Разработка интегрированного урока по химии для 8 класса на тему «Вода – основа жизни на Земле»
план-конспект урока по химии (8 класс)
Расширение знаний учащихся о воде, её строении, значении для человека и природы, свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_8.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Разработка интегрированного урока по химии для 8 класса
на тему «Вода – основа жизни
на Земле»
Разработала:
Гусакова Тамара Егоровна
учитель химии
МКОУ СОШ №6
2022-2023 уч.год
Предмет Химия
Класс 8
Тема: Вода- основа жизни на Земле
Цели урока: расширение знаний учащихся о воде, её строении, значении для человека и природы, свойствах.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать понятие о строении воды; изучить физические и химические свойства воды; рассмотреть роль воды в природе; сформировать экологическое мышление; показать межпредметные связи на примере изучения наиболее распространённого вещества на Земле.
Развивающие:развивать логическое мышление, умение формулировать свои мысли; формировать коммуникативность.
Воспитательные: воспитыватьинтерес к естественным наукам.
Тип урока: изучение нового материала; интегрированный урок по химии, физике, биологии, географии, экологии.
Формы работы: рассказ учителя, работа в больших и малых группах.
Оборудование и реактивы: мультимедийная презентация (ПК, проектор); карточки с заданиями; калий, вода.
Ход урока
I. Организационный момент (1минута)
II. Актуализация опорных знаний (6 минут)
Слово учителя:
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Учитель: Ребята, вы уже догадались, что наш сегодняшний урок будет посвящён воде. Вы узнаете много нового об этом веществе, без которого жизни на Земле бы не существовало. Но сначала давайте вспомним, что вам уже известно о воде.
Мозговой штурм
Учащиеся вспоминают, высказываются; добровольный помощник учителя кратко фиксирует главные моменты на доске.
Подводится итог.
Учащиеся знают (Слайд 2):
Химическая формула:H2O
Количественный и качественный состав: каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
Относительная молекулярная масса: Мr(H2O)= 18
Валентность элементов в соединении:валентность водорода Iи валентность кислорода II.
Физические свойства воды:бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, которая кипит при 100 0 С, замерзает при 0 0 С.
Агрегатное состояние: в зависимости от условий может быть твёрдой, жидкой, газообразной.
Учитель: Вот как много вы уже знаете о воде. Сегодня мы расширим наши знания и рассмотрим это бесценное вещество с точки зрения разных наук: географии, биологии, экологии, физики и химии. Итак, откройте тетради, запишите тему урока: «Вода- основа жизни на Земле»(Слайд 1). Давайте сформулируем цели нашего урока.
III. Изучение нового материала (20 минут)
Заранее класс был разделен на группы, каждая из которых получила опережающее домашнее задание. Каждая группа подготовила презентацию и кратко ознакомила остальных учащихся со своим материалом. Все учащиеся получают конспект, который дополняют в процессе изложения материала каждой из пяти групп(Приложение 1).
Географы
Вода- самый распространённый минерал на Земле. Вода занимает 71% земной поверхности, в свободном или связанном состоянии окружает нас.
Гидросфера - это совокупность всех водных источников земного шара: океанов, морей, рек, озёр, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников, снежного покрова, водяного пара атмосферы, биологической воды(то есть той воды, которая содержится в растениях и животных). Запасы воды очень большие, но это преимущественно солёная вода. Менее 3% жидкой воды на Земле- пресная вода. Когда-то недостачу воды ощущали только отдельные регионы, сейчас же всё человечество сталкивается с этой проблемой.Каждый день человечество использует более 9 миллиардов т воды.
Вода гидросферы принимает участие в Мировом круговороте воды(Слайд 3). Вода испаряется с поверхности Мирового океана, пар поднимается вверх и формирует облака. Одна часть воды выпадает в виде осадков обратно в океан, а другая часть перемещается к континенту и выпадает уже там. Часть осадков, которые выпали над континентом,испаряется, часть просачиваются в грунт, часть пополняет водоёмы. Вода из водоёмов возвращается в океан.
Биологи
Вода- самое важное вещество, без неё нет жизни. Без воды человек может прожить только три дня, без еды- 30-50 суток. Человек на 60 % состоит из воды, а больше всего воды содержит мозг человека- 81%. Предлагаем вашему вниманию таблицу: содержание воды в тканях человека(Слайд 4).
Ткань человека | Содержание воды, % |
Кровь | 90 |
Мышцы | 75 |
Кости | 28 |
Стекловидное тело глаза | 99 |
Вода- это обязательный компонент каждой живой клетки. Ни один живой организм не может обойтись без воды. Обезвоживание организма на 12-15% приводит к нарушению обмена веществ, а потеря 25% - к гибели организма.
Экологи
Стремительное развитие промышленности создало смертельную угрозу для всех водоёмов. В реки, моря и океаны сбрасывается миллиарды тонн ядовитых и загрязнённых вод. Страдает Мировой океан и от нефти. Достаточно отметить, что от аварий танкеров, морского транспорта в Мировой океан ежегодно попадает более 10 млн тонн нефти.
Рассмотрим, каким бывает загрязнение гидросферы и каковы его последствия(Слайд 5).
Загрязнение гидросферы
- Физическое (песок и глина, которые загрязняют гидросферу вследствие неправильной обработки почвы вблизи берегов рек)
- Химическое (кислоты, минеральные соли, нефть, моющие средства)
- Биологическое (наличие в сточных водах микроорганизмов)
- Тепловое (сбрасывание в водоёмы тёплых вод ТЭС и АЭС)
Последствия загрязнения
- Физического: твёрдые частички снижают прозрачность воды, поэтому замедляется рост растений и теряются вкусовые качества воды, забиваются жабры рыб и других животных.
- Химического: нефтяная плёнка затрудняет газообмен; сгустки мазута, оседая на дно, уничтожают микроорганизмы, которые участвуют в самоочищении воды.
- Биологические: распространение холеры, гепатита, дизентерии.
- Теплового: вследствие нагревания воды до 300С останавливается рост, питание и размножение; дальнейшее повышение воды приводит к гибели животных.
Физики
Вода обладает некоторыми аномальными свойствами(Слайд 6).Все вещества (за небольшим исключением) в процессе плавления увеличиваются в объёме. Поэтому они, как правило, тонут в собственном расплаве. Вода в этом смысле является аномальной. Лёд имеет больший объём, чем вода, из которой он образовался, поэтому плавает в ней. Если бы вода не имела этого свойства, лёд бы опускался на дно и водоёмы бы промерзали насквозь. Жизни на нашей планете могло и не появиться.
Вода имеет большую теплоёмкость. Охладив 1 м3 воды на 10 С, можно нагреть 1000 м3 воздуха на 30 С. Благодаря этой особенности вода чудесно смягчает климат. Весной и летом она очень медленно нагревается, охлаждая воздух. Осенью вода постепенно остывает, согревая воздух. Без воды климат был бы неприемлемым для жизни.
Вода имеет ещё одно аномальное свойство – очень высокую скрытую теплоту плавления. Чтобы расплавить 1 кг льда, нужно потратить 79 ккал теплоты. Это спасает нас от катастрофических весенних наводнений, даёт возможность почвам впитать достаточное количество влаги на лето.
Если бы вода не имела своих аномальных свойств, жизнь на Земле или совсем бы не существовала, или была бы не такой разнообразной.
Химики
- Строение молекулы воды
Атомы водорода в молекуле воды расположены под углом 104,5 о, что способствует несимметричности молекулы воды. В связи с этим молекула воды полярная.Молекулы воды соединены между собой водородными связями (Слайд 7).
- Химические свойства воды
Сегодня мы рассмотрим некоторые химические свойства воды(Слайд 8).
1.Под действием постоянного электрического тока вода разлагается. При этом образуются кислород и водород.
2H2O→ 2H2 + O2
2.Вода реагирует с активными металлами (литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций, кальций, стронций, барий). При этом образуются гидроксиды металлов и выделяется водород.
2Na + 2H2O→ 2NaOH + H2
3.Вода реагирует с металлами средней активности(магний, железо, цинк, олово, хром, никель, кобальт, кадмий, свинец). При этом образуется оксид металла и водород.
Zn + H2O→ZnO +H2
Учитель демонстрирует опыт: реакция калия с водой.
IV. Закрепление изученного материала (12 минут)
- Организовывается работа в малых группах (работа в парах). Учащиеся получают задание на карточках(Приложение 2).
Игра в «Крестики-нолики».
Найдите выигрышный путь:
а) вещества, которые растворяются в воде; б) вещества, которые реагируют с водой.
а)
Уксус | Древесина | Кислород |
Медь | Песок | Медный купорос |
Песок | Поваренная соль | Сахар |
б)
Fe | P | Mg |
S | K | B |
Si | Cu | Pb |
2. Работа в малых группах(в парах). Составить синквейн на тему «Вода».
VI. Домашнее задание (3 минуты)
На 3 балла: изучить параграф учебника, устно ответить на вопросы к параграфу.
На 4 балла: изучить параграф учебника, написать уравнения реакций воды с калием и магнием.
На 5 баллов: изучить параграф учебника; написать уравнения реакций воды с литием, кальцием, барием, оловом, свинцом. (Слайд 9)
VI. Подведение итогов урока (3 минуты)
Проводится оценивание.
Источники:
1.https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-vodu/
Приложение 1
Конспект урока «Вода- основа жизни на Земле»
Вода занимает ….. % земной поверхности.
Человек на… % состоит из воды, а больше всего воды содержит мозг человека- ….%.
Загрязнение гидросферы бывает: ________________,_________________,________________,_______________.
Вода обладает некоторыми аномальными свойствами: …..
Строение молекулы воды:
Химические свойства воды:
1.
2.
3.
Приложение 2
Игра в крестики-нолики. Найдите выигрышный путь: а) вещества, которые растворяются в воде; б) вещества, которые реагируют с водой.
а)
Уксус | Древесина | Кислород |
Медь | Песок | Медный купорос |
Песок | Поваренная соль | Сахар |
б)
Fe | P | Mg |
S | K | B |
Si | Cu | Pb |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду»
Интегрированный урок английского языка и физики по теме «Вода источник жизни. Как сберечь воду» Тип урока: комбинированныйЦели и задачи урока:Цель: создание целостного представления ...
презентация к интегрированному уроку английского и русского языков по теме "Грамматические основы" 11 класс
Нормы грамматических основ современного русского и английского языков....
Конспект урока по химии 8 класса по теме "Вода - удивительное вещество на планете Земля"
Учащиеся познакомятся на уроке с химическими и физическими свойствами воды, научатся писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды, проведут исследование физических свойств воды. ...
Методическая разработка «Интегрированный урок по химии и информатике»
Методическая разработка «Интегрированный урок по химии и информатике» представляет собой синтез двух тем, рассматриваемых в 9 классе: «Металлы. Железо» (химия) и «П...
Методическая разработка урока география в 6 классе по теме: «Воды суши. Болота».
Урок-путешествие по рассказу М.М. Пришвина «Кладовая солнца»....
Урок географии в 5 классе по теме "Вода на Земле"
Урок географии в 5 классе по теме "Вода на Земле"...
методическая разработка интегрированного урока по химии и географии "Мировая топливная промышленность. Нефть и ее переработка"
Потапова Елена Константиновна, учитель химии, Гончарова Елена Александровна, учитель географииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 68 города Липецка.Методическая...