Урок на тему:"Окислительно-восстановительные реакции"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Урок разработан для изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okislitelno-vosstanovitelnye_reaktsii.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Даций Елена Александровна
учитель химии МБОУ Новобатайской СОШ №9
с. Новобатайска Кагальницкого района.
Аннотация: Урок химии в 9 классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции» разработан на основе учебника «Химия 9» и его электронного приложения автор А.А. Журин .
На уроке раскрываются основные понятия об окислительно-восстановительных реакциях: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.
Урок химии в 9 классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»
Цели урока:
обучающие: познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окислений элементов – окислительно-восстановительными реакциями, дать понятие “окислитель”, “восстановитель”, “окисление”, “восстановление”; охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления; систематизировать знания о типах химических реакций, о степени окисления химических элементов;
развивающие: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы; формирование интереса к предмету.
воспитательные: формировать научное мировоззрение обучающихся, совершенствовать трудовые навыки, формирование культуры межличностного общения: умения слушать друг друга, задавать вопросы, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.
Методы обучения:
по источникам знаний
словесные
наглядные
по дидактическим целям:
подготовка к восприятию
объяснение
по уровням познавательной самостоятельности:
проблемный
исследовательский
Форма обучения:
фронтальная
индивидуальная
Средства обучения
Информационно-технологические
Планируемые результаты обучения:
учащиеся должны знать определения: «окислительно-восстановительные реакции», «окислитель», «восстановитель», «процесс окисления», «процесс восстановления»;
уметь выявлять окислители и восстановители на основе сравнения степеней окисления атомов
уметь анализировать изменение степеней окисления атомов в химических реакциях и высказывать суждения о том, какие из атомов являются окислителями, а какие восстановителями в данном процессе;
уметь объяснять то, что окислительно-восстановительные реакции протекают с участием веществ с противоположными свойствами – окислителей и восстановителей.
Понятия, вновь вводимые на уроке: окислительно-восстановительные реакции; окислитель; восстановитель; процесс окисления; процесс восстановления.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся
Ребята, давайте вспомним с вами ранее изученный материал о степени окисления, который будет необходим нам на уроке.
Устный фронтальный опрос:
Что такое электроотрицательность?
Что такое степень окисления?
Может ли степень окисления элемента быть равной нулю? В каких случаях?
Какую степень окисления чаще всего проявляет кислород в соединениях?
Вспомните исключения.
Как рассчитывается степень окисления по формулам соединений?
УЧАЩИЕСЯ: Для того, чтобы рассчитать степень окисления, нужно воспользоваться несложными правилами:
Степень окисления кислорода почти всегда равна -2.
Степень окисления водорода почти всегда равна +1.
Степень окисления металлов всегда положительна и в максимальном значении почти всегда равна номеру группы.
Степень окисления свободных атомов и атомов в простых веществах всегда равна 0.
Суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна 0.
УЧИТЕЛЬ предлагает ученикам для закрепления сформулированных правил выполнить задание : определить степени окисления элементов по формулам H2SO4, MgO, NaOH, H2.
3. Создание проблемной ситуации:
Учитель: - Ребята, давайте еще раз обратимся к электронному учебнику и посмотрим две химические реакции
(электронный учебник, тема «Общие химические свойства металлов)
а) взаимодействие магния с кислородом
(электронный учебник, тема: Кислоты и щелочи)
б) реакция нейтрализации
-Уравнения реакции запишите в тетрадь
- подберите критерии для сравнения этих реакций
Учащиеся предлагают критерии:
- тип реакции
- визуальные изменения
- степени окисления
(За каждый подобраный критерий ученик получает один балл)
После сравнения ученики делают вывод:
- реакция нейтрализации идет без изменения степеней окисления
- горение магния с изменением степеней окисления
4. Целеполагание и мотивация.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
Учащиеся: о реакциях, которые идут с изменением степеней окисления.
Сформулируйте тему.
Тема: Окислительно-восстановительные реакции
Учитель обращает внимание учащихся к тексту учебника (работа с учебником)
Задание
- прочитать определение ОВР
- выбрать ключевые слова и выписать в рабочую тетрадь
Учащиеся : Ключевые слова
- изменение степеней окисления
- единство двух процессов
-окисление
-восстановление
(за каждое ключевое слово 1 балл)
Вопрос к учащимся: как вы думаете почему поставлен дефиз в термине «окислительно-восстановительные» ?
(на доске для сравнения заранее написаны несколько примеров: англо-русский словарь, плодо-овощной совхоз)
Учащиеся делают выводы:
В данной реакции два процесса- окислительный и восстановительный.
Учитель обращает внимание детей на схему в электронном учебнике (тема ОВР)
По схеме ученики делают вывод
- процесс окисления ведет к повышению степени окисления
- процесс восстановления к понижению степени окисления
На основании схемы записывают алгоритмы для определения
Восстановителя:
1.Отдает
2.Повышает
3.Окисляется
Окислитель:
1.принимает
2.Понижает
3.Восстанавливается
Учитель: Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов: окисления и восстановления. В этих реакциях число электронов, отдаваемых восстановителями, равно числу электронов, присоединяемых окислителями. Весь окружающий нас мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции, в основном окислительно-восстановительные.
ОВР в природе (показать несколько слайдов)
5.Закрепление
Выполнить задание (электронный учебник Тема «ОВР» - тренажер)
(количество баллов в листок контроля)
В конце урока листки контроля сдать учителю .
6. Домашнее задание §6 стр.22.
Приложение
Лист контроля
ФИО | Количество баллов за критерии | Количество балов за ключевые слова | Количество балов за тест |
Максимальное количество баллов -12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"
Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...
Технологическая карта урока по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения осно...
Урок на тему: "Окислительно-восстановительные реакции" в 8 классе
Цели урока:1. сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях; 2. научить учащихся составлять уравнения ОВР методом электронного баланса. Задачи урока:повторить известные п...
Урок по теме "Окислительно-восстановительные реакции" , 8 класс
Данная разработка может быть использована на уроках химии в 8 классе при изучении темы "Окислительно-восстановительные реакции"....
Открытый урок на тему:"Окислительно- восстановительные реакции., Электролиз."
Тема: Оксидлашу –кайтарылу реакцияләре. Эремәләр , эретмәләр электролизы. Элетролизны практикада куллану....
урок по теме: "Окислительно-восстановительные реакции"
открытый урок...
Урок по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
Урок химии в 8 классе. Проблемное обучение....