Урок географии в 5 классе по теме "Вода на Земле"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Халикова Рушания Рифхатовна

Урок географии в 5 классе по теме "Вода на Земле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_5_klasse_po_teme_voda_na_zemle.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Учитель географии Халикова Р.Р.

Предмет

География

Класс

5

УМК

И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Урок

27

Тема урока

Вода на Земле

Цель урока

Сформировать понятие о воде на Земле. Расширить знания о гидросфере, ее составных частях, свойствах.

Планируемые образовательные результаты /УУД/

Предметные

Представление о воде, ее состояниях и свойствах.

Представление о гидросфере и ее частях.

Умение изучать и описывать свойства воды.

Метапредметные

1. Межпредметные понятия.

Вещество, время, жизнь, метод, объект (реальный), планета Земля, природа, пространство (положение), пространство (форма, размер), процесс.

2. Регулятивные УУД

Определять цель  и последовательность действий для решения поставленных задач.

Совершенствовать (в диалоге с учителем) самостоятельно выработанные критерии оценки результатов практической работы

3. Познавательные УУД

Находить информацию, необходимую для решения учебных проблем.

Владеть смысловым чтением

4. Коммуникативные УУД

Определять цель, проблему в деятельности.

Организовывать учебное взаимодействие в паре.

Излагать свое мнение

Личностные

Личностное самоопределение, смыслообразование, нравственно – эстетическая ориентация

Вырабатывают уважительно доброжелательное отношение к партнеру.   

Формируют основы культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказать помощь

Решаемые учебные проблемы

Проведение самостоятельного поиска географической информации разного содержания из источников информации.

Формирование умений строить схемы, изучать и описывать свойства воды.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация «Урок-практикум „Вода на Земле“».

Оборудование

Настенная физическая карта мира. Атласы. Тесты. Кроссворды.

Структура урока

Деятельность учащихся

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Организационный момент

- Здравствуйте! Какой сегодня замечательный весенний день! Я всем вам желаю весеннего настроения, творчества и приглашаю на урок познания.

Приветствуют учителя

2.Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы знакомились с материками. У нас сегодня в гостях маленький пингвиненок. Давайте послушаем что он нам написал: «Я живу на материке, который покрыт мощным ледниковым щитом, средняя толщина льда достигает 2000 метров. Здесь содержится 80% запасов пресной воды. Это самый холодный материк, даже летом температура воздуха достигает  -30градусов, а когда-то российские полярники зарегистрировали температуру  - 89,2 градусов».

- Ребята, скажите, на каком материке живет пингвиненок?

- Кто его покажет на карте и на глобусе?

- А теперь послушаем, какую рекламу подготовили творческие группы ребят о материках.

- Скажите, вам было интересно?

- Какой материк вы бы посетили? А на каком материке мы живем?

Антарктида

Выступают творческие группы по рекламе метериков

Евразия

3.Определение темы урока

- Послушайте загадку:  « С горы сбегая без труда, она гремит как гром

 В морозный день она тверда – руби хоть топором!

Нагрей ее – и к небесам она взлетит

Теперь ты мне ответишь сам: тогда зовут ее вода» 

Прослушав загадку, формулируют тему.

4.Актуализация полученных знаний

- Какие ассоциации у вас возникают со словом «вода»?

Река, озеро, дождь, лужа, колодец, мокро, сыро…

5.Формирование задач

- Тема нашего урока «Вода на Земле».  Мы с вами  сегодня познакомимся с такими понятиями: гидросфера, состав гидросферы, мировой океан, море, воды суши, ледники, айсберги, подземные воды, источник.  (развесить на доску)

6.Изучение нового материала

1.Опыт с водой.

- Существует высказывание, что вода – уникальное вещество. У нас стоит ведро с водой, намочим в нем тряпку и вытрем доску. Что мы видим?

- А теперь посмотрите на доску – она сухая. Куда делась вода?

- А если это ведро воды вынести зимой на улицу или поставить в морозильник, что произойдет?

1.Доска стала мокрой.

2.Вода испарилась.

3. Она замерзнет.

- Сделаем выводы: для этого прочитаем первое предложение.

2.Составление кластера «Состояние воды»

«Состояние воды»:

Жидкая, твердая, газообразная

Проблемный вопрос.

3. А много ли воды на нашей планете?

- Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь -  кто считает  - Много. И Вы – правы!

- На доске нарисован круг и разделен на 4 равные части, давайте 3 из них заштрихуем. Вспомним математику, сколько мы заштриховали?

¾ круга

 В тетради делается запись ¾ планеты Земля покрыто водой.

5. - таким образом, вода образует водную оболочку нашей планеты – гидросферу. Найдем определение, запишем в тетрадь.

- Пользуясь вашими источниками информации,  определите, из каких частей состоит гидросфера, заполнив схему.

Стр.113, 2 абзац.

Работа с учебником рис. 57 и картой

 Демонстрируют свою схему:

1. Состав гидросферы

Физкультминутка

Прослушивание записи «Звуки моря», изображение морских обитателей.

Работа в группах по учебнику

Задания для  1 группы:

1)Заполнить кластер «Мировой океан».

2)Выписать определение моря.

3)Показать на карте, глобусе океаны, Филиппинское, Аравийское, Коралловое моря.

Задания для 2 группы:

1)Заполнить схему «Воды суши».

2)Выписать определения: айсберги, подземные воды, источники.

3)Объяснить понятие «ледники».

4)Показать на карте Антарктиду, остров Гренландия, горы Гималаи, Памир, Тянь-Шань.

Задания для 3 группы:

1)выполнить тест «Воды суши». Установить соответствие.

Выполняют задания в группах, выступают по результатам выполненных заданий.

Первичная проверка понимания

1,2 группа – кроссворд, 3 группа – тест.

Домашнее задание

П.23.(повторить), стр.118 (вопросы и задания на выбор). Творческое задание: написать названия водоемов нашей местности, нарисовать, подобрать фотографии для презентации.

Запись домашнего задания в дневник

Закрепление и первичный контроль

- Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока

Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты?

- Но во многих городах мира, России, в том числе в нашем городе множество киосков по продаже питьевой воды. Почему?

Давайте подведем итог. Попрошу вас ответить на вопросы, которые у вас на партах.  

1. Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли?

2. Она состоит из трёх частей. Каких?

3. Основную часть гидросферы составляет Мировой океан.

Он подразделяется на 4 океана.

- Да.  На планете Земля -71% воды, суши-29%.

 – Загрязнение воды

Отвечают письменно в карточках

 1. Гидросфера – водная оболочка Земли.

2. Схема из 3 частей: воды океанов, воды суши, воды в атмосфере.

3. Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан  и Северный Ледовитый океан

Подведение итогов

Обменяйтесь карточками с рядом сидящим товарищем.

Обмениваются карточками и проверяют ответы соседа

Взаимоконтроль

Рефлексия эмоциональная

- Как вы оцениваете свою деятельность. Продолжите фразу «Я на уроке работал …»

- У вас на столах лежат стикеры разного цвета. Я попрошу вас приклеить один из них соответствующий вашим ощущениям от урока. Если урок понравился, было интересно – желтый, если относительно понравился и не совсем интересно – оранжевый, а если вы разочарованы, и урок совершенно не понравился - синий.

В листиках отмечают свою работу на уроке продолжая предложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

Тест по географии 7 класс по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей".

Тест по географии 7 класса предназначен для проверки знаний учащихся по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей". Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География мате...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Урок географии.10 класс. Религиозный состав населения Земли

Тип урока: урок-семинар.На данном уроке формируются представления о мировых религиях, распростра­нении народов проповедывающих различные религии.....

Презентация по географии 5 класс на тему "Форма Земли и Движения Земли"

Презентация по географии на тему "Форма и движения Земли" ( 5 класс к учебнику А.И.Алексеев и др. "Полярная Звезда")...

Презентация к уроку географии 5 класс "Влияние космоса на Землю"

В презентации в доступной и увлекательной форме рассказывается о влиянии космоса на Землю. В процессе урока используется проблемная технология, физкультминутка и первичное закрепление в виде теста....