Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" для 5-6 классов
рабочая программа по математике (5 класс)
Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность по математике для 5-6 классов | 57.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Родниковская средняя общеобразовательная школа №6
Рассмотрено на заседании МО Протокол №__________ от «___» ____________2017г. ______________ Лещёва Т. Ф. | «Согласовано» Методист по ВР ___________Рудачёва В.М. «__»_________2017г. | «Утверждено» Директор школы _________ .Кащаев В.В. Приказ №_____________ от «___»________2017г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Математика вокруг нас»
направление «Общеинтеллектуальное»
для 5-6 классов
Разработала программу:
Сбитнева Е.А.
2017
Пояснительная записка
Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Цель программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Задачи программы:
- развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
- формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления;
- формирование собственного стиля мышления;
- формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
- освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс «Математика вокруг нас» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся смогут находят сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить школьника рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
«Математика вокруг нас» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между школьниками (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму команд.
Основным методом реализации программы является системно – деятельностный подход, так как развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Вся информация теоретического характера даѐтся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами, решением ребусов, кроссвордов. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе участия обучающихся в предметных конкурсах, исследовательских работах, проектах.
Занятия по программе проходят один час в неделю (35 часов в год) в 5 и 6 классах в форме:
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок.
• анализ и решение текстов задач;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации.
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к презентации в исследовательской работе, проекте)
- выступление перед другими учащимися школы;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, а также возможностью выступления перед другими учащимися школы.
В результате прохождения Программы внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» предполагается достичь следующих результатов:
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- овладение начальными сведениями об истории развития счета, о системах счисления, их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметными результаты:
- Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать информацию.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
- Первый уровень результатов – учащиеся должны знать правила классификации и сравнения; методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного; способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации; правила поиска информации, работы с каталогами; способы планирования и проведения наблюдений и исследований; правила сохранения информации, приёмы запоминания.
- Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, строить умозаключения; слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах (табличном, графическом, схематическом, аналитическом), решать арифметические задачи в жизненных ситуациях; преобразовывать информацию.
- Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельно проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.
Формы учета оценки планируемых результатов (результативность освоения Программы):
- Наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа;
- Диагностика: результативность в предметных конкурсах, олимпиадах.
- Анкетирование;
- Участие обучающихся в конкурсных мероприятиях:
- Школьная математическая олимпиада;
- «Предметная неделя по математике»;
- «Математика вокруг и рядом с нами» (конкурс исследовательских работ).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Математика вокруг нас»
5 класс
(35 часов в год, 1 час в неделю)
№ | Тема (содержание) занятия | Дата | Планируемые результаты освоения учебного предмета (основные виды учебной деятельности учащихся) | ||
Предметные действия Подготовка к ГИА/ЕГЭ | Универсальные учебные действия | ||||
УУД, соответствующие содержанию тем | УУД, планируемые по ходу реализации программы курса | ||||
Научится / получит возможность научиться | |||||
I. История возникновения чисел (7 ч.) | |||||
I четверть | |||||
1. | 1. История возникновения чисел и способы их записи. | Участвуют в игре «Как возникли числа», подбирает из разных источников материал и выступает перед одноклассниками | Л.Выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика; перечислять права и обязанности учащихся и руководствоваться ими в школе; разрабатывать со сверстниками правила и нормы поведения в различных ситуациях; Л.Сохранять устойчивый интерес к учению, в т.ч. на основе внешней мотивации. Выделять свои образовательные дефициты. | ||
2. | 2. Римские цифры. | Читают и записывают числа. | |||
3. | 3. Необычное об обычных натуральных числах. | Описывают свойства натурального ряда. Читают и записывают многозначные числа. | |||
4. | 4.Практическая работа: «Измерение расстояния шагами». | Измеряют шагами длину предмета, и переводит их в другие единицы измерения. | К. Извлекать из устного текста, структура и содержание которого очевидны, информацию, данную в явном и неявном видах. | ||
5. | 5.Шестидесятеричная система счисления. | Подбирают из разных источников интересный материал и выступают перед одноклассниками. | П. Строить рассуждение, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах, опираясь на причинно-следственные связи и зависимости, отношения, закономерности (под руководством учителя). | ||
6. | 6.Двоичная система счисления. | Подбирает из разных источников интересный материал и выступают перед одноклассниками. | |||
7. | 7.Действия в двоичной системе счисления. | Участвуют в командной эстафете. | Р.Рефлексировать свою деятельность (определять причины своего успеха или неуспеха, сопоставляя её цель, ход и результат). | ||
Исследовательская работа учащихся (4 ч.) | |||||
8. | 1.Сбор материала для исследовательской работы. | Сбор материала по выбранной теме. | Р.Описывать возможный результат и выбирать из предложенных вариантов путь достижения цели. Составлять план достижения цели, решения проблемы, учитывая (под руководством учителя) условия и средства; К. Обосновывать и отстаивает собственную точку зрения; Р. Оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью. | ||
9. | 2.Обработка материала для исследовательской работы. | Обработка материала по выбранной теме. | |||
10. | 3.Написание исследовательской работы. | Оформляют материал по выбранной теме. | |||
11. | 4.Выступление с исследовательской работой. | Выступают перед учащимися школы. | К. Обосновывать и отстаивать собственную точку зрения. | ||
Математика вокруг нас (8 ч.) | |||||
12. | 1.Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. | Решают геометрические задачи с помощью разрезания бумаги. | Р. Выделять альтернативные способы достижения цели. | ||
13. | 2.Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. | Решают геометрические задачи с помощью разрезания бумаги. | |||
14. | 3.Математические софизмы. | Составляют софизмы. | К.Обосновывать и отстаивать собственную точку зрения. | ||
15. | 4.Секреты некоторых математических фокусов. | Воспроизводят действия. | |||
16. | 5.Решение задач с помощью максимального предположения. | Составляют алгоритмы для своей команды. | П. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости (отношения, закономерности) на материале соответствующей классу сложности. | ||
17. | 6.Решение задач с помощью максимального предположения. | Составляют алгоритмы для своей команды. | |||
18. | 7.Решение задач методом с «конца». | Составляют алгоритмы решения и кроссворды. | |||
19. | 8.Решение задач методом ложного положения. | Составляют головоломки и ребусы. | Р.Рефлексировать свою деятельность (определять причины своего успеха или неуспеха, сопоставляя её цель, ход и результат). | ||
Дробные числа (4 ч.) | |||||
20. | 1.Обыкновенные дроби. | Находят исторический материал и выступают перед одноклассниками. | Р.Соотносить цель и задачи, корректировать задачи в соответствии с целью (под руководством учителя). | ||
21. | 2.Десятичные дроби. | Находят исторический материал и выступают перед одноклассниками. | |||
22. | 3.Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену. | Составляют таблицы, диаграммы для задач. | К.Обосновывать и отстаивать собственную точку зрения. | ||
23. | 4.Решение задач на среднее среднюю скорость. | Составляют таблицы, диаграммы для задач. | Р.Рефлексировать свою деятельность (определять причины своего успеха или неуспеха, сопоставляя её цель, ход и результат). | ||
Геометрия в нашей жизни (5 ч.) | |||||
24. | 1.Угол. | Находят в окружающей обстановке углы. | Р. Рефлексировать свою деятельность (определять причины своего успеха или неуспеха, сопоставляя её цель, ход и результат). | ||
25. | 2.Треугольник. | Находят в окружающей обстановке треугольники. | |||
26. | 3.Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов. | Выполняют каркасы и развертки куба и прямоугольного параллелепипеда. | |||
27. | 4.Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки». | Делают необходимые измерения и вычисления. | Р.Формулировать частные цели по усвоению готовых знаний и действий с ориентацией на процесс (под руководством учителя или самостоятельно). | ||
28. | 5.Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам». | Делают необходимые измерения и вычисления. | |||
Математика на каждый день (7 ч.) | |||||
29. | 1.Сравнение понятий. Установление сходства и различий. | Сравнивают, устанавливает сходства и различия в окружающих предметах. | П. Переводить языковые средства в условные обозначения, создавать и преобразовывать схемы (с помощью учителя). Создавать материальные модели объектов (с помощью учителя). Переводить информацию из одной формы в другую (графическую, символическую, схематическую, текстовую и др.) под руководством учителя. | ||
30. | 2.Решение сюжетных задач. | Понимает текст задания. | |||
31. | 3.Решение логических задач с помощью таблиц. | Строят таблицы по предложенному тексту. | |||
32. | 4.Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. | Находят применение графов в жизненных ситуациях. | |||
33. | 5.Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». | Выполняют расчеты затрат своей семьи на электроэнергию. | К. Задавать собеседнику вопросы на понимание его действий и выяснение необходимых сведений от партнера по общению (самостоятельно). Задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности с партнёром (под руководством «учителя»). | ||
34. | 6.Правила произведения и суммы. | Составляют задания из практической жизни. | Р. Фиксировать динамику собственных образовательных результатов. | ||
35. | 7.Перестановки. Размещения. Сочетания. | Разгадывают кроссворды, ребусы. | Р.Рефлексировать свою деятельность (определять причины своего успеха или неуспеха, сопоставляя её цель, ход и результат). |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Математика вокруг нас»
6 класс
(35 часов в год, 1 час в неделю)
№ | Тема (содержание) занятия | Дата | Планируемые результаты освоения учебного предмета (основные виды учебной деятельности учащихся) | ||
Предметные действия Подготовка к ГИА/ЕГЭ | Универсальные учебные действия | ||||
УУД, соответствующие содержанию тем | УУД, планируемые по ходу реализации программы курса | ||||
Научится / получит возможность научиться | |||||
I. Признаки делимости (7 ч.) | |||||
I четверть | |||||
1. | 1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | Определяют интересные направления в изучении математики. | Л.Выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика; перечислять права и обязанности учащихся и руководствоваться ими в школе; разрабатывать со сверстниками правила и нормы поведения в различных ситуациях; Л.Сохранять устойчивый интерес к учению, в т.ч. на основе внешней мотивации. Выделять свои образовательные дефициты. | ||
2. | 2. Как люди научились считать. | Выполняют задания к презентации «Как люди научились считать» | |||
3. | 3. Интересные приемы устного счёта. | Выполняют устный счёт | |||
4. | 4.Практическая работа: «Признаки делимости на 3 и 9» (с доказательством). | Выполняют практическую работу исследовательского характера | К. Извлекать из устного текста, структура и содержание которого очевидны, информацию, данную в явном и неявном видах. | ||
5. | 5. Решение занимательных задач. | Подбирают из разных источников интересный материал и выступают перед одноклассниками. | П. Строить рассуждение, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах, опираясь на причинно-следственные связи и зависимости, отношения, закономерности (под руководством учителя). | ||
6. | 6. Практическая работа: «Признаки делимости на 11, 19». | Выполняют практическую работу исследовательского характера | |||
7. | 7. Решение задач с использованием признаков делимости | Участвуют в командной эстафете. | Р.Рефлексировать свою деятельность (определять причины своего успеха или неуспеха, сопоставляя её цель, ход и результат). | ||
Исследовательская работа учащихся (4 ч.) | |||||
8. | 1.Сбор материала для исследовательской работы. | Сбор материала по выбранной теме. | Р.Описывать возможный результат и выбирать из предложенных вариантов путь достижения цели. Составлять план достижения цели, решения проблемы, учитывая (под руководством учителя) условия и средства; К. Обосновывать и отстаивает собственную точку зрения; Р. Оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью. | ||
9. | 2.Обработка материала для исследовательской работы. | Обработка материала по выбранной теме. | |||
10. | 3.Написание исследовательской работы. | Оформляют материал по выбранной теме. | |||
11. | 4.Выступление с исследовательской работой. | Выступают перед учащимися школы. | К. Обосновывать и отстаивать собственную точку зрения. | ||
Математика вокруг нас (8 ч.) | |||||
12. | 1.Построение фигур одним росчерком карандаша | Выполняют микроисследования в группах | Р. Выделять альтернативные способы достижения цели. | ||
13. | 2.Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. | Решают геометрические задачи с помощью разрезания бумаги. | |||
14. | 3.Построения с помощью циркуля и линейки | Выполняют построения. | К.Обосновывать и отстаивать собственную точку зрения. | ||
15. | 4.Секреты некоторых математических фокусов. | Воспроизводят действия. | |||
16. | 5.Решение задач с помощью максимального предположения. | Составляют алгоритмы для своей команды. | П. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости (отношения, закономерности) на материале соответствующей классу сложности. | ||
17. | 6.Решение задач с помощью максимального предположения. | Составляют алгоритмы для своей команды. | |||
18. | 7.Решение задач методом с «конца». | Составляют алгоритмы решения и кроссворды. | |||
19. | 8.Решение задач методом ложного положения. | Составляют головоломки и ребусы. | Р.Рефлексировать свою деятельность (определять причины своего успеха или неуспеха, сопоставляя её цель, ход и результат). | ||
Дробные числа (4 ч.) | |||||
20. | 1.Обыкновенные дроби. | Находят исторический материал и выступают перед одноклассниками. | Р.Соотносить цель и задачи, корректировать задачи в соответствии с целью (под руководством учителя). | ||
21. | 2. Решение занимательных задач. | Находят интересный материал и предлагают решить одноклассниками. | |||
22. | 3.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | Составляют алгоритм решения. | К.Обосновывать и отстаивать собственную точку зрения. | ||
23. | 4. Решение ребусов и логических задач. | Составляют таблицы, диаграммы для задач. | Р.Рефлексировать свою деятельность (определять причины своего успеха или неуспеха, сопоставляя её цель, ход и результат). | ||
Геометрия в нашей жизни (5 ч.) | |||||
24. | 1.Окружность и круг. | Находят в окружающей обстановке фигуры и вычисляют длину окружности и площадь круга. | Р. Рефлексировать свою деятельность (определять причины своего успеха или неуспеха, сопоставляя её цель, ход и результат). | ||
25. | 2.Цилиндр, конус, шар. | Находят в окружающей обстановке фигуры. | |||
26. | 3.Цилиндр, конус, шар, изготовление развёртки и каркасов. | Выполняют каркасы и развертки цилиндра, конуса и шара. | |||
27. | 4.Практические задания «Построение диаграмм». | Делают необходимые измерения и вычисления. | Р.Формулировать частные цели по усвоению готовых знаний и действий с ориентацией на процесс (под руководством учителя или самостоятельно). | ||
28. | 5.Практическая работа: «Рассчитать площадь поверхности цилиндра по формулам». | Делают необходимые измерения и вычисления. | |||
Математика на каждый день (7 ч.) | |||||
29. | 1.Сравнение понятий. Установление сходства и различий. | Сравнивают, устанавливает сходства и различия в окружающих предметах. | П. Переводить языковые средства в условные обозначения, создавать и преобразовывать схемы (с помощью учителя). Создавать материальные модели объектов (с помощью учителя). Переводить информацию из одной формы в другую (графическую, символическую, схематическую, текстовую и др.) под руководством учителя. | ||
30. | 2.Решение сюжетных задач. | Понимает текст задания. | |||
31. | 3.Решение логических задач с помощью таблиц. | Строят таблицы по предложенному тексту. | |||
32. | 4.Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. | Находят применение графов в жизненных ситуациях. | |||
33. | 5.Решение задач на отношения и пропорции. Практическая работа: «Найти золотую середину». | Выполняют расчёт для нахождения «Золотой середины». | К. Задавать собеседнику вопросы на понимание его действий и выяснение необходимых сведений от партнера по общению (самостоятельно). Задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности с партнёром (под руководством «учителя»). | ||
34. | 6.Решение задач с помощью уравнений. | Составляют задания из практической жизни. | Р. Фиксировать динамику собственных образовательных результатов. | ||
35. | 7.Осевая и центральная симметрия. | Разгадывают кроссворды, ребусы. | Р.Рефлексировать свою деятельность (определять причины своего успеха или неуспеха, сопоставляя её цель, ход и результат). |
Список используемой литературы:
- А. В. Фарков. Математические кружки в школе М.:Айрис- пресс, 2013.
- Е. Л. Мардахаева. Занятия математического кружка. 5-6 классов. М: Мнемозина, 2013.
- М. А. Ефимова, Г. П. Кукин. Задачи на разрезание. М: МЦНМО, 2014
- М. А. Гершензон. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. лит.,2014.
- И. Игнатьев. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2014.
- П. Р. Оникул. 19 игр по математике. С.- Петербург: Союз, 2014.
- Энциклопедия для детей. Т.11. Математика.- М.: Аванта+, 2013
- http://www.tomget.info, http://pedsovet.su, http://festival.1september.ru, http://nic-snail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....
Рабочая программа Внеурочная деятельность по математике 8-9 класс
Программа разработана для организации внеурочной деятельности с учащимися 8-9 классов.Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворен...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Подвижные игры"
Данная программа включает пояснительную записку, развёрнутый календарно - тематический план....
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя - мир" 6 класс ФГОС
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя - мир" 6 класс ФГОС (И. Бурж, К. Сусухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова)...
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 8 класс
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 8 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...