Конспект урока по химии 8 класса по теме "Вода - удивительное вещество на планете Земля"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Учащиеся познакомятся на уроке с химическими и физическими свойствами воды, научатся писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды, проведут исследование физических свойств воды. К уроку разработана интересная презентация, лабораторный журнал, который учащиеся заполняют при изучении нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_vode.doc | 80 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_vode.ppt | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ № 232 г. Знаменска»
Тема открытого урока:
«Вода – уникальное вещество
на планете Земля»
Чарушина А.И.,
Учитель химии
МОУ «СОШ №232 г. Знаменск»
Астраханской обл.
г. Знаменск
2010
Цели:
- Образовательные:
- Ознакомить учащихся с физическими и химическими свойствами воды.
- Дать понятие об аномальных свойствах воды.
- Продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства воды.
- Продолжить работу по формированию у учащихся умения владеть химическим языком: составлять формулы оснований и давать им названия.
- Обеспечить применение яркой и доступной наглядности на уроке для лучшего понимания изучаемого материала.
- Воспитательные:
- Используя межпредметные связи с физикой и биологией, способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, убежденности в познаваемости материальности мира.
- Способствовать формированию экологической и эстетической культуры учащихся.
- Воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам.
- Развивающие:
- Развивать у учащихся основные психические процессы: память, внимание, мышление при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Обеспечить развитие интереса к химии посредством химического эксперимента, использования современных технических средств обучения.
3. Развивать у учащихся коммуникативные навыки: вести беседу, диалог.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы проведения: объяснительно-иллюстративный рассказ, фронтальная беседа, химический эксперимент, исследовательский, частично-поисковый
Средства обучения: мультимедийное оборудование, компьютер
Оборудование и реактивы: кристаллизатор, Na(К), ф/ф, пробирки, CuSO4, КМnO4, мел, подсолнечное масло, уксусная кислота.
Межпредметные связи: биология, физика, природоведение, экология
План урока:
- Организация класса
- Целеполагание и мотивация учебной деятельности
- Актуализация знаний
- Изучение нового материала
- Первичная проверка понимания материала
- Первичное закрепление знаний и способов действий
- Рефлексия
- Домашнее задание
- Подведение итогов урока
Ход урока.
1. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Алла Игоревна, я проведу у вас урок химии.
Мы находимся в уникальной химической лаборатории. Сегодня на уроке мы проведем с вами вместе исследование самого уникального вещества на Земле.
СЛАЙД № 1
(голос за кадром: «Вода, ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься. Ты не просто необходимость для жизни, ты есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете).
Так о каком же веществе пойдет сегодня речь?
Действительно ребята, наш урок посвящается веществу, без которого жизнь на Земле невозможна. Запишите тему нашего исследования в свой лабораторный журнал
СЛАЙД № 2.
В процессе исследования мы должны:
- Познакомиться с физическими и химическими свойствами воды.
- Научиться писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды.
- Доказать, что вода – самое уникальное вещество на планете Земля.
Возможно, мало кто из вас задумывался над удивительными свойствами воды, и это понятно. Мы привыкли к тому, что вода всегда рядом, повсюду окружает нас и кажется самым обычным веществом. А ведь вода обладает уникальными физическими свойствами, многие из которых являются аномальными. Посмотрев фрагмент видеофильма, вы должны не только вспомнить известные из курса физики и природоведения физические свойства воды, но и обратить внимание на их уникальность.
ВИДЕОФРАГМЕНТ
Результаты исследований мы будем заносить в наш лабораторный журнал.
СЛАЙД №4
- Итак, ребята, какая химическая формула воды?
Ответ:Н2О
2. Чему равна молекулярная масса воды?
Ответ: 18
Молекулярная масса очень маленькая, вещества с такой небольшой молекулярной массой при обычных условиях являются газами, газом должна быть и вода, но благодаря особым связям между молекулами она находится в жидком состоянии, что очень важно для живых организмов. Именно благодаря этому уникальному свойству жизнь на Земле зародилась в воде.
3.В каких агрегатных состояниях может находиться вода?
Обратите внимание, что это единственное вещество на планете, которое при обычных условиях может находиться в 3-х агрегатных состояниях при обычных условиях.
- Опишите физические свойства воды.
вода- это жидкость без цвета, вкуса и запаха
- Кто из вас, ребята, знает, при какой температуре кипит вода?
Ответ: 1000С
А при какой плавится лед?
Ответ: 00С
6. Чему равна плотность воды?
Ответ: 1000 г/л, правильно или 1г/мл.
В 1913 году печальное известие облетело весь мир. Погиб, столкнувшись с айсбергом, океанический лайнер «Титаник». Если мы посмотрим на это печальное событие глазами химика, то придем к неожиданному выводу: «Титаник» пал жертвой одной из аномалий воды. Плотность льда меньше плотности воды, и лед легче воды и поэтому огромные глыбы льда плавают на поверхности воды. А так как твердое состояние любого вещества всегда имеет большую плотность, чем жидкое, то лед и вода - удивительное исключение из этого правила. Не будь этого исключения, все водоемы промерзли бы до дна, все живое бы погибло.
7. Есть еще одно удивительное свойство воды – вода является универсальным растворителем. По растворимости в воде все вещества делятся на растворимые, малорастворимые и нерастворимые.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ
Ваша задача провести лабораторный опыт и определить, какие из предложенных веществ растворяются в воде, а какие нет.
В пробирках находятся перманганат калия, сульфат меди, карбонат кальция (мел), уксусная кислота и растительное масло.
В каждую пробирку наливаем 1 мл воды - это столбик жидкости высотой 1 см, затем встряхните немного пробирку и результаты исследований запишите в лабораторном журнале. Если вещество растворяется в воде в таблице ставите букву Р, если нет –букву Н.
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
Перманганат калия | Сульфат меди | Карбонат кальция (мел) | Уксусная кислота | Растительное масло |
Р | Р | Н | Р | Н |
Проверим результаты эксперимента. Какие вещества растворились в воде?
Да, действительно, перм……- растворяются в воде, а …. нет.
Как вы думаете это свойство характерно только для твердых и жидких веществ или для газов тоже?
Именно благодаря тому, что кислород растворяется в воде, подводный мир на нашей планете такой разнообразный.
Ученые называют воду аномальным веществом, а все вышеперечисленные физические свойства аномальными, но именно они обеспечивают жизнь на Земле.
Ребята мы познакомились с физическими свойствами воды, но не менее уникальными являются её химические свойства. Вода очень реакционноспособное вещество. Она взаимодействует со многими простыми и сложными веществами. Но особенно интересно взаимодействие воды с активными Ме. Активные металлы – это металлы, стоящие в ряду напряжений до магния. Наша задача изучить процесс взаимодействия активных металлов с водой и научиться писать уравнения реакций. Для этого проведем опыт взаимодействие натрия с водой.
СЛАЙД № 5 (до схемы)
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОПЫТ
В кристаллизатор с водой добавляем индикатор ф/ф, помещаем кусочек Na. Какие признаки химической реакции вы наблюдаете? Ответы
Давайте попробуем объяснить эти явления. Как вы думаете, почему натрий не тонет? А почему он бегает по воде, что его толкает, какой газ? Почему меняется окраска индикатора? Итак, обсудив результаты эксперимента, мы можем ответить на вопрос: какие вещества образуются при взаимодействии натрия с водой?
СЛАЙД №5
Запишем уравнение реакции
2Na + 2HOH = 2NaOH +H2
Гидроксид натрия
Запишем еще одно уравнение реакции.
Ва + 2HOH = Ва(OH)2 +H2
К + НОН =
Са + НОН = дописывают ученики
Мы познакомились с химическими свойствами воды на примере активных Ме.
А сейчас давайте вместе разгадаем кроссворд, для решения которого вам потребуются знания полученные на уроке. Когда вы отгадаете все слова по вертикали, то вы узнаете ключевое слово. СЛАЙД № 6
Разгадываем кроссворд. Молодцы.
Ребята, еще одним из примеров уникальности воды, является гипотеза о том, что вода обладает памятью, т.е. она способна ощущать мысли, эмоции, слова, музыку.
СЛАЙД № 7
Перед вами кристаллы воды, которая подвергалась различным воздействиям: положительным и отрицательным.
Наверху – кристалл ключевой воды, он красивой, правильной формы.
Ниже под цифрами приведены фотографии кристаллов воды с измененной структурой.
Давайте сейчас вместе, с помощью музыкальных фрагментов, определим, какой кристалл ощущал на себе воздействие той или иной музыки.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
- Бетховен – определяют кристалл
- Французская (слова любви) – определяют кристалл
- Тяжелый рок – определяют кристалл
На фото под №3 вы видите кристалл, который испытывал воздействие команды «Делай это!».
На 1фотографии кристалл, который «слушал» ругательные слова.
Информация для любителей нецензурно выражаться: если организм человека состоит на 75% из воды, задумайтесь, в каком состоянии находится ваша вода.
Вернемся к главным вопросам нашего исследования:
1. Какими аномальными физическими свойствами обладает вода?
-три агрегатных состояния при обычных условиях
-высокая температура кипения и плавления
-плотность льда ниже плотности жидкости
-вода- универсальный растворитель
2. В чем особенность химического взаимодействия воды с активными металлами?
Вода бурно реагирует с активными металлами, при этом образуются щелочь и водород.
3. Так почему же воду считают самым уникальным веществом на земле?
Потому что без воды жизнь на Земле невозможна.
Как вы думаете, ребята, мы доказали, что вода – это уникальное вещество? Тогда запишите вывод в вашем лабораторном журнале (вода – это уникальное вещество на планете Земля).
Если время позволяет:
А сейчас давайте проверим как вы усвоили новую тему. Вы должны ответить на вопросы тестирования. Положите тесты перед собой и ответьте на вопросы. Проверим результаты. СЛАЙД №8
Вода является одним из самых загадочных веществ в природе. Не все свойства воды полностью объяснены и не все еще известны. Чем дольше её изучают, тем больше находят новых аномалий и загадок в ней. Большинство аномалий обеспечивают жизнь на Земле. Нам и всему живому на Земле обязательно необходима чистая и добрая вода. СЛАЙД №9
На память о сегодняшнем уроке, я хочу вам подарить небольшие сувениры: вот такие красивые кристаллы. Хочу вам пожелать в Новом году побольше положительных эмоций и интересных событий в вашей жизни.
Лабораторный журнал
Ученика 8 класса ___________________________________________
Тема исследования___________________________________________
Цель исследования: __________________________________________
- Физические свойства воды
Н2О
Лабораторный опыт «Растворимость веществ в воде»
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
Перманганат калия | Сульфат меди | Карбонат кальция (мел) | Уксусная кислота | Растительное масло |
- Химические свойства воды
Активный металл + Н2О =
Na + HOH =
Ва + HOH =
К + HOH =
Са + HOH =
Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Познакомиться с физически ми и химически ми свойства ми воды. 2. Научиться писать уравнения реакций, характеризующи е химические свойства воды. 3. Доказать, что вода - самое уникаль ное вещество на планете Земля. Тема : Вода – уникальное вещество на планете Земля. Цель урока:
Домашнее задание § 29, упр. 4,6,7 на стр. 76
Физические свойства воды Н 2 О Газообразное Жидкое Твёрдое Т кип. = 100 0 С плотность = 1 г/мл Т пл. = 0 0 С плотность = 0,92 г/мл без цвета, без вкуса, без запаха Универсальный растворитель М r (H 2 O) = 18
Химические свойства воды ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОДЫ С ПРОСТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ С активными металлами: активный Ме + Н 2 О = щелочь + Н 2 ↑
Кроссворд По вертикали: 1. Какой газ выделяется при взаимодействии воды с активными металлами? 2. Как называется растворимое основание? 3. Как называется вещество, изменяющее окраску в растворах кислот и щелочей? 4. Как называется газообразное состояние воды? 1 3 2 4 В О Д О Р О Д Щ Ё Л О Ч Ь И Н Д И К А Т О Р П А Р
Кристалл ключевой воды
вариант вариант Тест А Б Б А В Ответы: Б А А А Б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока в 7 классе по теме "Строение вещества" (надомное обучение)
Конспект урока "Строение вещества"с детьми, обучающихся на дому....
План - конспект урока в 8 классе по теме "Удивительный мир симметрии"
Урок повторения и обобщения темы "Симметрия": осевая симметрия, центральная симметрия, презентация урока....
конспект урока в 5 классе "Вещесва и смеси веществ "
Цели: 1.Сформировать представление о веществах и смесях веществ, о свойствах веществ сохранять свои индивидуальные с...
Конспект урока в 7 классе "Механическое движение", "Плотность вещества"
Урок – путешествие, с целью подготовки учащихся к контрольной работе по темам: «Механическое движение», «Плотность вещества»...
Конспект урока физики 7 класс по теме "Плотность вещества"
Конспект урока 7 класса по теме "Плотность вещества" разработан с учетом требований ФГОС....
Конспект урока географии. 6 класс. Распределение солнечного света и тепла на Земле,
Цель: Выявление причин неравномерного освещения и нагревания Земли в дни солнцестояния и равноденствия.Образовательная задача: изучить закономерности освещения и нагревания Земли в дни солнцесто...
Самые удивительные места на планете Земля.
Внеклассное мероприятие по географии...