Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса
рабочая программа по химии (8 класс)

Эльмира Мубиновна Гильметдинова

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.

Содержание курса включает в себя практические работы и типы расчетных задач. Программа предусматривает овладение учащимися методикой решения всех типов расчетных задач за 8 класс, а также ряда задач, выходящих за рамки изучения в курсе химии 8 класса.

Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом по химии, практическим навыком решения задач. Это даст возможность лучше и глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности, а также даст возможность выработать элементарный навык в решении задач, что очень часто не хватает на уроках при прохождении программы. Усвоение методов решения типовых задач возможно в результате сопоставления самостоятельных решений с решениями, приведенными в приложении.

Обучение по программе курса, возможно, поможет учащимся осуществить выбор профиля для последующего обучения в старших классах, а учителям даст время для выработки программных навыков и умений.

 

Цель курса: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к химии, любознательности, творческих способностей, умений и навыков производить расчеты.

Основные задачи курса:

  • Закрепить, систематизировать и возможно расширить знания учащихся в области решения типовых расчетных задач.
  • Продолжить формировать умения анализа ситуации, прогнозирования и навыков исследовательской деятельности.
  • Продолжить формирование умения решать расчетные задачи.
  • Развивать учебно-коммуникативного умения.
  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
  • Формировать индивидуальные образовательные потребности (выбор профиля обучения, возможности избежать ошибок и разочарования в старшей школе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат основного общего образования» г. Тарко-Сале Пуровский район

ПРИНЯТО                               СОГЛАСОВАНО                                 УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО                    Заместитель директора по ОП              Директор МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале

Протокол № 12                       ______________________                       _________П.Ю. Грабельников

От «2» сентября  2019г          А.М. . Исмагилова                                   Приказ №_______ от «        » _____  20___ г

Руководитель  МО

____Э.М.Гильметдинова

Рабочая программа

внеурочной деятельности в 5-9 классах

Решение расчетных задач по неорганической химии

для 8а класса основного общего образования

Гильметдиновой Эльмиры Мубиновны,

высшая квалификационная категория.

2019-2020 учебный год, срок реализации-1 год.

 

 

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол  №      от

«     »____2019   г

г. Тарко-Сале

        2019        

Пояснительная Записка.

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.

Содержание курса включает в себя практические работы и типы расчетных задач. Программа предусматривает овладение учащимися методикой решения всех типов расчетных задач за 8 класс, а также ряда задач, выходящих за рамки изучения в курсе химии 8 класса.

Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом по химии, практическим навыком решения задач. Это даст возможность лучше и глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности, а также даст возможность выработать элементарный навык в решении задач, что очень часто не хватает на уроках при прохождении программы. Усвоение методов решения типовых задач возможно в результате сопоставления самостоятельных решений с решениями, приведенными в приложении.

Обучение по программе курса, возможно, поможет учащимся осуществить выбор профиля для последующего обучения в старших классах, а учителям даст время для выработки программных навыков и умений.

Цель курсасоздание условий для формирования и развития у учащихся интереса к химии, любознательности, творческих способностей, умений и навыков производить расчеты.

Основные задачи курса:

  • Закрепить, систематизировать и возможно расширить знания учащихся в области решения типовых расчетных задач.
  • Продолжить формировать умения анализа ситуации, прогнозирования и навыков исследовательской деятельности.
  • Продолжить формирование умения решать расчетные задачи.
  • Развивать учебно-коммуникативного умения.
  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
  • Формировать индивидуальные образовательные потребности (выбор профиля обучения, возможности избежать ошибок и разочарования в старшей школе)

 Формы контроля:

Самостоятельная работа учащихся на уроке и дома. В работе используются взаимно и самоконтроль при помощи образцов решения задач и упражнений, домашние контрольные работы.

Общая характеристика дополнительного предмета.

Программа дополнительного занятия для 8 класса включает. На первых занятиях рассматриваются правила техники безопасности в кабинете химии, раскрывается значение предмета.

На последующих уроках задачи на вычисления по химической формуле: относительной молекулярной массы, массовой доли элемента, составление формул веществ по валентности. Далее расчет массы, количества вещества, объёма вещества, молярного объема и относительной плотности газов при н.у.

Также расчеты по уравнениям химических реакций: массы, объема, количества вещества одного из веществ, по известному массы, объема, количества вещества другого. Задачи на избыток одного из реагирующих веществ.

Включено решение задач с растворами. ОВР. Задачи на выход продукта реакции.

Изучение решения расчетных задач позволяет учащемуся глубоко изучить предмет химии и быть подготовленным к выбору ОГЭ по предмету. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности   к самостоятельной учебной работе. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 часа: 1 час в неделю.

        Описание места дополнительного предмета в учебном плане.

Программа дополнительного занятия разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, по учебнику Химия 8 класс, автор: Рудзитис.

В основе осуществления целей образовательной программы используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Ожидаемые результаты:

Полученные знания должны помочь учащимся:

  • определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения);
  • научиться обращаться со сверстниками, учителями, отстаивать свою точку зрения;
  • закрепить практические навыки и умения при решении задач;
  • выполнять творческие задания;

В процессе обучения на занятиях дополнительного курса учащиеся приобретают следующее знания:

  • формирующие научную картину мира;
  • применение теоретических знаний на практике решения задач;

умения:

  • уметь производить типовые расчеты химических задач, указанных в планировании согласно программе, для общепринятых учреждений;
  • выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний.

Содержание курса.

Введение - 1 час.

Знакомство с правилами техники безопасности в кабинете химии. Ознакомление с предметом химия, значением в жизни человека.

Вычисление по химической формуле вещества - 8 часа.

 Вычисление Mr - относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли (W) элемента (в %) по формуле веществ. Вычисление массы, количество молекул с помощью количества вещества.         Задачи с использованием понятия “моль”. n = m/M, n= V/V, n= N/ NA.  Решение задач на молярный объем и относительную плотность газов при н.у.

Вычисления по химическим уравнениям – 7 часов:

вычисления по химическим уравнениям (m, V, ʋ) веществ по известному массе, объему, количеству вещества (одного из вступивших или получившихся в результате реакции); расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке; вычисление теплового эффекта по массе одного из реагирующих веществ, составление термохимического уравнения по массе вещества и тепловому эффекту.

Вычисления, связанные с растворами -5 часов:

вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе; вычисление массы растворителя и растворенного вещества по известной массе раствора и массовой доле растворенного вещества; расчеты с использованием плотности раствора, расчеты связанные с растворимостью вещества;

Вычисления, связанные с примесями – 3 часа. 

Вычисление выхода продуктов реакции в % от теоретически возможного выхода – 2 часа; вычисление m продукта реакции по известной m исходного вещества, содержащую определенную W примесей; вычисление выхода продуктов реакции в % от теоретически возможного выхода.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) -2 часа. 

Виды ОВР. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

Задачи на составление формул веществ классов неорганических соединений -8 часов.

Составление оксидов, кислот, оснований, солей. Составление химических реакций генетических цепочек неорганических соединений.

Календарно-тематическое планирование

курса «Решение расчетных задач»

(1час в неделю, всего 34 часов)

п/п

Тема

Теоретический урок

Практический урок

Сроки

Введение (1 час)

1

1

Предмет химии, значение в жизни человека. Правила техники безопасности в кабинете химии. Правила обращения с химической посудой.

1

Вычисления по химической формуле (8 часов)

2

1

Вычисление относительной молекулярной массы вещества

1

3

2

Вычисления массовой доли элемента в соединении

1

4

3

Валентность. Нахождение валентности по формуле. Составление формулы по валентности

1

5

4

Вычисление массы, количество молекул с помощью количества вещества

1

6-8

5-7

Задачи с использованием понятия “моль”. n = m/M, n= V/Vm, n= N/ NA

3

9

8

Решение задач на молярный объем и относительную плотность газов при н.у.

1

Вычисления по уравнениям химических реакций (7 часов)

10

1

Вычисление массы одного из веществ по известной массе другого вещества

1

11

2

Вычисление объема одного из веществ по известному объему другого вещества

1

12-13

3-4

Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ.

2

14

5

Задачи на избыток одного из реагирующих веществ.

1

15-16

6-

7

Вычисление теплового эффекта по массе одного из реагирующих веществ. Составление термохимического уравнения по массе вещества и тепловому эффекту

2

Вычисления, связанные с растворами (5 часов)

17

1

Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе

1

18

2

Вычисление массы растворителя и растворенного вещества по известной массе раствора и массовой доле растворенного вещества

1

19-20

3-

4

Расчеты с использованием плотности раствора.

Расчеты связанные с растворимостью вещества.

2

Вычисления, связанные с примесями (3 часа). Вычисление выхода продуктов реакции в % от теоретически возможного выхода (2 часа).

21-23

1-3

Вычисление m продукта реакции по известной m исходного вещества, содержащую определенную W примесей.

3

24-25

3-4

Вычисление выхода продуктов реакции в % от теоретически возможного выхода.

2

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) (2 часа)

26

1

Виды ОВР

1

27

2

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

1

Задачи на составление формул веществ классов неорганических соединений (8 часов)

28

1

Задачи на оксиды

1

29

2

Задачи на основания

1

30

3

Задачи на кислоты

1

31

5

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

1

32

6

Составление химических реакций по данным генетическим цепочкам неорганических соединений.

1

33

7

Тест по теме «Классы неорганических соединений»

1

34

8

Итоговый экзамен

1

Требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • Проводить опыты с соблюдением правил техники безопасности;
  • Обращаться с простейшей посудой и лабораторным оборудованием;
  • Обращаться с нагревательными приборами;
  • Обращаться с измерительными приборами, техническими весами;
  • Растворять твердые вещества и жидкости в воде;
  • Готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества или молярной концентрацией раствора;

Учащиеся должны вычислять:

Массовые доли и массовые отношения элементов в сложном веществе;

Проводить вычисления с количеством вещества;

Выводить формулы веществ по массовым долям и массовым отношениям элементов;

Содержание элемента в данной порции вещества;

Массовую долю растворенного вещества;

Проводить вычисления по уравнениям реакций;

Решать задачи на избыток одного из исходных веществ;

Проводить вычисления по уравнениям реакций в растворах;

Решать задачи на выход продукта;

Тепловые эффекты химических реакций;

Проводить вычисления по уравнениям нескольких последовательных реакций;

УМК по дополнительному занятию 8 класс.

Литература для учащихся.

  1. А. Е. Темирбулатова. Сборник задач и упражнений по химии 8 класс. А., Мектеп. 2012
  2. И.Г.Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М., Новая волна. 2004.
  3. Г.П. Хомченко, Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1985.
  4. Р.А.Лидин, Л.Ю.Аликберова. Справочник по химии. М., Аст-Пресс Школа. 2002.
  5. Н.Е. Кузьменко. Химия для школьников старших классов и для поступающих в вузы. М. :Дрофа,1999.
  6. Н.Ф. Кузнецова. Задачник 8-9 классы..

Литература для учителя.

  1. Суровцева, Радецкий, Кузьменко, Хомченко, Химия в школе и др.
  2. Каждый учитель подбирает литературу из своей библиотеки.

Приложение 1.

Основные химические и физические величины, формулы.

1.Количество вещества, молярный объем газов

Определения:

Моль – такое количество вещества, в котором содержится 6∙1023 молекул этого вещества.

Молярная масса – масса 1 моль вещества.

Постоянная Авогадро – число молекул, содержащееся в 1 моль любого вещества - 6∙1023

Молярный объем – объем газа количеством вещества 1 моль, измеренный при н.у. – 22,4 л/моль

Относительная плотность газа – отношение массы определенного объема газа к массе такого же объема другого газа

Закон Авогадро: одинаковые объемы различных газов при одинаковых условиях содержат одинаковое число молекул

Следствие из закона Авогадро: при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает одинаковый объем

Закон объемных отношений: при одинаковых условиях объемы газов, вступающих в реакцию, относятся друг к другу, а также к объемам газообразных продуктов как небольшие целые числа

Буквенные обозначения:

Количество вещества – n=ʋ

Молярный объем - Vm

Молярная масса - M

Масса - m

Число молекул - N

Постоянная Авогадро - Na

Объем – V

Относительная плотность газа по другому газу – D

Плотность вещества - ρ

Основные формулы: n=https://fhd.multiurok.ru/html/2017/01/06/s_586fcebbd82f8/520943_1.png ; n= https://fhd.multiurok.ru/html/2017/01/06/s_586fcebbd82f8/520943_2.png ; n=https://fhd.multiurok.ru/html/2017/01/06/s_586fcebbd82f8/520943_3.png ; D=https://fhd.multiurok.ru/html/2017/01/06/s_586fcebbd82f8/520943_4.png ; m=ρ∙V

Система единиц:

Масса (m)

Количество вещества (n)

Молярная масса (M)

Объем (V)

Молярный объем (Vm)

Число Авогадро (Na)

основная

г

моль

г/моль

л

л/моль

66∙1023

молекул/моль

В 1000 раз больше

кг

кмоль

кг/кмоль

м3

м3/кмоль

66∙1026

молекул/моль

В 1000 раз меньше

мг

ммоль

мг/ммоль

мл

мл/ммоль

66∙1020

молекул/моль

2.Массовая доля.

Массовая доля элементов в веществе.

Буквенные обозначения

ω – массовая доля (в долях от целого или в %)

Ar – относительная атомная масса элемента

Mr – относительная молекулярная масса химического соединения

Основные формулы:

ω=https://fhd.multiurok.ru/html/2017/01/06/s_586fcebbd82f8/520943_5.png∙100%

3. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора).

Буквенные обозначения

ω – массовая доля (в долях от целого или в %)

φ – объемная доля (в долях от целого, реже в %)

Основные формулы:

m=ρ∙V (ρ – плотность вещества, V – объем вещества)

ω=https://fhd.multiurok.ru/html/2017/01/06/s_586fcebbd82f8/520943_6.png∙100%

φ =https://fhd.multiurok.ru/html/2017/01/06/s_586fcebbd82f8/520943_7.png

4.Расчет массовой или объемной доли выхода продукта реакции

от теоретически возможного.

Выход продукта реакции от теоретически возможного (η) – это отношение массы (объема, количества) реально полученного вещества к его теоретически возможной массе (объему, количеству), которое рассчитывается по уравнению химической реакции.

https://fhd.multiurok.ru/html/2017/01/06/s_586fcebbd82f8/520943_8.png

6.Расчет теплового эффекта реакции.

Экзотермические реакции – протекают с выделением теплоты +Q

Эндотермические реакции – протекают с поглощением теплоты –Q

Теплоту реакции записывают в конце уравнения, называют тепловым эффектом реакции, измеряется в Дж и кДж.

Термохимические уравнения – химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект.

Для термохимических уравнений существует прямо пропорциональная зависимость между количеством исходного вещества и количеством выделившейся или поглощенной теплоты.

Приложение 2.

Алгоритм решения задачи

1. Внимательно прочтите условия задачи 2-3 раза.

2. Кратко запишите, что дано (известно) по условию задачи, что надо определить.

3. Выявите химическую сущность задачи.

4. Составьте необходимые для расчета уравнения всех химических реакций или формулы в зависимости от условия задачи.

5. На основе логического анализа условия задачи запишите расчетные формулы, необходимые для ее решения.

6. Определите, какие единицы массы, объема или количества вещества наиболее рационально использовать в данной задаче.

7. Проведите математические расчеты и запишите ответ.

1. Решение задач по химическим уравнениям.

Расчет массы вещества или объема газа по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ.

Алгоритм решения.

1.Записать «Дано»

2.Составить уравнение реакции

3.Над формулами веществ записать значения известных и неизвестных величин с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества; если в задаче идет речь о растворе, то сначала нужно вычислить массу растворенного вещества.

4.Под формулами веществ с известными и неизвестными величинами записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакции.

5.Составить и решить пропорцию.

6.Записать ответ.

2.Решение задач на избыток-недостаток.

Этапы решения:

1.Записать уравнение реакции, расставить коэффициенты.

2. Над и под формулами в уравнении записать данные по условию и по уравнению.

3.Находим количество получившегося вещества по избытку и недостатку.

4. Найти вещество, имеющееся в избытке, рассчитать его количество (массу, объем).

РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №1

КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА

Задача: Какому количеству вещества соответствует 1,2*1023 атомов кислорода?

Дано: Решение:

N(O) = 1,2*1023 атомов

n(O) = ?

n = https://gigabaza.ru/images/43/84211/m3f8c7481.gif; Na = 6*10231/моль

1 вариант: в каком количестве вещества содержится 1,8*1023 атомов серебра?

2 вариант: в каком количестве вещества содержится 2,4*1023 молекул воды?

Задача: Сколько молекул содержится в 0,3 моль воды?

Подсказка: N = Na*n

 1 вариант: сколько молекул содержится в 0,5 моль поваренной соли?

2 вариант: сколько атомов содержится в 2 моль натрия?

РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №2

МОЛЯРНАЯ МАССА

Задача: Чему равна масса 4 моль воды?

Подсказка: m = M*n; M(H2O) = 1*2+16 = 18 г/моль

1 вариант: сколько граммов весит 2,5 моль серной кислоты H2SO4?

2 вариант: какова масса 5 моль углекислого газа CO2?

 Задача: Какое количество вещества оксида кальция CaO имеет массу 560 г?

Подсказка: n = https://gigabaza.ru/images/43/84211/m627fafc3.gif

1 вариант: какое количество вещества сульфида алюминия Al2S3 имеет массу 15 г?

2 вариант: какому количеству вещества соответствует 8 г гидроксида натрия NaOH?

РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №3

КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА. МОЛЯРНАЯ МАССА.

n=https://gigabaza.ru/images/43/84211/m3f8c7481.gif N=Na*n m=M*n n=https://gigabaza.ru/images/43/84211/m627fafc3.gif

Задача. Сколько моль содержит 1,2*1023 атомов серы? Найти массу данных атомов серы.

Вариант 1. рассчитайте количество вещества и массу 36*1023 молекул оксида бария ВаО.

Вариант 2. рассчитайте количество вещества и массу 0,6 *1023 молекул фосфорной кислоты H3PO4.

Задача. Сколько моль и молекул содержится в 28,4 г оксида фосфора (V) P2O5?

Вариант 1. сколько моль и молекул содержится в 12,6 г азотной кислоты HNO3?

Вариант 2. сколько моль и молекул содержится в 26,4 г сульфида железа FeS?

Задача. Найти массу 0,5 моль хлора. Сколько там содержится молекул?

Вариант 1. найти массу 0,1 моль водорода. Сколько содержится молекул в данном количестве водорода?

Вариант 2. найти массу 0,3 моль кислорода. Сколько содержится молекул в данном количестве кислорода?

РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №4

МОЛЯРНЫЙ ОБЪЕМ

 Задача. Какой объем (н.у.) займут а) 0,6 моль азота; б) 3 моль кислорода?

Подсказка: V=Vm*n ; Vm=22,4 л/моль

Вариант 1. какой объем (н.у.) займут 0,3 моль сероводорода?

Вариант 2. какой объем (н.у.) займут 5 моль хлороводорода

Задача. Сколько моль углекислого газа занимают объем 5,6 л (н.у.)?

Подсказка: n=https://gigabaza.ru/images/43/84211/m283414f9.gif

Вариант 1. сколько моль угарного газа занимают объем 89,6 л (н.у.)?

Вариант 2. сколько моль аммиака занимают объем 11,2 л (н.у.)?

РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (8 КЛАСС)

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №5

КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА.

МОЛЯРНАЯ МАССА. МОЛЯРНЫЙ ОБЪЕМ.

n=https://gigabaza.ru/images/43/84211/m3f8c7481.gif N=Na*n m=M*n n=https://gigabaza.ru/images/43/84211/m627fafc3.gif V=Vm*n n=https://gigabaza.ru/images/43/84211/m283414f9.gif

Задача. Найти количества вещества и массу: а) 6,72 л (н.у.) кислорода; б) 4,48 л (н.у.) хлора; в) 2,24 л (н.у.) водорода.

Задача. Найти количество вещества и объем (н.у.): а) 6 г водорода; б) 6,4 г кислорода; в) 8,8 г углекислого газа.

Задача. Найти массу и объем (н.у.): а) 0,5 моль азота; б) 2 моль углекислого газа; в) 0,3 моль кислорода.

Задача. Найти количество вещества, массу и объем (н.у.): а) 12*1023 молекул фтора; б) 3*1023 молекул азота; в) 1,8*1023 молекул хлора;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач"

Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач"  создан на основе проекта примерных программ по учебным предметам "Физика 7-9 классы".  Серия "Ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка к своему «Я» для 1 – 4 класса

Данная образовательная программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, с учётом основны...

Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для обучающихся 5 класса

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Настольный теннис» для учащихся 5-9 классов

Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...

Рабочая программа элективного курса по химии «Способы решения расчетных задач по химии» в 10 классе

 Программа рассчитана на 18 часов. Курс разделен на  три блока: расчеты по химическим формулам, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям....

Рабочая программа внеурочной деятельности. МАТЕМАТИКА. Теория графов для решения задач. 7 класс

Данная рабочая программа составлена для проведения занятий внеурочной деятельности для учащихся 7 классов, интресующихся областями за рамками содержания учебного предмета на уроках в классе. Реализаци...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Решение химических задач»

Программа составлена для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, рассчитана на 35 часа учебного времени в год....