Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
рабочая программа

1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида №9»

                                           

 «Утверждаю»

Зам. директора КГК С (к) ОУ ШИ 8 вида№9

_________________Ульянова Е.В.

«____»   __________________2015 г.

                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для 1 класса

«Мир вокруг нас»

на 2015-2016 уч. год

Учитель: Ушакова Р.Н.

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Содержание деятельности обучающихся 1 класса  во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.

Актуальность программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас" заключается в том, что занятия направлены на практическую подготовку обучающихся с интеллектуальным недоразвитием к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития, что обеспечивает их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Цель: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, для развития и социализации в свободное от учёбы время.

Задачи:

• Помочь детям овладеть умениями и навыками гигиены, сохранения и укрепления своего здоровья.

• Ознакомить детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.

• Расширить навыки самообслуживания.

• Формировать у детей умения и навыки пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью. 

Изучение программы обеспечивает работу:

 ∙ коррекционно – обучающую;

 ∙ коррекционно – развивающую;

 ∙ коррекционно – воспитательную.

Принципы программы:

  • включение учащихся в активную деятельность.
  • доступность и наглядность.
  • связь теории с практикой.
  • учёт возрастных особенностей.
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).

Ценностные ориентиры содержания программы

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки,  воображения, фантазии, интереса к национальным традициям. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Основной формой организации процесса обучения данному предмету являются занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода: практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. Программа предполагает изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком. Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами. Сюжетно-ролевые игры программой предусмотрены на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Особое внимание программа уделяет формированию у учащихся умений использовать средства коммуникации (альтернативные и вербальные) для сообщения о своих действиях, обращения за помощью в случае затруднений.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения курса являются:

∙ Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

∙ Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

∙ Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

∙ Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

∙ Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь) 

Программа разработана для учащихся 1 класса. Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание программы

Личная гигиена (4 часа)

  1. Правила ухода за ногтями и кожей рук.
  2. Правила закаливания организма, правила обтирания.
  3. Виды спорта, рекомендуемые врачом.
  4. Практическое занятие: обучение детей уходу за телом, выполнение процедур закаливания и др.

Одежда и обувь (8 часов)

  1. Смена одежды и обуви по сезонам.
  2. Мелкий ремонт одежды.
  3. Правила применения мыла, стирального порошка.
  4. Стирка цветных, хлопчатобумажных и шелковых изделий.
  5. Уход за обувью различного вида и головными уборами.
  6. Практическое занятие: глажение небольших вещей.
  7. Практическое занятие: складывание чистого белья.
  8. Практическое занятие: пришивание пуговиц, петель, вешалок на одежду.

Питание (5 часов)

  1. Основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, овощи, фрукты и др.). Разнообразие продуктов, назначение, их значение в жизни человека. Витамины.
  2. Приготовление пищи.
  3. Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая, отваривание яиц.
  4. Сервировка стола к завтраку.
  5. Практическое занятие: сервировка стола.

Семья (3 часа)

  1. Понятие о семье, состав семьи, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст.
  2. Знание правил поведения в семье (тактичное и уважительное отношение к старшим, оказание помощи), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
  3. Практическое занятие: игры-драматизации по выполнению различных обязанностей, традиций, праздников в семье (день рождения, юбилеи бабушки, дедушки и др.).

 Культура поведения (4 часа)

  1. Правильная осанка (сдержанная поза при стоянии, сидении), красота походки, умеренность жестикуляции.
  2. Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, девочками, взрослыми (знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях).
  3. Формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку. Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками.
  4. Практическое занятие: игры; посещение кабинета директора, врача, медсестры и отработка норм поведения.

Жилище (4 часа)

  1. Виды жилых помещений в городе и деревне.
  2. Жилой дом, квартира, комната, общежитие, гостиница, интернат.
  3. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления, освещения, обстановки в них.
  4. Практическое занятие: посещение различных помещений школы, знакомство с их назначением, интерьером.

Транспорт (4 часа)

  1. Виды транспорта. Поведение в транспорте, на улице.
  2. Правила уличного движения. Наиболее рациональный маршрут до школы, варианты проезда разными видами транспорта, время, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут.
  3. Правила посадки в транспорт, покупки билета, поведения в салоне, при выходе на улицу, правила перехода улицы при наличии светофора и без него.
  4. Практическое занятие: экскурсии по улицам вокруг школы, поездки в городском транспорте.

Торговля (2 часа)

  1. Магазины продовольственные, промтоварные, универмаги, специализированные. Их назначение.
  2. Практическое занятие: приобретение товаров в магазинах самообслуживания.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Личная гигиена

3

1

4

2

Одежда и обувь

5

3

8

3

Питание

4

1

5

4

Семья

2

1

3

5

Культура поведения

3

1

4

6

Жилище

3

1

4

7

Транспорт

3

1

4

8

Торговля

1

1

2

Всего

24

10

34

Календарно-тематическое планирование

1 класс

1 час в неделю (34 часа)

№ занятия

Дата

Тема

план

факт

Личная гигиена (4 ч.)

1

7

Правила ухода за ногтями и кожей рук

2

14

Правила закаливания организма, правила обтирания

3

21

Виды спорта, рекомендованные врачом

4

28

Практическое занятие: проведение занятий по обучению детей уходу за телом

Одежда и обувь (8 ч.)

5

5

Смена одежды и обуви по сезонам.

6

12

Мелкий ремонт одежды

7

19

Правила применения мыла, стирального порошка

8

26

Стирка хб и шелковых изделий

9

9

Уход за различного вида обувью и головными уборами

10

16

Практическое занятие. Глажение небольших вещей

11

23

Практическое занятие. Складывание чистого белья

12

30

Практическое занятие. Пришивание пуговиц, вешалок

Питание (5 ч.)

13

7

Основные продукты питания. Разнообразие продуктов, назначение, их значение в жизни человека. Витамины.

14

14

Приготовление пищи.

15

21

Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривания чая, отваривание яиц

16

11

Сервировка стола к завтраку

17

18

Практическое занятие: сервировка стола

Семья (3 ч.)

18

25

Понятие о семье, состав семьи, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст.         

19

1

Знание правил поведения в семье (тактичное и уважительное отношение к старшим, оказание помощи), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.

20

8

Практическое занятие: игры-драматизации по выполнению различных обязанностей, традиций, праздников в семье (день рождения, юбилеи).

Культура поведения (4 часа)

21

Правильная осанка (сдержанная поза при стоянии, сидении), красота походки, умеренность жестикуляции.        

22

Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, девочками, взрослыми.

23

Формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку. Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками.

24

Практическое занятие: игры; посещение кабинета директора, врача, медсестры и отработка норм поведения.

Жилище (4 часа)

25

Виды жилых помещений в городе и деревне        

26

Жилой дом, квартира, комната, общежитие, гостиница, интернат.

27

Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления, освещения, обстановки в них.

28

Практическое занятие: посещение различных помещений школы, знакомство с их назначением, интерьером.

Транспорт (4 часа)

29

Виды транспорта. Поведение в транспорте, на улице.

30

Правила уличного движения. Наиболее рациональный маршрут до школы, время, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут.

31

Правила посадки в транспорт, покупки билета, поведения в салоне, при выходе на улицу, правила перехода улицы.

32

Практическое занятие: экскурсии по улицам вокруг школы, поездки в городском транспорте.

Торговля (2 ч.)

33

Магазины продовольственные, промтоварные, универмаги, специализированные. Их назначение.

34

Практическое занятие: приобретение товаров в магазинах самообслуживания.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

  1. Учебные пособия для обучающихся:
  • Карточки-задания
  • Тесты
  • Перфокарты
  • Кроссворды
  1. Методические пособия для учителя:

 Программа «Социально-бытовая ориентировка» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида  2003 года издания под редакцией Л. И. Плаксиной

Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное и дополненное. - М.: АРКТИ, 2002. – 79 с. (Методическая библиотека).

Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК»,  2001. – 576с.: ил.

Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ВЕЧЕ, 2004.- 400с.: ил.

Энциклопедия этикета для детей. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.- 382 с.

Популярный медицинский справочник. Под ред. Проф. В.А. Василенко, - М.: Вече, 2007. – 400с.

Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с.

Лихачева Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках/ Рисунки Бартова А. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство; Уральское издательство, 2000. – 320с.: ил.

  1. Печатные пособия:

 Таблицы в соответствии с программой обучения.

 Плакаты по основным темам.

 Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты).

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

 Технические средства обучения

 Интерактивная доска

 Магнитная доска.

  1. Экранно-звуковые пособия:

 Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы занятий.

 Видеофильмы соответствующего содержания.

 Слайды соответствующего содержания.

 Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

  1. Информационное обеспечение образовательного процесса:

 Учительский портал http://www.uchportal.ru

 Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september

 Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

 Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

 Социально- бытовая ориентировка http://pedsovet.su/load/330

 Блог- портфолио учителя коррекционной школы Жестовской О.Б. http://3sbo75.blogspot.ru/p/blog-page_2304.html

  1. Виды наглядности:

 натуральная (посуда, одежда, игрушки, наглядные пособия);

 образная (рисунки, плакаты, картины);

 символическая (условные изображения служб вокзала, температурных режимов, электроутюга, стиральной машины-автомат);

 графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы);

 схематическая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кружок «Мир вокруг»

Программа и календарно- тематическое планирование кружка "Мир вокруг". Программа кружка «Мир вокруг» реализуется в 2-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения...

«Проектирование рабочей программы внеурочной деятельности в 5 классе «Мы в экомире – экомир вокруг нас»»

В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...

Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс

Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии " Химия вокруг нас"

Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется  умение прав...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 6 класс

Программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю) и предназначена для учащихся 11-13 лет.Цель изучения заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно о...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 7-8 класс

Программа адресована учащимся 7-8  классов  и рассчитана на 136 часов (68 часа в год). Периодичность занятий – 2 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвеча...