Методическая разработка урока по химии по теме Соли
методическая разработка по химии (9 класс)
На основе самостоятельного мышления, эксперимента. наглядности, прививаются знания по теме соли. На уроке ученики учатся распознавать соли, подходят с помощью учителя к основному определению солей как классу неорганических соединений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
соли | 1.97 МБ |
разработка урока | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 3 К какому классу соединений относятся вещества, дать им названия
Задание1 На какие группы и по каким признакам можно разделить вещества , формулы которых приведены ниже ? Na 2 O ; H 2 CO 3 ; ; H 2 SiO 3 Ca (NO 3 ) 2 Ca CO 3 Na Cl Cr 2 S 3 Na OH ; О 2 ; Al 2 O 3 ; Ca (OH) 2 ; С Са O ; А l; N 2 ; Al (OH) 3 ; S ; С О 2 ; H 2 SO 3 ; SO 2 ; Ca; Na формулы запишите в схему:
Вещества Простые Сложные Металлы А l , Ca , Na Неметаллы S , С , N 2 , , О 2 Оксиды Na 2 O , Al 2 O 3 , Са O , СО 2 , SO 2 Основание Ca (OH) 2 , NaOH , Al(OH) 3 Ca ( NO 3 ) 2 Ca CO 3 Na Cl Cr 2 S 3 ? кислоты H 2 CO 3 ; , H 2 SiO 3 , H 2 SO 3
Задание 2 Вставьте пропущенный фрагмент. S ------ S О 2 ----- H 2 SO 3 Na ----Х----- Na ОН С ------- Х ---- H 2 CO 3 Ca ----- Ca O ----- Ca (OH) 2 Х ХХ Ca CO 3
проверка S ------ S О 2 ----- H 2 SO 3 Na ---- Na 2 O ----- Na ОН ? ? ? С ------- С О 2 ---- H 2 CO 3 Ca ----- Ca O ----- Ca (OH) 2 Na 2 SO 3 Ca CO 3
Цель урока: Изучить состав, названия солей, классификацию, свойства и применение. План 1.Соли. Их состав и номенклатура ( название). 2. Составление формул солей по их названиям. 3. Классификация. 4. Представители данного класса. 5. Проверка знаний. 6. Подведение итогов урока. 7. Домашнее задание.
1. Соли. Их состав и номенклатура (название).
СОЛИ Na OH H Cl + - + _
Соли - это сложные вещества, которые состоят из ионов металла и кислотного остатка
3 задание. Определить : почему у солей разное количество кислотных остатков Дайте обоснованный ответ. NaNO 3 Ca (NO 3 ) 2 Al (NO 3 ) 3
3 задание. Na +1 Ca +2 Al +3 Имеют разную степень окисления. (см. таблицу растворимости)
задание 4 . Определить : почему у солей разное количество ионов металла? Дайте обоснованный ответ. Na NO 3 Na 2 С O 3 Na 3 Р - O 4
Так как кислотные остатки имеют свою степень окисления: (см. таблицу растворимости) NO 2 -1 - нитрит NO 3 -1 - нитрат SO 3 -2 - сульфит SO 4 -2 - сульфат С O 3 -2 - карбонат Р - O 4 -3 - фосфат Cl -1 - хлорид SiO 3 -2 -силикат
Выведем общую формулу солей ? Ме + n (К. О. - m ) n
Алгоритм названия солей Название Соли Название кислотного остатка Название металла в родительном падеже Кислотные остатки NO 2 -1 - нитрит NO 3 -1 - нитрат SO 3 -2 - сульфит SO 4 -2 - сульфат С O 3 -2 - карбонат Р - O 4 -3 - фосфат Cl -1 - жлорид SiO 3 -2 -силикат С.О. римскими цифрами + + = 8
Алгоритм названия солей Fe +2 ( NO 3 -1 ) 2 – нитрат железа ( II ) Fe +3 ( NO 3 -1 ) 3 – нитрат железа ( III ) Название металла в родительном падеже С.О. римскими цифрами Название Соли Название кислотного остатка = + + Назовите соль: Zn SO 4 -2 Al Cl 3 Cu ( NO 3 -1 ) 2
задание 5 . НАЗОВИТЕ СОЛИ Na Cl Fe +2 SO 4 Al 3 ( PO 4 ) 3 Ca (NO 3 ) 2 Cu +2 CO 3 Cr 2 +3 S 3 Na 2 SO 4 Ba (NO 3 ) 2
задание 5 . НАЗОВИТЕ СОЛИ Na Cl - хлорид натрия Fe +2 SO 4 - сульфат железа ( II ) Al 3 ( PO 4 ) 3 – фосфат алюминия Ca (NO 3 ) 2 - нитрат кальция Cu +2 CO 3 – карбонат меди ( II ) Cr 2 +3 S 3 – сульфид хрома ( III ) Na 2 SO 4 – сульфат натрия Ba (NO 3 ) 2 - нитрат бария
Контрольное задание1 Установите соответствие между формулой вещества и его названием ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА 1 Na 2 SO 4 А Сульфид меди ( I) 2 Cu 2 S Б Сульфид меди ( II ) 3 Cu S В Сульфат натрия 1 2 3 В А Б
2. Составление формул солей по их названиям.
Составить формулу сульфата алюминия: (второй способ) Составьте формулы: Упр. 3 стр. 78 Al 2 + SO 4 3 9 3 2
Составьте формулу хлорида кальция Са Cl 2 Составьте формулу нитрата натрия Na NO 3 Zn( SO 4 ) 2 Cu NO 3 Составьте формулу сульфата цинка Составьте формулу хлорида свинца ( II ) Составьте формулу нитрата меди ( I ) Pb Cl 2 Контрольное задание 2
3. Отдельные Представители стр.77 в таблицу 2 хлорид натрия название формула Нахождение в природе Значение и применение хлорид натрия
NaCl
"Среди всех природных минеральных солей, самая главная та, которую мы называем просто “соль” А.Е.Ферсман
За 4 года человек съедает пуд соли (в год человек с пищей потребляет 3-5,5 кг соли)
Соль в геральдике российских городов Герб Бахмута Герб Солигалича Герб Сольвычегодска Герб Энгельса Герб Усолья-Сибирского Герб Дрогобыча
Добыча соли из соляных шахт из соленых озер
На озере Баскунчак ежегодно добывается около 5 млн. тонн соли
Применение NaCl
Д/З: CaCO 3
Моллюски, раки, радиолярии, кораллы – все имеют известковый скелет
Большой Барьерный риф в Австралии
Меловые горы
Минералы карбоната кальция находятся в горных породах: Известняк Мел Мрамор Мрамор Мрамор Мрамор Травертин
Мрамор – строительный материал Единственное в России здание, полностью построенное из нешлифованного мрамора — железнодорожный вокзал в городе Слюдянка Иркутской области
Д/З: Фосфат кальция - основа минералов фосфоритов и апатитов
3.КЛАССИФИКАЦИЯ: а)по растворимости СОЛИ
Лабораторный опыт. №1 Определите растворимость солей Для этого: -прибавьте в первую пробирку к хлориду натрия 5-10 мл воды ; прибавьте во вторую пробирку к карбонату кальция 5-10 мл воды Что произошло? Вывод:
3.КЛАССИФИКАЦИЯ: а)по растворимости NaCl CaCO 3 таблица растворимости СОЛИ Растворимые Нерастворимые
а)по составу СОЛИ ? ? ?
Лабораторный опыт. №2 Определите в какой из трех пробирок находятся кислота, в какой щелочь, в какой соль, хлорид натрия. прибавьте в пробирку №1 универсальный лакмус прибавьте в пробирку №2 универсальный лакмус прибавьте в пробирку №3 универсальный лакмус Что произошло? Результаты опыта оформите в таблицу:
Изменение окраски индикатора Для кислот, также как и для щелочей, существуют качественные реакции с помощью которых растворы кислот можно распознать среди растворов других веществ. Это реакции с индикаторами. Название индикатора Окраска индикатора универсального лакмуса В кислой среде ( H +1 ) В нейтральной среде ( H +1 = О H -1 ) В щелочной среде (О H -1 )
Что сделали Что наблюдали Вывод Контрольное задание3 Ответте на вопросы: 1.Какая окраска индикатора в растворе хлорида натрия. Почему? 2.Раствор хлорида натрия. является : кислым, щелочным или нейтральным? 3. Следовательно соль хлорид натрия какая?
а)по составу NaCl Ba(NO 3 ) 2 СОЛИ средние Кислые ? Основные ?
Подведем итоги?
Контрольное задание - итоговое Часть А (задания с выбором ответа) 1. Соли – это сложные вещества: А) состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид- ионов. Б) состоящие из ионов металлов и кислотных остатков; В) состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород со степенью окисления -2; Г) молекулы, которых состоят из ионов водорода и кислотных остатков. 2. Хлорид железа ( III ) имеет формулу: А) FeCl 3 ; B ) Fe 2 O 3 ; Б) FeCl 2 ; Г) FeO .
Контрольное задание - итоговое Часть В Выбери лишнее вещество и объясни почему? Игра « Третий лишний» 1. Ba SO 4 ; Ca CO 3 ; NaCl . 2. NaCl, Na 2 SO 4 , NaOH 3 Al 2 (SO 4 ) 3 , H 2 SO 4 , CaSO 4 4. Cu(NO 3 ) 2 , CuO, CuCl 2 5. CaCl 2 , PbS, Ba SO 4 .
Контрольное задание - итоговое Часть А Г А Часть В объясни почему? 1. NaCl . т.к… 2. NaOH т.к... 3 H 2 SO 4 , т.к… 4. CuO, т.к… 5. CaCl 2 т.к…
Домашнее задание §,21 упр.3 стр. 78 Составить презентацию фосфата кальция или опорный конспект в форме таблицы
Рефлексия 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрёл… 9. Я научился… 10. У меня получилось… 11. Я смог… 12. Попробую… 13. Меня удивило… 14.Урок мне дал для жизни… 15. Мне захотелось…
Предварительный просмотр:
Цель урока: Изучить состав, строение и номенклатуру солей.
Задачи урока:
- образовательные: актуализировать знания учащихся по темам "Степень окисления", "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;
- развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков, развитие критического мышления;
- воспитательная: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический эксперимент.
Оснащение урока:
- презентация "Соли", компьютер, проектор, интерактивная доска, оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками под номерами (кислота, щелочь, поваренная соль), индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин;
- раздаточный материал с планом и заданиями урока (информационный лист).
- СD "Виртуальная лаборатория"/ коллекция/ Щелочные и щелочноземельные металлы/CaCO3, MgCO3, MgSO4, Ca3(PO4)2, CaSO4 x 2H2O
- СD 1С: Образовательная коллекция. Химия. Базовый курс, 8-9 кл./раздел "Свойства неорганических веществ"/Щелочные и щелочноземельные металлы"/ соли щелочных металлов.
- СD 1С:Школа. Химия, 8класс/галерея/фотоальбом./Соли/Кислые, основные
Литература: Учебник О.С. Габриеляна "Химия 8 класс". Дрофа, М, 2007.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивационно-риентировочный этап.
Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир.
С некоторыми классами веществ вы уже знакомы и сегодня приступим к изучению соединений нового класса.
Эпиграф урока
"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь :"
А. Дистервег
II. Вводная часть.Нацеливание на изучение новой темы.
Творческое задание учащихся:"Угадайте вещество" (слайд 3-4)
В чёрном ящике -
- Вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека.
- Это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке.
- В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг. этого вещества.
- Это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации.
- Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
- "Знаете ли вы, что:"(слайд 5)
- Толщина пласта соли в г. Соль- Илецк превышает 1,5 км.
- Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем130 м.
- А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.
Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Изучение веществ строится в логической последовательности: состав- строение -свойства- значение- применение.
Тема урока: Соли
(Учащиеся записывают тему урока, формулируют цели урока (по аналогии с изученными темами)).
Цели урока:
1. Познакомиться с новым классом неорганических соединений - соли.
2. Изучить состав, номенклатуру и классификацию солей.
III. Проверка знаний учащихся. Актуализация знаний о различных классах неорганических соединений.
- Какие классы веществ вам известны? (слайд 6)
"Интеллектуальная разминка"(слайд 7-11) интерактивное задание:
Установите соответствие между названием класса и его представителями.
- На основании анализа состава веществ, распределите их по группам, выявляя отличительные свойства каждой группы.Назовите каждое вещество.
- Проанализируйте состав оставшихся веществ, сравните их формулы с представителями других классов.
- Как распознать вещества, относящиеся к разным классам?
- Что такое индикаторы?
Экспериментальная задача (лабораторный опыт)(слайд 12)
У вас на столах в 3-х пробирках под номерами прозрачные растворы: соляная кислота, гидроксид натрия и поваренная соль.
Определите содержимое каждой пробирки. (Инструктаж по правилам ТБ). Работают в паре (использование таблицы "Окраска индикаторов").
IV. Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.
1.- Выделите существенные признаки состава солей.
- Дайте определение новому классу - соли.
- Какая связь существует в этих соединениях?
- Что такое ионы? (Важный вопрос, который поможет вам составить формулы солей). Работа по таблице растворимости.
2. Составление формул солей (слайд 13).
Вывод. Соли можно рассматривать как производные кислот и оснований (слайд 14).
3. Пошаговый алгоритм составления формул солей(слайд 15) (интерактив).
4. Заполнение таблицы "Номенклатура солей" (слайд 16).
Первый пример объясняет учитель, остальные-учащиеся у доски.
Кислота | Кислотный остаток, заряд иона | Название кислотного остатка | Пример соли | Название соли |
Соляная HCL | CL- | Хлорид-ион | Na+Cl- | хлорид натрия |
Серная H2SO4 | SO42- | Сульфат-ион | Ca?+SO42- | сульфат кальция |
АзотнаяHNO3 | NO3- | Нитрат-ион | K+NO3- | нитрат калия |
УгольнаяH2CO3 | CO32- | Карбонат-ион | Mg2+CO32- | карбонат магния |
ФосфорнаяH3PO4 | PO43- | Фосфат-ион | Li3+PO43- | фосфат лития |
V. Закрепление изученного материала.
1. Тренажер "Составление формул солей кальция". Задание: составьте формулы солей, назовите вещества (слайд 17) (интерактивное задание).
2. Составление обратных генетических рядов(слайд 18)(интерактивное задание).
Для соли составить формулы гидроксидов, т.е. формулы соответствующих этой соли основания и кислородосодержащей кислоты, для последних напишите формулы соответствующих имоксидови для них, в свою очередь, формулы соответвующих им металла и неметалла.
VI. Подведение итогов урока.
- Что изучили сегодня на уроке?(Познакомились с новым классомвеществ: изучили состав, строение и номенклатуру солей).
VII. Объяснение домашнего задания.Домашнее задание:(слайд 19)
- учить параграф 21, до стр.110; упр.1.2; учитьтаблицу;
- творческие задания (по желанию):"Угадайте вещество",кроссворд, загадки.
VIII. Рефлексия собственной деятельности
Ответьте на утверждение знаком "+" или "-":(слайд 20)
1. На уроке было над чем подумать.
2. Я понял новую тему.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.
4. По новой теме мне необходима дополнительная консультация учителя.
5. На уроке я поработал добросовестно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"
Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...
Методическая разработка урока по химии по теме "Жиры"
Методическая разработка урока по химии по теме "Жиры" 10 класс...
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Очистка загрязнённой поваренной соли"
Методическая разработка раздела образовательной программыпо химии Тема раздела: «Биологически активные органические соединения»Количество часов: 4Класс: 10УМК:-...
Методическая разработка. Урок по химии в 9 классе "Гидролиз солей"
В основе урока лежит практическая деятельность учащихся, которая осуществляется под руководящим словом учителя с использованием лаборатории «Архимед»....
методическая разработка урока по химии по теме: "Неметаллы"
План-конспект урока по химии для 9 класса по теме "Обобщение знаний о неметаллах"....
Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019
Структура урока включает в себя следующие этапы: Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе "Химичексие свойства солей"
Разработка содержит технологическую карту урока, рабочие карты и инструкции для учащихся...