Конспект урока по химии на тему "Химические свойства аммиака"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Буданова Диана Валериевна

Конспект урока с мультимедийной презентацией, направлен на изучение основных свойств аммиака. Учебник О.С. Габриелян "Химия 9"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Тема урока: Химические свойства аммиака
  2. Тип урока: Урок изучения нового знания
  3. Цель урока:  изучить химические свойства аммиака и его применение
  4. Задачи урока

Образовательные:

- обеспечить формирование новых знаний учащихся об аммиаке, его строении, свойствах, получении и применении.

Развивающие:

- продолжить развивать мышление, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечить системность учения, а так же продолжить развивать терминологическое мышление; умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Воспитательные:

– продолжить воспитание положительной мотивации учения, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе.

- формировать коммуникативные качества (корректность  поведения и высказываний в   ходе обсуждения), прививать  навыки  самоорганизации.

  1. Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Знать механизм образования иона аммония, химические свойства аммиака. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства аммиака, и разъяснять их с точки зрения представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах.

формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости экспериментальной деятельности, реализация принципа связи теории и практики.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, способность устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезу и доказывать ее посредством химического эксперимента, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, выявление проблемы и способность ее решения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Метапредметные результаты:

- умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свои затруднения, анализировать ситуацию;

- готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способствовать развитию умения аргументировать свою точку зрения;

- умение работать индивидуально и в парах, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  1. Методы обучения: сравнение, анализ, дедукция, беседа, повествование, словесно-наглядные методы, самостоятельная работа.
  2. Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
  3. Средства обучения: технические, дидактико-методические, учебно-материальные
  4. Ход урока

Мотивационный этап

Учитель: Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.

Попробуем частично воспроизвести картину давних лет.

Демонстрация видеоролика «Дым в стакане».

Есть предположение, какое жидкое вещество было влито в колбу вначале ролика? Вещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю.

На счет появления названия этого вещества существует две версии, одна из которых связана с именем древнеегипетского бога Амона, а вторая – со сходным по звучанию оазисом Аммона в Северной Африке.

Согласно первой, поклоняющиеся Амону люди во время обряда нюхали нашатырь (химическая формула NH4Cl), при нагревании которого выделялся данный газ. По второй версии, в оазисе Аммона, находящемся на перекрестке оживленных караванных путей, в результате постоянного нахождения там большого числа вьючных животных скапливалось огромное количество продуктов их жизнедеятельности. А мочевина, быстро разлагаясь в жарком климате, выделяет данный газ. Какая из двух версий верна – неизвестно.

- Как вы думаете, как он называется?

Верно, вначале данный газ называли «аммониак», а потом сократили название до «аммиак».

Вы наверное уже догадались, что тема нашего урока «Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение».

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Этап актуализации

Прежде всего рассмотрим строение молекулы аммиака NH3. Как вы уже знаете, на внешнем энергетическом уровне атомы азота содержат пять электронов, из которых три электрона — неспаренные. Именно они и участвуют в формировании трёх ковалентных связей с тремя атомами водорода при образовании молекулы аммиака NH3.

Три общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома азота, а так как молекула аммиака имеет форму треугольной пирамиды (рис. 128), то в результате смещения электронных пар возникает диполь, т. е. молекула с двумя полюсами.

  1. Получение аммиака (опорная схема).

а) в лаборатории:

Ca(OH)2(тв) + 2 NH4Cl(тв) = CaCl2 + 2NH3↑ +2H2O

б) в промышленности: N2 + 3H2 = 2NH3

1v 3v 2v

Условия смещения равновесия в сторону выхода аммиака:

+Q, уменьшение температуры (400 С)

-V, увеличение давления.

Характеристика реакции: (экзотермическая, с уменьшением объема, обратимая, гетерогенная, каталитическая – катализатор Fe.)

3Физические свойства аммиака.

а) NH3 – газ;

б) М (NH3) =17г/моль; М(NH3)

(М(воздуха) = 29г/моль, легче воздуха).

в) хорошо растворим в воде: 1л.(Н2О) до 700л. (NH3), при комн. tº

г) имеет резкий специфический запах.

4. Химические свойства аммиака.

А. Реакции окисления аммиака: NH3 – восстановитель.

1) 4NH3 + 3O2 → 4N2 + 6H2O

2) 4NH3 + 5O→4NO + 6H2O

3) 8NH3 + 3Br2 →N2 + 6NH4Br

Б. Реакции аммиака с водой (опорная схема).

4) NH+ H2O = NH4ОН (гидроксид аммония)

NH4ОН - слабое основание, среда щелочная, рН>7, окраска фенолфталеина -малиновая.

Учитель: Мы уже заметили, что аммиак хорошо растворяется в воде, что он имеет очень резкий запах, наконец, вспомните, ведь его ещё в средние века называли «щелочной воздух».

В. Реакция аммиака с кислотами (опорная схема).

5) NH3 + HCl = NH4Cl (хлорид аммония)

Учитель: Теперь бы вы смогли объяснить англичанам, почему между их кораблем и судном противника появился едкий «дым»? (Конечно, это была реакция образования хлорида аммония).

Учитель: Химики всегда советуют держать дома склянку с нашатырным спиртом: как средство от обморока, для нейтрализации кислот, для выведения жирных пятен и в качестве самого дешёвого и верно действующего огнетушителя.

А где ещё находит своё применение аммиак?

  1. Использование аммиака в народном хозяйстве.

Аммиак жидкий применяется для производства азотной кислоты, для азотирования, в качестве хладагента, для создания защитных атмосфер, для переработки на удобрения и для использования в сельском хозяйстве в качестве азотного удобрения.

  1. Закрепление знаний.

Закрепление изученного материала( взаимопроверка)

  1. Почему аммиак реагирует и с кислотами и с водой?
  2. В молекуле аммиака связь между атомами азота и водорода:

а) ионная;

б) ковалентная полярная;

в) ковалентная неполярная.

  1. Дано уравнение реакции:

N2 + 3H2 = 2 NH3 + Q

В какую сторону сместится равновесие при:

а) понижение температуры

б) понижение давления

в) уменьшение концентрации водорода.

Задание на закрепление материала:

Даны уравнение реакции:

1) 4NH3 + 3O2 → 4N2 + 6H2O

2) 4NH3 + 5O→4NO + 6H2O

Составьте электронный баланс.

10.        Этап рефлексии

Учитель: хотелось бы узнать, понравился ли вам урок?

На столах лежат смайлики (разного цвета: желтый, зеленый, красный), выберите один из них.

Я благодарю вас за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила студентка 4 курса ПО-ЭКО 2 Буданова Диана Химические свойства аммиака

Слайд 2

Цель и задачи урока Тип урока: урок изучения новых знаний Цель урока: изучение химических свойств аммиака Задачи урока: Образовательные: - изучить химические свойства аммиака, закрепить знания о физических свойствах аммиака; -познакомить с водородной связью и донорно-акцепторным механизмом образования ковалентной связи. Развивающие: - продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся; - развитие умений сравнивать, делать выводы. Воспитательные: -воспитание положительной мотивации учения; - способствовать формированию правильной самооценки и чувства ответственности; - способствовать развитию уверенности и требовательности к себе.

Слайд 3

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости экспериментальной деятельности, реализация принципа связи теории и практики. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, способность устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезу и доказывать ее посредством химического эксперимента, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Слайд 4

Предметные: знать строение аммиака, химические и физические свойства, уметь работать с химической посудой и реактивами. Метапредметные : умение планировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и взаимопроверки, умение производить поиск необходимой информации, анализировать и оценивать ее. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности

Слайд 5

Методы обучения и форма организации учебной деятельности Используемые технологии: технология критического мышления. Методы: сравнение, анализ, дедукция, беседа, повествование, экспериментирование, выполнение письменной работы Формы организации: фронтальная, индивидуальная. Информационно – технологические ресурсы: Габриелян О.С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений 2013г, издательство Дрофа

Слайд 6

План урока Организационный момент (2 мин) Актуализация (5 мин.) Мотивационный (3 мин.) Этап открытия нового знания (27 мин.) Проверка усвоения знаний (5 мин.). Рефлексия . Информирование о домашнем задании(3 мин.)

Слайд 7

II. Актуализация знаний (5 мин.) 2 ученика идут к доске, первый пишет строение аммиака, второй рассказывает про физические свойства. Остальные работают на местах Вопросы для фронтальной работы: 1.Характеристика азота по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева 2.Почему молекулярный азот химически инертен, а атомарный – химически активен? 3 .Растворяется ли аммиак в воде?

Слайд 8

III. Мотивационный этап (3 мин.) Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.

Слайд 9

IV Этап освоения новых знаний (27 мин.) Лабораторный опыт: Соблюдая правила техники безопасности, вскройте ампулу с нашатырным спиртом и вылейте ее содержимое в пробирку. Каким запахом обладает аммиак? Добавьте к раствору аммиака 1-2 мл воды, а затем 2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Что можно сказать о растворимости аммиака в воде? Подогрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете? Вывод: водный раствор аммиака является основанием

Слайд 10

Демонстрируем опыт: "дым без огня", подносим друг к другу две стеклянные палочки, смоченные концентрированными растворами аммиака и соляной кислоты. Между этими палочками появляется обильный дым . NH 3 + HCl → NH 4 Cl NH 3 +H + + Cl - → NH 4 Cl

Слайд 11

Образование катиона аммония Образование катиона аммония при взаимодействии с кислотами идет по донорно - акцепторному механизму . Механизм образования ковалентной связи, которая возникает не в результате обобществления неспаренных электронов, а благодаря свободной электронной паре, имеющейся у одного из атомов, называют донорно-акцепторным

Слайд 12

Какую степень окисления в аммиаке имеет азот? Так , чем же будет являться аммиак в окислительно -восстановительных реакциях ? Обучающимся необходимо найти в учебнике уравнения реакции аммиака с кислородом, с катализатором и без. Записать уравнения в тетрадь.(стр. 213 ) 4NH 3 +O 2 → 2N 2 +6H 2 O 2N -3 –6e → N 2 0 окисление, восстановитель O 2 0 +4e → 2O -2 восстановление, окислитель 4NH 3 +5O 2 → 4NO+6H 2 O ( kat:Cr 2 O 3 ) N -3 -5 e → N +2 окисление, восстановитель O 2 0 +4 e → 2 O -2 восстановление, окислитель

Слайд 13

Реакция взаимодействия аммиака с оксидом меди ( II) с образование азота, меди и воды 2 NH 3 + 3CuO = 3Cu + N 2 + 3 H 2 O 2N -3 -6e → N 2 0 окисление, восстановитель Cu 2+ +2 e → Cu 0 восстановление, окислитель Вывод: азот в аммиаке имеет низшую с.о . (-3), поэтому азот может только отдавать электроны, повышая свою с.о ., отсюда - аммиак проявляет только восстановительные свойства. Реакции с участием аммиака идут с изменением с.о . азота или с образованием ковалентной связи по донорно- акцепторном.

Слайд 14

V Проверка усвоения знаний (5 мин.) 1.Как можно распознать аммиак? ( П о запаху; по окрашиванию влажной индикаторной бумаги - синеет; по появлению дыма при поднесении стеклянной палочки, смоченной концентрированной соляной кислотой). 2.По какому типу идет образование катиона аммония? Напишите схему образования катиона аммония. (Тип: донорно-акцепторный) 3. Н аписать уравнения реакции аммиака с ортофосфорной кислотой и дать названия всем веществам . NH 3 + H 3 PO 4 →( NH 4 ) 3 PO 4 (аммиак, ортофосфорная кислота, фосфат аммония)

Слайд 15

VI Информирование о домашнем задании. Рефлексия (3 мин.) Домашнее задание: § 29. Аммиак, № 7,9. Допишите уравнение реакции и ели это необходимо расставьте коэффициенты: + Подготовит стенгазету на английском языке по теме «Аммиак»

Слайд 16

Рефлексия Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают его состояние на уроке: Раздражение Злость Радость Равнодушие Удовлетворение Вдохновение Скука Тревога Покой Уверенность Неуверенность. Наслаждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по химии с использованием ЭОР "Азот и его свойства", 9 класс

Современный урок с использованием электронных образовательных ресурсов...

Урок по химии в 9 классе «Аммиак: строение, получение, свойства соли аммония».

Урок по химии в 9 классе   Клочкова Виолетта Михайловна,  учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....

Конспект урока по химии в 8 классе. Кислород. Физические и химические свойства

Урок разработан и проведен с ипользованием элементов технологии деятельностного метода обучения....

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Конспект урока по химии "Изучение химических свойств серной кислоты"

Урок по химии на тему «Изучение свойств серной кислоты». Урок проводился в 9 классе.Обучение химии ведется по общеобразовательной программе, по учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. ...