Методическая разработка «Интегрированный урок по химии и информатике»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Методическая разработка «Интегрированный урок по химии и информатике» представляет собой синтез двух тем, рассматриваемых в 9 классе: «Металлы. Железо» (химия) и «Проектирование и создание баз данных» (информатика). Урок разработан в технологии «исследование».
Интеграция учебных дисциплин позволяет решить ряд задач:
- исследовать химические вещества по разработанному алгоритму;
- использовать полученную информацию для разработки базы данных;
- систематизировать знания школьников, способствовать формированию целостного восприятия окружающей действительности.
Методическая разработка может быть полезна учителям химии и информатики, реализующим творческие подходы в обучении и использующим современные исследовательские технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 49.5 КБ |
baza_dannyh.ppt | 1.71 МБ |
baza_dannyh_tablitsa_himicheskih_elementov.doc | 30 КБ |
instruktsionnaya_karta_k_uroku_2.doc | 234.5 КБ |
konspekt.doc | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Проектирование, создание и редактирование базы данных химических элементов средствами MS ACCESS»
Класс – 9
Тип урока: Лабораторная работа (исследование).
Цель:
Спроектировать и создать базу данных химических элементов.
Задачи:
1. Обучающие: закрепить основные понятия информационных систем, реляционных баз данных, научить проектировать однотабличные базы данных, осуществлять переход между формами представления информации, научить использовать MS ACCESS для решения конкретных информационных задач.
2. Воспитательные: развивать самостоятельность выполнения практических работ, воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях
3. Развивающие: развивать навыки систематизации данных, способствовать формированию алгоритмического мышления, развивать умение доказательства и опровержения гипотез.
Оборудование: учебная презентация, дидактические карточки «Знаю. Интересуюсь. Умею», опорные таблицы предыдущего урока, проектор, компьютеры, программное обеспечение (MS ACCESS), электронная база данных Mendeleyev2.1.1.
Роль учителя: организация деятельности, консультации.
Технологическая карта
№ п/п | Этапы урока | Время (минуты) | Действия учителя | Действия учеников |
Организационный момент. | 1 | Создание эмоционального настроя. | ||
Определение темы урока. | 2 | Определение темы урока. (слайд 1) | Тема урока фиксируется в тетради. | |
Актуализация знаний. | 3 | Работа с презентацией (слайд 2,3). Работа с таблицей «Знаю. Интересуюсь. Умею»:
| Заполнение графы «Знаю». | |
Гипотеза. | 2 | Проблемные вопросы (слайд 4). К какому виду можно отнести базу данных «Периодическая система химических элементов»? Можно ли представить эту базу данных в реляционной форме? | Выдвижение гипотез. | |
Постановка целей, задач урока. | 5 | Постановка целей, задач урока (слайд 5). Работа с презентацией (слайд 6). Работа с таблицей «Знаю. Интересуюсь. Умею».
Работа с заполненной опорной таблицей. | Заполнение графы «Интересуюсь». | |
Лабораторная работа. | 20 | Каждому ученику предложена инструкционная карта с описанием лабораторной работы.
| Работа за компьютерами по инструкционным картам. | |
Итоги выполнения лабораторной работы. Итоги исследования. | 5 | Обсуждение результатов выполнения лабораторной работы. (Слайд 7) Демонстрация готовой базы данных. (Слайд 8) | Подтверждение (опровержение) гипотезы. Формулирование результатов, основных сложностей, возникших в ходе выполнения лабораторной работы. | |
Рефлексия. | 5 | Обсуждение алгоритма создания таблицы в режиме «Конструктор» (слайд 9). | Заполнение графы «Умею». Фиксирование в тетради алгоритма создания базы данных в режиме «Конструктор» | |
Организационный момент, домашнее задание. | 2 | Подведение итогов урока. (слайд 10) Домашнее задание: дополнить базу данных информацией о барии, стронции, кальции. | Выводы о достижении поставленных задач. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗНАЮ ИНТЕРЕСУЮСЬ УМЕЮ
ЗНАЮ Что такое база данных? Что такое «информационная система»? Как можно классифицировать базы данных? Перечислите основные функции Системы Управления Базами Данных. Опишите структуру реляционной базы данных. Информационная система – относящаяся к определённой области совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для её хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем. База данных – определённым образом организованная совокупность данных, относящихся к определённой предметной области, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения. Классификация баз данных: по характеру хранимой информации (фактографические и документальные); по способу хранения данных (централизованные и распределённые); по структуре организации данных (иерархические, сетевые и реляционные). Основные функции СУБД: - добавление, редактирование, удаление записей; - сортировка, выборка данных. Реляционные базы данных имеют табличную форму организации. Каждая строка таблицы называется записью, а столбец- полем. Каждое поле имеет тип, который определяет множество значений для данного поля. Первичный ключ- это поле, значение которого не повторяется у разных записей.
К какому виду можно отнести базу данных «Периодическая система химических элементов»? Можно ли представить эту базу данных в реляционной форме?
Цель урока: Спроектировать и создать базу данных по химическим элементам «Натрий, магний, железо, алюминий».
ИНТЕРЕСУЮСЬ Какие данные необходимы для создания нашей базы данных? Какие источники информации мы будем использовать? Данные какого типа мы должны описать в структуре таблицы? Какое поле будет идентификатором (первичным ключом)? Каким образом MS ACCESS позволяет решить поставленные задачи?
Цель урока: Спроектировать и создать базу данных по химическим элементам «Натрий, магний, железо, алюминий».
Режим конструктора Режим таблицы
УМЕЮ Проектирование базы данных: Определить объекты и их атрибуты. Описать типы данных каждого атрибута. 2. Создание структуры базы данных: Открыть программу MS ACSESS . Задать имя базы данных. В окне базы данных нажать кнопку «Конструктор». В окне Конструктора вписать имена полей и типы данных. Задать ключевое поле. Закрыть окно с помощью значка системного меню. Задать имя таблицы. 3. Заполнение таблицы: Открыть таблицы двойным щелчком мыши. Заполнить поля необходимыми записями.
Авторы: учитель химии Метелькова Е.А. учитель информатики Белавкина Л.В.
Предварительный просмотр:
Приложение. Таблица химических элементов
Название элемента | Латинское название | Символ элемента | Порядковый номер | Период | Группа | Относительная атомная масса | Радиус атома | Количество электронов | Количество протонов | Количество нейтронов | Взаимодействие с кислородом | Взаимодействие с водой | Взаимодействие с хлором |
Алюминий | Aluminium | Al | 13 | 3 | 3 | 26,98154 | 0,51 | 13 | 13 | 14 | да | да | да |
Железо | Ferrum | Fe | 26 | 4 | 8 | 55,845 | 0,126 | 26 | 30 | 26 | да | да | да |
Магний | Magnesium | Mg | 12 | 3 | 2 | 24,305 | 0,16 | 12 | 12 | 12 | да | да | да |
Натрий | Natrium | Na | 11 | 3 | 1 | 22,98977 | 0,186 | 11 | 12 | 11 | да | да | да |
Предварительный просмотр:
Инструкционная карта к уроку по теме:
«Проектирование, создание и редактирование базы данных средствами
MS ACCESS»
- Запустите приложение MS Access.
- Для создания базы данных выполните следующие команды: [Файл – Создать – Новая база данных].
- В появившемся окне укажите папку «9А» и задайте имя «Таблица химических элементов», нажмите «Создать».
- Выберите «Создание таблицы в режиме конструктора».
- Перечислите названия, типы и размеры полей в появившейся таблице.
- Укажите ключевое поле.
- Сохраните таблицу под именем «Таблица химических элементов».
- Откройте таблицу двойным щелчком.
- Внесите в таблицу информацию о натрии, магнии, алюминии, железе.
- Выполните сортировку элементов по убыванию их порядковых номеров.
- При наличии времени дополните базу данных записями о литии, калии, кальции и стронции.
- Сохраните изменения в таблице.
- Закройте приложение.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока экологии и химии Тема:«Действие газированных напитков на живой организм»
участник всероссийского конкурса методических разработак...
Методическая разработка интегрированного урока по информатике на тему "Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic"
Ведущая идея урока: Художественная, естественнонаучная и математическая обусловленность программирования. В процессе урока формируется новый взгляд на виды алгоритмов. Благодаря объединению знан...
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка
Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу. По ходу урока для решения задач прим...
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка
Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу. По ходу урока для решения задач прим...
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка
Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу. По ходу урока для решения задач прим...
Методическая разработка интегрированного урока по алгебре и информатике в 9 классе с использованием табличного процессора Exсel по теме: «Уравнения прямой, параболы, гиперболы» Учебник:Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова Алгебра. 9 клас
В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий (ИТ). Исполь...
методическая разработка интегрированного урока по химии и географии "Мировая топливная промышленность. Нефть и ее переработка"
Потапова Елена Константиновна, учитель химии, Гончарова Елена Александровна, учитель географииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 68 города Липецка.Методическая...