План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить различать вещества на основе их физических свойств, описывать известные вещества; закрепить умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_predmet_himiya.docx | 246.45 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по химии, 8 класс
Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Составила: Половникова Л.Ю., учитель химии МБОУ СОШ № 8 г. Чехова, февраль 2015 г.
Технологическая карта урока
Тема | Предмет химии. Вещества и их физические свойства | |||
Цель темы | Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить различать вещества на основе их физических свойств, описывать известные вещества; закрепить умения сравнивать, обобщать, делать выводы. | |||
Тип урока | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний. | |||
Планируемый результат
| Предметные умения | УУД | ||
В познавательной сфере: 1. Устанавливать метапредметные связи; формулировать определения понятий «вещество», «свойства веществ» и химии как науки 2.Выявлять отличительные признаки физического тела и вещества. 3.Приводить примеры физических тел и веществ. 4.Описывать физические свойства, а так же сходные и отличительные свойства разных веществ. 5. Обосновывать роль науки химии и ее задачи. роль растений в природе 6. Использовать информационные ресурсы для подготовки творческого задания. В ценностно-ориентационной сфере: формирование отношения к науке как одной из наук естественного цикла. В сфере безопасности жизнедеятельности: Вводный инструктаж. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете..
| Личностные: 1.Принятие социальной роли обучающегося 2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения 3.Умение управлять своей познавательной деятельностью. 4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность. 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами 4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: 1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. 2.Умение работать с текстом, выделять в нем главное. 2. Устанавливать причинно- следственные связи. 3.Давать определения понятиям. Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства. 2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами 3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию 4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации. 5.Умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | |||
Основные понятия | Химия, тело, вещество, свойства вещества, химические свойства | |||
Организация пространства | ||||
Метапредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
Физика Биология Экология Литература | Индивидуальная Парная Групповая Фронтальная | Учебник Оборудование и реактивы. Дополнительная литература: Проектор Компьютер Презентация, разработанная учителем Мел Доска Таблица | ||
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1-й этап. Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
| ||||||
Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам. Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися. | Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы | Работа с ресурсами | Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп | Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения | Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью | Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности |
2-й этап. Целеполагание | ||||||
Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия | Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи. | Выдвигая цели, делают умозаключения | Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе | Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение | Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную | Контроль за ответами одноклассников |
3-й этап. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний
| ||||||
Учитель организует работу со слайдом: организует работу в группах, консультирует работу в выполнении лабораторного опыта. | Поиск и обработка ресурсов | Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи | Работа в группах, организуют учебное сотрудничество | Устанавливают партнёрские отношения | Добывают новые знания | Оценивают объективные трудности |
4-й этап. Итоги занятия.
| ||||||
Организует обсуждение результатов | Выстраивают причинно- следственные связи | Обсуждение результатов лабораторного опыта. | Взаимодействие в групповом коллективе | Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику | Прогнозируют неконтролируемое использование химических веществ. | Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе |
5-й этап. Рефлексия.
| ||||||
Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели. Составление синквейна. | Участвуют в обсуждении | Осознанно строят выводы | Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. Определеют эмоциональное состояние. . | Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности. | Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их | Осуществляют итоговый контроль |
6-й этап. Домашнее задание.
| ||||||
Учитель задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание 1уровень - прочитать §1, стр.4-7, №3-5. Для закрепления используйте Мультимедийное приложение к уроку. 2 уровень – творческое задание: найти в литературе примеры применения знаний по химии для решения задач области промышленности, космоса, медицины, сельского хозяйства и т.д.; попытайтесь объяснить слова М.В.Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие….», составив мини-рассказ, начинающий со слов «Химию нужно знать…». Подведение итогов урока
| Воспринимают информацию, выбирают уровень | Осознанно фиксируют информацию |
|
|
|
|
Этапы урока
1-й этап. Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия
1. Приветствие.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация. (3 минуты)
В начале и конце урока проводится психологическая разминка.
Ее цель – определить эмоциональное состояние учащихся.
У каждого ученика табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния
Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.
Учитель: Было бы замечательно, если бы к концу нашего урока у каждого из вас оно улучшилось.
Определи свое эмоциональное состояние
Девиз урока: Используйте шестерку слуг,
Они помогут вам везде!
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где!
Вступление. Сегодня приступаем к изучению нового для вас предмета – химии. Новый материал запоминается легче, если он опирается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.
Индивидуальная работа – в течение 2 минут ребята индивидуально в тетради записывают слова на тему «Что я знаю о химии»
Работа в группах – в течение 5 минут ребята рассказывают о своих ассоциациях учащимся группы (группа по 4 человека), дополняют свои записи новыми понятиями.
Отчет–каждая группа рассказывает по одной ассоциации, не повторяясь, один ученик записывает ключевые слова на доске (1 столбик)– 5 минут
2-й этап. Целеполагание
Стадия осмысления.
Учащимся предлагается работа с учебником (параграф 1, с.4-5), где знакомятся с понятиями «тело», «вещество», «свойства веществ». Один ученик записывает слова на доске во 2 столбик.
3-й этап. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний
Обсуждение с учителем вопросов: что уже известно, новое, хочу узнать.
По ходу обсуждения закрепляем полученную информацию через выполнение тренировочных упражнений (7минут):
- вещества – физические тела: на доске два столбика -
вещества физические тела
На экране показываем изображения веществ и физически тел (карандаш, стакан, дерево, вода, алюминий, кастрюля, парта, гвоздь, железо, золото, сода, пластмасса .
Учащиеся выходят по одному и записывают каждое название в соответствующий столбик. В заключение упражнения: сделать вывод– что такое вещество.
золото стакан алюминий вода
железо гвозди пластмасса древесина
карандаши кастрюля парта сода
Физкультминутка: эмоциональная разрядка (2 минуты)
(учитель говорит, учащиеся выполняют движения)
- нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
- улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
- устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
- отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.
4-й этап. Итоги занятия.
Вводный инструктаж по охране труда для учащихся в кабинете химии.
Лабораторный опыт. Изучение физических свойств сахара и серы. (10 минут)
Далее учащимся предлагается работа в парах по выполнению лабораторного опыта по описанию свойств предложенных веществ, пользуясь разработанной схемой учебника, и сделать вывод о том, что вещества отличаются друг от друга по свойствам.
Учитель поясняет, что свойства нужно знать, чтобы правильно использовать достижения химии.
5-й этап. Рефлексия.
Составление синквейна-5 минут
Перед тем, как составлять синквейн, вернемся к ключевым словам урока: химия как наука, вещество, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, свойства вещества.
Составление синквейна. Учащиеся составляют синквейн по плану;
- Одно существительное;
- Два прилагательных;
- Три глагола;
- Крылатая фраза;
- Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее.
Примерный вариант синквейна:
- Вещества;
- Увлекательная, сложная;
- Учить, изучать, удивляться;
- Лучше один раз увидеть, чем два услышать!
- Наука.
Прослушиваем синквейны учащихся.
Анализ настроения учащихся после урока: ученики возвращаются к табличке с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния .
Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение в конце урока.
Смотрим, анализируем, какое настроение преобладает у учащихся (3 минуты)
6-й этап. Домашнее задание.
Учитель задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание
1уровень - прочитать §1, стр.4-7, №3-5.
Для закрепления используйте Мультимедийное приложение к уроку.
2 уровень – творческое задание: найти в литературе примеры применения знаний по химии для решения задач области промышленности, космоса, медицины, сельского хозяйства и т.д.; попытайтесь объяснить слова М.В.Ломоносова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие….», составив мини-рассказ, начинающий со слов «Химию нужно знать…».(3 минуты)
Подведение итогов урока
Используемая литература:
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2002. - 416с.
Заир-Бек С.И,. Муштавинская И.В.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений - 2-е изд., дораб.- М. : Просвещение, 2011. – 223 с.
Примерные программы по учебным предметам. Химия.8-9 классы: проект.-2-е изд., дораб. - М. - :Просвещение, 2011.-44с. - (Стандарты второго поколения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Чистые вещества и смеси»
Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии критического мышления...
Конспект урока по теме "Предмет химии. Вещества".
Конспект урока по химии для учащихся 8-го класса разработан в соответствии с программой и УМК О.С. Габриеляна....
Урок по теме "Предмет химии. Вещества и их свойства"
Урок по теме "Предмет химии. Вещества и их свойств" 8 класс. Пояснительная записка и разработка урока....
Технологическая карта урока на тему: "Предмет химии. Вещества и их свойства". 8 класс
Технологическая карта урока на тему: "Предмет химии. Вещества и их свойства". С приемами технологии развития критического мышления....
8 класс. Химия. Конспект урока по теме:: Предмет химии. Вещества.
8 класс. Химия. Конспект урока по теме:: Предмет химии. Вещества.Цели:Образовательные: сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элемен...
Конспект урока по химии на тему: "Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деятельностного подхода»
laquo;Урок химии в 9-м классе по программе О.С. Габриеляна «Химия» 9 класс на тему – «Сера: нахождение в природе, получение, физические свойства» в рамках системно-деяте...
«Предмет химии. Вещества и их физические свойства» 8-й класс.
laquo;Предмет химии. Вещества и их физические свойства» Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “свойства ...