытяжной-1
- Шкаф секционный для учебных пособий открытый-2
- Шкаф секционный для учебных пособий закрытый-2
- Шкаф лабораторный для хранения химических реактивов-2
- Микроскоп-5
- Набор реактивов
Набор № 1 ОС «Кислоты» Кислота серная Кислота соляная кг -1
Набор № 2 ОС «Кислоты» Кислота азотная Кислота ортофосфорная -1
Набор №7 С «Минеральные удобрения»-1
Список используемой литературы
1) Аршанский, Е.Я. Методика обучения химии в условиях информатизации образования: Учебное пособие / Е.Я. Аршанский, А.А. Белохвостов. - М. : Интеллект-Центр, 2016. – 336 с.
2) Бердоносов, С.С. Химия. Современное учебное пособие для школьников и абитуриентов. / С.С. Бердоносов, Е.А. Менделеева. – М.: Илекса, 2013. – 352 с.
3) Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова, А.С. Постников [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/metod/.
4) Закон Российской Федерации «Об образовании», 26.12.2012 г. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_ Об_образовании_в _Российской_Федерации.pdf.
5) Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednie-novosti/kontseptsiya.
6) Концепция экологического воспитания российских школьников [Электронный ресурс] / Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=986.
7) Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ, обобщение опыта: пособие для педагогов доп. образования / сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград : Учитель, 2009. –377 с.
8) Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и юношеского творчества. – Режим доступа: pionersamara.ru/sites/default/files/docs/metodrek_dop_rf15.doc.
9) Номоконова, В.И. Биохимия: Программа дополнительного образования / В.И. Номоконова [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. – Образование – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/ sp/
10) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 60 [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednienovosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod.
11) Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/normativno-pravovoeobespechenie/normativno-pravovie-dokumenti-i-materiali-po-organizatsii-dopolnitelnogoobrazovaniya-detey
12) Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. – В помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/load/7-1-0-13.
13) Толстолужинская, С.Б. Озадаченная химия: Программа дополнительного образования 8- 11 классы /С.Б. Толстолужинская » [Электронный ресурс] / Портал образования «1 сентября»- Журнал «Химия» – Режим доступа: http://him.1september.ru/view_article.php?ID=201000403 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Школа юного математика"
Программа кружка рассчитана на учащихся 12 – 15 лет. На изучение курса отводится 4 года по 76 часов, распределив их по темам. Данная программа способна удовлетворит...
Рабочая программа курса «Юный химик»
Изучение вводного курса химии в 7 классе направлено на достижение следующих целей: 1. подготовить учащихся к изучению нового учеб¬ного предмета; 2. создать познавательную мотивацию к изучению нового...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный химик» для обучающихся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата - сколиоз)
Данная программа внеурочной деятельности "Юный химик"рассчитана на учащихся 8 -9 класса средней общеобразовательной школы для обучающихся с ОВЗ.Программа отвечает всем требованиям Федерально...
Рабочая программа внеурочной деятельности “ Юный химик “ для учащихся в 8 классе
Освоение курса внеурочной деятельности «Юный химик» Занятия дают возможность достичь личностных результатов:воспитание российской гражданской ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный химик» 8-9 класс.
Программа внеурочной деятельности "Юный химик" для 8-9 классов направлен на то, что в течение первого года обучающиеся получают первоначальные представления о науке химии, простейшие н...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный химик"
Программа предназначена для развития представлений в есественнонаучной области познания...