Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Антошина Ирина Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_mir_vokrug_nas.docx42.37 КБ
Файл kratkosrochnaya_rp_mir_vokrug_nas.docx540.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка свх. Агроном»

Лебедянского муниципального района Липецкой области

         «Рассмотрено»                            «Согласовано»                                «Утверждено»

   Руководитель МО                        Заместитель директора                   Директор МБОУ СОШ

                               По УВР                                             п.свх. Агроном

   _______Бутасова Е.Н                     _______Двойченкова С.В            __________Конаныхина М.А

        Протокол № 1                                                                                        Приказ № 221

        от «28» августа 2020 г                 «31» августа 2020 г                         от «01» сентября 2020 г

                                                                                                               

 Приложение к ООП ООО (ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                  внеурочной деятельности

"Мир вокруг нас"

(основное общее образование)

Срок реализации – 1 год

Составлена

учителем химии и биологии

Антошиной Ириной Анатольевной

                                                                         

   

 

                                                                                                 

                                                                                                                 Рассмотрена на заседании

                                                                                                                 педагогического совета

                                                                                                                 протокол №1 от 30.08.2020 г.

                                                                                                 

                                                 

                                                                      2020/2021 уч. год

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры, воспитание любви к природе;

- признание права каждого на собственное мнение;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение

Метапредметные результаты:

  1. Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
  2. Основные предметные результаты обучения биологии:
  3. 1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
  4. 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  5. 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
  6. 4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
  7. 5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
  8. 6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
  9. 7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
  10. 8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
  1. 9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

умения:

-   проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

-   ставить учебную задачу под руководством учителя;

-   систематизировать и обобщать разные виды информации;

-   составлять план выполнения учебной задачи;

-    проводить простейшую классификацию живых организмов;

-    - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

- находить и использовать причинно-следственные связи;

-    строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

-    выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Предметные  результаты:

Учащиеся должны знать:

-   основные признаки живой природы;

-   устройство светового микроскопа;

-   основные органоиды клетки;

-   основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

-   ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

-   существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

-   основные признаки представителей Царств живой природы.

-   основные среды обитания живых организмов;

-   природные зоны нашей планеты, их обитателей.

-   предков человека, их характерные черты, образ жизни;

-   основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

-   правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

-   простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

   Учащиеся должны уметь:

-   объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

-   характеризовать методы биологических исследований;

-   работать с лупой и световым микроскопом;

-   узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

-   объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

-   соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

-   определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;

-   устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;

-   различать изученные объекты в природе, на таблицах;

-   устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

-   объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

-   сравнивать различные среды обитания;

-   характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

-   сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

-   выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

-   приводить примеры обитателей морей и океанов;

-   наблюдать за живыми организмами.

-   объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

-   объяснять роль растений и животных в жизни человека;

-   обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

-   соблюдать правила поведения в природе;

-   различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

-   вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Содержание тем учебного курса

Введение (1 час)

Понятие о флоре. Значение растений в природе и жизни человека. Что необходимо знать каждому человеку о растениях

Раздел 1. Морфология растений (8 часов)

Общие сведения о строении растений

Понятие об органе. Вегетативные и репродуктивные органы. Функции органов растений. Рост и развитие растений.

Корень

Общее понятие о корне. Функции корня. Эколого-морфологическая характеристика корневых систем. Анатомическое строение корня: первичное и вторичное. Специализация и метаморфозы корней.

Лабораторная работа: типы корневых систем, первичное строение корня, вторичное строение корня, микроскопическое строение корнеплодов.

Оборудование: лупы, микроскопы

Материалы: гербарий растений льна, гороха, клевера, помидора, ржи, лука (репки); готовые препараты поперечного разреза корня ириса, поперечный разрез корня тыквы, поперечный срез корней свеклы.

Побег

Понятие о побеге. Функции побега. Закономерности строения побегов. Почки вегетативные и генеративные, их отличия. Формирование побега. Типы и метаморфозы побегов.

Лабораторная работа: типы ветвления, строение почек,

Оборудование: лупы, микроскопы, препаровальные принадлежности

Материалы: гербарий ветвей липы, ели, яблони, клевера; гербарий пырея, тимофеевки, кислицы; побеги деревьев с почками; клубни картофеля, лук репчатый; раствор йода в йодистом калии

Стебель

Морфология стебля. Анатомическое строение. Возрастные изменения в стебле древесного растения.

Лабораторная работа: строение стеблей однодольного растения, строение стебля двудольных травянистых растений, распилы стеблей древесных растений

Оборудование: микроскопы, препаровальные принадлежности, лупы

Материалы: готовые препараты поперечных разрезов стеблей кукурузы и ржи, подсолнечника и льна; распилы стволов ели, березы, липы, осины

Лист

Лист как часть побега. Морфология листа. Анатомическое строение. Онтогенез листа. Продолжительность жизни листьев. Метаморфоз листьев. Листопад

Лабораторная работа: морфология листьев, метаморфозы листьев, анатомическое строение листа двудольного растения

Оборудование: лупы, микроскопы

Материалы: гербарий растений клевера, пшеницы, капусты, свеклы, картофеля, люпина, яблони, огурца, моркови, подсолнечника, винограда и метаморфизированными листьями; поперечный срез листьев камелии

Цветок

Функции цветка. Части цветка. Цветки обоеполые и однополые. Соцветия. Опыление и оплодотворение у цветковых растений.

Лабораторная работа: строение цветков с простым и двойным околоцветником, соцветия

Оборудование: лупы, препаровальные препараты

Материалы: фиксированные в спирте цветки свеклы, лука, капусты, картофеля; гербарий различных соцветий

Семена и плоды

Значение плодов и семян. Строение семени. Прорастание семян. Формирование и классификация плодов. Распространение плодов и семян.

Лабораторная работа: строение семени фасоли и зерновки пшеницы, типы и особенности строения плодов

Оборудование: лупы, препаровальные принадлежности, микроскопы

Материалы: сухие и набухшие семена фасоли, сухие и намоченные зерновки пшеницы, коллекция плодов

Морфологический анализ растений

Практическая работа. Описание морфологических признаков растений по схеме:

§      растение однодольное или двудольное, травянистое или деревянистое;

§      корневая система – стержневая или мочковатая;

§      стебель;

§      листья;

§      цветки:

§      околоцветник;

§      чашечка;

§      венчик;

§      тычинки – свободные или сросшиеся;

§      пестик – один или несколько;

§      плод;

§      семя

Раздел 2. Систематика растений   (15 часов)

Задачи и методы систематики растений. Отдел бактерии

Задачи и методы систематики. Систематические единицы. Краткая история развития систематики. Отдел бактерии: строение, размножение, питание и дыхание, сапрофиты, вирусы

Лабораторная работа: бактерии сенного настоя

Оборудование: микроскопы, препаровальные принадлежности, водяные бани, электроплитки, посуда

Материал: сенной настой

Отдел водоросли

Общая характеристика, строение и размножение. Распространение и значение

Лабораторная работа: зеленые водоросли

Оборудование: микроскопы

Материалы: готовые препараты хламидомонады, хлореллы и спирогиры

Отдел грибы

Строение и физиологические особенности. Размножение. Классы грибов: фикомицеты, сумчатые грибы, базидиальные грибы. Основные представители грибов родного края. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Первая помощь при отравлении грибами

Лабораторная работа: фикомицет – мукор, сумчатые грибы – дрожжи и сморчки, базидиальные грибы – шампиньон, головня

Оборудование: микроскопы, препаровальные принадлежности, посуда

Материалы: живой материала и готовые препараты мукора, живой материал дрожжей, фиксированный материал сморчков, гербарий пораженных растений головней

Отдел лишайники

Общая характеристика. Классификация лишайников. Строение и размножение. Роль в природе и их использование

Лабораторная работа: лишайники

Оборудование: микроскопы и препаровальные принадлежности

Материалы: гербарный материал лишайников

Отдел мохообразные

Общая характеристика. Строение мхов. Классы: печеночные мхи, лиственные мхи. Роль мхов в заболачивании и торфообразовании

Лабораторная работа: строение кукушкина льна и сфагнума

Оборудование: лупа, микроскопы, препаровальные принадлежности

Материалы: гербарный и фиксированный материалы, готовые препараты

Отдел папоротникообразные

Общая характеристика. Класс Плауновидные. Класс Членистые (хвощи полевой и лесной). Класс Папоротниковидные

Лабораторная работа: строение хвоща полевого и папоротника мужского

Оборудование: лупы, микроскопы, препаровальные принадлежности

Материалы: гербарные экземпляры хвоща полевого, папоротника мужского, готовые препараты

Отдел Голосеменные

Общая характеристика. Класс Саговниковые. Класс Шишконосные.

Лабораторная работа: ветвление и расположение хвои и шишек у Хвойных, строение шишек хвойных деревьев, строение листа – хвоинки сосны

Оборудование: лупы, препаровальные принадлежности

Материалы: гербарный и живой материал (ветки сосны , ели, лиственницы), шишки ели, сосны, лиственницы; готовые препараты (поперечный срез листа сосны)

Отдел Покрытосеменные. Семейство Лютиковые

Морфологические особенности представителей Лютиковых. Формула цветка. Представители: лютик едкий, живокость, водосбор и другие. Редкие виды РМЭ. Значение.

Лабораторная работа: определение представителей семейства

Оборудование: лупы, определители растений

Материалы: гербарные экземпляры

Отдел Покрытосеменные. Семейство Розоцветные

Морфологические особенности. Формула цветка. Типы плодов. Представители: земляника, шиповник, спирея, слива и другие. Редкие виды РМЭ. Значение.

Лабораторная работа: определение представителей семейства

Оборудование: лупы, определители растений

Материалы: гербарные экземпляры

Отдел Покрытосеменные. Семейство Бобовые

Морфологические особенности. Формула цветка. Представители: клевер, люпин, люцерна, чина луговая и другие. Редкие виды РМЭ. Значение.

Лабораторная работа: определение представителей семейства

Оборудование: лупы, определители растений

Материалы: гербарные экземпляры

Отдел покрытосеменные. Семейство Крестоцветные

Морфологические особенности. Формула цветка. Представители: пастушья сумка, сурепка и другие. Значение.

Лабораторная работа: определение представителей семейства

Оборудование: лупы, определители растений

Материалы: гербарные экземпляры

Отдел покрытосеменные. Семейство Зонтичные

Морфологические особенности. Формула цветка. Представители: тмин, вех ядовитый, дягиль и другие. Редкие виды РМЭ.

Лабораторная работа: определение представителей семейства

Оборудование: лупы, определители растений

Материалы: гербарные экземпляр

Отдел покрытосеменные. Семейство Сложноцветные

Морфологические особенности. Формула цветка. Представители: одуванчик, василек и другие. Редкие виды РМЭ.

Лабораторная работа: определение представителей семейства

Оборудование: лупы, определители растений

Материалы: гербарные экземпляры

Отдел покрытосеменные. Семейство Лилейные

Морфологические особенности. Формула цветка. Представители: лук желтый, чеснок и другие. Редкие виды РМЭ. Значение.

Лабораторная работа: определение представителей семейства

Оборудование: лупы, определители растений

Материалы: гербарные экземпляры

Отдел покрытосеменные. Семейство Мятликовые

Морфологические особенности. Формула цветка. Представители: пырей, ежа сборная, щучка, ковыль и другие. Значение

Лабораторная работа: определение представителей семейства

Оборудование: лупы, определители растений

Материалы: гербарные экземпляры

Раздел 3. Полевой практикум (9 часов)

Правила составления гербария. Работа с определителем (2 часа)

Зачем собирают гербарий? Оборудование для сбора гербария. Выбор растений для гербария. Основные правила закладки растений. Сушка растений. Монтирование и хранение гербария. Определение растений

Оценка загрязнения воздуха методом лихеноиндикации (2 часа)

Оценка пространственных различий загрязнения воздуха с использованием лишайников. Выбор и закладка пробных площадок и модельных деревьев. Подсчет численности лишайников. Камеральная обработка материала. Обработка и оформление результатов 

Геоботаническое описание местности (3 часа)

Изучение карты местности. Закладка пробных площадок. Заполнение полевого дневника по плану. Описание фенологических фаз растений. Определение растений. Сбор гербария.  Камеральная обработка материала. Оформление результатов исследования

Изучение видового состава и численности грибов (2 часа)

Ознакомление учащихся с многообразием грибов-макромицетов, произрастающих в данной местности, путем их поиска, сбора, учета численности, описания экологических условий их произрастания. Камеральная обработка материала. Оформление результатов

Итоги работы кружка  (2 часа)

Что должен знать каждый о флоре родного края

Защита исследовательских работ.

Подведение итогов. Что знали, о чем узнали, что еще хотели бы узнать.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

После изучения программы «Растениеводство» обучающиеся должны знать:

- морфологию растений;

- систематику низших и высших растений;

- значение растений в жизни животных и человека;

- ядовитые растения и грибы;

- съедобные растения и грибы;

- правила сбора растений и грибов;

- охраняемые виды растений родного края

Кроме того, обучающиеся должны уметь и обладать навыками:

- описывать морфологическое строение растений;

- записывать формулу цветка;

- определять тип плода;

- определять вид растения по определителю;

- определять ядовитые растения и грибы;

- оказывать первую медицинскую помощь при отравлении ядовитыми растениями и грибами;

- собирать гербарий.

Оценка знаний обучающихся проводится в процессе собеседований. При этом учитывается правильность изложения темы, полнота ее раскрытия, умение применять полученные знания в повседневной жизни. В особенности это касается знаний свойств полезных и ядовитых растений и грибов. На практических занятиях проверяются умения и навыки работы с объектами, приготовления препаратов, работы с оптикой. В ходе определения растений определяется уровень владения теоретическим материалом, умение находить требуемые структуры растений., знание основной ботанической терминологии. Особая роль в оценке результатов отводится работе в полевых условиях, где на практике применяются знания, полученные на занятиях.

Итоговый контроль проводится по результатам полевого практикума в виде оформленной исследовательской работы. 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

Разделы

Теория

Практика

Всего часов

Введение

1

1

Морфология растений

7

1

8

Систематика растений

15

15

Полевой практикум

9

9

Итоги кружка

1

1

Итого:

23

11

34



Предварительный просмотр:

C:\Users\B215~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa2464.26479\20210225_105950.jpg

Пояснительная записка

Программа реализует общекультурное (естественно - научное) направление во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС OОО.

В основе процесса формирования экологической культуры лежит живое общение детей с природой. Содержание программы позволяет экологизировать курс природоведения. Курс программы «Мир вокруг нас» изучается в разнообразных формах и видах практической деятельности воспитанников.

Данная программа нацелена на создание условий для развития творческих способностей воспитанников, формирование экологической культуры детей, необходимости показать детям удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами, включать их в такое взаимодействие.

Отличительной особенностью программы является работа с конкретными природными объектами нашего региона: растениями, животными, формирование умений анализировать особенности произрастания растений, жизнедеятельности животных, наблюдение за живыми объектами. Программа носит практикоориентированный характер.

Работа по программе даёт возможность воспитания природой, создания творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческого потенциала воспитанников, удовлетворения их эстетических, познавательных и физических потребностей.

Социальная значимость программы предусматривает практико-ориентированную деятельность детей по изучению экологического состояния своего родного края, выполнению социально значимых проектов, участию в природоохранной деятельности, что является мотивационной основой в профессиональной ориентации воспитанников.

Программа предусматривает комплексный подход к освоению детьми методов и способов экологического эксперимента - от теоретических знаний до практических умений и навыков проектно – исследовательской деятельности.

Программа предназначена для детей 10 - 15 лет, рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых задач и уровня активности и заинтересованности в ней воспитанников.

Программа объединения ориентирует на развитие самостоятельности, становления гражданской ответственности, формирование экологически ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью.

Основу программы составляют:

системно – структурный подход в изучении экологии, разработанный Быловой А.М. и Шорниной Н.И. (Экология растений 6 класс), Бабенко В.Г. и Шаталовой С.П. (Экология животных 7 класс);

основные положения изучения региональной экологии, разработанные Ашихминой Т.Я. (Экология родного края)

Практикоориентированный подход к изучению экологии, разработанный И.В. Цветковой.

Цель: формирование личности, способной правильно оценивать ситуации в окружающей среде, принимать адекватное решение и активно участвовать в охране природы; создание условий для творческого развития личности, приобретение воспитанниками компетентных представлений о живых организмах, о профессиях в области природопользования и природоохранной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

расширение знаний о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;

- осуществление практического изучения морфологии, систематики и экологии различных групп растений и животных;

знакомство с методами исследования, формирование умений выбирать и использовать конкретные методы и методики в работе;

овладение техникой эксперимента и способностью формулировать проблему исследования с использованием разнообразных форм организации работы;

ознакомление с принципами охраны природы.

Развивающие:

развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу;

поддержка интересов к изучению объектов и явлений природы и развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природыпамяти и внимания;

создание необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого воспитанника жизненной позиции;

развитие креативного мышления, умения решать нестандартные жизненные ситуации.

Воспитательные:

воспитание ответственного отношения к окружающей среде;

- воспитание интереса и любви к растениям и животным как важной составляющей живой природы;

- формирование чувства ответственности за судьбу родного края, развитие культуры в формирование умений, навыков, приёмов исследования условий существования животных;

- овладение воспитанниками правилами поведения в природе;

- развитие чувств коллективизма и коммуникативных навыков в общении.

2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- сформирование  мотивации взаимодействия с природой с позиции экологической культуры;

- расширение энциклопедических представлений школьников;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;

Личностные результаты:

- Развитие творческого мышления

- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

Метапредметные  результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям

- понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности

-Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе

Срок реализации программы -3 месяца.

3.Содержание курса внеурочной деятельности.

Содержание программы (12 часов)

В ходе изучения данной программы в рамках дополнительного образования предполагается сформировать у воспитанников:

Представление о многообразии мира живой природы;

Знание основных принципов охраны природы и правил поведения в природе;

Знания о видах растений и животных, занесённых в Красную книгу Кировской области;

Умение осуществлять простое исследование природных объектов, проводить простые эксперименты в природе;

Умение работать с литературными источниками и найти нужную информацию в интернете;

Желание природосообразного и творческого освоения окружающей среды;

Потребность эстетического восприятия природы;

Желание улучшать окружающую среду.

Воспитанники должны уметь:

1. Получать необходимую информация из литературных источников, справочников и интернета;

2. Работать аккуратно и точно выполнять намеченное;

3. Обрабатывать, обобщать и анализировать информацию;

4. Применять простые методы проектного исследования; проводить анализ, систематизировать, делать выводы на основе полученных результатов;

5. Проводить математическую и компьютерную обработку результатов исследования;

6. Подготовить сообщение по материалам исследования и выступить перед аудиторией;

7. Использовать полученные результаты в природоохранной практике;

8. Различать и узнавать редкие и охраняемые виды растений и животных в природе.

4. Тематическое планирование

Темы

Теория

1

Природа

1

2

Характеристика объектов составляющих природу

1

3

Растения как часть природы

1

4

Животные как часть природы.

1

5

Человек –часть живой природы

1

6

Экология –наука

1

7

Среды жизни

1

8

Связи в живой природе

1

9

Сезонные изменения в природе

1

10

Фенологические наблюдения в природе

1

11

Факторы среды

1

12

Охрана природы

1

13

Практическая работа по уходу за комнатными растениями и выращиванию цветочной рассады

1

 

ИТОГО

12

5. Средства контроля.

  • Теоритические: лекция; рассказ - презентация; сообщение; познавательное чтение; экологические упражнения, задачи; тренинги.

2. Практические:

- практические занятия; лабораторные (опыты, эксперименты);

- наблюдения (самостоятельные и сезонные);

- экологические экскурсии в природу;

- изготовление гербариев;

- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры –путешествия;

- создание презентаций, слайд - фильмов, видеофильмов, флористических работ, рисунков, плакатов.

Эколого-познавательные массовые мероприятия:

Выпуск Экологической газеты;

Конкурсы и викторины, КВН;

Экологические праздники: «День Земли», «Дни птиц», «Марш парков», «День водно-болотных угодий», «День сохранения биоразнообразия», «День воды», «Дни защиты от экологической опасности»;

Конференции: «Юные исследователи природы», «Я познаю природу», «Человек и природа»;

Выставки «Зеркало природы», «Зимних и рождественских композиций», «Прикладного творчества», «Экологической и природоохранной работы»;

Экологические акции и субботники.

6. Учебно-методические средства обучения:

  • ноутбук;

Литература:

Аллалыкина Н.М. «Фенология и региональный экологический мониторинг» [Текст]: учебно-методическое пособие (элективного курса для студентов и школьников); Н.М. Аллалыкина – Сыктывкар – 2004 г. С 94.

Ашихмина Т.Я. «Экология родного края» [Текст]: учебеное пособие для учащихся и учителей школ; Т.Я. Ашихмина – Киров, 1996 г. С 715.

Ашихмина Т.Я. «Морадыково на Вятке» [Текст]: материалы научных исследований; Т.Я. Ашихмина – Киров, 2005 г. С 162.

Банников А.Г., Даревский И.С., Ищенко В.Г., Рустамов А.К., Щербак Н.Н. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР. М.: Просвещение,1977.414 с

Бабенко В.Г, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А О. Шубин «Экология растений». Изд. Центр «Вентана - град» 2001 г.

Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 336с. – (В помощь школьному учителю).

Павлинов И.Я., Россолимо О.Л. Систематика млекопитающих СССР. М.: Изд. МГУ, 1987. 287с.

Плешаков. А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

Пономарева И.Н. Биология «Бактерии. Растения. Грибы. Лишайники» [Текст]: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных школ; И.Н. Пономарева – Москва – «Вента-Граф», 2005 г. С 233.

Реймерс Н.Ф. «Охрана природы и окружающей среды». Словарь- справочник. Просвещение

Формозов А.Н. Спутник следопыта. – Москва: Изд-во МГУ, 1989.

Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Ясвин В.А., Дерябо С.Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга// Школа здоровья. – М., 1995, № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кружок «Мир вокруг»

Программа и календарно- тематическое планирование кружка "Мир вокруг". Программа кружка «Мир вокруг» реализуется в 2-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения...

«Проектирование рабочей программы внеурочной деятельности в 5 классе «Мы в экомире – экомир вокруг нас»»

В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...

Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс

Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии " Химия вокруг нас"

Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется  умение прав...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 6 класс

Программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю) и предназначена для учащихся 11-13 лет.Цель изучения заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно о...