Урок "Сложные эфиры. Жиры. Мыла"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Корягина Светлана Владимировна

Тема урока: «Сложные эфиры. Жиры. Масла».

Цели урока:

- способствовать расширению знаний учащихся  о сложных эфирах, жирах, мылах для привития интереса к профессии;

- способствовать развитию логического мышления, способности к рефлексии;

- способствовать обучению учащихся умению  работать с дополнительными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnye_efiry._zhiry._myla.doc553.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сложные эфиры. Жиры. Мыла»

(методическая разработка урока)

Тема урока: «Сложные эфиры. Жиры. Масла».

Цели урока:

- способствовать расширению знаний учащихся  о сложных эфирах, жирах, мылах для привития интереса к профессии;

- способствовать развитию логического мышления, способности к рефлексии;

- способствовать обучению учащихся умению  работать с дополнительными материалами.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран, учебники.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветствие группы.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка знаний учащихся.

1. Дайте определение и укажите общую формулу спиртов.

Спиртами (или алкалоидами) называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп (групп – ОН), соединенных с углеводородным радикалом. R – OH – общая формула.

 2. Дайте определение и укажите общую формулу карбоновых кислот.

Карбоновые кислоты – это вещества, содержащие в молекуле одну или несколько карбоксильных групп (групп – СООН). R – COOH – общая формула.

3. Что произойдет при взаимодействии этих двух веществ?

Образуется более сложное вещество – сложный эфир.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока. (См. слайд № 1)

Тема урока: «Сложные эфиры. Жиры. Мыла».

2. Сообщение цели урока.  (См. слайд № 2)

Цель урока: изучить свойства жиров и научиться их применять в дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Реакция этерификации. (См. слайд № 3)

4. Используя общую формулу сложных эфиров, попробуйте дать им определение. (См. слайд № 4)

5. Сложные эфиры широко распространены в природе. Специфический аромат ягод, плодов и фруктов в значительной степени обусловлен представителями этого класса органических веществ. (См. слайд № 5)

6. Самостоятельная работа учащихся с учебником на стр. 192. По формуле составить уравнение реакции: I вариант – получение метилового эфира масляной кислоты, II вариант – этилового эфира масляной кислоты. (См. слайд № 6)

7. Рассказ учащегося о проведении опыта «Получение сложного эфира» во внеурочное время.

В пробирку налейте 2 мл изобутилового спирта, 2 мл уксусной кислоты и 0,5 мл концентрированной серной кислоты. Закройте пробирку газоотводной трубкой и нагрейте на водяной бане в течение нескольких минут. После охлаждения добавьте в пробирку несколько миллилитров воды. При этом выделяется слой изобутилового эфира уксусной кислоты с характерным запахом банановой эссенции.

8. Применение сложных эфиров:

1) лекарственные средства; 2,3)парфюмерия и косметика; 4) синтетические и искусственные волокна; 5) лаки; 6) производство напитков и кондитерских изделий.  (См. слайд № 7)

9. Важнейшими представителями природных сложных эфиров являются жиры. (См. слайд № 8)

10. В курсе химии 9 класса вы уже сталкивались с этим понятием, поэтому вспомните и дайте определение, что такое жиры. (См. слайд № 9)

11. Самостоятельная работа учащихся с учебником. Прочитайте А-3 на стр. 193 и назовите классификацию жиров. (См. слайд № 10)

Классификация жиров:

1) твердые – это жиры, в состав которых входят предельные карбоновые кислоты. Это жиры животного происхождения (говяжий, свиной, бараний и т.д.), исключение составляет рыбий жир;

2) жидкие – это жиры, в состав которых входят непредельные карбоновые кислоты. Это жиры растительного происхождения, или масла (подсолнечное масло, соевое масло, рапсовое масло и т.д.), исключение составляет пальмовое масло.

12. Химические свойства жиров: (См. слайд № 11)        

1. Жиры нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в органических растворителях – бензоле, гексане;

2. Гидрированием жидких жиров получают твердые сложные эфиры. Именно эта реакция лежит в основе получения из растительного масла твердого жира – маргарин.

3. Жиры подвергаются гидролизу.

4. Если проводить гидролиз жиров в щелочной среде, то произойдет омыление жиров.

13. Рассказ учащегося о проведении опыта «Получение мыла» во внеурочное время.

В большую пробирку поместите 2 г жира и прилейте 6 мл спиртового раствора щелочи. С помощью стеклянной палочки смесь тщательно перемешайте и поставьте в кипящую водяную баню. Нагревайте содержимое пробирки в течение 10-15 мин, пока смесь не станет однородной.

К полученной однородной густой жидкости добавьте 6-7 мл раствора поваренной соли. Жидкость мутнеет, и выделяется (всплывает) слой мыла. Этот процесс называется в технике «высаливанием». При охлаждении слой мыла затвердевает.

С помощью стеклянной палочки извлеките мыло из пробирки и просушите листком фильтровальной бумаги. 

14. Что такое мыла?

Мыла – это соли карбоновых кислот. Натриевые соли карбоновых кислот – это твердое мыло, а калиевые – это жидкое мыло.

IV. Закрепление.

1. Чтение доклада «Превращение липидов при производстве продуктов питания». (См. слайд № 12)

2. Упр. 4 стр 195.

V. Задание на дом.

$ 21, упр. 5,7. (См. слайд № 13)

VI. Рефлексия.

1. Вам понравился урок?

2. Что понравилось больше всего?

3. Что не понравилось?

4. Ваши предложения.

5. Выставление оценок по «лестнице успеха»: для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. 1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Литература: (См. слайд № 14)

1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С. Ю., Теренин В.И. Химия 10 кл. М.: Дрофа, 2004 г.

2. Габриелян О.С. Химия 10 кл. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2007 г.

3. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. Химия 11 кл. М.: Дрофа, 2002 г.

4. Скурихин И.М., Нечаев А.П. «Все о пище с точки зрения химика». М.: Высшая школа, 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест в 10 классе "Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры"

Тест создан в соответствии с учебником  О.С.Габриеляна "Химия 10 класс", базовый уровень....

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ: «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта,10 класс, Органическая химия

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  ПО ТЕМАМ:    «Карбоновые кислоты», «Сложные эфиры», «Жиры». 2 варианта, 10 класс, органическая химия....

Сценарий урока по теме: "Сложные эфиры. Жиры" в 9 классе

Урок с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...

презентация к уроку химии 10 класса на тему "Сложные эфиры. Жиры. Мыла"

история развития, физические и химические свойства, состав, классификация жиров. Мыла. Получение, применение, значение жиров....

Сложные эфиры. Жиры. Мыла.

Самостоятельная работа...

Сложные эфиры. Жиры. Мыла

Дистанционное обучение. Опорная схема для учащихся.Цель урока: рассмотреть строение, свойства, получение сложных эфиров в рамках обобщения по химии карбоновых кислот и спиртов.Задачи урока:-закрепить ...