Рабочая программа курса «Юный химик»
методическая разработка по химии (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_7_klass_platnye_uslugi.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Изучение вводного курса химии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;
- создать познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
- сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь расчетные и экспериментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;
- показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
- интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».
Рабочая программа курса «Юный химик» составлена на основе авторской программы О.С. Габриеляна и И.Г. Остроумова, использующим в работе учебное пособие О.С. Габриеляна, Г.А.Шипарева «Химия. Вводный курс. 7 класс» (М.: Дрофа, 2006-2011 г). На изучение курса отводится 1 ч. в неделю, всего 34ч. в год
Курс не предусмотрен федеральным базисным учебным планом, поэтому в программе отсутствуют сведения курса химии, предусмотренного федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по химии для основной школы.
Химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие методологические понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».
Для формирования экспериментальных умений учащихся в программе предусмотрены несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы. Также этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонге-тюдного (продолжительного по времени) характера.
Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домашнего химического эксперимента), в том числе подготовка сообщений для ученических конференций, защита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента.
Рабочая программа предусматривает развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.
Программа построена на основе межпредметных связей, прежде всего, с курсом физики, биологии, географии, математики.
Формы и средства контроля:
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих методов: текущий, итоговый.
При этом используются различные формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, письменная контрольная работа, защита проекта и др.
Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, тестирования, наблюдения в ходе практических работ.
Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме контрольного тестирования или письменной контрольной работы.
Итоговый контроль знаний учащихся предполагает собеседование или тестирование (дифференцированное ) по основным вопросам изученного материала.
Для контроля деятельности учащихся предполагается использовать различные формы, в том числе проверку результатов эксперимента (учащиеся приносят самодельные огнетуши-тели, выращенные кристаллы и т. д.); проведение краткой фронтальной беседы по выпол-нению и результатам опытов со всеми (или с отдельными) учащимися; проверку письменных отчетов.
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
- программы пропедевтического курса химии для 7 класса основной школы «Химия. Вводный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна, Г.А.Шипарева и А. К. Ахлебинина (Программа пропедевтического курса «Химия. Вводный курс. 7 класс»/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин . - М.: Дрофа, 2007г.)
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. «Химия. Вводный курс. 7 класс» .- учебное пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2010 г.
- Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». - М.: Дрофа, 2010 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации).
- Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010 г.
- Габриелян О.С., Аксёнова И.В.. Практикум к учебному пособию О.С. Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс», – М.: Дрофа, 2010 г
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения пропедевтического курса химии ученик должен:
знать /понимать:
• химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, минерал, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, катализаторы, ингибиторы, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, качественные реакции;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;
• важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, известковая вода, СМС;
уметь:
• называть отдельные химические элементы, их соединения; соединения неметаллов и металлов, изученные органические соединения и другие вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• определять принадлежность веществ к определенным классам неорганических веществ;
• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;
• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, зависимость скорости химической реакции от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению доли вещества в растворе, элемента в веществе;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту.
Учебно – тематический план
№ П/п | Тема раздела | Количество часов | ||
По программе О. С. Габриеляна | По рабочей программе | Контрольных, практических работ | ||
1 | Химия в центре естествознания. | 11 | 11 | П/р №1, П/р №2 |
2 | Математика в химии. | 9 | 9 | П/р №3, К/р №1 |
3 | Явления, происходящие с веществами. | 11 | 5 | П/р №4, П/р №5, П/р №6, К/р №2 |
4 | Рассказы по химии. | 3 | - | - |
Итого: | 34 | 25 | К/р – 2, П/р – 6 |
Учебно – методические средства обучения.
Основная литература:
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. «Химия. Вводный курс. 7 класс» .- учебное пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2010 г.
- Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». - М.: Дрофа, 2010 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации).
Дополнительная литература:
- Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. — М.: Дрофа, 2005.
- Булычева Н. В. В мире колб, или Потомство одного пузыря. // Химия в школе. — 1997. — № 3. — с. 70 —72.
- Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5—6 кл. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 1995.
- Загорский В. В. Огни потешные. Фейерверк: история, теория, практика. — М.: Школа им. А. Н. Колмогорова «Самообразование», 2000.
- Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию/Авт. Н. В. Груздева, В. Н. Лав-рова, А. Г. Mypaвьев.- СПб.: Крисмас, 2003.
- Камни мира. — М.: Аванта+, 2001.
- Краузер Б., Фримантл М. - Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.
- Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение на основе межпредметной интеграции. 8—9 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Химия и общество: Пер. с англ. — М.: Мир, 1995.
- Химия. Интересные уроки: / Авт.-сост. В. Н. Головнер. – М.: НЦЭНАС, 2005.
- Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактические игры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2004.
- В. А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии:, М., Просвещение, 2003 г
- Химия в таблицах: А. Е. Насонова, М., Дрофа, 2004 г
- Химия в формулах: В. Г. Иванов, О. Н. Гева. Дрофа, 2004 г
- 111 вопросов по химии для всех: П. Бенеш, В. Пумпр, М., Просвещение, 1994 г
- Что мы знаем о химии?: Ю. Н. Кукушкин, М., Высшая школа, 1993 г
- Проектная деятельность уч-ся. Химия.: Н. В. Ширшина, Волгоград, Учитель,2007 г
Интернет-ресурсы:
http://him.1september.ru/ Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на урок химии"
http://www.openclass.ru/ сайт образовательный Открытый класс
http://pedsovet.su/ сайт Педсовет.ру ( презентации, разработки…)
http://www.zavuch.info/ сайт Завуч.инфо
http://www.uroki.net/ все для учителя на сайте Уроки.нет
http://www.rusedu.ru/subcat_37.html архив учебных программ и презентаций РусЕду
http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница Википедия на русском языке
http://window.edu.ru/ Единое окно Доступ к образовательным ресурсам
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
http://www.spishy.ru/referat?PHPSESSID=e9q5bs0gqq0q24jma6ft8rr135 коллекция рефератов для учащихся
Календарно-тематическое планирование курса «Юный химик»
(1 час в неделю в течение года, 25 часов)
№ п.п. | Тема | Количество часов | Элементы содержания (Вводимые опорные химические понятия и представления. Формирование специальных навыков) | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, Измерители. Практические и контрольные работы, лабораторные опыты | Оборудование | Домашнее задание |
Дата | |||||||||||||||||
Раздел I. ХИМИЯ В ЦЕНТРЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (11 часов) Задачи изучения темы:
| |||||||||||||||||||||||||
1 | Инструктаж по ТБ. Химия как часть естествознания. Предмет химии | Естествознание — комплекс наук о природе: физики, химии, биологии и географии. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. | Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как их индивидуальные признаки. Свойства веществ как основа их применения | Д. Коллекция разных предметов, и ли фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение» | Пробирки, образцы веществ для исследования физических свойств | § 1. Составить простой план § 1 | |||||||||||||||||||
2 | Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии | Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее проте-кание наблюдаемого явления. | Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки | Д. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и хи-мии. ДЭ. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени | Спички, спиртовка, сухое горючее | § 2. Подготовка к практ. работе № 1 (с. 14). Нарисовать знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполне-нии химических опытов | |||||||||||||||||||
3 | Инструктаж по ТБ.П.Р. № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности | Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. | Лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения | Практическая работа № 1. | Пробирки, кол бы, воронки, цилиндры, ступ ка с пестиком, фарфоровая чашка для выпаривания | Оформить отчет о работе. Подготовка к практической работе№2 | |||||||||||||||||||
4 | Инструктаж по ТБ. П.Р.№2 Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. | Наблюдение. Устройство спиртовки и правила обращения с нагревательными приборами | Практическая работа № 2. | Спиртовка, спички, лучин-ка, стеклянная трубка, фарфо-ровая пластина | Подготовка до кладов по те-мам: «Из истории изобретен. электрофорной машины», «Ис-тория появлен. глобуса» | ||||||||||||||||||||
5 | Моделирование | Модели как абстрагированные копии изучаемых объектов и процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрагированная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. | Модели в химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические знаки, химические формулы и химические уравнения) | Д. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов расте- ний, животных и чело века). Физические и химические модели атомов, молекул ве-ществ и их кристал- лических решеток | Глобус, карта, муляжи орга-нов и систем органов расте- ний, животных и человека, модели кристаллических решеток, молекул | § 3. Выучить символы с названиями 10 химических элементов (Н, С, N, О, Na, Mg, Al, Si, P,S) | |||||||||||||||||||
6 | Химические знаки и формулы | Химический элемент. Химические знаки. Химические формулы. Их обозначение, произношение и информация, которую они несут. | Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества | Д. Шаростержневые модели воды, угле-кислого и сернистого газов, метана. ДО. Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина | Шаростержневые модели молекул веществ, пластилин, ПСХЭ | §4. Домашний опыт «Изготовление моделей молекул ве- ществ из плас-тилина» . Выуч. символы и назван элемен- тов (Fe, Au, К, Са, Си, Hg, Pb, Ag, CI, Cr, Zn) | |||||||||||||||||||
7 | Химия и физика | Понятия «атом», «молекула», «ион». Основные положения атомно- молекулярного учения. | Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение | Д. Образцы твердых веществ кристалли-ческого строения. Модели кристалли-ческих решеток. ДЭ. Распространение запаха одеколона, ду-хов или дезодоранта (процесс диффузии). ДО. Диффузия сахара в воде. Диффузия пер-манганата калия в желатине | модели крист. решеток, портрет М.В. Ломоносова, вода в стакане, сахар, перманганат калия, флакон с духами или дезодорант | § 5. Домашний опыт «Диффузия сахара в воде», «Диффузия перманганата калия в желатине» | |||||||||||||||||||
8 | Агрегатные состояния веществ | Понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. | Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления | Д. Вода в трех агрегат- ных состояниях. Твердые вещества. ДЭ. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравнове- шенных весах. ДО. Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой | Пластиковая бутылка, весы, разновесы, лед, вода | § 6. Подготовка кратких сообщений о минералах. Задание 8(с. 41) | |||||||||||||||||||
9 | Химия и география | Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный состав геологических составных частей планеты. | Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы | Д. Коллекция минера-лов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). Коллекция горных пород (гранит, различные формы каль цита — мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). Л. Изучение гранита с помощью увеличи-тельного стекла | Коллекция минералов и горных пород, горючих ископаемых, лупа | § 7. Найти в сказах П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» и «Каменный цветок» описание минералов | |||||||||||||||||||
10 | Химия и биология | Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические(белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. | Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в фотосинтезе. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов | ДЭ.Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. Качественная реакция на белок. Л. Определение содержания воды в растении. Обнаруже- ние эфирных масел в апельсиновой корке. Обнаружение масла в семенах подсолнеч- ника и грецкого ореха. Обнаружение крахмала в пшеничной муке. ДО. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках). Д. Таблица «Животная и растительная клетка» | Спиртовка, спички, спирт, таблицы о строении живых клеток, фильтровальн бумага, семена масличных культур, мука, вода в стакане, марля, йод спиртовый раст вор | § 8. Домашний опыт «Взаимодейст-вие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках)» | |||||||||||||||||||
11 | Качественные реакции в химии | Понятие о качественных реак-циях как о реакциях, восприни маемых органолептически с помощью зрения, слуха, обоня-ния. | Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. Возможность изменения их роли на противоположную. | ДЭ. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ. Л. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Обнаружение известковой воды среди различных веществ. ДО. Обнаружение крахмала в продуктах питания | Известковая вода, стеклян-ная трубка, образцы пищевых продуктов, вода, спички, лучина,таблица Органы чувств | § 9. Домашний опыт «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | |||||||||||||||||||
Раздел II. МАТЕМАТИКА В ХИМИИ (9 часов) Задачи изучения темы: совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач: умение вычислять часть от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей). | |||||||||||||||||||||||||
12 | Относительные атомная и молекулярная массы | Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов | Д. Шкала объектов (замок — человек, человек — яблоко, яблоко — гусеница, гусеница — амеба, амеба — белок, белок — ДНК, ДНК — молекула воды, молекула воды — атом водорода) | ПСХЭ, алгоритм вычисления масс | §10. | ||||||||||||||||||||
13 | Массовая доля элемента в сложном веществе | Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. | алгоритм вычисления массовой доли элемента | § 11. вопросы 4, 5 (с. 65) | |||||||||||||||||||||
14 | Чистые вещества и смеси | Понятие о чистом веществе и о смеси. Смеси газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть) и твердые (горные породы, кулинарные смеси и CMC). Смеси гомогенные и гетерогенные | Д. Коллекция различ-ных видов мрамора и изделий (или иллюст-раций изделий) из него. Смесь речного и сахар ного песка. Коллекция нефти и нефтепродуктов. Коллекция бытовых смесей (кулинарных смесей, CMC, шампуней, напитков и др.) | Коллекция различных видов веществ, смесей, СМС | § 12. Изучение состава кулинарных смесей по этикеткам | ||||||||||||||||||||
15 | Объемная доля газа в смеси | Понятие об объемной доле (φ) компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле и наоборот | Д. Диаграмма состава атмосферного воздуха. Диаграмма состава природного газа | Алгоритм решения задач, диаграммы | § 13. Составление диаграмм: со-став вдыхаемо- го и выдыхае- мого воздуха | ||||||||||||||||||||
16 | Инструктаж по ТБ. Массовая доля вещества в растворе | Понятие о массовой доле вещества (w) в растворе. Растворитель и растворенное вещест-во. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий | алгоритм вычисления массовой доли вещества | § 14. Подготовка к практической работе № 3 (с. 77) | |||||||||||||||||||||
17 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества | Практическая работа № 3. | Шпатель, кол-бы, весы, разно весы, стакан, мерн. цилиндр, соль, сахар, вода, | Расчетные за-дачи с исполь- зованием понятия «массовая доля » | |||||||||||||||||||||
18 | Массовая доля примесей | Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (и>) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие модификационные расчеты с использованием этих понятий | Д. Коллекция «Мине-ралы и горн. породы». ДО. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержа-щих определенную долю примесей, по их этикеткам | Коллекция Минералы и горн. породы, этикетки от бытовых и фармацевтич. препаратов | § 15. Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов по этикеткам | ||||||||||||||||||||
19 | Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии» | Задания на карточках | Подготовка к контрольной работе № 1 по теме «Матема- тика в химии» | ||||||||||||||||||||||
20 | Контрольная работа № 1 по теме «Математика в химии» | Контрольная работа № 1 | Индивидуаль-ные задания на карточках | ||||||||||||||||||||||
Раздел III. ЯВЛЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ (5 часов) Задачи изучения темы: дополнить сведения учащихся об известных им физических и химических явлениях. | |||||||||||||||||||||||||
21 | Разделение смесей. Способы разделения смесей | Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание, декантация и др. | ДЭ. Просеивание смеси муки и сахарного песка. Разделение смеси порошка серы и железных опилок. Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делитель- ной воронки. Центрифугирование. ДО. Разделение смеси сухого молока и речного песка. | Вода, масло, мука, сахар, сито, воронка делительная, стаканы, песок, сера, железные опилки | §16 (с. 83—85). Домашний опыт «Разделение смеси сухого молока и речного песка». Практическая работа № 4. Выращивание кристаллов соли (домаш-ний экспери-мент) | ||||||||||||||||||||
22 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5. «Очистка поваренной соли» | Практическая работа № 5. | Стаканы, ворон ка, фильтр, лаб. штатив, соль, песок, фарфор. чашка, вода, стекл. палочка | Практическая работа № 6. Изучение про-цесса коррозии железа (домаш- ний опыт) | |||||||||||||||||||||
23 | Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций
| Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Усло-вия течения и прекращения химических реакций. | Д. Устройство кислот-ного огнетушителя. ДЭ. «Вулкан на столе». Взаимодействие желез ных опилок и порошка серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с по-мощью известковой воды. Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор- диоксид марганца IV. | Растворы кис-лоты, известко вой воды, мра-мор, железо, сера, асбестир. сетка, | §18. Домашний опыт «Изготовление самодельного огнетушителя » | ||||||||||||||||||||
24 | Признаки химических реакций | Признаки химических реакций. Образование осадка, выделение газа, появление запаха, измене-ние цвета, выделение или поглощение тепла. | ДЭ. Получение осадка гидроксида меди (II) реакцией обмена. Воз- гонка иода. Выделение газа из раствора. Л. Взаимодействие уксусной кислоты с питьевой содой (гидрокарбонатом натрия). Удаление пятен от раствора иода. ДО. Приготовление лимонада | Уксусная кислота, сода, пробирки, йод, спиртовка, стеклянный купол, спички, спиртовка | § 19. Домашний опыт «Приготовление лимонада» | ||||||||||||||||||||
25 | Конкурс учениче-ских проектов, посвя щенный исследова-ниям в области хими ческих реакций | Выставка работ учащихся | (с. 146 – 154) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс
С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...
Рабочая программа кружка" Юный химик " для 9 класса
Пояснительная записка Рабочая программа кружка" Юный химик " для 9 класса разработана на основе Примерной прог...
Рабочая программа кружка "Юный химик"
Рабочая программа кружка "Юный химик" для учащихся 7-9 классов...
Рабочая программа кружка "Юный химик" 8 класс
Рабочая программа + КТП...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика"
Программа предназначена для учащихся 8 класса. Рассчитана на 1ч/нед....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный химик» для обучающихся с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата - сколиоз)
Данная программа внеурочной деятельности "Юный химик"рассчитана на учащихся 8 -9 класса средней общеобразовательной школы для обучающихся с ОВЗ.Программа отвечает всем требованиям Федерально...