Методическая разработка «Интегрированный урок по химии и информатике»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Белавкина Любовь Владимировна

Методическая разработка «Интегрированный урок по химии и информатике» представляет собой синтез  двух тем, рассматриваемых в 9 классе: «Металлы. Железо» (химия) и «Проектирование и создание баз данных» (информатика). Урок разработан в технологии «исследование».

Интеграция учебных дисциплин позволяет решить ряд задач:

  • исследовать химические вещества по разработанному алгоритму;
  • использовать полученную информацию для разработки базы данных;
  • систематизировать знания школьников, способствовать формированию целостного восприятия окружающей действительности.

Методическая разработка может быть полезна учителям химии и информатики, реализующим творческие подходы в обучении и использующим современные исследовательские технологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Проектирование, создание и редактирование базы данных химических элементов средствами MS ACCESS»

Класс – 9

Тип урока: Лабораторная работа (исследование).

Цель:

Спроектировать и создать базу данных химических элементов.

Задачи:

1. Обучающие: закрепить основные понятия информационных систем, реляционных баз данных, научить проектировать однотабличные базы данных, осуществлять переход между формами представления информации, научить использовать MS ACCESS для решения конкретных информационных задач.

2. Воспитательные: развивать самостоятельность выполнения практических работ, воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях

3. Развивающие: развивать навыки систематизации данных, способствовать формированию алгоритмического мышления, развивать  умение доказательства и опровержения гипотез.

Оборудование: учебная презентация,  дидактические карточки «Знаю. Интересуюсь. Умею», опорные таблицы предыдущего урока, проектор, компьютеры, программное обеспечение (MS ACCESS), электронная база данных Mendeleyev2.1.1.

Роль учителя: организация деятельности, консультации.


Технологическая карта

№ п/п

Этапы урока

Время (минуты)

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент.

1

Создание эмоционального настроя.

Определение темы урока.

2

Определение темы урока.

(слайд 1)

Тема урока фиксируется в тетради.

Актуализация знаний.

3

Работа с презентацией

(слайд 2,3).

Работа с таблицей «Знаю. Интересуюсь. Умею»:

  • Понятие базы данных.
  • Понятие информационной системы.
  • Классификация баз данных.
  • Основные функции Систем Управления Базами Данных.
  • Структура реляционных баз данных.

Заполнение графы «Знаю».

Гипотеза.

2

Проблемные вопросы

(слайд 4).

К какому виду можно отнести базу данных «Периодическая система химических элементов»?

Можно ли представить эту базу данных в реляционной форме?

Выдвижение гипотез.

Постановка целей, задач урока.

5

Постановка целей, задач урока (слайд 5).

Работа с презентацией (слайд 6).

Работа с таблицей «Знаю. Интересуюсь. Умею».

  • Какие данные необходимы для создания нашей базы данных?
  • Какие источники информации мы будем использовать?
  • Данные какого типа мы должны описать в структуре таблицы?
  • Какое поле будет идентификатором (первичным ключом)?
  • Каким образом MS ACCESS позволяет решить поставленные задачи?

Работа с заполненной опорной таблицей.

Заполнение графы «Интересуюсь».

Лабораторная работа.

20

Каждому ученику  предложена инструкционная карта с описанием лабораторной работы.

  • Создание структуры таблицы в режиме «Конструктор».
  • Заполнение базы данных информацией из опорной таблицы.
  • Сортировка данных в таблице.

Работа за компьютерами по инструкционным картам.

Итоги выполнения лабораторной работы. Итоги исследования.

5

Обсуждение результатов выполнения лабораторной работы. (Слайд 7)

Демонстрация готовой базы данных. (Слайд 8)

Подтверждение (опровержение) гипотезы. Формулирование результатов, основных сложностей, возникших в ходе выполнения лабораторной работы.

Рефлексия.

5

Обсуждение алгоритма создания таблицы в режиме «Конструктор»

(слайд 9).

Заполнение графы «Умею».

Фиксирование в тетради алгоритма создания базы данных в режиме «Конструктор»

Организационный момент, домашнее задание.

2

Подведение итогов урока.

(слайд 10)

Домашнее задание: дополнить базу данных информацией о барии, стронции, кальции.

Выводы о достижении поставленных задач.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторы: учитель химии Метелькова Е.А. учитель информатики Белавкина Л.В.

Слайд 2

ЗНАЮ ИНТЕРЕСУЮСЬ УМЕЮ

Слайд 3

ЗНАЮ Что такое база данных? Что такое «информационная система»? Как можно классифицировать базы данных? Перечислите основные функции Системы Управления Базами Данных. Опишите структуру реляционной базы данных. Информационная система – относящаяся к определённой области совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для её хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем. База данных – определённым образом организованная совокупность данных, относящихся к определённой предметной области, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения. Классификация баз данных: по характеру хранимой информации (фактографические и документальные); по способу хранения данных (централизованные и распределённые); по структуре организации данных (иерархические, сетевые и реляционные). Основные функции СУБД: - добавление, редактирование, удаление записей; - сортировка, выборка данных. Реляционные базы данных имеют табличную форму организации. Каждая строка таблицы называется записью, а столбец- полем. Каждое поле имеет тип, который определяет множество значений для данного поля. Первичный ключ- это поле, значение которого не повторяется у разных записей.

Слайд 4

К какому виду можно отнести базу данных «Периодическая система химических элементов»? Можно ли представить эту базу данных в реляционной форме?

Слайд 5

Цель урока: Спроектировать и создать базу данных по химическим элементам «Натрий, магний, железо, алюминий».

Слайд 6

ИНТЕРЕСУЮСЬ Какие данные необходимы для создания нашей базы данных? Какие источники информации мы будем использовать? Данные какого типа мы должны описать в структуре таблицы? Какое поле будет идентификатором (первичным ключом)? Каким образом MS ACCESS позволяет решить поставленные задачи?

Слайд 7

Цель урока: Спроектировать и создать базу данных по химическим элементам «Натрий, магний, железо, алюминий».

Слайд 8

Режим конструктора Режим таблицы

Слайд 9

УМЕЮ Проектирование базы данных: Определить объекты и их атрибуты. Описать типы данных каждого атрибута. 2. Создание структуры базы данных: Открыть программу MS ACSESS . Задать имя базы данных. В окне базы данных нажать кнопку «Конструктор». В окне Конструктора вписать имена полей и типы данных. Задать ключевое поле. Закрыть окно с помощью значка системного меню. Задать имя таблицы. 3. Заполнение таблицы: Открыть таблицы двойным щелчком мыши. Заполнить поля необходимыми записями.

Слайд 10

Авторы: учитель химии Метелькова Е.А. учитель информатики Белавкина Л.В.



Предварительный просмотр:

Приложение. Таблица химических элементов

Название элемента

Латинское название

Символ элемента

Порядковый  номер

Период

Группа

Относительная атомная масса

Радиус атома

Количество электронов

Количество протонов

Количество нейтронов

Взаимодействие с кислородом

Взаимодействие с водой

Взаимодействие с хлором

Алюминий

Aluminium

Al

13

3

3

26,98154

0,51

13

13

14

да

да

да

Железо

Ferrum

Fe

26

4

8

55,845

0,126

26

30

26

да

да

да

Магний

Magnesium

Mg

12

3

2

24,305

0,16

12

12

12

да

да

да

Натрий

Natrium

Na

11

3

1

22,98977

0,186

11

12

11

да

да

да



Предварительный просмотр:

Инструкционная карта к уроку по теме:

«Проектирование, создание и редактирование базы данных средствами

MS ACCESS»

  1. Запустите приложение MS Access.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\скрины\01.jpg

  1. Для создания базы данных выполните следующие команды: [Файл – Создать – Новая база данных].

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\скрины\02.jpg

  1. В появившемся окне укажите папку «9А» и задайте имя «Таблица химических элементов», нажмите «Создать».

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\скрины\03.jpg

  1. Выберите «Создание таблицы в режиме конструктора».

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\скрины\04.jpg

  1. Перечислите названия, типы и размеры полей в появившейся таблице. C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\скрины\10.jpg
  2. Укажите ключевое поле.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\скрины\11.jpg

  1. Сохраните таблицу под именем «Таблица химических элементов».

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\скрины\13.jpg

  1. Откройте таблицу двойным щелчком.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\скрины\14.jpg

  1. Внесите в таблицу информацию о натрии, магнии, алюминии, железе.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\скрины\17.jpg

  1. Выполните сортировку элементов по убыванию их порядковых номеров.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\скрины\20.jpg

  1. При наличии времени дополните базу данных записями о литии, калии, кальции и стронции.
  2. Сохраните изменения в таблице.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\скрины\22.jpg

  1. Закройте приложение.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по информатике на тему "Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic"

Ведущая идея урока: Художественная, естественнонаучная и  математическая обусловленность программирования. В процессе урока формируется новый взгляд на виды алгоритмов. Благодаря объединению знан...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка

Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу.  По ходу урока для решения задач прим...

Методическая разработка интегрированного урока по алгебре и информатике в 9 классе с использованием табличного процессора Exсel по теме: «Уравнения прямой, параболы, гиперболы» Учебник:Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова Алгебра. 9 клас

В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий  (ИТ). Исполь...

методическая разработка интегрированного урока по химии и географии "Мировая топливная промышленность. Нефть и ее переработка"

Потапова Елена Константиновна, учитель химии, Гончарова Елена Александровна, учитель географииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 68 города Липецка.Методическая...