Технологическая карта урока химии в 10 классе: "Алкины. Ацетилен"
методическая разработка по химии (10 класс)
Технологическая карта урока химии 10 класс по теме: "Алкины. Ацетилен". УМК "Химия" 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_himii_10_klass.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Алкины. Ацетилен. | ||||||
Цели урока: Деятельностная: Цели урока: изучить электронное и пространственное строение молекулы ацетилена на основании современных представлений о гибридизации электронных облаков; гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов; физические и химические свойства алкинов на примере ацетилена; ознакомиться со способами получения ацетилена ( карбидным и метановым), применением.
| ||||||
Тип урока: 1. Изучение нового материала. | ||||||
Методы обучения: 1. Основной: проблемно – поисковый. 2. Дополнительный: объяснительно – иллюстративный | ||||||
Средства обучения: Опора на знания обучающихся, использование алгоритмов, сравнение и анализ, информационные средства (мультимедийная презентация). 1.печатные: программы и учебники по химии, учебно-методическая литература, книги для чтения, таблицы, графики наглядные: натуральные объекты (вещества, растворы), приборы, химическая посуда, реактивы, учебные модели атомов, таблицы. 2.коммуникационные и информационные средства мультимедийные установки. Интерактивная доска 3. Средства обучения: - учебник Рудзитис Фельдман Химия 10 класс; - УДК; - таблица «Строения ацетилена»; - набор схем гибридных облаков для магнитной доски наборы для сборки шаростержневых моделей молекул; транспоранты «Электронное и пространственное строение молеулы ацетилена», «Промышленное получение ацетилена из метана». | ||||||
Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятиях
| ||||||
Планируемые результаты: | ||||||
Предметные: научатся В познавательной сфере изучить:
В ценностно-ориентационной сфере:
| Метапредметные:
Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью | Личностные: развитие любознательности, интереса к познанию мира; готовность к саморазвитию и самообразованию.
| ||||
Организационная структура урока | ||||||
Этапы урока | Методы обучения | Деятельность | Формируемые УУД | Оценка/ самооценка | ||
учителя | ученика | |||||
I. Организационный | Словесные Слово учителя | Создание комфортной обстановки и положительной мотивации, распределение учеников по группам. Притча “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно. Приветствует ребят и предлагает найти признак, который объединяет предметы: кусочки лимона, яблока, солёного огурца, йогурт. | Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую преподавателем. Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства. Высказывают предположение, что эти предметы может объединять кислый вкус. | Формировать навыки самоорганизации. Коммуникативные: умение слушать и воспринимать на слух вопросы учителя. Личностные: формирование ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. | ||
II. Проверка домашнего задания | Уметь оценивать достижения других людей. | |||||
III.Актуализация жизненного опыта учащихся (Целеполагание и мотивация. Актуализация субъектного опыта.) | Проблемного обучения в обучении Самостоятельная работа учащихся в группах | 1 Актуализация опорных знаний Мозговой штурм 1.Узнай вещество по описанию: а)Газ, легче воздуха, без запаха, не растворим в воде, приводит к авариям на шахтах, есть почти у каждого дома. (Метан) б)Густая белая масса, обесцвечивает раствор бромной воды, после высушивания на солнце становится эластичным веществом, имеет отношение к резине. (Каучук) в)Газ без запаха. Ненасыщенное вещество, используется для производства распространенного материала, который не разрушается в природе почти 200 лет, используется для повышения урожайности томатов. (Этилен) «Аленький цветочек» Учащиеся отрывают лепестки и отвечают на вопросы: 1)Что такое углеводороды? 2) Классификация углеводородов 3) Что такое гомологи, изомеры? 4) Реакция Вюрца. 5) Правило А.Зайцева. 6) Правило В.Марковникова. 7) Качественные реакции на алкены, алкадиены Обеспечивает мотивацию к изучению предложив решить учащимся задачу на вывод формулы органического вещества. Каждой группе предлагает построить модель получившегося вещества при помощи конструктора. Постановка проблемы: К какому классу соединений вы можете отнести полученное вещество? Мы с вами продолжаем рассматривать обширный класс органических соединений – углеводороды. ? Почему этот класс называется «углеводороды»? ? С какими углеводородами мы уже познакомились?
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с непредельными углеводородами. И прежде, чем объявить тему и задачи урока, проверим домашнюю задачу, так как именно она и поможет нам определить и тему и задачи. Задача : Какова молекулярная формула углеводорода, содержащего 92,3% углерода? Его плотность при нормальных условиях равна 1,16 г/л. Давайте попытаемся написать структурную формулу углеводорода, не нарушая валентности углерода. О каких непредельных углеводородах сегодня пойдет речь? Как называется вещество, о котором речь идет в задаче (вспомните, где мы уже с ними встречались) Давайте определим тему и задачи урока. | В результате решения задачи получается вещество состава С2Н2 Работают в группах. Собирают модель молекулы. Возникает противоречие: данной формуле может соответствовать два вещества, относящихся к разным классам органических соединений. Самоопределение школьника, осознание пробелов и потребности к изучению нового. У доски ученик объясняет задачу Дано: = 92,3%; = 1,16 г/л. Найти: Cx Hy - ? Решение: 1) М(Сx Hy) = 22,4 л/моль * 1.16 г/л = 26 г/моль. 2) Найдем число атомов углерода (n) по формуле: n = ((с) * М(Сх Ну)) / Ar(c); n = (0,923 * 26) / 12; n = 2 3) Найдем массовую долю водорода в молекуле (н) = 100% - 92,3% = 7,7% или 0,077. 4) Найдем число атомов водорода в молекуле углеводорода n = ( (н) * М(Сх Ну)) / Ar(н); n = (0,077 * 26) / 1; n = 2,002. С2 Н2 – простейшая формула. М(С2 Н2) = 12*2 + 2 = 26 г/моль, следовательно С2 Н2 – истинная формула углеводорода. | Развивать навыки целеполагания. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: формирование умения целеполагания, прогнозирования, планирования своей деятельности. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. Личностные: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни. | ||
IV.Сообщение темы. Постановка учебной задачи. Постановка целей и задач урока. | Словесные Слово учителя | Что значит изучить класс органических соединений? Используя подсказки, сформулируйте тему, цель и задачи урока. На основании предложенного для работы оборудования предложите методы, которые можно использовать для решения поставленных задач. | Определение плана изучения темы: определение, гомологи, названия, классификация, изомерия. Формулирование названия темы, цели и задач. | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу. | ||
V.Мотивирование к учебной деятельности Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. |
Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений? Подводит учащихся к определению класса алкины | Строят определение понятия, выводят общую формулу для алкинов, дают определение алкинам. | Познавательные: умение давать определение понятиям «углеводороды», «гомологи», «изомеры». Регулятивные: умение использовать речь для регуляции своей деятельности. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. Личностные: понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации. | Оценивают свою работу. | ||
вопросы о типе гибридизации. Просит объяснить свои гипотезы. | Высказывают мнения о типе гибридизации, их расположении в пространстве, виде химической связи, опираясь на свой личный опыт, знания. Пытаются объяснить свое мнение, делают вывод, результаты заносят в таблицу в ходе самостоятельной работы. | Работу проверяют друг у друга, анализируют ошибки. | ||||
Подводит к решению следующей задачи – гомологический ряд. | Самостоятельная работа с УДК 1 частично-поискового характера, опираясь на знания, полученные при изучении предыдущих тем. | Взаимоконтроль в парах. | ||||
VI.Изучение нового материала | Проблемного обучения в обучении Самостоятельная работа учащихся в группах | Учитель организует работу учащихся в группах по инструктивным картам. Организует изучение темы по блокам Побуждает к высказыванию своего мнения по вопросу: какие признаки лежат в основе классификации кислот? Какие виды изомерии могут быть характерны для алкинов? Организует обсуждение проблемы. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала. | 2блок «Классификация- основа порядка в науке» Выдвигают гипотезы классификации. Выдвигают гипотезы о видах изомерии. Рисуют схему «Классификация кислот». | Познавательные: умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений, создавать обобщения, делать выводы. Регулятивные: осуществление само- и взаимоконтроля процесса выполнения задания. Коммуникативные: умение работать в группе, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью Личностные: развивать любознательность и интерес к предмету Выражать свои мысли в соответствии с задачей. Уметь обрабатывать информацию. Уметь проводить исследования. Уметь осуществлять поисковую деятельность. Уметь делать выводы после проведённого исследования. Уметь формулировать результаты исследования. | Обсуждают результаты своей работы и оценивают свою работу. | |
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует обсуждение проблемы. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала. | 3блок « Что в имени твоём…?» Определяют план действий, называют вещества. Объясняют представителям других групп, как они давали название своей кислоте и оценивают работу другой группы. | Познавательные: строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). Коммуникативные: строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника. Личностные: воспитывать целеустремленность, трудолюбие. | Проверка по образцу. | |||
Мотивирует к проведению исследования. Проводит коррекцию пробелов в осмыслении материала. | 4блок « Существует только один заменитель воображения - опыт» Выполняют лабораторный опыт по инструкции. Делают вывод по результатам исследования физических свойст кислот. | Познавательные: приводить правила техники безопасности при работе с кислотами, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей. Личностные: осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни. | ||||
VII.Закрепление изученного материала Применение знаний и способов действий | Словесные Беседа | Организует контроль знаний обучающихся (тестовые задания высвечиваются на слайде) Обсуждаем проблемный вопрос, поставленный в начале урока. 1.Ацетилен получают из метана и карбида кальция. 2.Ацетилен используется для газовой резки и сварки металлов. 3.Ацетилен – первый член гомологического ряда алкинов, углеводородов с тройной связью С≡С. 4.Для алкинов характерна изомерия углеродного скелета, изомерия положения тройной связи, межклассовая изомерия. 5.Качественные реакции на непредельные соединения – обесцвечивание подкисленного раствора перманганата калия и бромной воды. | Выполняют тест Оценивают тест по пятибалльной системе. Суммируют свои баллы за урок (за групповую работу и тест). | Познавательные: строить логические рассуждения; сопоставлять результаты. Регулятивные: контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения. Коммуникативные: адекватно использовать письменную речь. Личностные: воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний и умений. Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений. Уметь выделять главное в информации | ||
VIII.Решение заданий |
Самостоятельная работа учащихся в группах | Развивать умение самостоятельно принимать решение | ||||
IX.Подведение итогов урока. Рефлексия |
Самостоятельная работа учащихся в группах | Акцентирует внимание на достижении цели урока. Предлагает ученикам закончить предложения: Сегодня на уроке … Я узнал….. Я научился…. Мне было легко…. Мне было сложно… Побуждает к анализу индивидуальных достижений. 1.Пригодится ли вам информация, полученная на уроке в практической жизни? 2.Что нового вы узнали? 3.Понравилась ли вам форма проведения урока? 4.Хотели ли бы именно так проводить уроки? | Дописывают и проговаривают получившиеся предложения. Анализ достижения цели урока. | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Регулятивные: оценка, саморегуляция. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника. Личностные: формировать умение способности к саморазвитию. Отслеживать цель учебной деятельности | Оценивают свою работу на уроке: - материал усвоен (на всех этапах урока “4”, “5”) голосуют красным жетоном | |
X.Домашнее задание |
Словесные Слово учителя | Комментирует домашнее задание | Дифференцированное домашнее задание:
Сделать слайдовую презентацию «Чудесный мир карбоновых кислот» | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Личностные: понимать значимость химических знаний в практической жизни. Формировать навыки самоорганизации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.
Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....
Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"
Технологическая карта урока химии в 8 классеТема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация.Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний....
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....
технологическая карта урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема урока "Решение задач"
Технологическая карта урока хими в 9 классе " соответствует программе Габриеляна О.С.. Урок решения задач по теме "Вычисление массы или объема продукта реакции, если одно из исходных в...
Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
Работа проводится в 9 классах по УМК. Химия Учебник 9 класса под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...
Технологическая карта урока химии 8 классе учителя химии
Формированние УДД...
Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».
Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...