Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии
план-конспект занятия по химии (10 класс) на тему
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | А л к и н ы. Ацетилен, его получение. |
Дидактические цели: | Продолжить формирование представлений учащихся об изомерии и номенклатуре органических веществ, умений составлять структурные формулы веществ, давать им названия на примере алкинов, изучить физические свойства и способы получения алкинов. |
Целеполагание от ученика | Личностные цели: реализовать конкретные индивидуальные способности; уметь самовыражаться через материал предмета. Когнитивные цели: уметь провести опыты. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Обучающийся знает: употребляемые термины; конкретные факты; основные понятия. Обучающийся выполняет заданную преподавателем работу, участвует в обсуждении вопросов, проявляет интерес к учебной дисциплине. |
Планируемые результаты | Личностные результаты:
траектории;
Метапредметные результаты:
2. В ценностно-ориентационной сфере:
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ. 3. В трудовой сфере:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. |
План урока | Организационный момент. Актуализация знаний Переход к изучению нового материала 1 этап изучения новых знаний и способов деятельности Первичная проверка понимания изученного Лабораторный опыт. Получение ацетилена карбидным способом. Закрепление Запись домашнего задания Подведение итогов. Рефлексия |
Метод обучения, технологии | Рассказ Демонстрация Практические методы обучения (лабораторная работа) Работа в парах -развивающее обучение; -информационно-коммуникационные технологии; -здоровьесберегающие технологии |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная Работа в парах -комбинированный урок |
Приемы деятельности учителя |
задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности; демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности. |
Познавательные вопросы и задания | Какие соединения называют алкинами? Назовите их особенности строения, тип гибридизации, угол между гибридными облаками, расстояние между атомами С≡С, типы связей в молекулах алкинов, пространственное строение простейшей молекулы алкинов. Составьте структурную формулу 3-метилбутина-1. Напишите молекулярную формулу этого вещества и составьте структурные формулы трех его изомеров, назовите их. Запишите все возможные структурные формулы соединений состава С5Н8 и дайте им названия. Составьте структурную формулу 3-метилбутина-1. Напишите молекулярную формулу этого вещества и составьте структурные формулы трех его изомеров, назовите их. Закончите следующие фразы:
|
Организация деятельности учащихся | изучают строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи); выясняют отличие алкинов по составу и строению от других углеводородов составляют структурные и электронные формулы; указывают изомеры из предложенного перечня веществ и называть их; записывают формулы гомологов ацетилена; называют ацетилен по международной номенклатуре; проводят лабораторную работу по получению ацетилена. |
Место в структуре темы | Тема 2. Углеводороды и их природные источники. 9-ый урок темы, изучение нового материала. |
Развиваемые УУД | Предметные: формулируют и воспроизводят понятия «Алкины» «Ацетилен», «Тройная связь», «sp3 - гибридизация», «Физические свойства ацетилена», «Пиролиз». Уметь проводить лабораторную работу по получению ацетилена. Метапредметные: Регулятивные: управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; умение решать проблемы; способность к мобилизации сил и энергии. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; распределять роли; взаимно контролировать действия друг друга; уметь договариваться; оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом. Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. |
Средства обучения, оборудование | Прибор для получения ацетилена, карбид кальция, вода, бромная вода, раствор перманганата калия. Масштабные модели молекул этана, этилена, ацетилена. Таблицы «Строение этана», «Строение этилена», «Строение ацетилена», «Гибридизация атомов водорода». Модуль ФЦИОР «Получение и применение алкинов» Текст учебника ТСО Лабораторное оборудовании Видеоролик «Получение ацетилена» Презентация «Ацетилен» |
Основные понятия и термины урока | Общая формула алкинов, ацетилен, тройная связь. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Гомологический ряд, изомерия (цепи, положения тройной связи, межклассовая между алкинами и диеновыми), номенклатура. Физические свойства ацетилена. |
Домашнее задание | § 6, вопросы 1-3 после параграфа, выучить ключевые понятия темы. Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ. |
Оценки за урок | За промежуточный и итоговый, за активные ответы. |
Источники информации | Учебная литература: Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013 3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012 4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013 5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014 6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011 Электронный ресурс: 1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004 2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003. 3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007. 4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001. 5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002 |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Алкадиены и каучуки. Резина. |
Дидактические цели: | Познакомить учащихся с составом, строением и свойствами натурального каучука, опираясь на понятие о диеновых углеводородах. Дать понятие о стереорегулярности и её влиянии на свойства каучуков; познакомить с реакцией вулканизации; познакомить с применением каучуков в народном хозяйстве. |
Целеполагание от ученика | Личностные цели: реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Обучающийся применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода, использует понятия и принципы в новых ситуациях. Обучающийся выполняет заданную преподавателем работу, участвует в обсуждении вопросов, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебной дисциплине. |
Планируемые результаты | Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
2. В ценностно-ориентационной сфере:
3. В трудовой сфере:
|
План урока | Организационный момент. Актуализация знаний 1 этап изучения новых знаний и способов деятельности Первичная проверка понимания изученного 2 этап изучения новых знаний и способов деятельности. Закрепление Запись домашнего задания Подведение итогов. Рефлексия |
Метод обучения, технологии | Рассказ Демонстрация Фронтальная работа -развивающее обучение; -разноуровневое обучение; -информационно-коммуникационные технологии; -здоровьесберегающие технологии |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная -урок ознакомления с новым материалом |
Приемы деятельности учителя |
задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности. |
Познавательные вопросы и задания | Вариант 1. 1. Диеновые углеводороды имеют общую формулу: а) CnH2n+2 б) CnH2n в) CnH2n-2 г) CnHn 2. Для алкадиенов наиболее характерны реакции: а) замещение б) присоединение в) обмен г) изомеризация 3. Кратные связи в диене СН2= СН-СН=СН2 называют: а) кумулированными; б) изолированными; в) сопряженными; 4. Название углеводорода СН2=С - СН2 - С=СН2 СН3 СН3 а) 2,4-диметилпентадиен-1,4; б) 2,4- диметилпентадиен; в) 2,4- метилпентадиен-1,4; г) диметилпентадиен-1,4; 5. Бутадиен-1,3 реагирует по отдельности с веществами набора: а)СО2, НСl, Br2; б)О2, Н2, N2; в)СН4, КМnO4(р-р), Н2О; г)НBr, Br2, H2; Вариант 2 1.Общую формулу CnH2n-2 имеют: а) алканы, б) алкадиены, в) алкены г) все ответы верны. 2. Для алкадиенов не характерна реакция: а) гидрирования б) горения в)гидрогалагенирования г)галогенирования на свету 3. Кратные связи в диене СН2= С=СН-СН3 называют: а) кумулированными; б) изолированными; в) сопряженными 4. Название углеводорода СН3- С = СН – С = СН2 СН3 СН3 а) 2,4 – метилгексадиен-2,4 б) 2,4 – диметилгексадиен в) диметилгексадиен-2,4 г) ) 2,4 – диметилпентадиен- 2.4 5. В уравнении полного сгорания на воздухе дивинила сумма коэффициентов равна: а) 19; б) 15; в) 27; г) 35; Ответы для самоконтроля: Вариант 1. 1 - в); 2 - б); 3 - в) 4 - а) 5 - г) Вариант 2 1 - б); 2 - г) 3 - а) 4 - г) 5 - б) Ситуационная задача: У с/х животных при недостатке какого-либо компонента питания в рационе появляются отклонения в поведении: они пытаются поедать несъедобные предметы. Например, дефицит серы в организме крупного рогатого скота проявляется в уменьшении прочности копыт, выпадении шерсти. Животные пытаются жевать резиновые сапоги работников фермы. Объясните такое поведение животных. (резину получают вулканизацией каучука – нагреванием его с серой, поэтому резина содержит значительное количество серы) |
Организация деятельности учащихся | составляют химические уравнения реакций, характеризующих свойства бутадиена указывать их тип, составляют структурные, молекулярные и электронные формулы алкадиенов, называют алкадиены по тривиальной и международной номенклатуре их, изучают способы получения алкадиенов, знакомятся с важнейшими веществами и материалами: каучуками и их применением. |
Место в структуре темы | Тема 2. Углеводороды и их природные источники. 7-ой урок темы, изучение нового материала. |
Развиваемые УУД | Предметные: формулируют и воспроизводят понятия «Бутадиен» «Изопрен», «Алкадиены», «Каучуки», «Вулканизация». Составляют химические уравнения реакций, характеризующих свойства бутадиена. Составляют структурные, молекулярные и электронные формулы алкадиенов. Метапредметные: Регулятивные: умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; умение решать проблемы. Познавательные: умение структурировать знания; извлечение необходимой информации из прочитанного текста; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; добывать, перерабатывать и представлять информацию. Коммуникативные: слушать и понимать партнера; правильно выражать свои мысли; эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. |
Средства обучения, оборудование | Образцы натурального каучука, прибор для термического разложения каучука, бромная вода, раствор перманганата калия. Модули ФЦИОР «Свойства, состав и получение каучуков», «Состав и свойства резины» Текст учебника |
Основные понятия и термины урока | Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Общая формула алкадиенов, кратные связи (кумулированные, сопряженные, изолированные). Резина, эластичность, вулканизация, эбонит. |
Домашнее задание | § 5, вопросы 1-4 после параграфа, выучить ключевые понятия темы. По желанию: оформить презентацию в программе Power Point по теме «Синтетические каучуки». Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ. |
Оценки за урок | За проверочную работу. |
Источники информации | Учебная литература: Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013 3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012 4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013 5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014 6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011 Электронный ресурс: 1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004 2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003. 3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007. 4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001. 5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002 |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Алканы: физические свойства и номенклатура. Получение алканов. |
Дидактические цели: | Познакомить с физическими свойствами алканов и его гомологов. Продолжить знакомство с изомерией и номенклатурой алканов. Выяснить способы получения алканов. |
Целеполагание от ученика | Личностные цели: осмыслить цели образования; приобрести веру в себя, в свои потенциальные возможности. Предметные цели: узнать основные понятия, явления, законы. Оргдеятельностные цели: овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Обучающийся выделяет скрытые (неясные) предположения, оценивает значимость данных. Обучающийся проявляет осознание важности учения. Обучающийся выполняет заданную преподавателем работу, участвует в обсуждении вопросов, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебной дисциплине. |
Планируемые результаты | Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
3. В трудовой сфере:
молекул. |
План урока | Организационный момент. Актуализация знаний 1 этап изучения новых знаний и способов деятельности Первичная проверка понимания изученного Лабораторный опыт. Изготовление моделей углеводородов ряда метана. 2 этап изучения новых знаний и способов деятельности. 3этап изучения новых знаний и способов деятельности Закрепление Запись домашнего задания Подведение итогов. Рефлексия |
Метод обучения, технологии | Рассказ Демонстрация Практические методы обучения (лабораторная работа) Работа в парах Письменная работа -развивающее обучение; -проблемное обучение; -информационно-коммуникационные технологии; -здоровьесберегающие технологии |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная Работа в парах -комбинированный урок |
Приемы деятельности учителя |
|
Познавательные вопросы и задания | Какие углеводороды называют алканами? Какие общие черты характерны для строения предельных углеводородов? Почему алканы называют “предельными” или “насыщенными” углеводородами? Какие общие признаки характерны для членов этого гомологического ряда? Что общего в строении предельных углеводородов? Назовите по систематической номенклатуре алкан строения: а) 1-метил-2-этилбутан б) 2-метил-3-этилбутан CH3 – CH – CH – CH3 в) 2-этил-3-метилбутан г) 2, 3-диметилпентан CH3 C2H5 2. Укажите формулы гомологов метана: а) C3H8 б) C4H8 в) C4H!0 г) C7H8 3. Каким соединениям даны неправильные названия? а) 2-метилпентан б) 2-этилбутан в) 1-метилпентан г) диметилбутан 4. Какое вещество имеет наибольшую температуру кипения? а) бутан б) пропан в) 2-метилбутан г) пентан Напишите структурные формулы углеводородов: а) 2-метилбутана; б) 2,2,3-триметилпентана Напишите формулы двух ближайших гомологов пентана. Зная общую формулу углеводородов ряда метана, составьте молекулярную формулу соединения, содержащего 36 атомов водорода. Какой факт из повседневной жизни вы можете привести в доказательство нерастворимости предельных углеводородов в воде? Какой углеводород ряда метана имеет молекулярную массу 142? Напишите его формулу. Ситуационная задача: Однажды в походе пришлось одежду сушить над костром, т.к. накануне прошел сильный дождь и все туристы вымокли до нитки. Все футболки после просушки были испачканы сажей. Как можно вывести пятна сажи? Помогут ли современные порошки с отбеливателями? (сажа-углерод и окислить его с помощью отбеливателей даже при кипячении невозможно. Очистить – только механически - несколько раз постирать в стиральной машине). |
Организация деятельности учащихся | изучают понятия гомолог, гомологический ряд; знакомятся с составом, строением, названиями углеводородов ряда метана, устанавливают связь формула<=>название знакомятся с химическим понятием: углеродный скелет; изучают важнейшие вещества: метан и его применение. называют алканы по «тривиальной» или международной номенклатуре определяют принадлежность органических веществ к классу алканов проводят лабораторную работу по изготовлению моделей молекул углеводородов |
Место в структуре темы | Тема 2. Углеводороды и их природные источники. 2-ой урок темы, изучение нового материала. |
Развиваемые УУД | Предметные: формулируют и воспроизводят понятия «Алканы» «Метан», «Предельные углеводороды», «sp3 - гибридизация», «Физические свойства метана и его гомологов». Регулятивные: умение ставить цель, определять задачу; умение решать проблемы; внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность; четко выражать свои мысли; оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; правильно выражать свои мысли Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. |
Средства обучения, оборудование | Таблицы «Строение молекулы метана», «Изомеры пентана» Molymod комплект по органике (для изготовления шаростержневых моделей» Текст учебника Модель молекулы метана ТСО Видеоролики «Физические свойства алканов», «Получение метана» Презентация «Алканы» |
Основные понятия и термины урока | Алканы, общая формула, тетраэдрическое строение метана, гомологический ряд, изомерия и номенклатура предельных углеводородов (ИЮПАК и тривиальная), радикал. Правила составления названия алканов. Физические свойства алканов. |
Домашнее задание | § 3, вопросы 7-8 после параграфа, выучить ключевые понятия темы. Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ. |
Оценки за урок | За промежуточный и итоговый, за активные ответы. |
Источники информации | Учебная литература: Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013 3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012 4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013 5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014 6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011 Электронный ресурс: 1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004 2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003. 3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007. 4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001. 5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002 |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Алкены. Этилен, его получение. |
Дидактические цели: | Ознакомить учащихся с составом, строением и физическими свойствами этилена, рассмотреть его электронные и структурные формулы; сформировать понятие о новых гомологических рядах — алкенах, познакомиться с природой кратных связей. |
Целеполагание от ученика | Личностные цели: осмыслить цели образования; уметь самовыражаться через материал предмета. Оргдеятельностные цели: овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности; уметь ставить перед собой цель. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Обучающийся знает: употребляемые термины; конкретные факты; основные понятия. Обучающийся выполняет заданную преподавателем работу, участвует в обсуждении вопросов, проявляет интерес к учебной дисциплине. |
Планируемые результаты | Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
непредельных углеводородов, указывать изомеры из предложенного перечня веществ, записывать формулы гомологов ряда этилена и давать им названия;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
|
План урока | Организационный момент. Актуализация знаний 1 этап изучения новых знаний и способов деятельности Первичная проверка понимания изученного 2 этап изучения новых знаний и способов деятельности. Закрепление Запись домашнего задания Подведение итогов. Рефлексия |
Метод обучения, технологии | Рассказ Демонстрация Устный контроль Фронтальная работа -развивающее обучение; -информационно-коммуникационные технологии; -здоровьесберегающие технологии |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная -урок ознакомления с новым материалом |
Приемы деятельности учителя |
задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности; демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности. |
Познавательные вопросы и задания | Какие органические вещества относят к углеводородам? Изобразите электронные облака атомов углерода, находящиеся в состоянии sp3 - и sp2- гибридизации. Какие валентные углы характерны для атомов углерода в этих состояниях? В чем различие между σ - и π – связью в молекуле этилена? Объясните, почему не возможно свободное вращение атомов углерода при двойной связи? Сравните с помощью рисунков пространственное строение молекул этана и этилена. Выведите молекулярную формулу этиленового углеводорода, имеющего массу 56. Назовите углеводород. Напишите структурную формулу 2-метилпентена-1 Почему возможна пространственная изомерия у этиленовых углеводородов? Составьте структурные формулы всех возможных изомеров состава C4H8 и дайте им названия. Алкены – это непредельные углеводороды с одной ... ____________ Общая формула алкенов - ... ______________________________ |
Организация деятельности учащихся | изучают строение алкенов (наличие двойной связи); определяют принадлежность веществ к классу алкенов, полиэтилен; учатся отличать по составу и строению углеводородов алканов и алкенов, составляют структурные и электронные формулы непредельных углеводородов, указывают изомеры из предложенного перечня веществ, записывают формулы гомологов ряда этилена и дают им названия; называют алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре; сравнивают с помощью моделей пространственное строение этана и этилена; наблюдают за получением этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена; |
Место в структуре темы | Тема 2. Углеводороды и их природные источники. 4-ий урок темы, изучение нового материала. |
Развиваемые УУД | Предметные: формулируют и воспроизводят понятия «Алкены» «Этилен», «Двойная связь», «sp2 - гибридизация», «Физические свойства этилена». Получают этилен реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена. Метапредметные: Регулятивные: управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; умение решать проблемы; способность к мобилизации сил и энергии. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; распределять роли; взаимно контролировать действия друг друга; уметь договариваться; оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом. Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. |
Средства обучения, оборудование | Таблицы «Этилен», «Пространственная изомерия» Шаростержневая и масштабная модели молекул метана и этилена. Лабораторное оборудование для получения этилена Вещества (вода, этиловый спирт, серная кислота) Текст учебника Модель молекулы этилена ТСО Видеоролик «Получение этилена и его горение» Презентация «Этилен» |
Основные понятия и термины урока | Алкены, общая формула непредельных углеводородов, двойная связь, изомерия углеродного скелета, положения кратной связи, цис- и транс-изомерия, межклассовая изомерия. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола), реакция Лебедева. Качественный и количественный состав непредельных углеводородов на примере гомологического ряда этилена. |
Домашнее задание | § 4, вопросы 1-4 после параграфа, выучить ключевые понятия темы. Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ. |
Оценки за урок | За промежуточный и итоговый контроль, за активные ответы, моделирование. |
Источники информации | Учебная литература: Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013 3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012 4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013 5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014 6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011 Электронный ресурс: 1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004 2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003. 3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007. 4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001. 5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002 |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Бензол: химические свойства и применение на основе свойств. |
Дидактические цели: | Изучить новый класс органических соединений – ароматические углеводороды, рассмотреть химические свойства бензола, учить записывать уравнений реакций с участием бензола, совершенствовать знание номенклатуры органических соединений, ознакомить с применением бензола и его производных. |
Целеполагание от ученика | Личностные цели: осмыслить цели образования; приобрести веру в себя, в свои потенциальные возможности; реализовать конкретные индивидуальные способности; уметь самовыражаться через материал предмета. Оргдеятельностные цели: овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности; уметь ставить перед собой цель; планировать деятельность. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Обучающийся знает: употребляемые термины; конкретные факты; методы и процедуры, основные понятия, правила и приемы. |
Планируемые результаты | Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
2. В ценностно-ориентационной сфере:
|
План урока |
|
Метод обучения, технологии | Проблемный метод обучения Рассказ Демонстрация Письменный контроль Фронтальная работа -разноуровневое обучение; -информационно-коммуникационные технологии; -здоровьесберегающие технологии |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная -урок ознакомления с новым материалом |
Приемы деятельности учителя |
задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности; демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности. |
Познавательные вопросы и задания | Вариант – 1 1.Осуществите превращения: карбид кальция → ацетилен→ винилацетилен→ дивинил→ синтетический бутадиеновый каучук 2. Для вещества, имеющего молекулярную формулу С8Н18, составьте формулы двух изомеров и двух гомологов. Дайте названия всем веществам по систематической номенклатуре. 3. Вычислите массу гексана, который может быть получен при взаимодействии 1-хлорпропана массой 9,42г с металлическим натрием массой 3,22 г. 4. Органическое вещество содержит углерод (84,21%) и водород (15,79%). Плотность паров вещества по воздуху составляет 3,93. Определите формулу этого вещества.
Вариант – 2 1.Осуществите превращения: этан → этилен → этанол→ этилен→ полиэтилен 2. Составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов для вещества: Н3С – СН – СН2 – СН3 СН2 − СН3 Дайте названия всем веществам по систематической номенклатуре. 3. Рассчитайте объём воздуха, который потребуется для сжигания пропана объёмом 8,96л. Объёмная доля кислорода в воздухе равна 21%. 4. Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 83,3%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 36. Здания для закрепления темы
|
Организация деятельности учащихся | находят молекулярные формулы веществ по: а) процентному составу элементов в органических веществах; б) массе или объёму продуктов реакции; решают задачи на определение массы или объёма, если исходное вещество имеет определённую массовую долю примесей; углубляют знания об основных положениях теории строения органических соединений характеризуют суть химических превращений; систематизируют и обобщают знания по химическим свойствам предельных и непредельных углеводородов. |
Место в структуре темы | Тема 2. Углеводороды и их природные источники. 13-ий урок темы, изучение нового материала. |
Развиваемые УУД | Предметные: формулируют и воспроизводят понятия «Ароматические углеводороды», «Ароматическая связь», «sp2 - гибридизация», «Химические свойства бензола». Сравнивают химические свойства предельных и непредельных углеводородов. Метапредметные: Регулятивные: умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями. Познавательные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлекать информацию, делать логические выводы; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания. Коммуникативные: оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом; правильно выражать свои мысли в речи; уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. |
Средства обучения, оборудование | мультимедийная презентация, мини-плакаты с современной структурной формулой бензола, формулой Кекуле, фоновый экран, проектор, компьютер, наборы для построения молекул. Видеоролики: «Бромирование бензола», «Нитрование бензола», «Хлорирование бензола». |
Основные понятия и термины урока | Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Реакции замещения, присоединения, ядохимикаты. Применение бензола на основе свойств. |
Домашнее задание | § 8, вопросы 2, 4, 6 после параграфа, выучить ключевые понятия темы. По желанию: оформить презентацию в программе Power Point. Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ. |
Оценки за урок | За тестовый контроль, за активные ответы. |
Источники информации | Учебная литература: Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013 3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012 4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013 5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014 6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011 Электронный ресурс: 1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004 2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003. 3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007. 4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001. 5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002 |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Бензол. Получение бензола. |
Дидактические цели: | Познакомить учащихся с историей открытия бензола и с его физическими свойствами. Путем решения расчетной задачи вывести молекулярную формулу соединения. На противоречии предполагаемых и действительных свойств выявить и объяснить особенности строения молекулы. Рассмотреть строение молекулы бензола, повторив на его примере виды гибридизации атомов углерода, виды химической связи. Обратить внимание на особенности строения. На противоречии предполагаемых и действительных свойств выявить и объяснить особенности строения молекулы. Познакомить с понятием «ароматичность». |
Целеполагание от ученика | Личностные цели: осмыслить цели образования; приобрести веру в себя, в свои потенциальные возможности; реализовать конкретные индивидуальные способности; уметь самовыражаться через материал предмета. Оргдеятельностные цели: овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности; уметь ставить перед собой цель; планировать деятельность. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Обучающийся знает: употребляемые термины; конкретные факты; методы и процедуры, основные понятия, правила и приемы. |
Планируемые результаты | Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
этого родной язык и язык химии;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
3. В трудовой сфере:
|
План урока |
|
Метод обучения, технологии | Проблемный метод обучения Рассказ Демонстрация Письменный контроль Фронтальная работа -разноуровневое обучение; -информационно-коммуникационные технологии; -здоровьесберегающие технологии |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная -урок ознакомления с новым материалом |
Приемы деятельности учителя |
задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности; демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности. |
Познавательные вопросы и задания | 1 вариант. 1. Величина валентного угла между атомами углерода при тройной связи в молекуле пропина равна: 90,109,20;120,180 2. Молекула ацетилена имеет: линейное строение, плоское, зигзагообразное, тетраэдрическое 3. Какая из связей между атомами углерода в ацетилене более прочная: пи, сигма, прочность связей одинаковая 4. Изомерия углеродного скелета алкинов начинается с: этина, пропина, бутина, пентина 5. Изомерия положения кратной связи алкинов начинается с: этина, пропина, бутина, пентина 6. У алкинов отсутствует изомерия: углеродного скелета, геометрическая, положения кратной связи, верного ответа нет 7. В промышленности ацетилен получают: дегидробромированием 1,2диброэтана, пиролизом метана, гидролизом карбида алюминия, крекингом пропана 8. Ацетилен представляет собой: газ, жидкость, твердое вещество 9. Массовая доля углерода в алкине равна 90,0%. Этот алкин: этин, пропин, бутин, пентин 10. Плотность паров алкина по воздуху равна 1,86. Этот алкин: этин, пропин, бутин, пентин
2 вариант. Вставьте в текст подходящие по смыслу термины, приведенные в скобках. 1. Ацетиленовыми углеводородами или ... (алканами, алкенами, алкинами) называются ациклические углеводороды, в молекулах которых имеется одна ... (двойная, тройная) углерод-углеродная связь. 2. Первым представителем этого гомологического ряда является ... (этин, этен, этан). 3. Состав ацетиленовых углеводородов отвечает общей формуле ... (СnН2n+2 СnН2n, СnН2n-2). 4. Молекула ацетилена ... (плоская, линейная, зигзагообразная). 5. Угол между осями гибридных орбиталей составляет ... (90°, 109°28', 120°, 180°), а оси негибридных р-орбиталей ... (совпадают, взаимно-перпендикулярны). 6. Между атомами углерода в ацетилене имеются ... (одна, две, три) σ-связи и (одна, две, три) π-связи. 7. Ацетилен можно получить гидролизом … (карбида алюминия, карбоната кальция, карбида кальция, гидроксида кальция). Закрепление:
|
Организация деятельности учащихся | находят молекулярные формулы веществ по процентному составу элементов в органических веществах; решают задачи на определение массы или объёма, если исходное вещество имеет определённую массовую долю примесей; углубляют знания об основных положениях теории строения органических соединений характеризуют суть химических превращений; систематизируют и обобщают знания по химическим свойствам предельных и непредельных углеводородов. |
Место в структуре темы | Тема 2. Углеводороды и их природные источники. 12-ий урок темы, изучение нового материала. |
Развиваемые УУД | Предметные: формулируют и воспроизводят понятия «Ароматические углеводороды», «Ароматическая связь», «sp3 - гибридизация», «Физические свойства бензола». Регулятивные: умение ставить цель, определять задачу; умение решать проблемы; внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность; четко выражать свои мысли; оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; правильно выражать свои мысли Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. |
Средства обучения, оборудование | мультимедийная презентация, мини-плакаты с современной структурной формулой бензола, формулой Кекуле, фоновый экран, проектор, компьютер, наборы для построения молекул, реактивы: бензол, раствор йода, раствор перманганата калия. |
Основные понятия и термины урока | Бензол. Структурная формула бензола. Ароматическая связь. Формулы Кекуле. Получение бензола из гексана и ацетилена. Видеоролики: «История открытия бензола», «Горение бензола», «Физические свойства бензола», «Отношение бензола к растворам КМпО4 и бромной воде». |
Домашнее задание | § 8, вопросы 1, 3, 5 после параграфа, выучить ключевые понятия темы. По желанию: оформить презентацию в программе Power Point. Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ. |
Оценки за урок | За тестовый контроль, за активные ответы, моделирование. |
Источники информации | 1 Учебная литература: Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013 3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012 4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013 5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014 6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011 Электронный ресурс: 1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004 2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003. 3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007. 4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001. 5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002 |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды» |
Дидактические цели: | Повторить и систематизировать пройденный материал по теме «Углеводороды». |
Целеполагание от ученика | Личностные цели: осмыслить цели образования; приобрести веру в себя, в свои потенциальные возможности; реализовать конкретные индивидуальные способности; уметь самовыражаться через материал предмета. Оргдеятельностные цели: овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности; уметь ставить перед собой цель; планировать деятельность. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Обучающийся знает: употребляемые термины; конкретные факты; методы и процедуры, основные понятия, правила и приемы. |
Планируемые результаты | Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
-проводить расчёты на: а) нахождение молекулярной формулы углеводорода по % содержанию элемента и плотности вещества, б) определение массы или объёма продукта реакции, если исходное вещество имеет определённую массовую долю примесей. |
План урока | Организационный момент. Проверка знания и понимания темы Запись домашнего задания |
Метод обучения, технологии | Письменная контрольная работа -разноуровневое обучение; -здоровьесберегающие технологии |
Формы организации учебной деятельности | Индивидуальная -контрольная работа |
Приемы деятельности учителя | индивидуальное задание учащимся контроль за выполнением работы |
Познавательные вопросы и задания | Вариант – 1 1.Осуществите превращения: карбид кальция → ацетилен→ винилацетилен→ дивинил→ синтетический бутадиеновый каучук 2. Для вещества, имеющего молекулярную формулу С8Н18, составьте формулы двух изомеров и двух гомологов. Дайте названия всем веществам по систематической номенклатуре. 3. Вычислите массу гексана, который может быть получен при взаимодействии 1-хлорпропана массой 9,42г с металлическим натрием массой 3,22 г. 4. Органическое вещество содержит углерод (84,21%) и водород (15,79%). Плотность паров вещества по воздуху составляет 3,93. Определите формулу этого вещества.
Вариант – 2 1.Осуществите превращения: этан → этилен → этанол→ этилен→ полиэтилен 2. Составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов для вещества: Н3С – СН – СН2 – СН3 СН2 − СН3 Дайте названия всем веществам по систематической номенклатуре. 3. Рассчитайте объём воздуха, который потребуется для сжигания пропана объёмом 8,96л. Объёмная доля кислорода в воздухе равна 21%. 4. Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 83,3%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 36. |
Организация деятельности учащихся | находят молекулярные формулы веществ по процентному составу элементов в органических веществах; углубляют знания об основных химических свойствах углеводородов; характеризуют суть химических превращений; систематизируют и обобщают знания по химическим свойствам предельных и непредельных углеводородов. |
Место в структуре темы | Тема 2. Углеводороды и их природные источники. 16-ий урок темы, письменная контрольная работа. |
Развиваемые УУД | Предметные: воспроизводят понятия «Алкины» «Алкены», «Арены». Систематизируют и обобщают знания по химическим свойствам предельных и непредельных углеводородов. Метапредметные: Регулятивные: планировать действия в соответствии с собственными возможностями; умение решать проблемы. Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; правильно выражать свои мысли. Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. |
Средства обучения, оборудование | Настенные таблицы Отдельные задания по карточкам |
Основные понятия и термины урока | Гомологи, изомеры. Массовая доля. Типы химических реакций (замещения, присоединения, окисления, полимеризации). Алгоритм решения задач. Генетическая связь предельных, непредельных углеводородов. |
Домашнее задание | Повторить типы химических реакций в органической химии. |
Оценки за урок | За контрольную работу. |
Источники информации | Учебная литература: Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013 3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012 4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013 5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014 6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011 Электронный ресурс: 1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004 2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003. 3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007. 4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001. 5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002 |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. |
Дидактические цели: | Обеспечить восприятие и осмысление понятий детонационная стойкость бензина, октановое число. Показать значение важнейших нефтепродуктов для современного человека и для экономики страны в целом. |
Целеполагание от ученика | Личностные цели: реализовать конкретные индивидуальные способности; уметь самовыражаться через материал предмета. Когнитивные цели: познать объекты окружающей реальности; изучить способы решения возникающих проблем. Оргдеятельностные цели: уметь ставить перед собой цель; планировать деятельность. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Обучающийся выделяет скрытые (неясные) предположения, оценивает значимость данных. |
Планируемые результаты | Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
2. В ценностно-ориентационной сфере:
3. В трудовой сфере:
|
План урока | Организационный момент. Актуализация знаний 1 этап изучения новых знаний и способов деятельности Первичная проверка понимания изученного Лабораторный опыт. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки». 2 этап изучения новых знаний и способов деятельности. Закрепление Запись домашнего задания Подведение итогов. Рефлексия |
Метод обучения, технологии | Рассказ Демонстрация Практические методы обучения (лабораторная работа) Работа в парах -проблемное обучение; -проектные методы обучения; -информационно-коммуникационные технологии; -здоровьесберегающие технологии |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная -комбинированный урок |
Приемы деятельности учителя |
организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы. |
Познавательные вопросы и задания | Быстро ответьте на вопросы: Перегонка нефти (ректификация) Разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре (пиролиз) Расщепление углеводородов, содержащихся в нефти (крекинг) Маслянистая жидкость от светло-бурого до черного цвета (нефть) Остаток после перегонки нефти (мазут) Один из продуктов крекинга нефти используемый в качестве охлаждающей жидкости для двигателя автомобиля (антифриз) Можно ли выразить состав нефти одной формулой? (нет) Одинаковыми ли физическими свойствами обладает нефть разных месторождений? (нет) Еще Д.И. Менделеев говорил, что топить нефтью – это значит, топить денежными ассигнациями. Почему он так говорил? С одной стороны, нефть – эффективное топливо, с другой – из нее можно получить много ценных продуктов. Каковы перспективы развития нефтяной отрасли в России? Что можно сделать, чтобы уменьшить вред, наносимый нефтью природе? Что собой представляет нефть по составу? Перечислите основные свойства нефти. Какие способы переработки нефти вы узнали на уроке? Почему на транспорте используют разные виды топлива? А в разных автомобилях – разные марки бензина. Что нужно знать? Ситуационные задачи: 1. У вас возникло подозрение, что работники автозаправочной станции, где вы постоянно заправляетесь, добавляют в бензин воду. В вашем хозяйстве есть гашеная и негашеная известь. Можно ли с помощью этих веществ проверить свои подозрения? Потребуются ли для этого еще какие-то вещества? (добавить в бензин негашеной извести, если есть вода-раствор приобретет щелочную реакцию, которую можно определить с помощью индикаторной бумаги) 2. Примесь воды в бензине ухудшает все характеристики работы двигателя. Но в морозную погоду такое мошенничество может привести и к более тяжелым последствиям – двигатель вообще не сможет работать. Что может стать причиной остановки двигателя в мороз, если бензин разбавлен водой? (вода может замерзнуть в бензопроводе и закупорить его) |
Организация деятельности учащихся | рассматривают схему ректификационной колонны; знакомятся с принципами работы ректификационной колонны; объясняют явления, происходящие при переработке нефти; проводят лабораторную работу по ознакомлению с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»; получают информацию об октановом числе; анализируют текст учебника и выясняют способы повышения октановости бензина. |
Место в структуре темы | Тема 2. Углеводороды и их природные источники. 15-ий урок темы, изучение нового материала. |
Развиваемые УУД | Предметные: формулируют и воспроизводят понятия «Крекинг» «Детонация», «Октановое число». Работают с интерактивной схемой ректификационной колонны и знакомятся с принципами её работы; объясняют явления, происходящие при переработке нефти; знакомятся с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»; выясняют способы повышения октановости бензина. Решают проблему экологического загрязнения, связанную с производством и потреблением бензина и горюче-смзочных веществ. Метапредметные: Регулятивные: управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; умение решать проблемы. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; самостоятельное выделение необходимой информации; добывать, перерабатывать и представлять информацию; извлекать информацию, делать логические выводы. Коммуникативные: уметь вести дискуссию; четко выражать свои мысли; оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом; слушать и понимать партнера. Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; выработать свою жизненную позицию в отношении мира, самого себя и своего будущего. |
Средства обучения, оборудование | Коллекция «Нефть», физическая карта России. Вещества (сырая нефть, образцы нефтепродуктов, бромная вода, раствор перманганата калия, вода). Текст учебника, ТСО, лабораторное оборудование, видеоролик «Нефть», презентация «Нефть и нефтепродукты», модуль ФЦИОР «Нефть, добыча, переработка и применение» |
Основные понятия и термины урока | Бензин, крекинг, детонационная устойчивость, детонация, октановое число, риформинг, ароматизация нефтепродуктов. |
Домашнее задание | § 8, вопросы 5-9 после параграфа, выучить ключевые понятия темы. Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ. |
Оценки за урок | За промежуточный и итоговый контроль, за активные ответы. |
Источники информации | Учебная литература: Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013 3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012 4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013 5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014 6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011 Электронный ресурс: 1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004 2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003. 3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007. 4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001. 5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002 |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.
Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....
Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...
Технологическая карта урока химии 8 класс
Принцип Ле Шателье....
Технологическая карта урока химии. 9 класс.
Урок - практикум: "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""...
Технологическая карта урока химии 8 класс
Технологическая карта урока химии 8 класс по теме "Предмет химии.Вещества и их свойства"...
Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»
Работа проводится в 9 классах по УМК. Химия Учебник 9 класса под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...
Технологическая карта урока химии 8 классе учителя химии
Формированние УДД...