Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
рабочая программа
1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_mir_vokrug_nas.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида №9»
«Утверждаю»
Зам. директора КГК С (к) ОУ ШИ 8 вида№9
_________________Ульянова Е.В.
«____» __________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для 1 класса
«Мир вокруг нас»
на 2015-2016 уч. год
Учитель: Ушакова Р.Н.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Содержание деятельности обучающихся 1 класса во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.
Актуальность программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас" заключается в том, что занятия направлены на практическую подготовку обучающихся с интеллектуальным недоразвитием к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития, что обеспечивает их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Цель: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, для развития и социализации в свободное от учёбы время.
Задачи:
• Помочь детям овладеть умениями и навыками гигиены, сохранения и укрепления своего здоровья.
• Ознакомить детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.
• Расширить навыки самообслуживания.
• Формировать у детей умения и навыки пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью.
Изучение программы обеспечивает работу:
∙ коррекционно – обучающую;
∙ коррекционно – развивающую;
∙ коррекционно – воспитательную.
Принципы программы:
- включение учащихся в активную деятельность.
- доступность и наглядность.
- связь теории с практикой.
- учёт возрастных особенностей.
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Ценностные ориентиры содержания программы
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Основной формой организации процесса обучения данному предмету являются занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода: практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. Программа предполагает изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком. Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами. Сюжетно-ролевые игры программой предусмотрены на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Особое внимание программа уделяет формированию у учащихся умений использовать средства коммуникации (альтернативные и вербальные) для сообщения о своих действиях, обращения за помощью в случае затруднений.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются:
∙ Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
∙ Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
∙ Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
∙ Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
∙ Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Программа разработана для учащихся 1 класса. Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Содержание программы
Личная гигиена (4 часа)
- Правила ухода за ногтями и кожей рук.
- Правила закаливания организма, правила обтирания.
- Виды спорта, рекомендуемые врачом.
- Практическое занятие: обучение детей уходу за телом, выполнение процедур закаливания и др.
Одежда и обувь (8 часов)
- Смена одежды и обуви по сезонам.
- Мелкий ремонт одежды.
- Правила применения мыла, стирального порошка.
- Стирка цветных, хлопчатобумажных и шелковых изделий.
- Уход за обувью различного вида и головными уборами.
- Практическое занятие: глажение небольших вещей.
- Практическое занятие: складывание чистого белья.
- Практическое занятие: пришивание пуговиц, петель, вешалок на одежду.
Питание (5 часов)
- Основные продукты питания (хлеб, масло, мясо, овощи, фрукты и др.). Разнообразие продуктов, назначение, их значение в жизни человека. Витамины.
- Приготовление пищи.
- Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривание чая, отваривание яиц.
- Сервировка стола к завтраку.
- Практическое занятие: сервировка стола.
Семья (3 часа)
- Понятие о семье, состав семьи, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст.
- Знание правил поведения в семье (тактичное и уважительное отношение к старшим, оказание помощи), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
- Практическое занятие: игры-драматизации по выполнению различных обязанностей, традиций, праздников в семье (день рождения, юбилеи бабушки, дедушки и др.).
Культура поведения (4 часа)
- Правильная осанка (сдержанная поза при стоянии, сидении), красота походки, умеренность жестикуляции.
- Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, девочками, взрослыми (знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях).
- Формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку. Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками.
- Практическое занятие: игры; посещение кабинета директора, врача, медсестры и отработка норм поведения.
Жилище (4 часа)
- Виды жилых помещений в городе и деревне.
- Жилой дом, квартира, комната, общежитие, гостиница, интернат.
- Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления, освещения, обстановки в них.
- Практическое занятие: посещение различных помещений школы, знакомство с их назначением, интерьером.
Транспорт (4 часа)
- Виды транспорта. Поведение в транспорте, на улице.
- Правила уличного движения. Наиболее рациональный маршрут до школы, варианты проезда разными видами транспорта, время, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут.
- Правила посадки в транспорт, покупки билета, поведения в салоне, при выходе на улицу, правила перехода улицы при наличии светофора и без него.
- Практическое занятие: экскурсии по улицам вокруг школы, поездки в городском транспорте.
Торговля (2 часа)
- Магазины продовольственные, промтоварные, универмаги, специализированные. Их назначение.
- Практическое занятие: приобретение товаров в магазинах самообслуживания.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Личная гигиена | 3 | 1 | 4 |
2 | Одежда и обувь | 5 | 3 | 8 |
3 | Питание | 4 | 1 | 5 |
4 | Семья | 2 | 1 | 3 |
5 | Культура поведения | 3 | 1 | 4 |
6 | Жилище | 3 | 1 | 4 |
7 | Транспорт | 3 | 1 | 4 |
8 | Торговля | 1 | 1 | 2 |
Всего | 24 | 10 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
1 час в неделю (34 часа)
№ занятия | Дата | Тема | |
план | факт | ||
Личная гигиена (4 ч.) | |||
1 | 7 | Правила ухода за ногтями и кожей рук | |
2 | 14 | Правила закаливания организма, правила обтирания | |
3 | 21 | Виды спорта, рекомендованные врачом | |
4 | 28 | Практическое занятие: проведение занятий по обучению детей уходу за телом | |
Одежда и обувь (8 ч.) | |||
5 | 5 | Смена одежды и обуви по сезонам. | |
6 | 12 | Мелкий ремонт одежды | |
7 | 19 | Правила применения мыла, стирального порошка | |
8 | 26 | Стирка хб и шелковых изделий | |
9 | 9 | Уход за различного вида обувью и головными уборами | |
10 | 16 | Практическое занятие. Глажение небольших вещей | |
11 | 23 | Практическое занятие. Складывание чистого белья | |
12 | 30 | Практическое занятие. Пришивание пуговиц, вешалок | |
Питание (5 ч.) | |||
13 | 7 | Основные продукты питания. Разнообразие продуктов, назначение, их значение в жизни человека. Витамины. | |
14 | 14 | Приготовление пищи. | |
15 | 21 | Приготовление простых и комбинированных бутербродов, заваривания чая, отваривание яиц | |
16 | 11 | Сервировка стола к завтраку | |
17 | 18 | Практическое занятие: сервировка стола | |
Семья (3 ч.) | |||
18 | 25 | Понятие о семье, состав семьи, знание состава своей семьи, имен и отчеств родителей, близких родственников, их возраст. | |
19 | 1 | Знание правил поведения в семье (тактичное и уважительное отношение к старшим, оказание помощи), распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи. | |
20 | 8 | Практическое занятие: игры-драматизации по выполнению различных обязанностей, традиций, праздников в семье (день рождения, юбилеи). | |
Культура поведения (4 часа) | |||
21 | Правильная осанка (сдержанная поза при стоянии, сидении), красота походки, умеренность жестикуляции. | ||
22 | Правила поведения при встрече и расставании со сверстниками, девочками, взрослыми. | ||
23 | Формы обращения с просьбой к сверстнику и взрослому человеку. Тактичность и вежливость при разговоре со старшими и сверстниками. | ||
24 | Практическое занятие: игры; посещение кабинета директора, врача, медсестры и отработка норм поведения. | ||
Жилище (4 часа) | |||
25 | Виды жилых помещений в городе и деревне | ||
26 | Жилой дом, квартира, комната, общежитие, гостиница, интернат. | ||
27 | Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления, освещения, обстановки в них. | ||
28 | Практическое занятие: посещение различных помещений школы, знакомство с их назначением, интерьером. | ||
Транспорт (4 часа) | |||
29 | Виды транспорта. Поведение в транспорте, на улице. | ||
30 | Правила уличного движения. Наиболее рациональный маршрут до школы, время, затраченное на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут. | ||
31 | Правила посадки в транспорт, покупки билета, поведения в салоне, при выходе на улицу, правила перехода улицы. | ||
32 | Практическое занятие: экскурсии по улицам вокруг школы, поездки в городском транспорте. | ||
Торговля (2 ч.) | |||
33 | Магазины продовольственные, промтоварные, универмаги, специализированные. Их назначение. | ||
34 | Практическое занятие: приобретение товаров в магазинах самообслуживания. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
- Учебные пособия для обучающихся:
- Карточки-задания
- Тесты
- Перфокарты
- Кроссворды
- Методические пособия для учителя:
Программа «Социально-бытовая ориентировка» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида 2003 года издания под редакцией Л. И. Плаксиной
Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Издание 2-е исправленное и дополненное. - М.: АРКТИ, 2002. – 79 с. (Методическая библиотека).
Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. – 576с.: ил.
Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ВЕЧЕ, 2004.- 400с.: ил.
Энциклопедия этикета для детей. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.- 382 с.
Популярный медицинский справочник. Под ред. Проф. В.А. Василенко, - М.: Вече, 2007. – 400с.
Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с.
Лихачева Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках/ Рисунки Бартова А. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство; Уральское издательство, 2000. – 320с.: ил.
- Печатные пособия:
Таблицы в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты).
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
Технические средства обучения
Интерактивная доска
Магнитная доска.
- Экранно-звуковые пособия:
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы занятий.
Видеофильмы соответствующего содержания.
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
- Информационное обеспечение образовательного процесса:
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Социально- бытовая ориентировка http://pedsovet.su/load/330
Блог- портфолио учителя коррекционной школы Жестовской О.Б. http://3sbo75.blogspot.ru/p/blog-page_2304.html
- Виды наглядности:
натуральная (посуда, одежда, игрушки, наглядные пособия);
образная (рисунки, плакаты, картины);
символическая (условные изображения служб вокзала, температурных режимов, электроутюга, стиральной машины-автомат);
графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы);
схематическая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кружок «Мир вокруг»
Программа и календарно- тематическое планирование кружка "Мир вокруг". Программа кружка «Мир вокруг» реализуется в 2-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения...
«Проектирование рабочей программы внеурочной деятельности в 5 классе «Мы в экомире – экомир вокруг нас»»
В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс
Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии " Химия вокруг нас"
Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется умение прав...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 6 класс
Программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю) и предназначена для учащихся 11-13 лет.Цель изучения заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно о...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 7-8 класс
Программа адресована учащимся 7-8 классов и рассчитана на 136 часов (68 часа в год). Периодичность занятий – 2 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвеча...