Урок на тему:"Окислительно-восстановительные реакции"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Урок разработан для изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" в 9 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okislitelno-vosstanovitelnye_reaktsii.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Даций Елена Александровна

учитель химии МБОУ Новобатайской СОШ №9

 с. Новобатайска Кагальницкого района.

Аннотация: Урок химии в 9 классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции» разработан на основе учебника «Химия 9» и его электронного приложения автор А.А. Журин .

На уроке раскрываются основные понятия об окислительно-восстановительных реакциях: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

Урок химии в 9 классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

Цели урока:

обучающие: познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окислений элементов – окислительно-восстановительными реакциями, дать понятие “окислитель”, “восстановитель”, “окисление”, “восстановление”; охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления; систематизировать знания о типах химических реакций, о степени окисления химических элементов;

развивающие: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы; формирование интереса к предмету.

воспитательные: формировать научное мировоззрение обучающихся, совершенствовать трудовые навыки, формирование культуры межличностного общения: умения слушать друг друга, задавать вопросы, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.

Методы обучения:

по источникам знаний

словесные

наглядные

по дидактическим целям:

подготовка к восприятию

объяснение

по уровням познавательной самостоятельности:

проблемный

исследовательский

Форма обучения:

фронтальная

индивидуальная

Средства обучения

Информационно-технологические

Планируемые результаты обучения:

учащиеся должны знать определения: «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «процесс окисления», «процесс восстановления»;

уметь выявлять окислители и восстановители на основе сравнения степеней окисления атомов

уметь анализировать изменение степеней окисления атомов в химических реакциях и высказывать суждения о том, какие из атомов являются окислителями, а какие восстановителями в данном процессе;

уметь объяснять то, что окислительно-восстановительные реакции протекают с участием веществ с противоположными свойствами – окислителей и восстановителей.

Понятия, вновь вводимые на уроке: окислительно-восстановительные реакции; окислитель; восстановитель; процесс окисления; процесс восстановления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся

Ребята, давайте  вспомним с вами ранее изученный материал о степени окисления, который будет необходим нам на уроке.

Устный фронтальный опрос:

Что такое электроотрицательность?

Что такое степень окисления?

Может ли степень окисления элемента быть равной нулю? В каких случаях?

Какую степень окисления чаще всего проявляет кислород в соединениях?

Вспомните исключения.

Как рассчитывается степень окисления по формулам соединений?

УЧАЩИЕСЯ: Для того,  чтобы рассчитать степень окисления, нужно воспользоваться несложными правилами:

Степень окисления кислорода почти всегда равна  -2.

Степень окисления водорода почти всегда равна +1.

Степень окисления металлов всегда положительна и в максимальном значении почти всегда равна номеру группы.

Степень окисления свободных атомов и атомов в простых веществах всегда равна 0.

Суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна 0.

УЧИТЕЛЬ предлагает ученикам  для закрепления сформулированных правил выполнить задание : определить степени окисления элементов по формулам    H2SO4, MgO, NaOH, H2.

3. Создание проблемной ситуации:

Учитель: - Ребята, давайте еще раз обратимся к электронному учебнику и посмотрим две химические реакции

(электронный учебник, тема «Общие химические свойства металлов)

а) взаимодействие магния с кислородом

(электронный учебник, тема: Кислоты и щелочи)

б) реакция нейтрализации

-Уравнения реакции запишите в тетрадь

- подберите критерии для сравнения этих реакций

Учащиеся предлагают критерии:

- тип реакции

- визуальные изменения

- степени окисления

(За каждый подобраный критерий ученик получает один балл)

После сравнения ученики делают вывод:

- реакция нейтрализации идет без изменения степеней окисления

- горение магния с изменением степеней окисления

4. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Учащиеся: о реакциях, которые идут с изменением степеней окисления.

Сформулируйте тему.

Тема: Окислительно-восстановительные реакции

Учитель обращает внимание учащихся к тексту учебника (работа с учебником)

Задание

- прочитать определение ОВР

- выбрать ключевые слова и выписать в рабочую тетрадь

Учащиеся : Ключевые слова

- изменение степеней окисления

- единство двух процессов

-окисление

-восстановление

(за каждое ключевое слово 1 балл)

Вопрос к учащимся: как вы думаете почему поставлен дефиз в термине «окислительно-восстановительные» ?

(на доске для сравнения заранее написаны несколько примеров: англо-русский словарь, плодо-овощной совхоз)

Учащиеся делают выводы:

В данной реакции два процесса- окислительный и восстановительный.

Учитель обращает внимание детей на схему в электронном учебнике (тема ОВР)

По схеме ученики делают вывод

- процесс окисления ведет к повышению степени окисления

- процесс восстановления к понижению степени окисления

На основании схемы записывают алгоритмы для определения

Восстановителя:

1.Отдает

2.Повышает

3.Окисляется

Окислитель:

1.принимает

2.Понижает

3.Восстанавливается

Учитель: Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов: окисления и восстановления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. Весь окружающий нас мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции, в основном окислительно-восстановительные.

ОВР в природе (показать несколько слайдов)

5.Закрепление

Выполнить задание (электронный учебник Тема «ОВР» - тренажер)

(количество баллов в листок контроля)

В конце урока листки контроля сдать учителю .

6. Домашнее задание  §6 стр.22.

Приложение

Лист контроля

ФИО

Количество баллов за критерии

Количество балов за ключевые слова

Количество балов за тест

Максимальное количество баллов -12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"

Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...

Технологическая карта урока по теме "Окислительно-восстановительные реакции"

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов  и возможность достижения планируемых результатов освоения осно...

Урок на тему: "Окислительно-восстановительные реакции" в 8 классе

Цели урока:1. сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях;   2. научить учащихся составлять уравнения ОВР методом электронного баланса. Задачи урока:повторить известные п...

Урок по теме "Окислительно-восстановительные реакции" , 8 класс

Данная разработка может быть использована на уроках химии в 8 классе при изучении темы "Окислительно-восстановительные реакции"....

Открытый урок на тему:"Окислительно- восстановительные реакции., Электролиз."

Тема: Оксидлашу –кайтарылу реакцияләре. Эремәләр , эретмәләр электролизы. Элетролизны практикада куллану....

Урок по теме "Окислительно-восстановительные реакции"

Урок химии в 8 классе. Проблемное обучение....