Сценарий урока по теме: "Сложные эфиры. Жиры" в 9 классе
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Урок с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 78 КБ |
urok.ppt | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ
по теме: «Сложные эфиры. Жиры»
Петухова Юлия Валентиновна,
учитель химии и биологии МБОУ СОШ с. Георгиевка
Цель: формирование представлений о сложных эфирах и наиболее важных представителей этого класса – жирах.
Задачи:
- обучающие:
знать о строение и свойствах сложных эфиров и жиров;
уметь осуществлять и составлять уравнение реакции этерификации;
иметь представление об областях применения жира и мыла;
- развивающие:
развивать коммуникативные действия и приёмы диалогической речи;
владеть способами взаимо- и самоконтроля при выполнении заданий;
уметь составлять вопросы;
делать выводы и умозаключения;
- воспитательные:
побудить к пониманию химических процессов, происходящих в окружающем нас мире.
Тип урока: формирование новых знаний.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, свободно распространяемый ПО – проигрыватель ресурсов версии 1.0 для воспроизведения электронных учебных модулей с сайта www.fcior.edu.ru.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время, мин. |
1 | Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я – Петухова Юлия Валентиновна. Для меня это особый урок, т.к. я являюсь участником конкурса «Учитель года». Поэтому рассчитываю на вашу помощь и поддержку. | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. | 1 |
2 | Ориентировочно-мотиваци-онный | 1. В одной притче рассказывается о том, как боги, создав мир, задумались: а где бы понадежней спрятать от человека его самую главную тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. Может быть на небе, среди звезд? Но даже туда они со временем доберутся. И решили боги спрятать тайну внутри самих людей. Уж в себя – то человек никогда не догадается заглянуть. И надо сказать во многом боги оказались правы. Мы знаем о себе самих гораздо меньше, чем о Земле, океане и далеких звездах. И вместе с тем боги ошиблись. Что бы ни изучал человек, какие бы объекты не выбирал для исследования, за этим всегда стоит его жгучее любопытство по отношению к самому себе. 2. Вот и наш сегодняшний урок по теме: «Сложные эфиры. Жиры» постараемся рассмотреть с позиций собственного «Я». Мы сегодня будем искать интересующие нас знания по теме урока в себе… с помощью ХИМИИ. Запишите тему урока. 3. Как вы думаете, что мы будем делать с вами в течение урока, чтобы изучить данную тему? По какому плану пойдёт изучение темы? | Эмоционально мобилизует на активную работу. Формулирует тему урока. Направляет на формулировку цели урока. | Настраиваются на работу. Записывают тему. Формулируют цель урока. | 5 |
3 | Информационно-поисковый | 1. Задание: соотнесите общие формулы веществ и названия классов (спирт, простой эфир, карбоновая кислота, сложный эфир). Что вызывает затруднение? Что общего между сложным и простым эфиром; спиртом, карбоновой кислотой и сложным эфиром? Дайте определение. 2. Предположите реакцию получения сложного эфира из спирта и карбоновой кислоты. Она называется - этерификация. Как вы думаете, сложные эфиры могут реагировать с водой? 3. Свойства сложных эфиров: жидкость с запахом, горючи. Распространение в природе. Проделайте опыт. 4. Почему жиры изучают вместе со сложными эфирами? Жиры – сложные эфиры глицерина (многоатомного спирта) и высших карбоновых кислот (более 10 атомов углерода в молекуле). Какие ассоциации у вас вызывает слово жир? 5. Какие вы знаете жиры в природе? Приведите примеры. Какое происхождение имеет маргарин? 6. Изучение жира проводил в первой половине XIX в. французский химик Мишель Эжен Шеврель, когда изучал состав мыла. Мыло – соль жирных кислот, которую получают щелочным гидролизом жира. Твёрдое (натриевые соли) и жидкое мыло (калиевые соли). Применение жира и мыла. | Выводит учащихся на вывод о строении формулы сложного эфира. Направляет учащихся на выводы. Демонстрирует опыты, модуль ЭОР. Предлагает проблемный вопрос. Даёт определение. Схема «Животные и растительные жиры». Демонстрация модуля ЭОР. Предлагает найти области применения жира и мыла. | Сравнивают формулы, находят сходство и отличие. Дают определение сложного эфира. Делают вывод об обратимости реакции этерификации. Делают вывод о свойствах. Предполагают сходство в строении. Проводят ана-логии между жиром и сл. эфиром. Вывод о предельном и непредельном строении. Извлекают информацию из модуля. Записывают в тетрадь области применения веществ. | 15 |
4 | Обобщение и систематизация | Вам предлагаются тестовые вопросы по материалу урока. На слайде критерии оценивания. Выполните задания. Запишите пример своего вопроса по теме урока. | Объясняет задание, наблюдает. | Отвечают на вопросы, производят самооценку. | 5 |
5 | Рефлексия | Что узнали нового? Что было известно? О чём хотели бы узнать поподробнее? Как вы думаете, мы достигли поставленной цели урока? | Формулирует вопросы, помогает с ответами. | Отвечают на вопросы. | 2 |
6 | Домашнее задание | 1. §36 с. 219-220, §37. 2. По ссылке интернет ресурса пройдите тренажёр: http://www.fcior.edu.ru/card/7644/testy-po-teme-slozhnye-efiry-i-zhiry.html . Сделайте анализ усвоения пройденной темы. | Предлагает выбрать задание. | Выбирают вариант задания исходя из личных предпочтений. | 1 |
7 | Итог урока | Жизнь дарит миллионы красок, Добра она, безудержно щедра. Любое проявление её прекрасно, Когда в ней место есть для света и тепла! Мы, в многоцветье мира растворяясь, Свое, родное – трепетно храним. И с детства, постоянно удивляясь, К ГАРМОНИИ приблизиться хотим! | Организованно заканчивает урок, благодарит учащихся за активную работу. | Выходят их класса. | 1 |
Источники:
1. О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2005.
2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. «Химия». 9 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2003.
3. Официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru.
4. Электронная химическая энциклопедия www.himik.ru.
АНАЛИЗ УРОКА ХИМИИ В 9 КЛАССЕ
по теме: «Сложные эфиры. Жиры»
Петухова Юлия Валентиновна,
учитель химии и биологии МБОУ СОШ с. Георгиевка
1. Данный урок является 6-м в теме «Органические соединения». Обучение основам органической химии в 9 классе имеет кратко-ознакомительный характер, и в 10-м классе эти же темы рассматриваются более глубоко и подробно. Данный урок построен с учётом личностного и метапредметного подхода.
2. Исходя из выше сказанного, цель урока: формирование представлений о сложных эфирах и наиболее важных представителей этого класса – жирах.
3. Задачи:
- обучающие:
знать о строение и свойствах сложных эфиров и жиров;
уметь осуществлять и составлять уравнение реакции этерификации;
иметь представление об областях применения жира и мыла;
- развивающие:
развивать коммуникативные действия и приёмы диалогической речи;
владеть способами взаимо- и самоконтроля при выполнении заданий;
уметь составлять вопросы;
делать выводы и умозаключения;
- воспитательные:
побудить к пониманию химических процессов, происходящих в окружающем нас мире.
4. Тип урока: формирование новых знаний на основе личного опыта. Считаю, что данный тип урока является наиболее оптимальным для рассмотрения этой темы, учитывая специфику преподавания «Органических соединений» в 9 классе и личных предметных знаний учащихся.
5. Я постаралась показать метапредметный урок, что отражается в поставленных задачах к нему. Опыт проведения подобных уроков имею небольшой: ФГОС второго поколения только на подходе в основной школе. Для подготовки сценария урока пользовалась материалами курсов (2011 г.) и статьёй в «Учительской газете» Н.В. Громыко, заместителя директора Института инновационных стратегий развития общего образования «Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании».
6. В организационном моменте я постаралась создать спокойную психологическую обстановку в классе. Вступлением в виде притчи вызвала интерес ребят и одновременно ориентацию на личные предметные знания каждого учащегося. Исходя из темы урока, учащимся предложено самостоятельно сформулировать цель и результаты урока.
7. В информационно-поисковом этапе присутствует совместная деятельность учителя и учеников по достижению результатов урока (направляет – делают выводы, демонстрирует ЭОР – извлекают информацию, предлагает схему – обобщают материал и т.д.). Более подробно вы можете увидеть в сценарии урока. Я не оговорилась – умение сценировать урок входит в компетенции учителя на современном этапе обучения. Дидактические приёмы обучения: схема, ЭОР, практические опыты, записи уравнений реакций направлены на формирование базовых способностей учащихся (анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, аналогия и др.), которые при этом образуют индивидуальную траекторию восприятия учебного материала.
8. На этапе обобщения урока я предложила ученикам вопросы по изученному материалу. Кроме того, дополнительно предложено задание на умение самостоятельного построения вопросов по предметной области – есть способ определения учащимся личного уровня обучения. Так же, я ввела самооценку знаний по кретериям.
9. На этапе рефлексии (обязательном в метапредметном уроке) мы выходим с учащимися на вывод о достижении результативности урока и личного понимания материала урока.
10. Домашнее задание носит разноуровневый характер, ученик может определить свою траекторию домашнего повторения: параграф, если что-то недопонял на уроке или предметный тренажёр для базовой подготовки к ГИА.
11. Я думаю, что время на различных этапах урока использовалось рационально. Для эмоционального снятия напряжения учащимся было предложено в начале урока притча, и в конце стихотворение. Учитывая лимит конкурсного урока 30 мин. Я посчитала не целесообразным делать в середине урока эмоциональную паузу.
12. Были продуманы следующие запасные варианты для непредвиденных ситуаций: работа с модулями ЭОР практическое задание или контрольный тренажёр. Я думаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме Сложное предложение" в 5 классе
Урок систематизации и обобщения изученного по теме "Сложное предложение" проводится в игровой форме. Содержание урока включает материал по краеведению. Данная форма урока легко переносится на другой м...
Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс
Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс...
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...
Урок на тему "Сложное предложение" по русскому языку в 5 классе.
Урок в 5 классу на тему "Сложное предложение" представляет собой урок-исследование, на котором ученики самостоятельно усваивают новый материал и проверяют свои знания....
Конспект урока по теме "Сложные эфиры"
Конспект урока. "Сложные эфиры"Цель урока:Образовательные: дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров; отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которы...