Конспект урока "Кислоты".
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Борисенко Ирина Александровна

Урок в 8 классе по теме "Кислоты" по программе Габриеляна О.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_kisloty.docx57.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема Кислоты 

Учителя  химии и биологии БОРИСЕНКО И.А.

Данная тема изучается в разделе "Соединения химических элементов" на уроках химии в 8 классе и занимает одно из главных мест, т.к. здесь идёт знакомство с важнейшими соединениями веществ, которые нас окружают. Знания, полученные на данном уроке, будут востребованы при изучении химических свойств разделе "Свойства растворов электролитов" и при изучении курса химии в 9, 11 классах, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Цель урока: Сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.

Задачи урока:

Воспитательные.

Формировать ответственность, способность к самооценке, самоконтролю, самоопределению через совершенствование коммуникативных умений.

Прививать культуру умственного труда.

Развивающие.

Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.

Развивать коммуникабельность, умение работать в группах, парах.

Развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.

Развивать логико-смысловое мышление учащихся, память, химический язык.

Образовательные.

Познакомить учащихся с составом, названиями и классификацией кислот.

Обратить внимание на обнаружение кислот с помощью индикаторов.

Познакомить учащихся с важнейшими кислотами.

Научиться составлять формулы оксидов соответствующих кислотам.

Здоровьесберегающие.

Формировать отношение к здоровью человека как к ценности посредством ознакомления с правилами безопасности при работе с кислотами, включения физкульминутки для предотвращения развития гиподинамии.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Межпредметные связи: биология, история, музыка.

Пояснительная записка.

Необходимость использования компьютерной презентации на данном уроке продиктована следующими причинами:

  • Возможность показа дополнительного иллюстративного материала.
  • Средство для обеспечения наглядности и уплотнения материала.
  • Организация самопроверки без затрат времени урока.
  • Более эффективная работа учащихся на уроке, что способствует формированию более прочных знаний по теме и предмету.
  • Организация разных видов деятельности учащихся.
  • Позволяет экономично расходовать время урока.

План урока.

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Мотивационный этап – 1 мин.
  3. Актуализация знаний - - 7 мин.
  4. Изучение нового материала - операционный этап - 15 мин.
  5. Физкультминутка – 1,5 мин.
  6. Закрепление нового материала – 7,5 мин.
  7. Аналитический этап - 3 мин.
  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 2 мин.
  9. Задание на дом - 1 мин.
  10. Оценивание работы учащихся – 1 мин.

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

 

Проверяется готовность к уроку

Готовятся к уроку

Мотивационный этап

1, 2

Ребята, на протяжении нескольких последних уроков мы с вами познакомились с различными веществами и узнали об их практическом использовании. Сегодня нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика.

«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»

Я. А. Коменский

Актуализация знаний

3, 4, 5

Повторение опорных понятий.

1. Какие вещества называют основаниями?

2.Почему гидроксиды натрия и калия называют едкими щелочами?

3. Какие вещества называют индикаторами? Приведите примеры.

4. Как изменяется окраска индикаторов в щелочной среде?

5. Какие реакции называют качественными? Приведите пример. 

Взаимопроверка домашнего задания.

№ 3 стр. 101

Основание и его название

Оксид и его  название

Fe(OH)2 - гидроксид железа (II)

FeO - оксид железа (II)

Fe(OH)3 - гидроксид железа (III)

Fe2O3 - оксид железа (III)

Cu(OH)2 - гидроксид меди (II)

CuO - оксид меди (II)

№ 4, стр. 102

Оксид и его  название 

Основание и его название 

СO2 –оксид углерода (II)

-

CuO - оксид меди (II)

Cu(OH)2-гидроксид меди (II)

Cl 2O 7 – оксид хлора (VII)

-

Р2O5 –оксид фосфора (V)

-

FeO - оксид железа (II)

Fe(OH)2-гидроксид железа (II)

MgO - оксид железа (II)

Mg(OH)2-гидроксид магния (II)

Ответы:

1. Основания состоят из атомов металлов и гидроксид – ионов.

2. Растворимые в воде основания называют щелочами.

3. Индикаторы изменяют цвет в щелочной среде. Лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.

4. В щелочной среде лакмус синеет, метиловый оранжевый желтый, фенолфталеин малиновый.

5. Реакции, с помощью которых распознают определенные вещества называют качественными.

Выполняют парами взаимопроверку.

Изучение нового материала

Операционный этап

6, 7

Тема нашего урока - "Кислоты".

Вопрос: что объединяет данные рисунки?

Ответ:

В состав всех этих объектов входит кислота.

8

Тема нашего урока - "Кислоты".

Кислота, когда здорова,

Угостить друзей готова

Тем, что ей дала природа:

Катионом водорода!

Почему эти вещества называют кислотами?

А все ли кислоты кислые? Именно это нам предстоит выяснить.

Записывают тему в тетрадь

Ответ:

- они кислые на вкус.

9, 10

План изучения темы:

  1. Состав, названия и определение кислот.
  2. Классификация кислот.
  3. Физические свойства кислот.
  4. Химические свойства кислот.

11

Изучали строение, свойства, получение кислот ученые Лавуазье и Либих.

Записывают имена в тетрадь.

12

Запишите определение понятия кислоты:

Кислотами называются сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков.

Запишите формулы следующих кислот и их названия:

  • HCl – хлороводородная
  • H2SO4 – серная
  • H3PO4 – фосфорная
  • HNO3 – азотная
  • H2СO3 – угольная
  • H2SiO3 - кремниевая

Записывают определение и формулы кислот в тетрадь.

13, 14

15, 16

17,  18

Классификация кислот по различным признакам.

1. Органические и неорганические – по признаку происхождения, бывают растворимые и нерастворимые в воде.

2. По какому признаку разделены на группы данные кислоты (слайд 15)?

Бескислородные и кислородсодержащие.

3. По какому признаку разделены на группы данные кислоты (слайд 16)?

Одноосновные, двухосновные, трехосновные кислоты.

Ответы:

По признаку наличия в формуле кислоты атомов кислорода.

По признаку числа атомов водорода в молекуле.

19

Работа учащихся с текстом.

  • Основность – число атомов водорода в кислоте.
  • Прочитайте текст стр. 104 о правиле написания степени окисления и заряда иона.
  • Определите степени окисления элементов и заряды ионов в кислотах: HCl, H2S, HNO3, H2SO4, H3PO4 

Записывают определение в тетрадь.

Письменно выполняют задание.

20

Проверьте самостоятельно правильность выполнения задания по эталону на слайде.

Оценка учителя учащихся.

Самопроверка по эталону.

21, 22

Физические свойства кислот:

  • По агрегатному

    состоянию:

  • Газообразные (HCl, H2S)
  • Жидкие (HNO3, H2SO4)
  • Твердые (H3PO4, H2SiO3)
  • Цвет кислот – ?
  • Запах – ?
  • Вкус – ?

ДЕМОНСТРАЦИЯ СКЛЯНОК С КИСЛОТАМИ

Ответы:

Бесцветные

Отмечают отсутствие запаха и кислый вкус лимонной кислоты в лимоне.

23

Кремниевая кислота

H2SiO3 единственная нерастворимая кислота, она соответствует кислотному оксиду -  SiO2

Записывают формулы

24

Физкультминутка в музыкальном сопровождении под музыку Людвига ван Бетховена «К Элизе».

Выполняют предложенные упражнения около парты.

25

26

27.

Что нужно помнить при работе с кислотами?

Правила безопасности при работе с кислотами:

1. Едкое вещество—кислота! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки. Поэтому пробовать на вкус НЕЛЬЗЯ!

2. Попавшие на кожу капли раствора кислоты немедленно смойте сильной струей холодной  воды, а затем обработайте поврежденную поверхность 2%-м раствором питьевой соды.

3. Разбавление кислоты водой: к воде добавляют кислоту!

Учащиеся озвучивают тест.

28.

Химические свойства кислот.

1). Изменяют окраску         индикатора;

Взаимодействуют:

2) с металлами;

3) с основными оксидами;

4) с основаниями;

5) с солями.

Демонстрация реакций соляной кислоты с цинком, СаО, Cu(OH)2, СaCO3,

Лакмусовая бумага краснеет.

Отмечают появление признаков реакции: пузырьков газа, растворение осадка, изменение цвета.

29.

Взаимодействие кислот с индикаторами.

Индикатор

Нейтральная среда

Кислая среда

Лакмус

Фиолетовый 

Красный 

Фенол-фталеин

Бесцветный

Бесцветный

Метиловый

оранжевый

Оранжевый 

Красный

Отмечают: нерастворимые кислоты не изменяют окраску индикаторов.

30.

Слабые кислоты:

H2CO3 = CO2 + H2O

H2SO3 = SO2 + H2O

Записывают в тетрадь уравнения реакций.

Аналитический этап

31.

Теперь вы можете дать характеристику кислоте по плану:

  • 1. Формула
  • 2. Наличие кислорода
  • 3. Основность
  • 4. Растворимость
  • 5. Степени окисления элементов
  • 6. Заряд иона кислотного остатка
  • 7. Соответствующий оксид.

  I вариант серной кислоте

   II вариант азотной кислоте

H2SO4

HNO3

кислородсодержащая

кислородсодержащая

двухосновная

одноосновная

растворима

растворима

+, +6, -2

+, +5, -2

2-

-

SO3

N2O5

Рефлексия.

32.

Продолжите фразу:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…

Учащиеся продолжают фразы.

33

Домашнее задание: § 20, упражнение 3, 4 с. 107

Записывают в дневник.

Подведение итогов, выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...