План самообразования Серпак Н.И.
учебно-методический материал по химии (8, 9 класс)
Программа самообразования
учителя химии и биологии
Серпак Надежды Ивановны
Тема самообразования:
«Формирование общеучебных умений и навыков
учащихся на уроках химии»
2020 – 2025 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_serpak.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Новоандриановская средняя общеобразовательная школа
Программа самообразования
учителя химии и биологии
Серпак Надежды Ивановны
Тема самообразования:
«Формирование общеучебных умений и навыков
учащихся на уроках химии»
2020 – 2025 гг.
С. Новоандриановка
Изучение сущности, цели и задач технологии формирования и развития общих учебных умений и навыков. | |
Анализ литературных источников. Создание информационной базы по проблеме формирования ОУУН | сентябрь-январь |
Изучение и апробация различных видов педагогических и психологических диагностик и выбор оптимальных для учителя химии. | ноябрь-январь |
Целенаправленная работа по формированию общих учебных умений и навыков в классах 8 -9кл | в течение года |
Применение элементов технологии формирования ОУУН | |
Апробация элементов технологии в преподавании химии | в течение года |
Обобщение и распространение опыта работы на школьном уровне. | в течение года |
Анализ работы и обобщение опыта по апробации технологии ОУУН на школьном уровне | апрель-май |
Применение компьютерных технологий в преподавании химии | |
в течение года | |
Применение элементов технологии формирования ОУУН на уроках химии с учётом положительных результатов и недостатков в работе | в течение года |
Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном уровне. | |
Анализ работы и обобщение опыта по апробации технологии ОУУН на МО учителей химии | апрель-май |
Применение компьютерных технологий в преподавании химии |
План самообразовании учителя химии и биологии Серпак Н.И..
на 2020-2021 гг
Основные задачи и этапы деятельности по изучению основ технологии формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся | Реализация | |
Изучить и провести анализ информационных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ технологии формирования и развития ОУУН. | Изучить (список литературы), основными документами являются:
№ 2, с. 58-64. | |
Изучить различные виды диагностик и выбрать оптимальные для учителя химии. | Апробировать следующие методики:
| |
Составить тесты для проведения контрольно-методических срезов на предметном материале. | Составить тесты для определения уровня сформированности мыслительных ОУУН на предметном материале для учащихся 8,9 классов. | |
Провести тестирование с целью выявить уровень развития ОУУН в 8-9 классах. | Провести тестирование | |
Провести анкетирование учащихся, чтобы выявить их затруднения по проблеме | Провести анкетирование в 8-9классе по анкете М.С.Блохиной «Умеешь ли ты учиться?» | |
Изменить подход к планированию работы, а именно: а) создать технологические карты; б) планировать каждый урок с чётким обоснованием не только специальных, но и общеучебных умений и навыков школьников. | Реализацию этой задачи осуществлять в моей практической деятельности при подготовке к каждому уроку. Как образец представить тему: «Электролитическая диссоциация» в 9 классе. | |
Изучить рекомендации по составлению и применению логических схем и памяток для учащихся и использовать их в своей работе. | ||
Выработать свою систему действий, учитывая особенности технологии и особенности предмета химии | ||
Разработать задания, упражнения, направленные на развитие мыслительных ОУУН на предметном материале и систематически применять их на уроках химии. | ||
Повести контроль и мониторинг. Разработать контрольно-методические срезы (КМС) на определение уровня сформированности мыслительных ОУУН, провести контрольные срезы и анкетирование учащихся. | Провести тестирование два раза в год (в октябре и в апреле). Динамику отразить в ведомости; для учащихся, у которых происходило понижение уровня сформированности мыслительных ОУУН, разработать специальные упражнения и индивидуальные задания. | |
Осуществлять наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и фиксировать изменения. | Постоянно фиксировать изменения на практических работах и два раза в год для осуществления мониторинга | |
Провести обработку и анализ данных. Сделать вывод о результативности исследования. | Опыт работы изложить и проанализировать в реферате на тему: «Формирование общих учебных умений и навыков на уроках химии». | |
Поделиться опытом с коллегами. | Обобщение опыта осуществлять на школьном уровне:
| |
Освоение и использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий |
|
Система работы учителя по формированию у учащихся умений учиться состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: постановка целей, отбор педагогических средств, их применение (ход процесса обучения), оценка хода, результатов процесса обучения и его корректировка. Переход умений учиться на более высокий уровень развития требует изменения системы работы учителя. Следует выделить следующие этапы деятельности учителя:
1.Определить уровни сформированности у учащихся умения учиться.
2.Осуществить поэлементный анализ содержания учебного материала урока.
3.Сформулировать цели урока (обучающую, развивающую, воспитывающую), в том числе по формированию ОУУН в соответствии с программой.
4.Спроектировать различные виды деятельности, формирующие умения учиться у учащихся.
5.Реализовать разработанный план.
6.Проанализировать ход процесса обучения и достижения поставленных целей.
7.Скорректировать обучение в зависимости от промежуточных и конечных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении опыта работы, оптимизации учебного процесса, повышении уровня сформированности ОУУН и высокой мотивации обучения большинства учеников, что проявилось в их учебных успехах, повышении рейтинга предмета, в освоении методик диагностики результативности образовательного процесса.
Литература
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе.- М..: Просвещение, 1985.
- Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. – М.: Просвещение,1989
- Блохина Е.В. Как научить учиться: Методические рекомендации по формированию ключевой компетентности в сфере познавательной деятельности. Курган, 2003. -72 с.
- Конева Л.С. Технология разноуровневого обучения основной школы. Итоги опытно-экспериментального исследования. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2001. – 212с.
- Лошкарёва Н.А. Формирование ОУУН школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. – М.:1990.
- Немов Р.С.Психология. Кн.з. – М.: Просвещение «Владос», 1995.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.:Дрофа, .- 2004.-252
- Талызина Н.Ф.Формирование познавательной деятельности учащихся.– М.: Знание, 1983.
- Татьянченко Д.В.и др. Общеучебные умения как объект управления общеобразовательным процессом// Народное образование. – 2003,
№ 2, с. 58-64.
- Титова И.М. Обучение химии. Психолого- методический подход. –
– СПб.: КАРО, 2002. – 204с.
- Хамблин Д. Формирование учебных навыков. Пер. с английского. –
-М., 1986.
- Шевченко С.Д. Школьный курс: как научить каждого. – М.: Просвещение, 1991
- Шипилина Л.А. Технология формирования и развития общих учебных навыков учащихся: Методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001 – 108с.
2021/22учебный год | ||
Тема самообразования: «Формирование общих учебных умений и навыков учащихся на уроках химии». | ||
Цель: изучить сущность, задачи и основные направления технологии формирования общеучебных умений и навыков и разработать рекомендации, которые бы: во 1-х: способствовали эффективному самообразованию и саморегуляции школьника, как субъекта учебной деятельности; во 2-х: помогали учителю сформировать систему целенаправленной педагогической деятельности; в 3-х: создали бы условия для формирования компетенции в области познавательной деятельности и обеспечивали повышение эффективности педагогического процесса. | Задачи:
| |
2022/23 учебный год | ||
Цель: продолжить изучение теоретических основ технологии формирования ОУУН и работать над созданием организационно-методических и дидактических условий эффективного формирования и развития общеучебных умений и навыков. 2. Формирование позитивного отношения к работе над проблемой у учащихся и учителей школы. 3. Осуществление и совершенствование диагностики ОУУН. Оказание помощи учителям-предметникам в создании, проведении и обработке данных контрольно-методических срезов. 4. Изучение и внедрение в практику методических рекомендаций психологов по формированию учебно-управленческих умений и навыков (организации учебно-познавательной деятельности учащихся в режиме дня, организации учебного места, умения планировать свою учебную деятельность, ставить учебные цели и разрабатывать план своей деятельности и др.) с целью сохранения здоровья школьника. 5. Разработка рекомендаций по использованию элементов технологии формирования и развития общеучебных умений и навыков | Задачи: Организация освоения технологии формирования и развития общеучебных умений и навыков:
| |
2023/24 | ||
Продолжить работу по апробации технологии формирования ОУУН в экспериментальных классах. Провести анализ результатов и обобщить опыт на муниципальном уровне. | ||
Использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий | Как часть технологии формирования ОУУН |
Отчет по самообразованию
За 2020-2021 уч.год
Основные задачи и этапы деятельности по изучению основ технологии формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся | Реализация | |
Изучить и провести анализ информационных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ технологии формирования и развития ОУУН. | Выполнено, см. приложение 1 (список литературы), основными документами являются:
№ 2, с. 58-64. | |
Изучить различные виды диагностик и выбрать оптимальные для учителя химии. | Выполнено. Мною были апробированы следующие методики:
| |
Составить тесты для проведения контрольно-методических срезов на предметном материале. | Выполнено (см. приложение 3.1) Составлены тесты для определения уровня сформированности мыслительных ОУУН на предметном материале для учащихся 8,9 классов. | |
Провести тестирование с целью выявить уровень развития ОУУН в 8-9 классах. | Выполнено. | |
Провести анкетирование учащихся, чтобы выявить их затруднения по проблеме | Выполнено. Анкетирование было проведено в 8-9классе по анкете М.С.Блохиной «Умеешь ли ты учиться?» | |
Изменить подход к планированию работы, а именно: а) создать технологические карты; б) планировать каждый урок с чётким обоснованием не только специальных, но и общеучебных умений и навыков школьников. | Выполнено (см. приложение 6.1) Реализация этой задачи осуществлялась в моей практической деятельности при подготовке к каждому уроку. Как образец представлена тема: «Электролитическая диссоциация» в 9 классе. | |
Изучить рекомендации по составлению и применению логических схем и памяток для учащихся и использовать их в своей работе. | Выполнено. | |
Выработать свою систему действий, учитывая особенности технологии и особенности предмета химии | Выполнено. | |
Разработать задания, упражнения, направленные на развитие мыслительных ОУУН на предметном материале и систематически применять их на уроках химии. | Выполнено. | |
Повести контроль и мониторинг. Разработать контрольно-методические срезы (КМС) на определение уровня сформированности мыслительных ОУУН, провести контрольные срезы и анкетирование учащихся. | Выполнено. Тестирование проводилось два раза в год (в октябре и в апреле). Динамика отражалась в ведомости; для учащихся, у которых происходило понижение уровня сформированности мыслительных ОУУН, разрабатывались специальные упражнения и индивидуальные задания. | |
Осуществлять наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и фиксировать изменения. | Постоянно, фиксация изменений на практических работах и два раза в год для осуществления мониторинга | |
Провести обработку и анализ данных. Сделать вывод о результативности исследования. | Выполнено (см. приложение 12.1) Опыт работы изложен и проанализирован в реферате на тему: «Формирование общих учебных умений и навыков на уроках химии». | |
Поделиться опытом с коллегами. | Обобщение опыта осуществлялось на школьном уровне:
| |
Освоение и использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
План работы учебного кабинета и план самообразования
В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...
Үзүсеш планы - план самообразования
Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...
План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...
Перспективная программа самообразования (план самообразования) учителя русского языка и литературы Томиной Юлии Валерьевны.
Программа повышения профессионального мастерства.Основные принципы моей перспективной программы самообразования: принцип системности осуществления самообразования, принцип применения результатов ...