Сложные эфиры. Жиры. Мыла
план-конспект урока по химии (10 класс)
Дистанционное обучение. Опорная схема для учащихся.
Цель урока: рассмотреть строение, свойства, получение сложных эфиров в рамках обобщения по химии карбоновых кислот и спиртов.
Задачи урока:
-закрепить номенклатуру по теме
-закрепить знания о характерных реакциях по данным классам веществ
-отработать навыки записи химических уравнений, химических свойств веществ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка опорного конспекта для учащихся при дистанционном обучении | 24.01 КБ |
10_kl._ugl.him_.slozhnye_efiry.zhiry_.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение. Опорный конспект.
Тема урока: Сложные эфиры. Жиры. Мыла
Цель урока: рассмотреть строение, свойства, получение сложных эфиров в рамках обобщения по химии карбоновых кислот и спиртов.
Задачи урока:
-закрепить номенклатуру по теме
-закрепить знания о характерных реакциях по данным классам веществ
-отработать навыки записи химических уравнений, химических свойств веществ
Физические свойства-бесцветные жидкости, нерастворимые в воде, многие обладают приятным запахом, являются хорошими растворителями органических веществ.
1.Получение –реакция этерификации (в присутствии концентрированной серной кислоты)
CH3COOH + C2H5OH→←CH3COOC2H5 + H2O реакция обратимая!
HOOC-COOH + 2 C2H5OH →←C2H5OOC-COOC2H5 + 2H2O
Номенклатура:
CH3COOC2H5
-этиловый эфир уксусной кислоты
-уксусноэтиловый эфир
-этилацетат
-этилэтаноат
2. Химические свойства сложных эфиров
- гидролиз
Это реакция, обратная их получению этерификацией карбоновых кислот.
C2H5OOC-COOC2H5 + 2H2O → HOOC-COOH + 2 C2H5OH
Чтобы сместить равновесие вправо, нужно связать кислоту щелочью, поэтому речь идет о щелочном гидролизе:
CH3COOC2H5 + NaOH → CH3COONa + C2H5OH
C2H5OOC-COOC2H5 + NaOH →продолжить запись
-поликонденсации рассмотеть реакцию на стр.225 учебника
Д/з: написать уравнения реакций, с помощью которых можно получить следующие вещества:
- метилформиат из метана
- этилацетат из метанола
- метилпропионат из этанола
- бензилацетат из этанола
- втор-бутилбутират из ацетальдегида
- пропилпропионат из пропена
- циклогексилбензоат из бензола
- трибутират глицерина из ацетилена
прим. «Бутират» –соль бутановой кислоты.
Дистанционное обучение. Опорный конспект
Тема урока: Жиры-сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот
Цель урока:Сформировать понятие о жирах как сложных эфирах глицерина высших карбоновых кислот.
Задачи урока:
-научиться записывать формулы жиров, давать названия в зависимости от состава
-изучить химические свойства жиров (реакции по кратной связи, щелочной гидролиз).
Параграф.21 стр.228-232. Упр.11 стр.233
CH2-O-CO-R
CH-O-CO-R
CH2-O-CO-R
Высшие карбоновые кислоты-с С10. Молекулы жиров содержат остатки как предельных, так и непредельных карбоновых кислот.
C3H7COOH – масляная кислота
C15H31COOH – пальмитиновая кислота
C17H35COOH – стеариновая кислота
C17H33COOH – олеиновая кислота
C17H31COOH – линолевая кислота
C17H29COOH - линоленовая кислота
Задание 1. Напишите формулу жира, используя общую формулу жиров и любых кислот, дайте название жиров (см. формулы карбоновых кислот выше).
Физические свойства жиров---выписать самостоятельно.
Химические свойства жиров.
-гидрирование, бромирование (если в составе остатки непредельных карбоновых кислот. Реакции присоединения по месту разрыва кратных связей). Стр.229
-Гидролиз, в том числе щелочной
Задание 2. Напишите уравнения гидролиза.
В случае щелочного гидролиза образуются соли карбоновых кислот, которые являются мылами. Напишите формулы данных солей. Объясните моющее действие мыла и стирального порошка. Стр.230-231
Д/з: параграф 21
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение. Опорный конспект.
Тема урока: Сложные эфиры. Жиры. Мыла
Цель урока: рассмотреть строение, свойства, получение сложных эфиров в рамках обобщения по химии карбоновых кислот и спиртов.
Задачи урока:
-закрепить номенклатуру по теме
-закрепить знания о характерных реакциях по данным классам веществ
-отработать навыки записи химических уравнений, химических свойств веществ
Физические свойства-бесцветные жидкости, нерастворимые в воде, многие обладают приятным запахом, являются хорошими растворителями органических веществ.
1.Получение –реакция этерификации (в присутствии концентрированной серной кислоты)
CH3COOH + C2H5OH→←CH3COOC2H5 + H2O реакция обратимая!
HOOC-COOH + 2 C2H5OH →←C2H5OOC-COOC2H5 + 2H2O
Номенклатура:
CH3COOC2H5
-этиловый эфир уксусной кислоты
-уксусноэтиловый эфир
-этилацетат
-этилэтаноат
2. Химические свойства сложных эфиров
- гидролиз
Это реакция, обратная их получению этерификацией карбоновых кислот.
C2H5OOC-COOC2H5 + 2H2O → HOOC-COOH + 2 C2H5OH
Чтобы сместить равновесие вправо, нужно связать кислоту щелочью, поэтому речь идет о щелочном гидролизе:
CH3COOC2H5 + NaOH → CH3COONa + C2H5OH
C2H5OOC-COOC2H5 + NaOH →продолжить запись
-поликонденсации рассмотеть реакцию на стр.225 учебника
Д/з: написать уравнения реакций, с помощью которых можно получить следующие вещества:
- метилформиат из метана
- этилацетат из метанола
- метилпропионат из этанола
- бензилацетат из этанола
- втор-бутилбутират из ацетальдегида
- пропилпропионат из пропена
- циклогексилбензоат из бензола
- трибутират глицерина из ацетилена
прим. «Бутират» –соль бутановой кислоты.
Дистанционное обучение. Опорный конспект
Тема урока: Жиры-сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот
Цель урока:Сформировать понятие о жирах как сложных эфирах глицерина высших карбоновых кислот.
Задачи урока:
-научиться записывать формулы жиров, давать названия в зависимости от состава
-изучить химические свойства жиров (реакции по кратной связи, щелочной гидролиз).
Параграф.21 стр.228-232. Упр.11 стр.233
CH2-O-CO-R
CH-O-CO-R
CH2-O-CO-R
Высшие карбоновые кислоты-с С10. Молекулы жиров содержат остатки как предельных, так и непредельных карбоновых кислот.
C3H7COOH – масляная кислота
C15H31COOH – пальмитиновая кислота
C17H35COOH – стеариновая кислота
C17H33COOH – олеиновая кислота
C17H31COOH – линолевая кислота
C17H29COOH - линоленовая кислота
Задание 1. Напишите формулу жира, используя общую формулу жиров и любых кислот, дайте название жиров (см. формулы карбоновых кислот выше).
Физические свойства жиров---выписать самостоятельно.
Химические свойства жиров.
-гидрирование, бромирование (если в составе остатки непредельных карбоновых кислот. Реакции присоединения по месту разрыва кратных связей). Стр.229
-Гидролиз, в том числе щелочной
Задание 2. Напишите уравнения гидролиза.
В случае щелочного гидролиза образуются соли карбоновых кислот, которые являются мылами. Напишите формулы данных солей. Объясните моющее действие мыла и стирального порошка. Стр.230-231
Д/з: параграф 21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест в 10 классе "Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры"
Тест создан в соответствии с учебником О.С.Габриеляна "Химия 10 класс", базовый уровень....
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта,10 класс, Органическая химия
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта, 10 класс, органическая химия....
Сценарий урока по теме: "Сложные эфиры. Жиры" в 9 классе
Урок с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...
презентация к уроку химии 10 класса на тему "Сложные эфиры. Жиры. Мыла"
история развития, физические и химические свойства, состав, классификация жиров. Мыла. Получение, применение, значение жиров....
Сложные эфиры. Жиры. Мыла.
Самостоятельная работа...
Урок "Сложные эфиры. Жиры. Мыла"
Тема урока: «Сложные эфиры. Жиры. Масла».Цели урока:- способствовать расширению знаний учащихся о сложных эфирах, жирах, мылах для привития интереса к профессии;- способствовать разв...
Методическая разработка урока по химии в 10 классе. "Сложные эфиры. Жиры. Мыла"
Описание проведения урока...