Конспект урока по химии 8 класс. Тема: "Соли"
план-конспект занятия по химии (8 класс)
Материал предсавляется собой конспект урока для обучающихся 8 класса (базового уровня). Тема урока: "Соли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soli_8_klass.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Соли»
Цели: а) обучающие: а) актуализировать знания учащихся по темам "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; изучить классификацию и номенклатуру солей; б) воспитывающие: формирование научного мировоззрения; в) развивающие: продолжить формирование умений анализировать, обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания и делать выводы, работать с учебником.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник.
Методы обучения: а) словесные: рассказ с элементами беседы; б)наглядные: демонстрация презентации; в) практические: наблюдение.
Форма обучения и тип урока: урок комбинированный
• Организационный момент (2 минуты)
• Повторение пройденного ( 10 минут)
• Изучение нового (20 минут)
• Закрепление (7 минут)
• Домашнее задание (1 минута)
Ход урока:
Здравствуйте, садитесь. Староста назовите отсутствующих.
Ребята, сейчас вы изучаете классы неорганических соединений. С какими классами веществ вы уже успели познакомиться?
О: Оксиды, основания, кислоты.
Верно. Давайте проверим, как вы усвоили прошлый материал. На доске приведены формулы веществ, ваша задача выписать из этого перечня оксиды, основания и кислоты, распределив их по трем соответствующим колонкам. На это у вас есть пара минут.
СаО, Аl(ОН)3, СuО, СuСl2, НСl, Н2О, СаSО4, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3, NаОН, Н2SО4 , Nа2S.
Теперь давайте проверим, что у нас получилось. (выборочно спрашиваю трех учеников)
Ответ:
Оксиды | Основания | Кислоты |
СаО, СuО, Н2О, Сl2О7 | Аl(ОН)3, Fе(ОН)2, NаОН | НСl, НNО3, Н2SО4 |
Фронтальный опрос:
- Какие вещества называют оксидами?
- Какие вещества относят к основаниям?
- Какие вещества называют кислотами?
Пока идет фронтальный опрос, двое учеников выходят к доске и выполняют задание «крестики-нолики», задание в котором найти выигрышный путь, состоящий из формул кислот.
Н2SО4 | Н2СО3 | СО2 | Н2S | НСl | НВr | |
NаН | НNО3 | НI | СаН2 | КСl | НNО3 | |
Н2О | СаСl2 | Н3РО4 | Н2SО3 | СаСО3 | О2 |
Игровое поле № 1 Игровое поле №2
Давайте проверим, что у нас получилось у доски. Пожалуйста, назовите эти кислоты.
Фронтальный опрос 2:
- Что общего у кислот в первом игровом поле и чем они отличаются от кислот, расположенных на игровом поле № 2?
- По каким признакам, кроме наличия кислорода, классифицируют кислоты? Какие меры предосторожности нужно соблюдать при обращении с кислотами?
Итак, ребята, вы все большие молодцы, теперь давайте вновь обратимся к строке формул на доске. Кто –нибудь может знает, формулы какого класса веществ остались нестертыми?
Итак, тема нашего урока «Соли». Запишите тему урока в рабочую тетрадь.
Давайте проанализируем формулы и сформулируем определение солей.
Наводящие вопросы: Какие это вещества – простые или сложные? Какие ионы входят в состав соли?
О: Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.
Молодцы. А сейчас сравним формулы основания, кислоты и соли. Что общего у соли и основания?
О: В состав солей и оснований входит ион металла.
В:Что объединяет соль и кислоту?
О: В состав солей и кислот входит кислотный остаток.
В:Как вы думаете, почему соли называют производными кислот и оснований?
О: Потому что соль состоит из иона металла, как основания и кислотного остатка, как кислота.
Соли могут быть образованы кислородосодержащей кислотой и бескислородной кислотой.
Название соли, образованной кислородосодержащей кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом - ат( для высшей с.о. неметалла в кислотном остатке) или с суффиксом –ит ( для низшей с.о.неметалла в кислотном остатке) в именительном падеже и названия иона металла в родительном падеже, с указанием переменной с.о.металла.
Например,
Cu(NO3 )2- нитрат меди(II), Na2СO3 – карбонат натрия, Ca3 (PO4 )2 – фосфат кальция.
Названия соли, образованной бескислородной кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом- ид ( в именительном падеже) и названия иона металла ( в родительном падеже) с указанием переменной с.о.металла.
Например, LiCl- хлорид лития, Na2S- сульфид натрия, FeBr3-бромид железа(III).
Кислотный остаток образуется, если в формуле кислоты убрать атомы водорода. Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты. В таблице представлены формулы кислот, кислотных остатков и их заряды. Давайте обратимся к таблице и рассмотрим возмоные кислотные остатки.
Название кислоты | Формула кислоты | Формула кислотного остатка | Название кислотного остатка |
Соляная | HCl | Cl- | хлорид |
Азотная | HNO3 | NO3- | нитрат |
Азотистая | HNO2 | NO2- | нитрит |
Серная | H2SO4 | SO42- | сульфат |
Сернистая | H2SO3 | SO32- | сульфит |
Сероводородная | H2S | S2- | сульфид |
Угольная | H2СO3 | СO32- | карбонат |
Кремниевая | H2SiO3 | SiO32- | силикат |
Фосфорная | H3PO4 | PO43- | фосфат |
А теперь давайте попробуем дать названия следующим солям NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2, K2SO3, пользуясь следующей таблицей(дети работают в тетрадях):
Формула соли | Название кислотного остатка | Название металла в родительном падеже |
Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.
А теперь посмотрите, пожалуйста, на интерактивную доску. Сейчас я вам расскажу покажу важнейших представителей солей.
Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.
Карбонат кальция.
Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.
Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.
Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.
Карбонат кальция. Входит в состав наружного скелета моллюсков (раковин), скорлупы яиц.
Таким образом, мы с вами вспомнили классы неорганических веществ, а именно оксиды, основания и кислоты, изучили еще один класс неорганических соединений - соли. А теперь давайте закрепим изученный материал. Я раздала каждому из вас карточку с тестом. На выполнение теста у вас есть 7 минут.
Тест:
Задания 1. Выбери один правильный ответ
#1057;оли - это
а) сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с кислотными остатками;
б) сложные вещества состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп;
в) сложные вещества состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород;
г) сложные вещества состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.
#1060;ормулы только солей записаны в ряду
а) NaCI, H3PO4, H2SO4 в) Na2O, Ca(OH) 2, CuCI2
б) K2SO4, NaOH, Li2O г) Fe2(SO4)3, CuCI2, Na3 PO4
#1042;ещество формула которого К2СO3 называется
а) карбонат кальция в) карбонат калия
б) нитрат кальция г) хлорид кальция
#1042;ещество формула которого Na2SO4 называется
а) карбонат натрия в) хлорид натрия
б) сульфат натрия г) нитрат натрия
#1061;лориду алюминия соответствует формула
а) AlCI3 в) AI 2(SO4)3
б) AI(OH)3 г) AI2O3
#1054;ртофосфату натрия соответствует формула
а) Na 3PO4 в) Na PO4
б) NaH 2 PO4 г) Na 2 HPO4
Задания 2.
1. Установите соответствие между названия солей и формулы
Названия солей Формулы
1) хлорид а) NaCl г) Na 2CO3
2) ортофосфат б) Na2SO4 д) NaSO3
3) карбонат в) Na 3PO4 е) NaNO3
4) сульфат
5) нитрат
2. Установите соответствие между названия солей и кислот
Названия солей Названия кислот
1) хлорид а) ортофосфорная
2) ортофосфат б) угольная
3) карбонат в) соляная
4) сульфат г) азотная
5) нитрат д) серная
Ребята, до завершения у вас осталась пара минут, заканчиваем работу. Итак, сегодня мы с вами узнали новый класс неорганических веществ- соли, познакомились с классификациями солей, а изучили номенклатуру. Вы сегодня большие молодцы, Спасибо вам за урок. Пожалуйста, спишите домашнее задание с доски. До свидания!
Листок ученической тетради.
Соли
Соли-это сложные вещества, состоящие из иона еталла и кислотного остатка.
Формула соли | Название кислотного остатка | Название металла в родительном падеже |
NaCl | хлорид | натрия |
CaCO3 | карбонат | кальция |
Са3(РО4)2 | фосфат | кальция |
K2SO3 | сульфит | калия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок химии на тему "Соли"
Урок по ФГОС в 8 классе...
Конспект урока химии по теме: "Соли состав, строение, свойства."
Конспект урока химии в 8 классе...
Урок по химии на тему "Соли: классификация, номенклатура, способы получения"
Вид урока: Урок изучения новой темы.Форма урока: традиционнаяЦели урока:1. Обучающие: Сформировать представление о классе сложных веществ – солях и их составе; познакомить с классификацией солей по их...
Урок по химии на тему "Соли"
Урок по химии на тему "Соли". Презентация, технологическая карта, викторины...
Методическая разработка урока по химии по теме Соли
На основе самостоятельного мышления, эксперимента. наглядности, прививаются знания по теме соли. На уроке ученики учатся распознавать соли, подходят с ...
Открытый урок Химии 8 класс тема "Соли"
Нас окружает много объектов живой и неживой природы. Из чего они состоят? (из веществ). На какие группы делятся все известные вам вещества? (на простые и сложные)....
Методическая разработка урока химии в 9 классе. Тема: «Соли аммония».
laquo;Соли аммония»....