Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Химия вокруг нас", 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс)
Программа кружка «Химия вокруг нас» объемом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
Цели и задачи программы:
- расширение и углубление знаний учащихся по химии;
- развитие познавательных интересов и способностей, повышение творческой активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;
- формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;
- изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;
- научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;
- научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развивать интерес к предмету;
- развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.
В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_himik_8_kl.docx | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано. Заместитель директора МОУ СОШ с. Царевщина ____________ «___»_______2019 г. | Утверждаю. Директор МОУ СОШ с. Царевщина ____________ «____»_________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
внеурочной деятельности
по химии
«Химия вокруг нас»
Давыдовой Ольги Михайловны
учителя биологии и химии
направление: научно - познавательное
8 класс
Рабочую программу составила
Давыдова Ольга Михаиловна
учитель биологии и химии
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Химия вокруг нас» объемом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
Цели и задачи программы:
- расширение и углубление знаний учащихся по химии;
- развитие познавательных интересов и способностей, повышение творческой активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;
- формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;
- изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;
- научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;
- научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развивать интерес к предмету;
- развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.
В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.
Содержание программы
Вводное занятие (1 ч.)
Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)
Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Базовые понятия: правила техники безопасности.
Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
Базовые понятия: лабораторное оборудование.
Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)
Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.
Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.
Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».
- Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.
- Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)
Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.
Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).
Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.
Демонстрации: образцы солей.
- Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.
Тема5. Химия и пища (6 ч.)
Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».
Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.
Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.
Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.
- Практическая работа №4. Гашение соды.
- Практическая работа №5.Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Тема 6. Химия в быту(8 ч.)
Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.
Спички. История изобретения спичек.
Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.
Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.
Керамика. Виды керамики. История фарфора.
Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.
Базовые умения: расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».
Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.
- Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Тема 7. Химия лекарств (5 ч.)
Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.
Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.
Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.
Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.
- Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (1 ч.)
Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.
Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.
Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.
- Практическая работа №8. Действие этанола на белок.
Итоговое занятие (1ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения курса учащиеся должны
знать/понимать:
- правила безопасной работы в кабинете химии;
- правила обращения с веществами;
- правила работы с лабораторным оборудованием;
- порядок организации рабочего места.
уметь:
- выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
- оказывать меры первой помощи;
- определять цель, выделять объект исследования;
- наблюдать и изучать явления и свойства;
- описывать результаты наблюдений;
- создавать необходимые приборы;
- представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
- составлять отчет;
- делать выводы;
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
- осуществлять проектную деятельность.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
лабораторным оборудованием; - формирования высокой культуры отношения к природе;
- критической оценки достоверности химической информации,
поступающей из разных источников.
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы
для учащихся:
- Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.
- Здешнева Г.Ф., Мирзабекова М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений, 8 класс.- М.: Чистые пруды, 2006г.
- Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
для учителя:
- Валединская О.Р. Экологическая химия азота. – М.: Чистые пруды, 2006.- 36с.
- Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия, 1985г
- Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 76с.
- Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
- Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 1168с., ил
Ресурсы интернета: http://school-collection.edu.ru/
Тематическое планирование кружка « Химия вокруг нас», 8 кл | |||
№ | Тема занятия | Сроки | Фактически |
1 | Вводное занятие. Знакомство с программой кружка. | 03.09.2019 | |
2 | Классификация сложных неорганических веществ. | 10.09.2019 | |
3 | Химические свойства оксидов. | 17.09.2019 | |
4 | П/р «Химические свойства основных оксидов на примере оксида меди (II)». | 24.09.2019 | |
5 | П/р «Химические свойства кислотных оксидов на примере оксида углерода (IV)». | 01.10.2019 | |
6 | Химические свойства кислот. | 08.10.2019 | |
7 | П/р «Химические свойства кислот на примере соляной кислоты». | 15.10.2019 | |
8 | П/р «Химические свойства кислот на примере уксусной кислоты». | 22.10.2019 | |
9 | Химические свойства оснований. | 05.11.2019 | |
10 | П/р «Химические свойства щелочей». | 12.11.2019 | |
11 | П/р «Химические свойства нерастворимых в воде оснований на примере гидроксида меди (II)». | 19.11.2019 | |
12 | Химические свойства солей. | 26.11.2019 | |
13 | П/р «Химические свойства солей на примере сульфата меди (II)». | 03.12.2019 | |
14 | Генетическая связь между классами веществ. | 10.12.2019 | |
15 | Эксперимент: «Выполнение цепочки превращений». | 17.12.2019 | |
16 | Эксперимент: «Определение веществ с помощью качественных реакций в пронумерованных пробирках». | 24.12.2019 | |
17 | Характеристика элемента по положению в Периодической системе Д.И. Менделеева. | 14.01.2020 | |
18 | Состояние электрона в атоме (квантовые числа). | 21.01.2020 | |
19 | Состояние электрона в атоме (квантовые числа). | 28.01.2020 | |
20 | Состояние электрона в атоме (квантовые числа). | 04.02.2020 | |
21 | Виды связей в соединениях (ковалентная связь). | 11.02.2020 | |
22 | Виды связей в соединениях (ионная связь). | 18.02.2020 | |
23 | Моль. Молярная масса. Решение задач по формуле. | 25.02.2020 | |
24 | Молярный объём. Объём газов. Решение задач по формуле. | 03.03.2020 | |
25 | Решение задач по уравнению реакции. Масса одного вещества дана. Найти массу другого вещества. | 10.03.2020 | |
26 | Решение задач по уравнению реакции. Масса одного вещества дана. Найти объём получившегося вещества. | 17.03.2020 | |
27 | Задачи на избыток-недостаток. | 07.04.2020 | |
28 | Задачи с использованием веществ, содержащих примеси. | 14.04.2020 | |
29 | Задачи с использованием растворов с определённой массовой долей растворённого вещества. | 21.04.2020 | |
30 | Задачи на процентный выход от теоретически возможного. | 12.05.2020 | |
31 | Решение комбинированных задач. | 19.05.2020 | |
32 | Решение комбинированных задач. | 26.05.2020 |
Приложение
Примерные темы для подготовки сообщений.
- Чудесный мир бумаги.
- Много ли соли в солонках страны?
- «Соляные бунты» в России.
- Физиологический раствор в медицинской практике.
- Имеет ли вода память?
- Влажность воздуха и самочувствие человека.
- Выводим пятна со страниц книги.
- Синтетическая бумага — альтернатива целлюлозной бумаге.
- История бумажных денег.
- Вода в космосе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чемпион" во 2 классах
Мы часто незнаем, чем занять наших детей на прогулке или во время динамической паузы. В своей программе я предлагаю игры в которые дети играют с удовольствием. Игры которые помогут решить как оздорови...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса
Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" для 5-6 классов
Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, н...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"...