Методическая разработка урока география в 6 классе по теме: «Воды суши. Болота».
методическая разработка по географии (6 класс)
Урок-путешествие по рассказу М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_geografii.docx | 178.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока география в 6 классе по теме:
«Воды суши. Болота».
Урок-путешествие по рассказу М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Характеристика класса | 6 класс общеобразовательной школы |
Цель урока | создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме «Болота» на основе ИКТ, уровневой дифференциации, проблемного обучения в форме работы в группах с элементами индивидуальной и фронтальной работы с ориентацией формирования предметных, метапредметных и личностных результатов |
Задачи | Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
|
Оборудование | Компьютер, проектор, колонки. Столы расставлены в 3 колонки в 2 ряда (для работы 6 групп). |
Основной способ проведения | Самостоятельная работа учащихся (индивидуально и в группе). |
Инновационные технологии | Кейс-технологии, здоровье сберегающие технологии (этап анализа инфографики, текст), метод опережающего обучения. |
Межпредметные связи | Литература, Биология, ОБЖ |
Формы работы | Индивидуальная, фронтально-коллективная, групповая. |
Образовательные ресурсы |
|
Планируемые результаты.
Предметные: объяснять происхождение болот, зависимость размещение болот от климата и рельефа, умение применять знания к смоделированной ситуации, формирование значимости охраны окружающей среды; овладение основами картографической грамотности.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с дополнительными источниками информации; формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Личностные: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе географических наблюдений, самостоятельного приобретения новых знаний, формирование основ экологической культуры.
Содержание учебного материала.
Технологическая карта урока.
Предварительный этап: за один месяц до проведения урока педагог дает задание учащимся прочитать рассказ М.М. Пришвина «Кладовая солнца» .
Этап занятия, время. | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I.Организационный этап. 2 минут. | Помогает занять место за столами для работы в команде. Рассказывает об организации урока. | Проверяют свою готовность к занятию. | Личностные – формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации. Регулятивные – умение внимательно слушать. |
II.Актуализация знаний. 3 минуты. | Фронтальный опрос по теме «Гидросфера. Воды суши: реки, озёра, подземные воды» | Отвечают на вопросы, вступают в диалог. | Регулятивные – оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения). |
III. Создание проблемной ситуации. 3 минуты. | Презентация («Воды суши. Болото») Слайды 1-4 | Вступают в диалог с учителем. Делают записи в тетрадь. | Регулятивные – умение внимательно слушать; целеполагание (постановка учебной задачи на основе имеющейся информации). |
IV. Основная часть. минут. 28 минут | Переключает слайды (5,6,7,). Дает информацию для индивидуального решения и кейс ситуации для работы в группе. В случае необходимости помогает группам организовать обсуждение. Проверяю правильность решения заданий и логику выбора в кейс-ситуации. Задаёт уточняющие вопросы. Выдаёт карточки за правильные ответы. Выделяет правильные выводы групп. | Работают с Кейсом № 1. обмениваются бланками с ответами для проверки. Слушают второй отрывок. Определяют тип болота. Работают с Кейсом № 2. Представитель группы, первой справившейся с первым заданием, озвучивает ответ. Другие группы поправляют и дополняют. Второй вопрос представители групп озвучивают вместе с ответами, при необходимости демонстрируют. | Познавательные – анализ и сравнение объектов по заданным признакам; построение аналогий, логических рассуждений; Личностные – способность к волевому усилию для поддержания темпа работы. Коммуникативные – конструктивное участие в учебном сотрудничестве со сверстниками; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные – контроль (сравнение действия и его результата с ответом); адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. |
V. Подведение итогов. Рефлексия. 9 минут. | Задает домашнее задание. Слайд 8. Организует выступле-ния учеников. Выставляет оценки за урок (одна карточка – один балл). Выслушивает мнения учеников об уроке. Делится своим впечатлением об активности и результативности работы учеников на уроке. | Кладут в тетрадь лист с домашним заданием. Отвечают на заданный в начале урока проблемный вопрос. Оформляют в группах свои ответы в виде цветка ромашки. Отвечают на вопросы теста. Получают оценки. Высказываются по очереди о наиболее понравившихся моментах урока. | Познавательные – структурирование найденной информации в нужной форме. Личностные – осознание смысла обучения. Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с целью коммуникации. Регулятивные – оценка (осознание того, что уже усвоено, и того, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения). |
- Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.
Диагностика предметных результатов учащихся:
количество правильно данных ответов (самостоятельно и в группе).
Диагностика метапредметных результатов:
найденные решения кейс-ситуаций;
содержание и развернутость ответов на этапе «Подведение итогов».
Диагностика личностных результатов:
оценка умения работы в группе;
эмоциональность и развернутость высказываний на этапе «Рефлексия».
Особенность оценивания работы учеников на уроке.
Учитель заранее задает параметры для перевода количественных ответов в качественные. Ученики получают карточку за каждый правильный индивидуальный ответ, за правильное решение кейс-ситуации и ответы группой. Количество карточек в конце урока означает оценку ученика за работу на уроке. Ученик может набрать 0 карточек (в этом случае оценка 1), и больше 5-ти карточек (оценка 5).
Инновационные технологии, использованные на уроке.
Кейс-технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейс-метод – это ситуативная методика, которая позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Технология здоровье сбережения Технология обучения здоровья сбережения связана с решением проблемного вопроса: Как не попасть в болото, не утонуть в нем и выбраться из него. Ученики вспоминают правила безопасного поведения на болоте.
Текст методической разработки.
Добрый день! Занимайте места с учетом своего обычного места в классе (в какой колонке вы сидите). Проверьте свою готовность к уроку: наличие ручки и тетради. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие по рассказу М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Путешествуя вместе с Настей и Митрашей, вы будете отвечать на вопросы по теме урока, знание которых понадобится вам на проверочной работе. Свои ответы записывайте в тетрадь. На столах находятся конверты - кейсы с заданиями. За каждое правильно выполненное задание вы получите карточку (1 балл). В конце урока сосчитаете количество карточек и будете знать свою оценку.
Наше путешествие начинается [слайд 1]. Проблемный вопрос: Природное комплекс (сообщество) – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.
[слайд 2] Посмотрев видеофрагмент, определите, о каком природном комплексе идёт речь.
[слайд 3] Мотивационная беседа. Через анализ проблемного вопроса вывести обучающихся на самостоятельную формулировку темы урока.
[слайд 4] Записываем тему нашего урока: «Воды суши. Болота.»
[слайд 5] «…Блудово болото, где и мы сами не раз тоже блуждали, начиналось, как почти всегда начинается большое болото, непроходимою зарослью ивы, ольхи и других кустарников… Дети без особого труда перешли эту приболотицу в предрассветной темноте. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди, при первом утреннем свете им открылось болото, как море...».
Возьмите на парте конверт «Кейс № 1» [3.2]. У вас есть 5 минут, чтобы ответить на вопросы и выполнить практическое задание.
Группы обмениваются бланками с ответами. Проверка проводится с доски. Группы оценивают друг друга. Молодцы те группы, которые максимально правильно ответили на вопросы (получают карточки по количеству правильных ответов).
Запишите, пожалуйста, вопрос на который вам предстоит ответить в конце урока: «Использование и значение болот…» [слайд 6].
Наше путешествие продолжается [слайд 7.]. Пока представители групп проверяют работы, мы разберем классификацию болот (2 минуты):
Болота бывают низинные и верховые.
1. Низинные болота - здесь избыточное увлажнение возникает в следствие близкого расположения подземных вод к поверхности земли. Эти болота проходимы.
2. Верховые болота - имеют выпуклую поверхность и мощный слой торфа. Ходить по такому болоту крайне опасно, т.к. слой торфа недостаточно прочный.
«…Блудово болото содержит огромные запасы горючего, но слой торфа не везде одинаковой толщины…Тут был старейший пласт торфа, но дальше, чем ближе к Слепой елани, слой становился все моложе и тоньше. Мало-помалу, по мере того как Митраша продвигался вперед по указанию стрелки и тропы, кочки под его ногами становились не просто мягкими, как раньше, а полужидкими. Ступит ногой как будто на твердое, а нога уходит, и становится страшно: не совсем ли в пропасть уходит нога? … А потом и так пошло, что ступишь, а у тебя под ногой от этого вдруг, как в животе, заурчит и побежит куда-то под болотом…»
Какой тип болот описан в отрывке из рассказа М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Учащийся, поднявший и правильно ответивший на вопрос получает карточку.
Возьмите на парте конверт с надписью «Кейс № 2» [2.6]. Задание 1.
Это задание вы выполняете в группе. У вас есть 5 минут, чтобы записать ответы. Группа, выполнившая задание первой, диктует ответы, ученики из других групп могут дополнить.(2 минуты)
Задание 2.
Это задание учащиеся групп (1,2,4,5) обсуждают и отвечают письменно – время выполнения 3 минуты, а группы (3,6) готовятся продемонстрировать опыт «Гигроскопичность сфагнума».
Представление опыта и ответы на вопросы. Все учащиеся участвуют в обсуждении и дополняют ответы. (5 минут)
Болото – это не безопасное место для человека. Если вы оказались на болоте, то нужно соблюдать определенные правила. В рассказе М.М. Пришвина «Кладовая солнца» как раз описана эта ситуация. Вы все читали этот рассказ, поэтому должны легко ответить на вопросы. У каждой группы есть этот отрывок. [2.7] (3 мин.)
Что нельзя делать на болоте? Какой порядок действий нужно соблюдать, если вы попали в экстремальную ситуацию?
Диспут, обсуждение. (3 мин)
Наш урок подошел к концу. Мы интенсивно поработали, и я прошу вас ответить на поставленный в начале урока вопрос: «Использование и значение болот…». Для этого необходимо в тетради нарисовать таблицу Слайд 8. В каждый столбик вы заносите свои ответы. ( 2 минуты). Обсуждение. (2 минуты).
Разноуровневое домашнее задание (2 минуты):
- высокий уровень: работая с дополнительного источника информации дайте понятия терминам, связанным с темой урока: марь, мочажина, руда болотная, топь, трясина;
- средний и низкий уровень - подобрать загадки о животных, растениях болота, найти информацию о необычных объектах или явлениях болота.
Что, по вашему мнению, на уроке было наиболее интересным? (3 минуты).
Итак, путешествуя с Настей и Митрашей, мы обнаружили различные явления. Они происходят в рассказе, и в окружающем нас мире тоже. Впереди вас ждут новые открытия на уроках географии!
Приложения.
- Презнтация.
Слайд 1. Проблемный вопрос.
Слайд 2. Видеофрагмент
Слайд 3. Мотивационная беседа.
Слайд 4. Тема урока. Воды суши. Болота.
Слайд 5. Отрывок из рассказа М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Слайд 6. «Использование и значение болот…»
Слайд 7. Ответы на кейс № 1.
Слайд 8. Таблица [2.8]
- Раздаточный материал.
- Атласы. Начальный курс географии. 6 класс.
- Контурные карты: карта России, карта полушарий
- Мох, контейнер с водой (на две группы)
- Кейсы на каждую группу:
2.5 Кейс №1. Для всех групп одинаковый.
Болота возникают 2 путями 1. ______________________ -------- болота 2.______________________ -------- болота Другие причины (как можно больше версий) 1. 2. 3. |
Работа с контурными картами
2.6 Кейс №2.
Задание 1.
Всем группам предложены отрывки из текста, где можно найти подсказки.
Группы 1, 4
Группы 2, 5
Образование болот Ответы: (5 слов)
| Растения болот Ответы: (5 слов)
|
Группы 3,6
Образование болот Ответы: (5 слов)
| Растения болот Ответы: (5 слов)
|
Задание 2.
Группы 1, 4
«На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений, стоят редкие, маленькие, корявые и заплесневелые елочки.... Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок. И так все: что ни елочка, то непременно на что-то похожа…»
Вопрос: В природе некоторые растения имеют высоту 30-40 и более метров, однако на торфяных болотах деревья практически не растут, а большинство мохообразных растений низкорослые. Почему? Набрать как можно больше версий (вариантов ответа)
Группы 2, 5
«Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место — Слепая елань, сколько погибло в нем людей и скота…. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку от солнца в наследство...»
Вопрос: На торфоразработках Брянщины в 1986 году нашли самолет времен Великой Отечественной войны, вместе с летчиком, и дочь летчика увидела отца таким, каким он был молодым. Дайте объяснение этому явлению. Набрать как можно больше версий (вариантов ответа).
Группы 3,6
Вопрос: Весной, во время таяния снега, из болота, образованного сфагновыми мхами, никакие ручьи не вытекают. С помощью предложенного оборудования объясните это явление. Набрать как можно больше версий (вариантов ответа).
Этим группам предложено продемонстрировать опыт «Гигроскопичность сфагнума» Определение способности сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды.
Цель: понаблюдать, за способностью сфагнума поглощать и удерживать большое количество воды.
Оборудование: несколько длинных растений сфагнума, высушенных в гербарном прессе, стакан с водой.
Ход работы: Несколько высушенных в гербарном прессе растений поставить в стакан с водой так, чтобы их верхушки были выше края стакана и свешиваются с него. Убедиться, что вода поднимается по растениям и стекает каплями с повисших верхушек растений.
2.7 «Митраша по елани шел вначале лучше, чем даже раньше по болоту. Постепенно, однако, нога его стала утопать все глубже и глубже, и становилось все труднее и труднее вытаскивать ее обратно…Но Митраша, почуяв опасность, остановился и призадумался над своим положением. В один миг остановки он погрузился по колено, в другой миг ему стало выше колена. Он еще мог бы, сделав усилие, вырваться из елани обратно. И надумал было он повернуться, положить ружье на болото и, опираясь на него, выскочить…И рванулся. Но было уже поздно…И почувствовал, что он плотно схвачен со всех сторон по самую грудь. Теперь даже и сильно дыхнуть ему нельзя было: при малейшем движении его тянуло вниз. Он мог сделать только одно: положить плашмя ружье на болото и, опираясь на него двумя руками, не шевелиться и успокоить поскорее дыхание. Так он и сделал: снял с себя ружье, положил его перед собой, оперся на него той и другой рукой…
2.8
Вред болот | Польза болот |
Библиография.
- А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. Учебник. География 5/6 класс. М.: «Просвещение», 2019.
- Атлас. Начальный курс географии. 6 класс. Издательство: АСТ-Пресс, 2019 г
- Пришвин М.М. Кладовая солнца. Издательство: Стрекоза, 2017 г.
- Юрковская Т. К. Несколько слов о верховых болотах // Биология. – 2002. – № 15. – С. 9. Среди болот России по площади и запасам торфа преобладают верховые болота. Почему их назвали верховыми?
- Экологический журнал. – 2002. – № 9. – С. 10–11. Особое место среди материалов о болоте занимает книга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по географии 8 класс по теме "Климат"
Этот материал содержит конспект урока по географии....
Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.
Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...
Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....
Урок в 6 классе на тему "Воды суши: реки"
Представленный урок – открытие нового знания – построен на основе деятельностного подхода и технологии практического обучения, что позволяет максимально использовать активность ученика. На уроке...
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".
Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"
Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Методическая разработка урока географии 7 класс на тему: «Страны Северной Америки»
Задачи урока:1. Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую карту в своей работе.2. Развивающие:ра...