конспект урока "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
разработка подробного конспекта урока по химии для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подробный конспект урока по химии | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Кислоты.
Дата проведения: _______________
Цели урока:
- Обучающая – Изучить классификацию кислот, раскрыть основные физические и химические свойства кислот.
- Развивающая – Восстановить в памяти понятие «кислота». Вспомнить и закрепить основные химические свойства кислот. Продолжить отработку основных правил техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием.
- Воспитательная – Продолжить развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды суждения. Продолжить отработку культуры химического эксперимента.
Тип урока: Комбинированный урок. Урок изучения нового материала.
Методы используемые на уроке: Методы проблемно – поискового обучения.
Оборудование: Спиртовка, пробирки, ручной держатель, демонстрационный штатив для пробирок, карточки кислот.
Реактивы: Mg порошок , Zn, Cu, H2SO4 10% р-р, NaOH5% р-р (окрашенный ф\фт) , CuO.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Классификация кислот.
- Физические свойства кислот.
- Химические свойства кислот.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке каждый из нас выступит в роли детектива, мы организуем поиск и проведем исследование. Поиск ответов. Исследование свойств. К концу нашего урока мы должны будем составить досье на класс неорганических веществ. Вещества, которые встали на нашем пути – это кислоты. Давайте вначале вспомним все, что мы знаем о них: (в зависимости от подготовки класса учитель сам может сообщить эти сведения)
- Что такое кислота? (- это сложные вещества состоящие из атомов водорода и кислотного остатка)
- Какая общая формула кислот? (НхАn)
- Какие кислоты вы знаете?( соляная кислота, серная кислота, угольная кислота, азотная кислота, ортофосфорная кислота)
- Как определить валентность кислотного остатка? (индекс стоящий после атомов водорода совпадает с валентностью кислотного остатка).
II. Изучение нового материала.
1. Классификация кислот.
Как преступник оставляет на месте преступления отпечатки пальцев, по которым позже его можно найти и наказать, так и кислоты имеют свои отпечатки – это химические формулы. Чтобы было удобно и быстро находить досье на преступника, досье присваивают какой – то номер и помещают в определенную группу. Сами представьте, что было бы, если информация о преступниках хранилась в неразберихе. Вот и мы сейчас постараемся поделить кислоты на группы.
Учитель показывает заранее приготовленные формулы кислот.
H2S и H2CO3 : HCl и HNO3
- Чем отличаются показанные пары кислот? (содержанием кислорода в кислотном остатке)
Вывод: Кислоты можно разделить на две группы: кислородсодержащие и бес- кислородные.
Далее учитель показывает следующие пары кислот.
HCl и H2S : H2SO4 и H3PO4
- Чем отличаются показанные пары кислот? (Количеством атомов водорода в кислотах)
Вывод: Кислоты делятся на группы: одноосновные; двухосновные; трехосновные.
Общаясь друг с другом преступники и детективы называют друг друга. Да и у каждого из вас тоже есть имена. Так у кислот они тоже есть. Сейчас мы оформим первую страничку досье, в которой укажем название кислот и их классификацию.
Кислоты.
Бескислородные 1.Одноосновные. HCl – соляная. HBr – бромоводородная. 2. Двухосновные. H2S – сероводородная. | Кислородсодержащие. 1.Одноосновные. HNO3 – азотная. HNO2 – азотистая. 2. Двухосновные. H2SO4 – серная. H2SO3 – сернистая. H2СO3 – угольная. 3. Трехосновные. H3PO4 – ортофосфорная. H3ВO3 – борная. |
2. Физические свойства.
Первый шаг уже сделан. Настало время познакомиться с «преступником» в лицо. Вспомните, где вы встречались со словом кислота до уроков химии.
- Какие пищевые кислоты вы знаете? (уксусная кислота, лимонная кислота, муравьиная кислота, щавелевая кислота)
- Как вы думаете почему их так назвали? (В тетр. Все кислоты обладают кислым вкусом)
Каждый пойманный преступник сидит в тюрьме, у меня тоже есть «камеры» где «сидят» кислоты. Давайте посмотрим, в каком состоянии они там находятся.
- Какие агрегатные состояния веществ вы знаете из курса физики? (газообразное, жидкое, твердое)
H2SO4 – жидкость; H3BO3 – твердое.
Вывод: Кислоты обычно встречаются в жидком и твердом агрегатном состоянии.
3. Химические свойства.
Еще одна страничка досье закончена. Сейчас нам предстоит самое сложное. Исследовать преступления кислот против других классов неорганических веществ.
- Первое преступление кислоты совершили против металлов. А что вы знаете о металлах?
На каком наглядном пособии их можно найти и как оно называется? (ряд электроотрицательности металлов)
Проведем следственный эксперимент. Возьмем три металла: магний, цинк, медь. Познакомим их с серной кислотой. Пронаблюдаем за протеканием следственного эксперимента. Сделаем соответствующие записи в досье.
а) Cu + H2SO4 ----------
b) Zn + H2SO4 ---------- ZnSO4 + H2
d) Mg + H2SO4 ---------- MgSO4 + H2
По какому признаку мы можем судить, что эксперимент состоялся? (выделение газа – признак химической реакции)
Вывод:
- Металлы стоящие в ряду электроотрицательности металлов после водорода не реагируют с растворами кислот.
- Металлы стоящие левее в ряду электроотрицательности металлов более активны металлов стоящих правее.
- Со вторым преступлением кислот вы познакомились изучая тему оксиды.
Сейчас я покажу вам как совершалось это преступление, а вы постарайтесь его описать.
CuО + H2SO4 ---------- CuSO4 + H2О
Голубой раствор.
- Самое коварное преступление совершаемое кислотами называется реакция нейтрализации. Давайте попытаемся вспомнить, что это такое.
Реакция между кислотой и основанием называется реакция нейтрализации.
С основаниями кислоты в мире жить не могут. Как только они встречаются между ними тут же завязывается «драка». Они стараются отобрать друг у друга принадлежащие им части. А чем же это заканчивается? Давайте посмотрим на эксперимент.
2NaOH + H2SO4 ---------- Na2SO4 + H2О
1. С помощью чего был «помечен» раствор гидроксида натрия в малиновый цвет? (индикатор фенолфталеин)
2. Почему в ходе реакции изменилась окраска раствора? (изменилась среда раствора)
3. Что такое индикатор? (Индикатор – это вещества которые изменяют окраску в зависимости от среды раствора)
III. Подведение итогов урока.
Вот можно сказать, что расследование наше закончено. Так какие же итоги можно подвести.
- Почему все кислоты получили такое название?
- Что общего между всеми кислотами?
- В каких агрегатных состояниях встречаются кислоты?
- С какими веществами реагируют кислоты?
- Где в ряду активности металлов находится самый активный металл?
IV. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...