Урок по химии на тему "Соли"
презентация к уроку по химии (8 класс) на тему

Сметанникова Галина Петровна

Урок по химии на тему "Соли". Презентация, технологическая карта, викторины

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8 класс Автор: Сметанникова Г.П. МБОУ СОШ №12

Слайд 2

№ 3 № 2 № 1 1) Я, конечно, очень нужен, Без меня не сваришь ужин, Не засолишь огурца, Не заправишь холодца, Но не только лишь в еде, Я живу в морской воде. Если льется слеза из глаза, Вкус припомните вы сразу. Кто догадлив, говорит – Это ….

Слайд 3

Предложите способы получения с солей? Изучите химические свойства солей ( выполните их в виде презентации – 6 слайдов 1, 2 слайды - 2 уравнения реакции на способы получения солей 3, 4, 5, 6 слайды – химические свойства солей )

Слайд 4

Соли безкислородных кислот Соли кислородсодержащих кислот

Слайд 6

Приведите примеры известных вам солей в природе и их использование человеком?

Слайд 7

1) NaCl , 2) NaOH , 3) CO 2 , 1) Ba ( OH ) 2 , 2) H 2 SO 4 , 3) Cu ( OH ) 2 , 1) HF , 2) SO 3 , 3) MgCO 3 , 1) Li 2 O , 2) MgCl 2 , 3) HNO 3 , 1) Na 2 CO 3 , 2) K 3 PO 4 , 3) K 2 S.

Слайд 8

Класс: Соли Формула: NaCl

Слайд 9

1. кислота + металл 2. кислота + основный оксид 3. кислота + основание 4. кислота + соль 5. щелочь + кислотный оксид 6. щелочь + соль

Слайд 10

Средние соли Кислые соли Основные соли MgCl2 хлорид магния NaBr бромид натрия KI иодид калия CaF 2 фторид кальция - - - - Mg(OH)Cl гидроксо хлорид магния Al(OH) 2 Cl ди гидроксо хлорид алюминия Al(OH)Cl 2 гидроксо хлорид алюминия С a(OH)F гидроксофторид кальция

Слайд 11

Средние соли Кислые соли Основные соли К NO 3 нитрат калия Na 2 S O 4 сульфат натрия CaCO 3 карбонат кальция Na 2 SO 3 c ульфит Названия кислых солей содержат приставку "гидро" NaH S O 4 NaHCO 3 NaHSO 3 Названия основных солей образуют с помощью приставки "гидроксо“ [Fe(OH) 2 ] 2 CO 3 – ди гидроксо карбонат железа ( III). Na 2 SiO 3 силикат натрия К NO2 нитрит калия Na 3 PO 4 фосфат алюминия Na 2 HPO 4

Слайд 12

дигидроксокарбонат меди Состоит из 71.9% CuO оксид меди (Cu 57% ), 19,9% CO 2 углекислоты и 8,2% H 2 O воды. Выражается химической формулой Cu 2 (CO 3 )(OH) 2 или (CuOH) 2 CO 3 . Устаревшее химическое название — медная зелень углекислая.

Слайд 13

При нагревании в колбе выделяет воду, углекислый газ и становится чёрным: (CuOH) 2 CO 3 =2CuO +CO 2 +H 2 O Характерна растворимость малахита в кислотах с выделением углекислого газа, а также в аммиаке, который окрашивается при этом в красивый голубой цвет.

Слайд 14

С глубокой древности известен способ получения из малахита свободной меди. В условиях неполного сгорания угля, при котором образуется угарный газ, происходит реакция: (CuOH) 2 CO 3 + 2 CO=3CO 2 +2Cu +H 2 O



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Соли в свете ТЭД, их свойства»                                                 8 класс                      

                                                                                                                               Технология критического мышления 

Учитель МБОУ СОШ № 12 п. Коксовый  Белокалитвинского района:      Сметанникова Г.П.

Цели для ученика:

Цель урока - достичь образовательных результатов:

1. Личностный результат:

- приобретение мотивации к процессу образования;

- признание ценности здоровья, своего и других людей;

- готовность к равноправному сотрудничеству.

 2. Метапредметный результат:

Учащийся должен уметь:

• составлять на основе текста уравнения реакций, в том числе с применением средств ИКТ;

• самостоятельно оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

• использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере уравнений химических реакций);

• различать объем и содержание понятий;

• различать родовое и видовое понятия;

• осуществлять родовидовое определение понятий.

-  уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию;

- самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

3. Предметный результат: 

Называют соли, характеризуют химические свойства солей, определяют возможность протекания реакций ионного обмена.

Знать:

 - Взаимодействие солей с кислотами.

 -Взаимодействие солей с щелочами.

- Взаимодействие солей с солями.  

- Взаимодействие растворов солей с металлами.

Понимать: Механизмы химических реакций. Способы получения солей.

Извлекать нужную информацию из различных источников.

Цели для учителя

Образовательные: Предоставление учащимся возможности получить разнообразную информацию по теме «СОЛИ», продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач

Развивающие: Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов 

Воспитательные: Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме

Место урока в системе уроков данного раздела: 

Урок комплексного применения ЗУН и СУД

Тип урока: Урок-дебаты 

Форма урока: групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная.                                                

 

Опорные понятия, термины Соли. Электролитическая диссоциация солей в водных растворах. Соли средние, кислые и основные. Диссоциация средних, кислых и основных солей.

Ряд напряжений металлов.

Новые понятия:

 Взаимодействие солей с кислотами. ( ЛО 31)

 Взаимодействие солей со щелочами. (ЛО 32)

 Взаимодействие солей с солями. (ЛО 33)

  Взаимодействие растворов солей с металлами (ЛО 34)

Формы контроля: фронтальный, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальный дифференцированный  письменный контроль, лабораторный контроль, программированный контроль, тестовый контроль

Домашнее задание: п.  41 .  « Соли в свете ТЭД, их свойства»

В.1-3, 4*-5*

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1. Подготовительный этап

Цель этапа:

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Подбирает тему для дискуссии (сложные и противоречивые проблемы, по которым существуют противоположные точки зрения дилеммы; задевающие привычные установки учащихся).

Составляет список вопросов, сообщает их учащимся

Обсуждают предложенные темы для дискуссии, выбирают наиболее значимую тему, с точки зрения большинства.

Вместе с учителем делают окончательный выбор: какая тема будет обсуждаться на дебатах. Изучают список вопросов по теме, самостоятельно готовятся к дебатам (изучают и подбирают дополнительные материалы)

Самостоятельная работа учащихся с источниками информации.

Литература:

учебно-методическая,

справочная.

Презентация:

 « Соли
в свете ТЭД, их свойства»

Слайд 1

Познавательные УУД: Фиксируют проблему.

Коммуникативные УУД: Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Регулятивные УУД: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно 

 Личностные результаты освоения темы: приобретение мотивации к процессу образования; признание ценности здоровья, своего и других людей; готовность к равноправному сотрудничеству.

 

2. Введение в дискуссию

Цель этапа:

Фиксация новой учебной задачи

Озвучивает обсуждаемую проблему.

Предлагает участникам несколько точек зрения на проблему:

- понятие солей с точки зрения ТЭД

- классификация

- названия

- диссоциация

- получение

- химические свойства солей

Выбирают свою позицию в дебатах. Объединяются в 5 микрогрупп (МГ). Численный состав МГ -4 человека. Разные МГ могут отстаивать одну и ту же точку зрения (каждая по-своему)

Фронтальное обсуждение

Разделение на группы

Презентация: «Соли
в свете ТЭД, их свойства
»

Слайд 2

Познавательные УУД: Фиксируют проблему. Пытаются решить задачу известным способом.

Коммуникативные УУД: 

-Слушают учителя. -Строят понятные для собеседника высказывания Регулятивные УУД:

-Учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Личностные результаты освоения темы: приобретение мотивации к процессу образования; признание ценности здоровья, своего и других людей; готовность к равноправному сотрудничеству.

 

3.Организационный этап

Цель этапа:

Организация деятельности учащихся

Знакомит учащихся с регламентом проведения дискуссии (продолжительность обсуждения в группе, количество выступлений каждой группы и их продолжительность, максимальное количество вопросов к каждому из выступающих)

Выдвигают предложения об изменении регламента (если они есть)

Фронтальное обсуждение

Ресурс: 

Раздаточный материал: правила ведения дебатов, бланки для записей, тесты.

Познавательные УУД: 

Аргументируют свою точку зрения 

Коммуникативные УУД:

 - Участвуют в обсуждении содержания материала.

-Развивают умение участвовать в дискуссии.

Регулятивные УУД:

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Личностные результаты освоения темы: приобретение мотивации к процессу образования; признание ценности здоровья, своего и других людей; готовность к равноправному сотрудничеству.

4. Обсуждение проблемы в микрогруппах

Цель этапа:

- Поиск решения учебной задачи.

- Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

- Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Наблюдает за поведением участников, отмечает для себя трудности, которые они испытывают. Следит за соблюдением регламента, при необходимости дает краткие советы или делает замечания

Распределяют роли между членами группы; выстраивают систему аргументов для убеждения оппонентов; продумывают ответы на возможные вопросы

Работа в группах

Ресурс: Презентация: «Соли
в свете ТЭД, их свойства
»

Слайд 3, 4, 5

Все имеющиеся информационные ресурсы по теме.

Личностные УУД: Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения Познавательные УУД: 

-Применяют новый способ.  

-Фиксируют в виде презентации  химические свойства солей.

-Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. -Устанавливают причинно-следственные связи. 

-Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Коммуникативные УУД: 

-Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, эффективно разрешать конфликты.

- Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Метапредметные результаты обучения, основанные на регулятивных УУД.

•умение  самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения цели

• умение использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое моделирование (на примере уравнений химических реакций);

• умение различать объем и содержание понятий;

•умение  различать родовое и видовое понятия;

• умение осуществлять родовидовое определение понятий;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

5. Дебаты

Цель этапа:

-Поиск решения учебной задачи.

-Построение ориентированной основы нового способа действия.

-Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

По очереди предоставляет группам слово

Аудитория задает вопросы выступающим (количество лимитировано). Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию.

Фронтальная, одна группа выступает, остальные слушают

Ресурс:

Материалы, подготовленные участниками дебатов

Личностные УУД: Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Познавательные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

-Развивают умение ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; -Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. 

-Строят рассуждения, понятные для собеседника.

-Умеют использовать речь для регуляции своего действия

- Воспринимают  ответы обучающихся 

Регулятивные УУД:

- Осуществляют самоконтроль.

 -Принимают и сохраняют учебную

 цель и задачу.

Метапредметные результаты обучения, основанные на познавательных УУД:

- смысловое чтение

 - уметь определять понятия, анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию;

- самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи; Метапредметные результаты обучения, основанные на коммукативных УУД:

-Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение работать в группе;

-владение устной и письменной речью;

формирование ИКТ компетенций.

6. Рефлексия

Цель этапа: 

Контроль.

Организует совместный анализ результатов дискуссии. Обозначает аспекты противостояния и точки соприкосновения. Настраивает учеников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения

Заполняют опросник

( тесты)

Оценивают эффективность дискуссии в решении обсуждаемой проблемы

Групповая рефлексия 

Ресурс: Опросник

Фронтальное обсуждение

Познавательные УУД: 

-Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем. 

-Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Коммуникативные УУД: 

-Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные УУД:

 -Самопроверка.

 -Осуществляют пошаговый контроль по результату.

 

 Предметные результаты:

Называют соли, характеризуют химические свойства солей, способы получения солей определяют возможность протекания реакций ионного обмена.

-  Соблюдают правила техники безопасности;

 -проводят  простые химические опыты;

-наблюдают за химическими процессами и оформляют результаты наблюдений;

Анализ: рассуждают и классифицируют химические вещества по основным классам неорганических веществ, предполагает и  описывает их химические свойства

Синтез-разрабатывают план  ответа и создают алгоритм решения задачи

- обобщают  химические свойства, делают выводы и доказывают  достоверность  ответа. 

- организуют работу в группе

Оценка: критически мыслят, интерпретируют и  вносят изменения.

       

7. Итог урока

Учитель оценивает ответы обучающихся.

Обучающиеся оценивают результат.

Взаимооценка

Познавательные УУД: анализируют, контролируют и оценивают результат.

Коммуникативные УУД: Рефлексия своих действий

Регулятивные УУД:

 -Самопроверка.

- Взаимопроверка.

 -Осуществляют пошаговый контроль по результату.

Результативность урока:

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».

Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....

Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)

Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических  и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...

Презентация урока по химии "Бытовая химия"

Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...