Урок по теме "Окислительно-восстановительные реакции" , 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Татаркина Наталья Валентиновна

Данная разработка может быть использована на уроках химии в 8 классе при изучении темы "Окислительно-восстановительные реакции".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okislitelno_vosstanovitelnye_reaktsii.docx92.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « Окислительно-восстановительные реакции» 8 класс

Татаркина Наталья Валентиновна учитель  химии

Статья отнесена к разделу : Преподавание химии

Тип урока «Открытие нового знания»

Цель: Изучить  окислительно-восстановительные реакции.

Задачи:

Образовательная: Научиться писать электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций и расставлять коэффициенты. Уметь определять относиться ли  реакция к ОВР или нет. Продолжить формировать умения работать самостоятельно.

Развивающая: Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу. Прививать интерес к предмету химии.

Урок составлен на основе учебника: Химия 8 класс, Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М.: «Просвещение», 1999

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

-Здравствуйте! Садитесь. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

-Я бы хотела начать наш урок со стихотворения:

Тверды они все, кроме ртути,

Блестящи и твёрды по сути.

Беда у них тоже одна -

Коррозия ест их до дна.

О чем  каком явлении говориться в этом стихотворении? Правильно, о химическом явлении - коррозии металлов.

Вспомните, какой самый отличительный признак определяет химическое явление или химическую реакцию?

Происходит образование новых веществ, отличающихся от исходных,  свойствами, строением, составом.

2. Объяснение нового материала

Сегодня на уроке мы будем говорить о явлениях, с которыми вы часто сталкиваетесь в своей жизни, не догадываясь, что в их основе лежат …(окислительно-восстановительные) реакции.

Давайте проведем следующие опыты. Для проведения опытов вызывается 1 ученик.

Демонстрационный опыт. На демонстрационном столе находятся 2 пробирки с раствором медного купороса (сульфата меди ІІ). В одну пробирку прилейте раствор гидроксида натрия, а в другую опустите железную скрепку. При проведении опыта,  соблюдаем правила техники безопасности.  Что вы наблюдаете? Запишите уравнения химических реакций, которые мы сейчас наблюдали. Определите степени окисления  элементов в данных реакциях.

1) CuSO4 +2NaOH =Na2 SO4 +Cu(OH)2

2) CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

Сравните данные реакции, чем они отличаются? По какому признаку можно классифицировать реакции?

Реакции 2 типа получили название окислительно – восстановительных реакций.

Запишите в тетрадях тему урока: Окислительно –восстановительные реакции.  Давайте запишем  определение: Окислительно-восстановительные реакции – это реакции, идущие с изменением степени окисления элементов. А какие типы химических реакций вы знаете? (замещения, обмена , соединения и разложения). К какому типу относиться взаимодействие гидроксида натрия с сульфатом меди? (обмена) А взаимодействие сульфата меди с железом? (замещения). В каком случае степени окисления не поменялись? ( в первом). Запишите, пожалуйста, в тетрадь: К ОВР относятся все реакции замещения, а также те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество.

Ребята, определите устно, какая из предложенных реакций окислительно-восстановительной не является:

1) 2Na + Cl2 = 2NaCl
2) NaСl + AgNO
3= NaNO3+AgCl↓
3) Zn + 2HCl = ZnCl
2 + H2

4) S+O2=SO2

В качестве примеров ОВР продемонстрируем следующий опыт.

H2SO4 + Mg           MgSO+ H2https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=13nx-909gtpd1dizl90162xfwot368zr4sdevtnhvp547lhoe0jt6h15fnm9nbo0v2kaua4t48hb67ezpgsh5as98s4ssmt8vaum2vta&name=result_html_mc3190c4.gif

Обозначим степень окисления всех элементов в формулах веществ – реагентов и продуктов этой реакции:

Как видно из уравнения реакции, атомы двух элементов магния и водорода, изменили свои степени окисления.

Что с ними произошло?

Магний из нейтрального атома превратился в условный ион в степени окисления +2, то есть отдал 2е:

Mg 0 – 2е        Mg +2https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=13nx-909gtpd1dizl90162xfwot368zr4sdevtnhvp547lhoe0jt6h15fnm9nbo0v2kaua4t48hb67ezpgsh5as98s4ssmt8vaum2vta&name=result_html_mc3190c4.gif

Запишите в свой конспект:

Элементы или вещества, отдающие электроны называются восстановителями; в ходе реакции они окисляются.

Условный ион Н в степени окисления +1 превратился в нейтральный атом, то есть каждый атом водорода получил по одному электрону.

+1 +2е         Н2https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=13nx-909gtpd1dizl90162xfwot368zr4sdevtnhvp547lhoe0jt6h15fnm9nbo0v2kaua4t48hb67ezpgsh5as98s4ssmt8vaum2vta&name=result_html_m5634ee1.gif

Давайте запишем в тетрадь : Элементы или вещества, принимающие электроны, называются окислителями; в ходе реакции они восстанавливаются.

Чтобы лучше запомнить, предлагаю вам провести сценку (участвуют 2 ученика): Встречаются 2 друга : Саша и Миша один другому дает пять рублей (Саша передает Мише 5 рублей). Учитель задает вопрос: Ребята, скажите : Что произошло с Мищиным бюджетом, окисление или восстановление? (Восстановление, денежка попала в Мишин кошелек), а значит, для Миши Паша кем будет являться: окислителем или восстановителем? (Восстановителем). А что же произошло с Пашиным бюджетом ?(Окисление). А значит, Миша для Паши окислитель.

Для удобства запоминания процессов предлагаю вам записать систему координат с указанием процессов.

C:\Users\user\Desktop\3a571d8de63e133d89080ab0b01587b1_i-5295.jpg

окисление – отдача электронов (- е)

восстановление – принятие электронов (+е)

Давайте снова вернемся к взаимодействию магния с серной кислотой. Пользуемся данной схемой. У Магния был заряд 0, а стал +2, в какую сторону идет движение по системе координат? Вправо, значит это процесс окисления, было отдано 2 электрона, а магний является восстановителем.    Mg 0 – 2е        Mg +2

 Водород был с  зарядом +1, а стал 0. Движение влево, а значит процесс восстановления, т.е. принятия электронов и водород будет являться окислителем.  2Н+1 +2е         Н2

Так как в реакции появляется молекула водорода: Н2, то перед ионом  водорода ставим 2(уравниваем) и соответственно  показываем, что было  принято 2 электрона.

Давайте вместе грамотно запишем электронный баланс в тетрадь:

H2SO4 + Mg           MgSO+ H2https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=13nx-909gtpd1dizl90162xfwot368zr4sdevtnhvp547lhoe0jt6h15fnm9nbo0v2kaua4t48hb67ezpgsh5as98s4ssmt8vaum2vta&name=result_html_mc3190c4.gif

Восстановитель     Mg 0 – 2е        Mg +2      окисление                  2          1

        Окислитель            2Н+1 +2е         Н2            восстановление          2          1

В электронном балансе слева указывают окислитель и восстановитель, а справа процессы. Далее в электронном балансе правилом креста ставим коэффициенты (количество принятых электронов должно быть равно количеству отданных), если можно сократить , то сокращаем. И в данном конкретном случае, появляются единичные коэффициенты, а значит, в самом уравнении реакции коэффициенты ставить не нужно.

3. Закрепление  нового материала

А теперь, давайте вместе, выполним следующее задание. Нужно расставить коэффициенты методом электронного баланса в следующих реакциях, задания С3 в ОГЭ:

P+HNO3+H2O            H3PO4+NO

P+H2SO4                     H3PO4+SO2+H2O

Si+NaOH+H2O            Na2SiO3+H2

HNO2+HI                     NO+I2+H2O

 К доске вызываются ученики для выполнения заданий, если возникают затруднения, учитель приходит им на помощь.

Выполните следующие задания:

Какая схема превращения азота соответствует данному уравнению реакции

4NH3 +5O 2 → 4NO + 6H2O

1) N+3 → N+2 3) N+3 → N-3

2) N-3 → N-2 4) N-3 → N+2

Найдите соответствие:

Дана  схема превращений

A) Cl2 + K2MnO4 → KMnO4 + KCl

Б) NH4Cl + KNO3 → KCl + N2O + H2O

В) HI + FeCl3 → FeCl2 + HCl + I2

Изменение степени

окисления окислителя

1) Э+6 → Э+7

2) Э+5 → Э+1

3) Э+3 → Э+2

4) Э0 → Э-1

5) Э-1 → Э0 

4. Подведение итогов 

Выставляются оценки за урок и дается домашнее задание:
• А. Определить степени окисления элементов по формулам:
HNO
3, Fe2(SO4)3, NО2, NH4Cl, KClO4, Ва(NО3)2, НСlО2 
• Б. Расставить коэффициенты методом электронного баланса:
KMnO
4 +Na2SO3+H2O → MnO2+ Na2 SO4+ KOH


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».

Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....

Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс

Данная презентация может быть использована для закрепления темы....

Урок по химии в 8 классе по теме "Ионные уравнения реакций"

Урок проводится в течение двух занятий, на первом занятии дается теория, подкрепляемая лабораторными опытами, а на втором занятии проводится самостоятельная работа....

Урок химии в 11-м классе (профильный уровень). Тема урока: "Окислительно-восстановительные реакции".

материал урока расчитан на обобщение и систиматизацию знаний и для подготовки к ЕГЭ....

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»

Конспект урока  на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...

план урока по химии в 8 классе . Тема урока "Признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ"

урок изучения нового матерала с элементами исследовательской работы....

Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

Тип урока: усвоения новых знаний.Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная ...