Методическая разработка урока по химии в 10 классе. "Сложные эфиры. Жиры. Мыла"
методическая разработка по химии (10 класс)
Описание проведения урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 438.55 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА В 10 КЛАССЕ
Учитель химии ГБОУ ЦО №133 Невского района Санкт-Петербурга
Кулагина Татьяна Геннадьевна
Сложные эфиры. Жиры. Мыла
Класс: 10
Тип урока:
Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением, комбинированный урок
Задачи урока.
- Закрепить знания о сложных эфирах, их номенклатуре, реакции этерификации.
- Дать понятия о физических и химических свойствах сложных эфиров, механизме реакции этерификации.
- Сформировать представление о жирах, их составе, свойствах и применении.
- Способствовать развитию эрудиции, логического и ассоциативного мышления учащихся.
- Провести практическую работу на распознавание запахов некоторых эфирных масел
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические – в логической взаимосвязи.
Требования к уровню подготовки: Знать определение сложных эфиров, строение, свойства, способы получения и области применения. Уметь составлять формулы сложных эфиров, называть их, составлять уравнения реакций этерификации и гидролиза, знать условия осуществления этих реакций. Знать определение жиров, их классификацию, строение, свойства, нахождение в природе. Уметь записывать структурные формулы жиров, уравнение гидролиза жира и образование его. Знать, как происходит превращение жиров пищи в организме.
Цели урока: Обучающие цели: Систематизировать знания о сложных эфирах, их строении, нахождении в природе и свойствах; обобщить и развить знания учащихся о жирах как о сложных эфирах глицерина и высших карбонатных кислот, об особенностях их физико-химических свойств и о роли в живой природе.
Воспитывающие цели: Создать условия для самостоятельной работы учащихся, укреплять навыки работы учащихся с текстом, выделять основное в тексте, выполнять тесты.
Развивающие цели: Создать на уроке диалоговое взаимодействие, содействовать развитию умений учащихся высказывать свое мнение, выслушивать товарища, задавать друг другу вопросы и дополнять выступления друг друга.
Оборудование: компьютер, электронные презентации ( №1 Стихи - созданная учителем, №2 учебная(Автор Ширшина Н.В., Демонстрационное поурочное планирование, Издательство «Учитель»), учебник «Химия», 10 кл., О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев., толковый и энциклопедический словари) образцы различных эфирных масел для проведения практической работы
Демонстрация: Образцы сложных эфиров, жиров и мылов
Видеоролики: Свойства и получение сложных эфиров. Свойства жиров. Ознакомление с образцами жиров и мылов, изучение их физических и химических свойств свойств.
.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Подготовка к изучению нового материала.
Актуализация знаний учащихся.
Просмотр презентации №1. Стихи. Подводим наводящими вопросами на формулировку темы урока. Запахи. Эфиры. Даем определение эфирам ( находим определение слову «Эфир» в словарях, находим сложные эфиры. И далее задаем вопросы:
- Как называется взаимодействие органических кислот со спиртами?
- Для чего в реакционную смесь, содержащую спирт и карбоновую кислоту, добавляют концентрированную серную кислоту?
- Как вы думаете, где находят применение сложные эфиры?
- Изучение нового материала в форме беседы с использованием презентации
Сегодня наш урок будет посвящен изучению сложных эфиров и их производных
Что такое сложные эфиры?
Сложные эфиры — это вещества, которые образуются в результате взаимодействия органических или кислородсодержащих неорганических кислот со спиртами (реакции этерификации).
Общая формула сложных эфиров одноатомных спиртов и одноосновных карбоновых кислот:
R-COO-R, где R и R1 углеводородные радикалы, исключение – эфиры муравьиной кислоты H–COO–R1.
Сложные эфиры – жидкости, обладающие приятными фруктовыми запахами. В воде они растворяются очень мало, но хорошо растворимы в спиртах. Сложные эфиры очень распространены в природе. Их наличием обусловлены приятные запахи цветов и фруктов. Они даже могут находиться в коре некоторых деревьев.
Посмотрите в справочные материалы( раздаточный материал на столах и в учебнике) и рассмотрите состав сложных эфиров, которые придают запах цветам. Демонстрируются слайды: запах жасмина - бензилпропаноат, хризантемы – сложный эфир фенилэтилового спирта и муравьиной кислоты. Как мы видим сложные эфиры, которые имеют цветочные запахи, это чаще всего производные ароматических кислот или ароматических спиртов. А вот сложные эфиры, которые входят в состав известных вам фруктов имеют довольно простой состав.
Запах вишни - пентилформиат, абрикосов - этилбутаноат, яблок - метилбутаноат, апельсинов – пентилпентаноат, груш – изопентлацетат; и даются формулы эфиров, которые называют учащиеся.
Эфиры высших одноосновных кислот и высших одноатомных спиртов – основа природных восков. Воски не растворяются в воде. Их можно формовать в нагретом состоянии. Примерами животных восков могут служить пчелиный воск, а также ворвань (спермацет), содержащийся в черепной коробке кашалота (кашалотовый воск). Пчелиный воск содержит сложный эфир пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта (мирицилпальмитат): CH3(CH2)14–CO–O–(CH2)29CH3.
Сопровождаем урок демонстрацией презентации №2.
Обучающиеся заполняют опорный конспект
Как могут быть получены сложные эфиры?
Cложные эфиры могут быть получены при взаимодействии карбоновых кислот со спиртами (реакция этерификации). Катализаторами являются минеральные кислоты.
Обратный процесс – расщепление сложного эфира при действии воды с образованием карбоновой кислоты и спирта – называют гидролизом сложного эфира.
Гидролиз в присутствии щелочи протекает необратимо (т.к. образующийся отрицательно заряженный карбоксилат - анион RCOO– не вступает в реакцию с нуклеофильным реагентом – спиртом).
Эта реакция называется омылением сложного эфира.
Изомерия и номенклатура сложных эфиров
Структурная изомерия | Межклассовая изомерия | |
Цепи | Положения группы | |
CH3 – COO – CH2 – CH2 – CH3 Пропилацетат Пропилэтаноат Пропиловый эфир уксусной кислоты CH3 – COO – CH – (CH3)2 Изопропилацетат Изопропилэтаноат Изопропиловый эфир уксусной кислоты | C2H5 – COO – C2H5 Этилпропионат Этилпропаноат Этиловый эфир пропионовой кислоты CH3 – CH2 – CH2 – COO – CH3 Метилбутират Метилбутаноат Метиловый эфир масляной кислоты | CH3 – CH2 – CH2 – CH2 – COOH н-Пентановая кислота и ее изомеры (Сложные эфиры изомерны карбоновым кислотам) |
Применение сложных эфиров очень разнообразно (презентация).
Их применяют в промышленности в качестве растворителей и промежуточных продуктов при синтезе различных органических соединений. Сложные эфиры с приятным запахом используют в парфюмерии и пищевой промышленности. Сложные эфиры часто служат исходными веществами в производстве многих фармацевтических препаратов.
ЖИРЫ
Важнейшими представителями сложных эфиров являются жиры.
В 1854 французский химик Марселен Бертло (1827–1907) провел реакцию этерификации, то есть образования сложного эфира между глицерином и жирными кислотами, и таким образом впервые синтезировал жир.
Впервые химический состав жиров определил в начале прошлого века французский химик Мишель Эжен Шеврёль, основоположник химии жиров. Действуя водными растворами кислот и щелочей на различные жиры, он получил в результате реакции гидролиза (омыления) открытый еще Шееле глицерин
и неизвестные ранее химические соединения – различные жирные кислоты, многим из которых он и дал названия. А «сладкое масло» Шееле Шеврёль назвал глицерином.
На основании этих экспериментов сделали вывод, что жиры (триглицериды) – это сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших карбоновых кислот.
Общая формула: , где R1, R2, R3 – УВ радикалы (могут быть одинаковые или разные), содержащие от 3 до 25 атомов углерода.
Жиры, как это не удивительно, тоже относятся к сложным эфирам. В их образовании участвуют стеариновая кислота С17Н35СООН (или близкие к ней по составу и строению другие жирные кислоты) и трехатомный спирт глицерин С3Н5(ОН)3. Вот как выглядит схема молекулы такого эфира:
Н2С- О –С(О)С17Н35
|
НС- О –С(О)С17Н35
|
Н2С- О –С(О)С17Н35 тристеарин, эфир глицерина и стеариновой кислоты, тристеарат глицерина.
Жиры имеют сложное строение – это подтверждает модель молекулы тристеарата.
Физические свойства
Для изучения физических свойств жиров проведем лабораторный опыт №1.
Рассмотрим растворимость жиров.
Налейте в пробирки различные растворители (воду, этанол, бензол, бензин) и добавьте в каждую пробирку растительное масло, и встряхните. Запишите наблюдения.
Жиры в воде не растворяются, но растворяются в органических растворителях (бензине, бензоле, гексане...). Поэтому их можно извлечь экстракцией из измельченных семян растений или из животных продуктов этими растворителями при нагревании. Рассмотрим классификацию жиров:
Классификация жиров
Наиболее важные ВКК, входящие в состав жиров:
Насыщенные кислоты | Ненасыщенные кислоты | ||
Эмпирическая формула ВКК | Название кислоты (кислотного остатка) | Эмпирическая формула ВКК | Название кислоты (кислотного остатка) |
С15Н31СООН | Пальмитиновая (пальмитат) | С17Н33СООН | Олеиновая (олеат) |
С17Н35СООН | Стеариновая (стеарат) | С17Н31СООН | Линолевая (линолеат) |
Получение жиров
Работа с учебником
Обучающиеся записывают уравнения.
Химические свойства жиров
Так как этот материал содержит очень объёмный материал, то на уроке достаточно только дать общее представление о реакциях , а записи предложить в качестве домашнего задания.
- Реакции присоединения
- Присоединение галогенов (взаимодействие с бромной водой):
Бромная вода в результате этой реакции обесцвечивается.
- Гидрирование:
Для жиров, содержащих остатки ненасыщенных карбоновых кислот, характерны все реакции непредельных соединений. Они обесцвечивают бромную воду, вступают в другие реакции присоединения. Наиболее важная в практическом плане реакция – гидрирование жиров. Гидрированием жидких жиров получают твердые сложные эфиры. Именно эта реакция лежит в основе получения маргарина – твердого жира из растительных масел.
- Гидролиз
В зависимости от условий гидролиз бывает:
- Водный (без катализатора, при высоких температуре и давлении),
- Кислотный (в присутствии кислоты в качестве катализатора),
- Ферментативный (происходит в живых организмах):
- Щелочной (под действием щелочей):
Мыла – натриевые или калиевые соли ВКК.
Натриевые соли являются основным компонентом твердого мыла, калиевые соли – жидкого мыла.
Исходным сырьем для получения мыла служат растительные масла (подсолнечное, хлопковое и др.), животные жиры, а также гидроксид натрия или кальцинированная сода. Растительные масла предварительно подвергаются гидрогенизации, т. е. их превращают в твердые жиры. Применяются также заменители жиров — синтетические карбоновые жирные кислоты с большей молекулярной массой.
Почему мыло теряет свою моющую способность в жесткой воде? (видеоролик) по возможности.
Биологическая роль жиров
Жиры нам необходимы, точно так же, как белки и углеводы: они источник энергии и носители незаменимых веществ. И первые среди незаменимых - жирные кислоты с несколькими двойными связями в молекуле. Если организм лишить их, замедлится развитие организма в целом, будет угнетена репродуктивная функция, начнутся проблемы со здоровьем. У детей жиры и вовсе служат главным строительным материалом для развивающегося мозга. Наконец, целый ряд необходимых витаминов растворяется только в жирах и без них не усваивается организмом. Жиры выполняют различные функции:
- строительная (входят в состав клеточных мембран);
- энергетическая (1 г жира при окислении дает 9 ккал энергии);
- защитная (теплорегуляционная, механическая защита органов);
- запасная (запас энергии и воды);
- регулирующая (обмен веществ в организме).
Применение жиров
Также можно предложить в качестве домашнего задания. Например ответить на проблемные вопросы:
1. Многие жиры при стоянии на воздухе прогоркают – приобретают неприятные запах и вкус, почему?
2. Почему некоторые масла способны засыхать на воздухе? И где это свойство можно использовать?
3. Предложите способ удаления жирных пятен на одежде, дереве и др. поверхностях
- Закрепление ЗУН.
Практическая работа по изучению запахов. Инструктаж по ОТ.
Работа в парах .
Обучающимся выдаем образец эфирного масла, имеющий номер. Задача узнать этот запах и назвать его. Например: запах еловой хвои, приятный , так пахнет «новый год». Обучающиеся обмениваются образцами, но не более двух за урок.
Образцы:
- Розовое масло
- Корица
- Лаванда
- Пихта
- Мята
- Мандарин
- Эвкалипт
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАПАХОВ
Необходимо угадать каким запахом обладает выданный номер образца и вписать в соответствующую строку
№ образца | Название запаха | Описание запаха | Ваши ощущения | результат |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 |
Далее проверяем правильность определения запаха и делаем выводы. Легко ли определить запах, какие ощущения вызывает этот запах и др.
Рефлексия
1. Что узнали на уроке?
2. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
Домашнее задание:
- Учебный материал ; продолжить заполнение рабочего листа
- Решить:
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. Укажите условия протекания реакций. Дайте названия всем соединениям.
CH4 CH3Cl CH3OH HCOOH HCOOC3H7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии в 7 классе на тему: "Разделение неоднородных смесей".
Урок по химии для обучающихся 7 классов по теме: «Разделение неоднородных смесей» проводится в виде ролевой игры.. На данном уроке закрепляются знания об однородных и неодноро...

Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"
Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...
Методическая разработка урока по химии по теме "Жиры"
Методическая разработка урока по химии по теме "Жиры" 10 класс...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Методическая разработка урока по химии «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)»
Урок изложения нового материала...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019
Структура урока включает в себя следующие этапы: Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...