Конспект урока по химии "Изучение химических свойств серной кислоты"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Урок по химии на тему «Изучение свойств серной кислоты». Урок проводился в 9 классе.
Обучение химии ведется по общеобразовательной программе, по учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 8—9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков — М.: Просвещение, 2021
Химия 9класс. М. «Просвещение». 2021 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 37.47 КБ |
praktich_rabota.docx | 39.85 КБ |
listy_otsenivaniya.docx | 15.83 КБ |
tehnika_bezopasnosti.docx | 20.18 КБ |
domashnee_zadanie.docx | 15.75 КБ |
instruktsii.docx | 26.9 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_himii_sernaya_kislota_9_kl.ppt | 786.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока химии
Учитель химии: Матыцыной Е. В.
9 класс
Габриелян О.С. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций /О.С. Габриелян., И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. – М. : Просвещение , 2021
Тема: Изучение свойств серной кислоты
Цель: Систематизировать имеющиеся знания по химическим свойствам кислот, изучить свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации на примере разбавленной серной кислоты, качественную реакцию на серную кислоту и её соли.
Задачи:
Образовательные: закрепить сведения учащихся о химических свойствах разбавленной серной кислоты, реакциях ионного обмена. Ознакомиться с правилами ТБ при работе с кислотами. Совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
Развивающие: продолжить формирование навыков работы с информацией при решении учебных задач; создать условия для самостоятельной деятельности учащихся; формирование компетентности решения проблемных ситуаций; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательные: навыков сотрудничества в парной работе.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД: определить последовательность действий для получения результата, наблюдать и делать необходимые выводы по наблюдениям во время проведения опытов, закрепить теоретические знания при выполнении химического эксперимента, выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли. определение цели учебной деятельности; осуществление рефлексии своей деятельности
Познавательные УУД: научиться проводить химический эксперимент, используя теоретические знания, знать свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации и свойства конкретно серной кислоты, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); классификации объектов; построение логической цепи рассуждений, доказательство, преобразование информации из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: уметь работать в группах, уметь представить результаты своих опытов. Развивать умение анализировать и делать выводы. Продолжать развивать навык экспериментальных исследований; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценивать речь сверстников, составление индивидуального устного высказывания, аргументация своей точки зрения, оценка суждений и своей точки зрения.
Личностные УУД: осознание своей роли каждым участником группы, осознание своей роли в группе для достижения общей цели. Воспитывать ответственность и аккуратность при работе с химическим оборудованием;
Воспитывать мировоззрение учащихся, культуру труда и общения. Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, выбор профессии
Форма работы: групповая, индивидуальная
Методы обучения: проблемный, эвристический (в виде взаимосвязанных вопросов, влияющих друг на друга, большая часть которых является небольшими проблемами, последующие вопросы исходят из предыдущих).
Личностно-ориентированное обучение,
Групповое обучение
ИКТ технологии
Технология проблемного обучения
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная.
Средства: учебник, презентация, цифровое оборудование центра «Точка роста», проектор, компьютер, раздаточный дидактический материал.
Лабораторный опыт проводится по группам (2 групп по 4 человека).
Оборудование и реактивы: Карточка «Техника безопасности», реактивы, пробирки, спиртовка, серная кислота (разбавленная), лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, цинк гранулированный, медная проволока, гидроксид натрия, карбоната натрия, сульфата цинка, хлорида бария, набор для лабораторного опыта.
Урок практической работы.
- Организационный этап.
- Мотивация учебной деятельности.
- Постановка цели и задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.
- Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.
- Выполнение практической части работы и текущее инструктирование учителя.
- Составление отчета. Контроль, взаимоконтроль в процессе выполнения работы.
- Подведение итогов урока. Проведение рефлексии.
- Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Организационный | |
Здравствуйте ребята. Садитесь. Здравствуйте наши уважаемые гости! Ребята, надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. Давайте друг другу улыбнёмся и мысленно пожелаем друг другу успеха. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют наличие необходимой принадлежности для работы. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. Дают разрешения. |
Этап 2. Мотивация учебной деятельности. | |
Опер группы, внимание! Конверт№1Одна из сестер - преступниц, совершила побег из мест заключения. Она вступила в связь с одним из жителей государства Арабских эмиратах. Это соединение легко растворилось в водной среде и начало свою преступную деятельность. Поступили первые сигналы с мест преступления – красные пятна - улики после встречи с семьёй индикаторов, а после встречи и обмена с хлоридом бария остался белый осадок. Конверт № 2 . Пустой лист ( написать серной кислотой физические свойства) тайнопись. Может у вас есть предложения, как проявить невидимую запись. 1-й этап следствия: Как вы думаете, почему это произошло? Указать приметы " преступника" / ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ КИСЛОТЫ, ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Ребята, а что мы можем сделать, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши высказывания? | Примерно в 800 году н.э. арабские алхимики научились получать серную кислоту. Растворима в воде Красные пятна индикаторы Хлорид бария белый осадок. Нагреть Бесцветная маслообразная жидкость пл. 1,859 г/см3, конц. H2SО4 жадно поглощает влагу и является отличным осушителем. Смешивается с водой в любых соотношениях Анализ писем Необходимо установить личность незнакомки. |
| |
-С какой проблемой мы столкнулись? - Как вы думаете, какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке, чтобы решить данную проблему? - Тогда, давайте, сформулируем тему сегодняшнего урока. - А цель урока? Слайд №1
| - Речь идет о взаимодействии серной кислоты - Изучить свойства разбавленной серной кислоты. Записывают тему урока в тетрадь. Определить степень опасности её для жителей. Арабских эмират, указать её приметы, составить анкету (рапорт) , найти и обезвредить преступницу.. Следствие провезти с позиции химии, При проведении следствия провести экспертизу. |
Этап 4. Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач. | |
-Предлагаю вам вспомнить правила по технике безопасности. -Как оперуполномоченные мы должны оценивать свою работу для того чтобы прийти к результату. -На столах у вас листы оценивания работы в группе и я прошу вас заполнять в ходе нашего расследования. | листы оценивания |
2-й этап следствия:: Д. И. Менделеев «Опыт - единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории» | Me до H-ряд напряжения, оксиды Me, гидроксиды. |
Этап 5. Выполнение практической части работы и текущее инструктирование учителя. | |
РАБОТАЮТ ЭКСПЕРТЫ: На столах лежат инструкции по работе Прошу занять места и приступить Определить степень опасности для жителей. .. Следствие провезти с позиции химии, При проведении следствия провести экспертизу, Соблюдая Правила ТБ |
Выполняют практическую работу |
3-й этап следствия::Найти " преступницу"/ опознание/ | Качественная реакция |
4-й этап: обезвредить/нейтрализовать/ (проводит учитель) Проведение опыта с использования цифрового оборудования «Точки Роста» | Реакция нейтрализации |
Этап 6 Составление отчета. Контроль, взаимоконтроль в процессе выполнения работы. | |
Я прошу вас пересесть за столы и оформить свои экспертизы - Проверьте, пожалуйста, правильность выполнения. Проверяется запись отчетов Делается общий вывод СОСТАВЛЕНИЕ АНКЕТЫ (рапорт) ДЛЯ АРХИВА: Серная кислота: H2SО4 ,/ формула/ Mr=98 M=98 г/моль Физические свойства: маслянистая жидкость, вызывает ожоги. Химические свойства: а/общие: 1. лакмус- красный. 2. + Zn 3. + СuО / МеО 4. + качественная реакция. 5. + + NaOH - Соли: сульфаты Качественная реакция с хлоридом бария | Делают выводы анализируют |
| |
Какова была наша цель, вашего расследования ребята? 2) Достигли ли мы её? 3) Какие выводы сделали? 4 )Что вызвало больший интерес? 5) Какой из этапов следствия показалось лёгким? 6) Какое задание вызвало затруднение? 4) Как работали для получения результата? С какой профессией был связан наш урок? Какие профессии существуют в полиции? Оцените свою работу в оценочных листах | |
Этап 8. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. | |
Д./з карточка - Всем спасибо за урок! До встречи, ребята. | Учащиеся собираются и прощаются с учителем. |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 3.
Тема:__________________________________________________________
Цель: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование и реактивы: пробирки, серная кислота H2SO4, лакмус, Zn, Сu, CuO, Cu(OH)2, NaOH, CuSO4 , Nа2CO3, BaCI2
С правилами ТБ ознакомлен (а)___________________________ (подпись).
Ход работы.
№ п/п | Что делали | Что наблюдаете? | Сделайте вывод. |
1 | Опыт № 1. Действие индикатора на серную кислоту В пробирку с серной кислотой добавьте 1-2 капли лакмуса. | ||
2 | Опыт№2 Взаимодействие серной кислоты с металлами В пробирку с серной кислотой положите гранулу цинка, | ||
Zn 0 + 2H+ + SO4 2- → Zn2+ + SO4 2- + H↑2 | |||
2H+ + Zn0 → Zn 2+ + H↑2 | |||
а в другую — кусочек медной проволоки. | Cu + H2SO4 → | ||
3 | Опыт№3. Взаимодействие серной кислоты с оксидами и солями. В пробирку с оксидом меди прилейте серную кислоту. | CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O | |
CuO + 2H+ → Cu 2+ + H2О | |||
В пробирку с карбонатом натрия прилейте серную кислоту. | Na2CO3+ H2SO4→ Na2SO4+ CO2↑+ H2O | ||
4 | Опыт№4 Взаимодействие серной кислоты с основаниями. к раствору CuSO4 прилить щелочь NaOH, при этом образуется осадок голубого цвета Cu(OH)2: прибавляйте по капле серной кислоты до полного растворения осадка. | CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4 | |
В избытке кислоты осадок растворяеться | |||
5 | Отыт №5 Распознавание серной кислоты и ее солей. (Качественная реакция на сульфат -ионы) Поместите в пробирку серную кислоту, в другую поместите сульфат натрия ( Na2SO4) добавьте по капле хлорид бария. BaCl2
| ||
H2SO4 + Ba Cl2 → BaSO4 2↓+ 2HCl 2H+ + SO4 2- +Ba2+ +2 Cl- → BaSO4 + 2H+ + 2Cl- Ba2+ + SO42- → BaSO4 | |||
Данная реакция является характерной реакцией на определение сульфат-иона. | |||
6 | Опыт №6 Реакция нейтрализации Поместите в пробирку серную кислоту И добавляя по капле гидроксида натрия NaOH | H2SO4+ 2 NaOH = Na2SO4 + 2 H2O 2H+ + SO4 2- + 2 Na + + 2OH- → 2Na + + SO4 2- + 2H2O 2H+ + 2OH- → 2H2O | |
С основными оксидами и основаниями серная кислота вступает в реакцию нейтрализации. В результате такой реакции образуются соль и вода. Соль содержит кислотный остаток SO4. |
Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 3.
Тема: Изучение свойств серной кислоты
Цель: Изучить свойства разбавленной серной кислоты
Оборудование и реактивы: пробирки, серная кислота H2SO4, лакмус, Zn, Сu, CuO, Cu(OH)2, NaOH, CuSO4 , Nа2CO3, BaCI2
С правилами ТБ ознакомлен (а)___________________________ (подпись).
Ход работы.
№ п/п | Что делали | Что наблюдаете? | Сделайте вывод. |
1 | Опыт № 1. Действие индикатора на серную кислоту В пробирку с серной кислотой добавьте 1-2 капли лакмуса. | Серная кислота- типичная кислота, которая дает в водном растворе кислую среду, в которй окраска лакмуса и метилоранжа становить красной | |
H2SO4 (р) →2H++ SO4 2 | |||
2 | Опыт№2 Взаимодействие серной кислоты с металлами В пробирку с серной кислотой положите гранулу цинка, | Zn + H2SO4 (р) = ZnSO4 + H2↑ | |
Zn 0 + 2H+ + SO4 2- → Zn2+ + SO4 2- + H↑2 | |||
2H+ + Zn0 → Zn 2+ + H↑2 | |||
а в другую — кусочек медной проволоки. | Cu + H2SO4 → Стоит правее водорода реакции не будет Она характерна для концентрированной кислоты | ||
3 | Опыт№3. Взаимодействие серной кислоты с основными оксидами и солями. В пробирку с оксидом меди прилейте серную кислоту. | CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O | |
CuO + 2H+ + SO4 2- → Cu2+ + SO4 2- + H2O | |||
CuO + 2H+ → Cu 2+ + H2О | |||
В пробирку с карбонатом натрия прилейте серную кислоту. | Na2CO3+ H2SO4→ Na2SO4+ CO2↑+ H2O | ||
4 | Опыт№4 Взаимодействие серной кислоты с основаниями. к раствору CuSO4 прилить щелочь NaOH, при этом образуется осадок голубого цвета Cu(OH)2: прибавляйте по капле серной кислоты до полного растворения осадка. | CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4 | |
5 | Отыт №5 Распознавание серной кислоты и ее солей. (Качественная реакция на сульфат -ионы) Поместите в пробирку серную кислоту, в другую поместите сульфат натрия ( Na2SO4) добавьте по капле хлорид бария. BaCl2 | H2SO4 + Ba Cl2 → BaSO4 2↓+ 2HCl 2H+ + SO4 2- +Ba2+ +2 Cl- → BaSO4 + 2H+ + 2Cl- Ba2+ + SO42- → BaSO4 | |
Данная реакция является характерной реакцией на определение сульфат-иона. | |||
6 | Опыт №6 Реакция нейтрализации Поместите в пробирку серную кислоту И добавляя по капле гидроксида натрия NaOH | H2SO4+ 2 NaOH = Na2SO4 + 2 H2O 2H+ + SO4 2- + 2 Na + + 2OH- → 2Na + + SO4 2- + 2H2O 2H+ + 2OH- → 2H2O | |
Реакция нейтрализации – это реакция между кислотой и основанием, при которой компоненты реагируют друг с другом в порциональных количествах, а продуктами являются соль и вода. Для определения кислотности желудочного сока в клинических лабораториях используют метод нейтрализации. В фармакологии его применяют для количественного анализа неорганических кислот (соляной, серной, борной) и органических кислот (уксусной, винной, лимонной, салициловой). | |||
. Соль содержит кислотный остаток SO4. |
- Вывод : Серная кислота является сильной кислотой. Вступает в реакции трех типов: кислотно-основные, ионные, окислительно-восстановительные. Реагирует с металлами, с основаниями и с основными оксидами. Для определения серной кислоты служат ионы бария. Выпадает белый осадок, который не растворяется ни в воде, ни в концентрированной азотной кислоте.
Предварительный просмотр:
Оценивание работы в группе №
№ Группы | |||
ФИ ученика | Что делал | Результат | Отметка членов группы |
Акимов Илья | |||
Булекешев Кайрат | |||
Инюцина Александра | |||
Щурова Дарья | |||
Критерии оценивания работы в группе:
- Ученик подготовился по теме урока, принес проработанный материал, знает материал урока.
- Ученик выполняет поставленную членами группы задачу.
- Ученик помогает работе группы, участвует в обсуждении задания.
- Ученик уважительно относится к собеседникам.
- При выступлении других групп основную информацию записывает в тетради.
Предварительный просмотр:
Инструкция
по технике безопасности при выполнении
практической (лабораторной) работы по химии
- Во время работы необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок
- Категорически запрещается в лаборатории принимать пищу, пить воду и пробовать вещества на вкус.
- При проведении работы можно пользоваться только теми склянками, банками и т.п., на которых имеются четкие надписи на этикетках.
- Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой на уровне этикетки, в второй открывать .
- При переливании реактивов не наклоняйтесь над сосудами во избежание попадания капель жидкостей на кожу, глаза или одежду.
- Для переноса жидкости из одной емкости в другую рекомендуется использовать склянки с пипеткой.
- Запрещается брать твердые вещества руками: используйте для этого шпатель.
- Для определения запаха вещества следует осторожно, не наклоняясь над сосудом и не вдыхая глубоко, направлять на себя пары или газы легким движением руки.
- Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
- Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
- Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
- Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
- Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
- При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.
- Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до
- Держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
- Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в
- методическом руководстве по проведению каждого опыта.
- Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
- Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
- После работы приведи порядок на рабочем месте.
- Техника безопасности на уроке химии для учащихся
- Требования техники безопасности перед уроком химии
- К проведению лабораторных и практических работ не допускаются ученики не прошедшие
- инструктаж по технике безопасности либо имеющие противопоказания по здоровью.
- Приступая к занятиям, учащийся должен четко понимать ход и порядок выполнения работы и
- следовать технике безопасности на уроке.
- Перед началом работ с химическими веществами учащийся должен надеть
- хлопчатобумажный халат, манжеты которого на пуговицах, длина ниже колен и который
- застегивается в передней части.
- При опасных экспериментах: при работе с высокими температурами, разъедающими
- растворами или другими вредными химическими веществами, учащиеся должны
- использовать фартуки, защитные очки и перчатки.
- Ученики с длинными волосами должны защищать их от случайного попадания реактивов или
- соприкосновения с открытым пламенем.
- К проведению экспериментов приступать школьники могут лишь с разрешения
- преподавателя.
- Требования техники безопасности во время урока химии
- Во время урока школьники должны следовать указаниям преподаватели и инструкциям
- техники безопасности, быть очень внимательными. Приступать к эксперименту можно только
- с разрешения учителя.
- Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии. Нюхать их можно
- лишь направляя легким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной
- грудью,
- Школьникам запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены текущим
- планом урока.
- Во время лабораторной или практической работу ученикам нельзя несанкционированно
- менять свои рабочие места или брать неразрешенные учителем вещества или оборудование.
- О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить
- учителю либо же лаборанту. Учащимся запрещено проводить самостоятельную уборку
- веществ без разрешения учителя.
- Обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях ученики должны
- сообщить немедленно учителю и прекратить работу. Школьникам запрещено самостоятельно
- устранять неполадки.
- Нельзя выливать в канализацию органические жидкости и растворы.
- Нельзя оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы. Во время урока надо
- соблюдать правила пожарной безопасности и технику обращения с электроприборами.
- При получении травмы или ухудшении самочувствия ученик должен прекратить работу и
- сразу сообщить учителю химии.
- Техника безопасности после урока химии
- После занятий на уроке химии школьники должны привести в порядок рабочее место, а также
- сдать оборудование и реактивы. Всю грязную посуду необходимо тоже сдавать лаборанту или
- учителю.
- Необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
- Стирать халат, который был испачкан химическими реактивами необходимо отдельно от
- другой одежды.
Предварительный просмотр:
Домашнее задание
Репродуктивный уровень, отметка «3»
- В трех пробирках без этикеток находятся: разбавленная серная кислота, концентрированная серная кислота и соляная кислота. При помощи каких реакций можно различить эти кислоты?
- Вычислить массу сульфата бария, образующегося при взаимодействии 68,8 г серной кислоты с хлоридом бария.
Продвинутый уровень, отметка «4»
- Осуществить превращения по схемам:
S → SO2 → SO3 → H2SO4 → K2SO4 → BaSO4
- К раствору, содержащему 15 г хлорида бария, добавили раствор, содержащий 15 г серной кислоты. Найти массу осадка.
- Составить уравнения практически осуществимых реакций
Cu + H2SO4 (разб.) →
Cu + H2SO4 (конц.) →
Cu + HCl →
Zn + H2SO4 (разб.) →
BaCl2 + H2SO4 (разб.) →
Ba(NO3)2 + HCl →
NaOH + H2SO4 (разб.) →
MgO + H2SO4 (разб.) →
H2SO4 + CO2 →
Творческий уровень, отметка «5»
- К 100 г 15%-ного раствора хлорида бария добавили 100 г 15%-ного раствора серной кислоты. Найти массу осадка.
Предварительный просмотр:
Карта – инструкция лабораторного опыта:
«Взаимодействие кислот с основаниями, с оксидами металлов, с металлами, солями»
Инструктивная карта №1. Взаимодействие кислот с металлами
Оборудование и реактивы:штатив для пробирок, пробирки (6 шт.), серная кислота, гранулы цинка, медная проволока.
Цель эксперимента: Исследовать действие кислот на различные металлы.
Ученик № 1 зачитывает ТБ всей группе
1.Чтобы не подвергать свою жизнь опасности,
Надо знать технику безопасности:
Делаешь то, что положено,
И при этом очень осторожно.
Сначала задачу реши теоретически,
Затем выполняй её практически.
2.Насыпаешь (наливаешь) вещества аккуратно,
Не высыпаешь ( не выливаешь) вещества обратно.
С химическими веществами будь скупым –
Их количеством пользуйся небольшим.
Опыты делаешь тщательно
Над столом (лотком) обязательно.
Ученик № 2 берет маршрутный лист и распределяет роли внутри группы (читает роль каждого, кто за какое действие отвечает).
Ученик № 2 зачитывает ход эксперимента.
Ход эксперимента:
- В первые две пробирки налить по 1-2 мл серной кислоты; в первую – медную проволоку, во вторую – гранулы цинка.
Ученик № 4 проделывает опыты, ученик №1 ему помогает.
- Что наблюдаете? Заполните таблицу.
Ученик № 3 записывает наблюдения в таблицу.
Номер пробирки | Металл, местоположение в электрохимическом ряду напряжения | Наблюдения | |
1 | Серная кислота | Медь (Cu) | |
2 | Цинк (Zn) |
Ученики № 1, № 2 составляют уравнения и формулируют выводы, все остальные члены группы помогают.
3.Составьте уравнение реакции между серной кислотой и цинком в молекулярном и ионном виде. ____________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
- Запишите вывод, вставив пропущенные слова. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими вЭРНМе __________ _________ ,образуя ______________ и __________
Карта – инструкция для выполнения лабораторного опыта
«Взаимодействие кислот с основаниями, с оксидами металлов, с металлами, солями»
Инструктивная карта №2 Взаимодействия кислот с оксидами металлов.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирка, шпатель, спиртовка, спички, пробиркодержатель, стеклянная палочка или пипетка; оксид меди(II), раствор серной кислоты (1:5).
Цель эксперимента:Исследовать действие кислот на оксиды металлов.
Ученик № 1 зачитывает ТБ всей группе
1.Чтобы не подвергать свою жизнь опасности,
Надо знать технику безопасности:
Делаешь то, что положено,
И при этом очень осторожно.
Сначала задачу реши теоретически,
Затем выполняй её практически.
2.Насыпаешь (наливаешь) вещества аккуратно,
Не высыпаешь ( не выливаешь) вещества обратно.
С химическими веществами будь скупым –
Их количеством пользуйся небольшим.
Опыты делаешь тщательно
Над столом (лотком) обязательно.
Ученик № 2 берет маршрутный лист и распределяет роли внутри группы (читает роль каждого, кто за какое действие отвечает).
Ученик № 2 зачитывает ход эксперимента.
Ход эксперимента:
Ученик № 4 проделывает опыты, ученик №1 ему помогает.
- В пробирку поместите немного порошка оксида меди (II) - СuO.
- Отметьте цвет вещества. ____________________________________________
- Налейте в пробирку с оксидом меди (II) 1-2 мл раствора серной кислоты.
- Для ускорения реакции слегка нагрейте на пламени спиртовки (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?
Ученик № 3 записывает наблюдения ______________________________________
________________________________________________________________________
Ученики № 1, № 2 составляют уравнения и формулируют выводы, все остальные члены группы помогают.
Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций оксида меди (II) с серной кислотой (H2SO4).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сделайте вывод, вставив пропущенные слова.
Кислоты реагируют с оксидами ________________, в результате образуются _____________ и____________-
Карта – инструкция для выполнения лабораторного опыта
«Взаимодействие кислот с основаниями, с оксидами металлов, с металлами, солями»
Инструктивная карта №4 Взаимодействие кислот с солями
Оборудование и реактивы:штатив для пробирок, пробирки (2 шт), пипетка; серная кислота, сульфат натрия, хлорид бария.
Цель эксперимента: Исследовать действие кислот на соли.
Ученик № 1 зачитывает ТБ всей группе
1.Чтобы не подвергать свою жизнь опасности,
Надо знать технику безопасности:
Делаешь то, что положено,
И при этом очень осторожно.
Сначала задачу реши теоретически,
Затем выполняй её практически.
2.Насыпаешь (наливаешь) вещества аккуратно,
Не высыпаешь ( не выливаешь) вещества обратно.
С химическими веществами будь скупым –
Их количеством пользуйся небольшим.
Опыты делаешь тщательно
Над столом (лотком) обязательно.
Ученик № 2 берет маршрутный лист и распределяет роли внутри группы (читает роль каждого, кто за какое действие отвечает).
Ученик № 2 зачитывает ход эксперимента.
Ход эксперимента:
1.Поместите в пробирку серную кислоту, в другую поместите и сульфат натриядобавьте по капле хлорид бария.
Ученик № 4 проделывает опыты, ученик №1 ему помогает.
Наблюдения запишите в таблицу.
Ученик № 3 записывает наблюдения в таблицу.
Номер пробирки | Кислота | Соль | Наблюдения |
1 | H2SO4(серная кислота) | BaCl2(хлорид бария) | |
2 | Na2SO4 | BaCl2(хлорид бария) |
Ученики № 1, № 2 составляют уравнения и формулируют выводы, все остальные члены группы помогают.
1.Составьте уравнение реакций между серной кислотой и хлоридом бария в молекулярном и ионном виде:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод, вставив пропущенные слова.
Кислоты реагируют с _________, в результате образуются _________и __________.
Карта – инструкция для выполнения лабораторного опыта
«Взаимодействие кислот с основаниями, с оксидами металлов, с металлами, солями»
Инструктивная карта №3 Взаимодействие кислот с основаниями
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки (3 шт), пипетка; серная кислота, растворы гидроксида кальция, хлорида железа (III), фенолфталеина.
Цель эксперимента: Исследовать действие кислот на растворимые и нерастворимые основания.
Ученик № 1 зачитывает ТБ всей группе
1.Чтобы не подвергать свою жизнь опасности,
Надо знать технику безопасности:
Делаешь то, что положено,
И при этом очень осторожно.
Сначала задачу реши теоретически,
Затем выполняй её практически.
2.Насыпаешь (наливаешь) вещества аккуратно,
Не высыпаешь ( не выливаешь) вещества обратно.
С химическими веществами будь скупым –
Их количеством пользуйся небольшим.
Опыты делаешь тщательно
Над столом (лотком) обязательно.
Ученик № 2 берет маршрутный лист и распределяет роли внутри группы (читает роль каждого, кто за какое действие отвечает).
Ученик № 2 зачитывает ход эксперимента.
Ход эксперимента:
Ученик № 4 проделывает опыты, ученик №1 ему помогает.
- В пробирку налейте по 1-2 мл гидроксидамеди Сu (OH)2.
- Добавьте в них несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?
Ученик № 3 записывает наблюдения
________________________________________________________________________
- В пробирку по каплям прилейте серную кислоту
Что наблюдаете?
Ученик № 3 записывает наблюдения __________________________________________________________
Ученики № 1, № 2 составляют уравнения и формулируют выводы, все остальные члены группы помогают.
- Составьте уравнение реакции между Сu(OH)2 серной кислотой в молекулярном и ионном виде._____________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
- Сделайте вывод, вставив пропущенные слова.
Кислоты реагируют с основаниями , в результате образуются __________ и ________.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
+ + 6 - 2 H 2 SO 4
I. Химические свойства разбавленной серной кислоты Взаимодействие с металлами ( до Н ) Zn + H 2 SO 4 (р) = ZnSO 4 + H 2 ↑ Zn 0 + 2H + + SO 4 2- Zn 2+ + SO 4 2 - + H 2 2 H + + Zn 0 Zn 2+ + H 2 Наблюдение: выделение газа H 2 Взаимодействие разбавленной серной кислоты на гранулированный цинк. Zn + H 2 SO 4 (р) = ZnSO 4 + H 2 2H + + SO 4 2- + Zn Zn 2+ + SO 4 2+ + H 2 2 H + + Zn 0 Zn 2+ + H 2 Наблюдение: выделение газа H 2 Cu + H 2 SO 4 →
Взаимодействие конц. H 2 SO 4 с металлами
Взаимодействие с оксидами металлов CuO + H 2 SO 4 → CuSO 4 + H 2 O CuO + 2H + + SO 4 2- Cu 2+ + SO 4 2- + H 2 O CuO + 2 H + → Cu 2 + + H 2 O
Взаимодействие с основаниями 2NaOH + H 2 SO 4 → Na 2 SO 4 +2 H 2 O H + + ОН - → H 2 O NaOH + H 2 SO 4 → Na H SO 4 +H 2 O Кислая соль гидро сульфат натрия Zn(OH) 2 + H 2 SO 4 → ZnSO 4 +2H 2 O Zn(OH) 2 + 2 H + → Zn 2+ +2H 2 O
K 2 CO 3 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + H 2 CO 3 2 H + + CO 3 2- = H 2 O + CO 2 Взаимодействие с сол ями CO 2 ↑ H 2 O
Качественная реакция MgSO 4 +BaCI 2 → BaSO 4 ↓ + MgCI 2 Белый осадок Ba 2+ +SO 4 2- = BaSO 4
Выводы: разбавленная H 2 SO 4 обладает общими свойствами всех кислот; разбавленная H 2 SO 4 – окислитель при взаимодействии с металлами (Н + ); чистая H 2 SO 4 и H 2 SO 4 в конц. растворах сильный окислитель (S +6 ); чистая H 2 SO 4 не реагирует с благородными металлами (Au, Pt) и с Al, Cr, Fe из-за пассивации; активные металлы восстанавливают H 2 SO 4 до H 2 S (щ. и щ/з); от Zn до Н – до S; с малой активностью до SO 2 ; бурно реагирует с водой (правило разбавления);
Домашнее задание § повторить составить схему «Применение Серной кислоты»
Спасибо всем! Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ" -презентация. Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей №47" г. Саратов
Данная презентация: " Свойства серной кислоты" подготовлена для учащихся 9а класса( к открытому уроку для родителей). В первой части урока учащимся предлагается тест , варианты...
Химические свойства серной кислоты
Данный урок- презентация по теме « Химические свойства серной кислоты» позволяет реализовать принцип наглядности и доступности, повысить эф...
Конспект урока с применением исследовательской технологии «Химические свойства серной кислоты»
Тема урока: Химические свойства серной кислоты.Система целей к уроку:Познавательная цель темы: Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний об общих и специфических св...
Конспект урока по химии на тему: "Серная кислота".
Конспект урока по химии для 9 класса по теме "Серная кислота". Конспект урока направлен на изучение строения молекулы серной кислоты, её физических и химических свойств, получения и примен...
Урок в формате ТДМ "Химические свойства серной кислоты".
Данный материал может быть использован при изучении темы "Химические свойства серной кислоты" в 9 классе....
Урок с использованием метода проектов. Тема «Химические свойства серной кислоты» 9 класс.
Тип урока: изучение нового материала.Метод урока: проектЦель: Выявить характерные свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты. Совершенствовать умения учащихся работать с реактивами и лаб...
Конспект урока по теме "Химические свойства кислот"
Направление:естественно – научное;ТемаХимические свойства кислот.Тип:Изучение нового материала...