Рабочая программа дополнительного образования "Юный химик"
рабочая программа по химии (7, 8, 9 класс)
Программа предназначена для развития представлений в есественнонаучной области познания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_yunyy_himik.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЯКОВЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
«Утверждаю» Директор МБОУ «Терновская ООШ» ______________ Тарасов Я.А. Приказ № 128 «31» мая 2022 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Юный химик»
направленность естественнонаучная
(13-15 лет)
Срок реализации 1 год
«Рассмотрено» на заседании МС МБОУ «Терновская ООШ» Протокол № 10 от «30» мая 2022 г. | «Согласовано» заместитель директора МБОУ «Терновская ООШ» __________ Степкина С.Ю. «30» мая 2022 г. | «Принято» на заседании педагогического совета МБОУ «Терновская ООШ» Протокол № 12 от «31» мая 2022 г. |
Составитель:
Степкина Светлана Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Юный химик» разработана в соответствии с Федеральными документами: Законом РФ «Об образовании», нормами СанПин 2.4.4., Конвенцией «О правах ребенка».
Данная программа поможет учащимся не только получить новые знания, но и научиться логически мыслить, чтобы находить ответы на достаточно сложные вопросы.
Программа является авторской и разработана на базе образовательной программы естественнонаучной и технологической направленности по химии с использованием оборудования центра «Точка роста».
В процессе изучения химии по данному курсу учащиеся совершенствуют свои практические умения и навыки, улучшают способность ориентироваться в мире разнообразных химических веществ и материалов, проявляют творчество.
Решение задач теории и практики связано, и это очень актуально в наше время.
Данный курс также очень может помочь в вопросах профориентации, когда выбор профессии будет осознанным и бесповоротным. Программа составлена для обучающихся 7 – 9 классов.
Цель:
Формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ, их способности превращаться в другие вещества.
Приобретение необходимых, уверенных умений и навыков при обращении с химическим оборудованием и реактивами.
Формирование понимания значения химии, как интегрирующей науки, имеющей огромное валеологическое значение.
Задачи:
Образовательная
- Формирование навыков и умений научно–исследовательской деятельности.
- Формирование навыков безопасного и грамотного обращения с химическими реактивами, оборудованием и другими веществами.
- Формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента.
- Приобретение в процессе практического изучения веществ знаний, ранее не известных, используя, анализ, синтез, логику.
- Формирование в процессе деятельности устойчивой учебной мотивации.
- Получение и реализация знаний и умений в учебном процессе на уроках химии.
- Поиск пути решения и решение нестандартных задач.
Развивающая
- Развитие аналитического мышления и логики
- Развитие внимания, памяти и пространственного воображения
- Развитие конструктивного мышления
Воспитательная
- Воспитание чувства принадлежности к интересному предмету и его будущему.
- Воспитание гордости за достижения России в становлении химии как науки.
- Воспитание чувства бережливости при обращении с веществами, школьным оборудованием и мебелью.
- Воспитание таких качеств, как объективная самооценка, ответственность и самостоятельность
Формы и методы деятельности
Основными формами деятельности по своему преимуществу использования являются: групповая, индивидуальная и фронтальная работа.
При проведении лабораторных и практических работ используется, как правило, групповая работа, работа в парах.
При заложении опыта, составлении рационов, приготовлении презентаций применимы индивидуальные работы.
Фронтальная работа применяется при обсуждении проблемы, фильма, выяснении причинно - следственных связей, обнаружении причин, создании выводов и умозаключений, решении задач и т.д.
Методы достаточно насыщены практикой, т.е. в основном это практический, но также применяется и комбинированный.
Чисто наглядный или словесный применяется очень редко.
Ожидаемые результаты
По итогу проведенной работы, как правило, очень хорошо бывает видна разница в знаниях и отношении к предмету тех, кто посещал кружок ил просто осваивал материал программы на уроках химии.
Кто посещал кружок:
- отличаются химической грамотностью,
- разбираются в простейших теоретических вопросах,
- знают химические формулы и умеют их преобразовывать,
- заметно больше знают химических терминов и оперируют ими,
- помогают учителю в постановке школьного эксперимента на уроках,
- помогают одноклассникам в решении практических и теоретических задач,
- как правило, автоматически соблюдают правила техники безопасности при обращении с оборудованием и реактивами
- обладают расширенным кругозором
- лучше воспринимают незнакомый материал,применяют логику и быстрее остальных делают собственные выводы.
Основное содержание курса
Знакомство с природными источниками химических реактивов и материалов. Природа живая и неживая. Химическое сырье вокруг нас. Исследование среды растворов и изменение окраски основных индикаторов в разных средах. Органическая химия у нас дома. Меры безопасности. Домашняя аптечка. Неизвестное об известном. Химическое волшебство на кухне. «Бытовая химия». Каким должен быть шампунь? Опасен ли фтор в зубных пастах? Химические процессы в природе, оказывающие влияние на здоровье человека. Мы есть то, что мы едим. Составление меню и расчет рациона питания. «Правило тарелки». Чем вызваны некоторые виды аллергии и отравления. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях. Химия полимеров. Осторожно - ремонт!
Литература
- Программа по химии 8-9 класс.
- Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий./авт.- сост. Л.Г. Волынова и др. - Волгоград: Учитель, 2005
- Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. - М.: Просвещение, 1976
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л. Химия, 1978
- Урок окончен - занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост.Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение, 1992
- В.Н. Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение, 1995
- Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение, 1993
- И.Н. Чертков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. - М.: Просвещение,1988
- Леенсон И.А. Занимательная химия. - М.: РОСМЭН, 1999
Приложение 1
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | К-во часов | Основная цель | Примечания |
1 | Знакомство с природными источниками химических реактивов и материалов. Природа живая и неживая. Химическое сырье вокруг нас. Меры безопасности при работе с химическими реактивами | 1 | Подготовить коллекцию и презентацию по теме. Практическая работа с минералами, горными породами и органическим сырьем | Работа по схеме: сырье - продукт |
2 | Исследование среды растворов и изменение окраски основных индикаторов в разных средах | 1 | Практика с описанием и выводами | |
3 | Органическая химия у нас дома | 1 | Ознакомиться с известными веществами снова (уксус, сахар, целлюлоза, пластик и т.д...) | |
4 | Домашняя аптечка. Неизвестное об известном | 1 | Изучение некоторых необычных свойств лекарств (аспирин, перекись водорода, аммиак...) | |
5 | Химическое волшебство на кухне | 1 | Вкусные опыты. Изучение некоторых реакций, применяемых на кухне (дрожжи, спирты, сода, лимон и т. д.) | |
6 | «Бытовая химия» Каким должен быть шампунь? Опасен ли фтор в зубных пастах? | 1 | Разбираемся с составом стирального порошка. Выяснить, чего не должно быть в составе шампуня и определение среды нескольких видов шампуней, в том числе и детского. Все о фторидах | Можно заменить на средство для мытья полов или посуды |
7 | Химические процессы в природе, оказывающие влияние на здоровье человека. Мы есть то, что мы едим. Составление меню и расчет рациона питания. «Правило тарелки» | 1 | Узнать об озоне и условиях его образования и разрушении, нарастании в атмосфере концентрации углекислого газа и т.д. Исследование некоторых самых распространенных продуктов питания Практическая работа. Составить недельное меню и рассчитать рацион. Внести свои рекомендации по сжиганию лишних калорий. | |
8 | Чем вызваны некоторые виды аллергии и отравления. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях | 1 | Знакомство с некоторыми пищевыми красителями, видами белков, вызывающих аллергию. | |
9 | Химия полимеров. Осторожно - ремонт! | 1 | Чем опасен современный ремонт? Практическое изучение некоторых едких веществ, и материалов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа в 8 химико-биологическом классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 8 «Д»класс. Профильный уровень(химико-биологический)...
Рабочая программа в 10 химико-биологическом классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Математика». 10 класс. Профильный уровень....
Программа дополнительных занятий "Химико-экологический кружок"
Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения ...
Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс
С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...
Рабочая программа кружка" Юный химик " для 9 класса
Пояснительная записка Рабочая программа кружка" Юный химик " для 9 класса разработана на основе Примерной прог...
Рабочая программа курса «Юный химик»
Изучение вводного курса химии в 7 классе направлено на достижение следующих целей: 1. подготовить учащихся к изучению нового учеб¬ного предмета; 2. создать познавательную мотивацию к изучению нового...
Рабочая программа кружка "Юный химик"
Рабочая программа кружка "Юный химик" для учащихся 7-9 классов...