Конспект урока "Карбоновые кислоты"
план-конспект урока по химии (10 класс)
Конспект урока по химии для 10 класса "Карбоновые кислоты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_karbonovye_kisloty.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Карбоновые кислоты»
Цель урока:
Сформировать комплекс знаний у обучающихся о карбоновых кислотах как классе органических веществ.
Задачи:
1. Образовательные:
- сформировать представление о составе, строении, классификации карбоновых кислот. Дать понятие о функциональной группе.
- изучить физические, химические свойства карбоновых кислот и области их применения.
- продемонстрировать сходство и отличие неорганических и органических кислот.
2. Воспитательные:
- воспитать у обучающихся экологическую культуру и любовь к природе.
- воспитать активную жизненную позицию.
3. Развивающие:
- развивать познавательный интерес и творческую активность.
- содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность учащихся.
- развивать информационную и коммуникативную компетенции.
- развивать интерес к химии как науке.
4. Коррекционные:
- развивать речь учащихся через обогащение и усложнение словарного запаса.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, слайды
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Мотивация и актуализация знаний.
Самое интересное в окружающем нас мире – это то что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно изменяется. Каждую секунду в нём происходит множество химических реакций, образуется множество химических веществ. На сегодняшний день известно почти полмиллиона неорганических веществ, а органических во много раз больше.
-Чем же отличаются органические вещества от неорганических? Что изучает органическая химия?
- Какие классы органических веществ мы изучили?
- Перечислите классы неорганических соединений?
- Дайте определение кислотам с позиции неорганической химии.
Сейчас мы вспомним формулы и названия неорганических кислот. Выйти к доске и указать правильное название кислот.
HCI - соляная кислота.
HNO3 - азотная кислота.
H3PO4 - фосфорная кислота.
H2SO4 - серная кислота.
Пока суворовец работает у доски самостоятельно, я в это время загадаю вам загадки о кислотах.
- Какая кислота входит в состав желудочного сока человека, создаёт санитарный кордон для микробов, а также создаёт благоприятную среду для работы пищеварительного фермента. (Соляная кислота).
- Мельчайшие капельки этой кислоты образуются в атмосфере из-за реакции водяного пара и вулканического пепла, содержащего серу. Серебристые облака этой кислоты затрудняют доступ солнечных лучей к поверхности планеты. Поэтому из-за сильных вулканических извержений могут произойти изменения климата. Что это за серебристые облака? (Серная кислота).
- На вкус эта разбавленная кислота очень приятная и небольшие её добавки в мармелад, лимонад заметно улучшают их вкус. Основная же масса этой кислоты идёт на производство фосфорных удобрений. (Фосфорная кислота).
- Эту кислоту получают из аммиака. Но кислота непрочная и под действием света постепенно разлагается с образованием оксида азота. Что это за кислота? (Азотная кислота).
- Впервые об этой кислоте заговорили в начале 18 века, и это вещество до сих пор пользуется успехом у современных врачей. Кислоту выпускают в виде лечебных порошков, мазей, растворов .С её помощью лечат кожные заболевания, отиты. Эту кислоту получают растворением оксида бора в воде. (Борная кислота).
Проверка задания у доски (тест).
Рефлексия
1. Найдите формулу альдегида:
а) С4Н10; б) С2Н4О; в) С5Н12О; г) С8Н18О.
- Исключите лишнее в ряду:
а) пропанон; б) метаналь; в) пропаналь; г) этаналь.
- Какая функциональная группа называется карбонильной?
О О О
∕∕ ∕∕ ∕∕
а) – С - б) - С – Н в) – С – ОН г) – СН2- ОН
5. С каким реактивом вступает альдегид в реакцию «Серебряного зеркала»
а) Cu(OH)2 б) H2 в) Ag2O (аммиачный раствор) г) AgNO3
3. Вводная информация преподавателя и формулировка цели урока.
Сегодня на уроке мы тоже познакомимся с кислотами, но это буду органические кислоты. Именно они определяют вкус неспелых фруктов, щавеля, клюквы, лимона. Какой это вкус? (Кислый). И кислый вкус обусловлен наличием в фруктах и ягодах карбоновых кислот.
Тема нашего урока: “Карбоновые кислоты”.
Карбоновые кислоты представляют собой целый класс органических соединений.
Цель урока: изучить строение, свойства, нахождение в природе, области применения карбоновых кислот.
Каким же образом мы можем достигнуть этой цели, что мы должны сделать? Каким должен быть ход нашей деятельности?
(Познакомиться с примерами карбоновых кислот, узнать об их распространении, научиться применять знания на практике).
4. Изучение нового материала.
Вы спросите, а зачем нам знать об органических кислотах? Ведь мы уже изучили неорганические. Дело в том, что когда мы произносим слово кислота, то сразу представляем некое опасное вещество, к которому возникает негативное чувство. Многие думают, что кислоты скорее наши враги, чем друзья и считают, что кислоты получают только синтетическим путём. На самом деле это не так. И именно органические кислоты позволят нам убедиться в обратном.
Откроем учебник и прочитаем определение карбоновых кислот:
- это органические вещества, молекулы которых содержат карбоксильную группу.
R – COOH
Карбоксильная группа всегда неизменна, а вот радикал у разных кислот разный.
Многие карбоновые кислоты встречаются в свободном виде в растительных и животных организмах. Название кислот главным образом связано с источником их получения.
Сейчас я буду говорить вам, где содержится кислота, а вы постараетесь догадаться, как кислота называется.
В щавеле содержится…… (щавелевая кислота).
В корнях растения валерианы…… (валериановая кислота).
В яблоках……. (яблочная кислота).
В лимоне…… (лимонная кислота).
В молоке (прокисшем)……(молочная кислота).
В янтаре…….(янтарная кислота).
В сливочном масле …….(масляная кислота).
Таким образом, карбоновые кислоты не обязательно получать синтетически, их можно выделить из окружающих нас растений, они содержаться в продуктах.
Самая простая по строению из карбоновых кислот муравьиная кислота. Она содержится в крапиве и в хвое. Запишем её формулу. H-COOH.
В первые эту кислоту получил английский зоолог Джон Рей (1670г.). Он нагревал муравьёв в воде перегонной колбе, пропуская через воду горячий водяной пар. Так полученная кислота получила название муравьиная.
Муравьиная кислота – жидкость с резким запахом. В природе содержится в ядовитых железах муравьёв. Именно поэтому укус муравьёв такой болезненный. Кислота необходима насекомым для защиты и нападения. Эта кислота содержится и в пчелином яде. Находится она и в тончайших волосках крапивы.
Безводную муравьиную кислоту получил немецкий химик Юстус Либих. Оказалось, что это очень опасное вещество. Попадая на кожу, оно не только жгло, но и буквально разъедало кожный покров.
Муравьиная кислота обладает сильными бактерицидными свойствами. Её парами очищают винные бочки, для того чтобы вино хранилось долго и не скисало. Парами обрабатывают и улья пчёл, защищая их от клещей. Эта кислота хороший растворитель. Её используют так же в медицине, на основе кислоты готовят лекарственное средство против ревматизма.
Если же мы обратим внимание на строение молекулы муравьиной кислоты, то увидим, в ней содержится только одна карбоксильная группа. Такие кислоты называют - одноосновные карбоновые кислоты.
В зависимости от числа карбоксильных групп в молекуле кислот, кислоты делят на одноосновные, двухосновные, многоосновные. Например, щавелевая кислота – это двухосновная кислота HCOOH – HCOOH.
Щавелевая кислота была сначала получена из зелёных листьев щавеля. Её можно выделить из клевера, помидор. Это двухосновная кислота, средней силы. Щавелевая кислота образует белые кристаллы, похожие на сахар. Но внешний вид обманчив, есть эти кристаллы нельзя, они ядовиты. Кислота встречается в составе многих препаратов бытовой химии, которыми удаляют ржавчину. Так же кислота хорошо сводит пятна с белья от красок и чернил.
Ещё одна кислота, на которой я хотела бы остановит внимание – лимонная кислота. Это трёхосновная карбоновая кислота. Лимонная кислота была “тайными” чернилами в 17 веке во Франции. Такими чернилами писали письма со скрытой информацией. Брали перо, лимонную кислоту и бумагу. Выводили текст на бумаге и сушили письмо. Высыхая, текст исчезал, и прочитать его можно было лишь над пламенем свечи.
Другая кислота, о которой пойдёт речь, есть у любой хозяйки на кухне. А именно, уксусная кислота CH3COOH, записываетм формулу в тетради.
Существует столовый уксус – 9% раствор кислоты.
Существует уксусная эссенция – 80% раствор кислоты.
Эссенция опасна, поэтому перед тем как вы будете использовать её для приготовления пищи, её необходимо развести водой.
Кстати, в тропиках живёт паук, который стреляет в своих врагов 85% раствором этой кислоты.
Уксусная кислота – это самая первая кислота, которая стала известна человеку. Она сопровождает человека с древности, а именно с тех пор как человек научился делать вино из винограда. При скисании вина получается уксус, а это и есть раствор уксусной кислоты. Уксус стали применять как приправу, лекарство, растворитель. Сейчас кислоту используют при консервировании продуктов, в производстве душистых веществ, ацетатного шелка, целлофана, аспирина.
Эту кислоту впервые в лаборатории получил русский учёный Ловиц в 1788г. Кислота была получена чистая, безводная, 100%. Оказалось, что такая кислота замерзает уже при температуре +17 градусов. При этом получаются прозрачные кристаллы, как лёд. Поэтому эту кислоту ещё называют ледяной.
4. Подведение итогов.
Изучение нового материала подходит к концу. Давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия. (Изучит строение, свойства, нахождение в природе, применение карбоновых кислот).
Достигли мы этой цели?
Что вы узнали для себя нового в ходе урока, что особенно запомнилось?
Какой набросок к портрету карбоновых кислот вы можете сделать?
Где пригодятся вам полученные знания?
Знания расширят наше представление об окружающем мире веществ, пригодятся нам в быту и возможно в будущей профессии.
5. Закрепление.
А сейчас выполните самостоятельную работу на закрепление знаний органических и неорганических кислот. Выполнять работу надо на карточках, где из списка формул кислот в один столбик выписать формулы неорганических кислот, а в другой органических.
карточка
Список формул кислот:
HNO3, CH3COOH, H2SO4, H3BO3, HCOOH, HCI, H3PO4, HF, C2H5COOH, C3H7COOH.
Неорганические кислоты: ….. Органические кислоты:……
6. Рефлексия. Выставление оценок за урок.
7. Домашнее задание: параграф 12, записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Кислоты" 8 класс
Разработка урока по теме с использованием ЭОР....
Конспект урока кислоты
обобщающий урок с презентацией по теме Кислоты...
Конспект урока Кислоты 11 класс
Конспект урока в 11 классе по теме кислоты (программа Габриеляна)...
конспект урока "Кислоты"
разработка подробного конспекта урока по химии для 8 класса...
Конспект урока "Кислоты"
Конспект урока и презентация "Кислоты"...
Конспект урока "Кислоты".
Урок в 8 классе по теме "Кислоты" по программе Габриеляна О.С....
Конспект урока "Кислоты" - 8 класс
Данный урок проводится в разделе классы неорганических веществ. Является звеном в познании места кислот в разнообразии неорганических веществ. Подготавливает учащихся к пониманию генетической св...