Урок на тему: "Окислительно-восстановительные реакции" в 8 классе
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Цели урока:
1. сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях;
2. научить учащихся составлять уравнения ОВР методом электронного баланса. Задачи урока:
- повторить известные признаки классификации химических реакций;
- повторить правила расчета степеней окисления в соединениях;
- ввести понятия «окислительно-восстановительные реакции», «окисление», «восстановление», «окислитель», «восстановитель»;
- научиться составлять уравнения ОВР методом электронного баланса.
Тип урока: урок модульного обучения.
Оборудование: учебник Габриеляна О.С. «Химия – 8», технологическая карта урока, рабочие листы, оценочные листы.
Формы работы:
индивидуальная работа, работа в парах, самопроверка и взаимопроверка, самооценка и взаимооценка.
“Окислитель, как грабитель, забирает электрон”.
Кто-то теряет, а кто-то находит"
План урока
Примерное время
- Орг. момент. 1 мин
- Формулировка темы и целей урока. 2 мин
- Инструктаж об этапах урока. 2 мин
А) знакомство с картой-модулем
Б) заполнение рабочих и оценочных листов
- УЭ – 1. Актуализация знаний о признаках классификации химических реакций
А) Повторение признаков классификации химических реакций
(задание №1) 5 мин
Б) Обсуждение ответов на вопросы (работа в парах). 3 мин
В) Взаимопроверка и взаимооценка. 2 мин
- УЭ – 2. Актуализация знаний о степенях окисления элементов в соединениях
А) Повторение правил определения степеней окисления элементов
в соединениях (задание №2) 10 мин
Б) Обсуждение ответов на вопросы
(индивидуальная работа и работа в парах) 3 мин
В) Взаимопроверка и взаимооценка. 2 мин
- УЭ − 3. Введение понятия об ОВР
А) Работа с текстом (задание №3) 10 мин
Б) Обсуждение ответов на вопросы
(индивидуальная работа и работа в парах) 8 мин
В) Взаимопроверка и взаимооценка. 2 мин
- УЭ – 3. Метод электронного баланса
А) Работа с текстом (задание №4) 15 мин
Б) Обсуждение ответов на вопросы
(индивидуальная работа и работа в парах) 5 мин
В) Взаимопроверка и взаимооценка. 5 мин
- УЭ – 5 . Контроль знаний, умений и навыков 10 мин Тест (по материалам ГИА)
- УЭ – 6 . Подведение итогов работы. Домашнее задание 5 мин
Технологическая карта урока
Правила работы с модулями
- При выполнении данной работы необходимо переходить от одного блока модуля к другому последовательно, выполнив все задания блока.
- Оценить свою работу (или работу напарника) по каждому блоку, взяв образец у учителя.
- Помните, что на помощь всегда могут прийти учитель или одноклассники, но овладеть знаниями можно только в результате собственной деятельности.
Учебный элемент | Цель работы | Руководство к усвоению материала |
УЭ-0 | И н т е г р и р у ю щ и е ц е л и: повторить известные признаки классификации химических реакций; повторить правила определения степеней окисления элементов в веществах; ввести понятие об окислительно-восстановительных реакциях; научиться расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса. |
|
УЭ-1 Актуализация опорных знаний. Классификация химических реакций | Усвоив данный элемент, вы повторите признаки классификации химических реакций. | Выполните задание №1. Форма выполнения: работа в парах, взаимооценка (поставьте оценку напарнику по пятибалльной шкале, взяв образец решения у учителя). |
УЭ-2 Актуализация опорных знаний. Степень окисления | Усвоив данный элемент, вы повторите правила определения степеней окисления элементов в соединениях. | Выполните задание №2. Форма выполнения: индивидуальная работа, обсуждение в парах, взаимопроверка и взаимооценка (поставьте оценку напарнику по пятибалльной шкале, взяв образец решения у учителя). |
УЭ-3 Понятие об ОВР | Усвоив данный элемент, вы будете знать, что такое окислительно-восстановительные реакции(ОВР), окислитель и восстановитель. | Выполните задание № 3 (используйте учебник, §43) Форма выполнения:
|
УЭ-4 Метод электронного баланса | Усвоив данный элемент, вы научитесь уравнивать записи ОВР методом электронного баланса. |
Форма выполнения:
|
УЭ-5 Закрепление изученного материала | Выполнив тест, вы проверите качество усвоения данной темы.
|
Форма выполнения: индивидуальная работа, взаимопроверка и взаимооценка (поставьте оценку напарнику по пятибалльной шкале, взяв образец решения у учителя).
|
УЭ-6 Подведение итогов | Подведение итогов урока. |
( § 43, упр. № 1, 3). |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme.docx | 48.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»
в 8 классе
Цели урока:
1. сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях;
2. научить учащихся составлять уравнения ОВР методом электронного баланса. Задачи урока:
- повторить известные признаки классификации химических реакций;
- повторить правила расчета степеней окисления в соединениях;
- ввести понятия «окислительно-восстановительные реакции», «окисление», «восстановление», «окислитель», «восстановитель»;
- научиться составлять уравнения ОВР методом электронного баланса.
Тип урока: урок модульного обучения.
Оборудование: учебник Габриеляна О.С. «Химия – 8», технологическая карта урока, рабочие листы, оценочные листы.
Формы работы:
индивидуальная работа, работа в парах, самопроверка и взаимопроверка, самооценка и взаимооценка.
“Окислитель, как грабитель, забирает электрон”.
Кто-то теряет, а кто-то находит"
План урока
Примерное время
- Орг. момент. 1 мин
- Формулировка темы и целей урока. 2 мин
- Инструктаж об этапах урока. 2 мин
А) знакомство с картой-модулем
Б) заполнение рабочих и оценочных листов
- УЭ – 1. Актуализация знаний о признаках классификации химических реакций
А) Повторение признаков классификации химических реакций
(задание №1) 5 мин
Б) Обсуждение ответов на вопросы (работа в парах). 3 мин
В) Взаимопроверка и взаимооценка. 2 мин
- УЭ – 2. Актуализация знаний о степенях окисления элементов в соединениях
А) Повторение правил определения степеней окисления элементов
в соединениях (задание №2) 10 мин
Б) Обсуждение ответов на вопросы
(индивидуальная работа и работа в парах) 3 мин
В) Взаимопроверка и взаимооценка. 2 мин
- УЭ − 3. Введение понятия об ОВР
А) Работа с текстом (задание №3) 10 мин
Б) Обсуждение ответов на вопросы
(индивидуальная работа и работа в парах) 8 мин
В) Взаимопроверка и взаимооценка. 2 мин
- УЭ – 3. Метод электронного баланса
А) Работа с текстом (задание №4) 15 мин
Б) Обсуждение ответов на вопросы
(индивидуальная работа и работа в парах) 5 мин
В) Взаимопроверка и взаимооценка. 5 мин
- УЭ – 5 . Контроль знаний, умений и навыков 10 мин Тест (по материалам ГИА)
Технологическая карта урока
Правила работы с модулями
- При выполнении данной работы необходимо переходить от одного блока модуля к другому последовательно, выполнив все задания блока.
- Оценить свою работу (или работу напарника) по каждому блоку, взяв образец у учителя.
- Помните, что на помощь всегда могут прийти учитель или одноклассники, но овладеть знаниями можно только в результате собственной деятельности.
Учебный элемент | Цель работы | Руководство к усвоению материала |
УЭ-0 | И н т е г р и р у ю щ и е ц е л и: повторить известные признаки классификации химических реакций; повторить правила определения степеней окисления элементов в веществах; ввести понятие об окислительно-восстановительных реакциях; научиться расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса. | |
УЭ-1 Актуализация опорных знаний. Классификация химических реакций | Усвоив данный элемент, вы повторите признаки классификации химических реакций. | Выполните задание №1. Форма выполнения: работа в парах, взаимооценка (поставьте оценку напарнику по пятибалльной шкале, взяв образец решения у учителя). |
УЭ-2 Актуализация опорных знаний. Степень окисления | Усвоив данный элемент, вы повторите правила определения степеней окисления элементов в соединениях. | Выполните задание №2. Форма выполнения: индивидуальная работа, обсуждение в парах, взаимопроверка и взаимооценка (поставьте оценку напарнику по пятибалльной шкале, взяв образец решения у учителя). |
УЭ-3 Понятие об ОВР | Усвоив данный элемент, вы будете знать, что такое окислительно-восстановительные реакции(ОВР), окислитель и восстановитель. | Выполните задание № 3 (используйте учебник, §43) Форма выполнения:
|
УЭ-4 Метод электронного баланса | Усвоив данный элемент, вы научитесь уравнивать записи ОВР методом электронного баланса. |
Форма выполнения:
|
УЭ-5 Закрепление изученного материала | Выполнив тест, вы проверите качество усвоения данной темы. |
Форма выполнения: индивидуальная работа, взаимопроверка и взаимооценка (поставьте оценку напарнику по пятибалльной шкале, взяв образец решения у учителя). |
УЭ-6 Подведение итогов | Подведение итогов урока. |
( § 43, упр. № 1, 3). |
Рабочий лист Вариант 1
Фамилия, имя_________________________Класс _______ Дата_____________
Тема урока ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
Задание № 1 (выполняйте вместе с напарником)
Соотнесите группу ХР и признак, по которому их можно классифицировать. Ответы занесите в таблицу.
Примеры ХР | Признак классификации |
1. Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu 4Li + O2= 2Li2O 2KClO3 = 2KCl + 3O2 | А. Тепловой эффект |
2. кат. 2H2O2 = 2H2O + O2 Cu(OH)2 = CuO + H2O | Б. Направление протекания реакции |
3. N2 + 3H2 ↔ NH3 Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 | В. Число и состав исходных веществ и продуктов реакции |
4. CaCO3 = CaO + CO2 - Q | Г. Применение катализатора |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 |
Задание № 2
- Вспомните правила расчета степеней окисления химических элементов в соединениях, рассмотрев приведенные примеры.
0 0 0 +1 -1 +1 -2 +1 -1 +3 -2 +2 -2 +4 -2 +1 +6 -2
Н2 , Са, О2, HCl , Н2O, NaF, Al2O3, MgS, CO2, H2SO4.
Если испытываете затруднения, то обратитесь к учебнику (§17)
- Дополните фразы, вписав недостающие слова или словосочетания (выполняйте вместе с напарником)
- Степень окисления (С.О.)– это _______________ заряд элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят из ________.
- С.О. может иметь _____________, ______________ или ______________значения.
- В простых веществах и свободных атомах С.О. равна ___________.
- Металлы в соединениях всегда имеют_______________ С.О., для металлов главных подгрупп С.О. равна ______________________________.
- Фтор во всех соединениях имеет С.О. ______.
- Кислород почти всегда имеет С.О. ______.
- Водород в соединениях с неметаллами имеет С.О.______, с металлами ________.
- В бинарных соединениях элемент с большей электроотрицательностью имеет
____________С.О., с меньшей электроотрицательностью - ________________ С.О.
- В соединениях суммарное значение степеней окисления равно ___________.
- Расставьте степени окисления элементов в соединениях
SO2 , N2, КH, P2O5, HF, Al2S3, SO3, Mg, NO, CaCl2, S, ZnO, H2S, НNO3
Задание № 3
- Расставьте степени окисления элементов в соединениях. Чем отличаются эти две реакции по данному параметру? (выполняйте вместе с напарником)
- 2Ca + О2 = 2CaО
- CaО + Н2O = Ca(ОН)2
- Дополните фразы, используя материал учебника (§43)
(выполняйте вместе с напарником)
Реакции, в которых изменяются _________________________ атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества, называют
___________________________________________________________(сокр. - ОВР).
В пункте №1 укажите, какая из реакций относится к ОВР.
- Рассмотрите схемы и дополните фразы (используйте учебник, §43)
(выполняйте вместе с напарником)
А) Окислитель/ O2 0+4 e →2O-2 / восстанавление
Окислитель – это частица, ___________________________ электроны.
Восстановление – это процесс ________________________электронов.
Б) Восстановитель / Са0 – 2 e →Са+2 / окисление
Восстановитель – это частица, ________________________электроны.
Окисление – это процесс _____________________________электронов.
- Дополните схемы. Укажите роль частицы и название процесса.
(выполняйте самостоятельно)
S0→S-2. Окислитель / S0+2e →S-2 / восстановление
Образец.
С0 → С+2
H20 →2H+1
Mg+2→ Mg0
Al0→ Al+3
F20→ 2F-1
Задание № 4
- Дополните фразы, используя материал учебника (§43)
(выполняйте вместе с напарником)
ОВР представляют собой ________________ двух противоположных процессов –
________________________________________________.
В ОВР соблюдается _____________________ баланс, т.е. число электронов, __________________ восстановителем, ____________ числу электронов, ___________________________________________________________.
С помощью метода электронного баланса можно расставлять __________________
в уравнениях ОВР.
- Используя алгоритм (см. приложение), расставьте коэффициенты методом электронного баланса в приведенных схемах реакций
(выполняйте самостоятельно)
Zn + Br2→ ZnBr2
H2+ S → H2S
Ca + HCl →CaCl2 + H2
Задание 5. Итоговый контроль (возьмите тест у учителя)
Вопрос | 1 | 2 | 3 |
Ответы |
Рабочий лист Вариант 2
Фамилия, имя_________________________Класс _______ Дата_____________
Тема урока ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
Задание № 1 (выполняйте вместе с напарником)
Соотнесите группу ХР и признак, по которому их можно классифицировать. Ответы занесите в таблицу.
Примеры ХР | Признак классификации |
1. Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu 4Li + O2= 2Li2O 2KClO3 = 2KCl + 3O2 | А. Тепловой эффект |
2. кат. 2H2O2 = 2H2O + O2 Cu(OH)2 = CuO + H2O | Б. Направление протекания реакции |
3. N2 + 3H2 ↔ NH3 Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 | В. Число и состав исходных веществ и продуктов реакции |
4. CaCO3 = CaO + CO2 - Q | Г. Применение катализатора |
1 | 2 | 3 | 4 |
Задание № 2
- Вспомните правила расчета степеней окисления химических элементов в соединениях, рассмотрев приведенные примеры.
0 0 0 +1 -1 +1 -2 +1 -1 +3 -2 +2 -2 +4 -2 +1 +6 -2
Н2 , Са, О2, HCl , Н2O, NaF, Al2O3, MgS, CO2, H2SO4.
Если испытываете затруднения, то обратитесь к учебнику (§17)
- Дополните фразы, вписав недостающие слова или словосочетания (выполняйте вместе с напарником)
- Степень окисления (С.О.)– это _______________ заряд элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят из ________.
- С.О. может иметь _____________, ______________ или ______________значения.
- В простых веществах и свободных атомах С.О. равна ___________.
- Металлы в соединениях всегда имеют_______________ С.О., для металлов главных подгрупп С.О. равна ______________________________.
- Фтор во всех соединениях имеет С.О. ______.
- Кислород почти всегда имеет С.О. ______.
- Водород в соединениях с неметаллами имеет С.О.______, с металлами ________.
- В бинарных соединениях элемент с большей электроотрицательностью имеет
____________С.О., с меньшей электроотрицательностью - ________________ С.О.
- В соединениях суммарное значение степеней окисления равно ___________.
- Расставьте степени окисления элементов в соединениях
(выполняйте самостоятельно):
CO, HBr, Br2, N2O3 , MgS, AlCl3, K2O, CuO, Cu2O, Fe, O2, NH3, N2O, H3PO4
Задание № 3
- Расставьте степени окисления элементов в соединениях. Чем отличаются эти две реакции по данному параметру? (выполняйте вместе с напарником)
- 2Ca + О2 = 2CaО
- CaО + Н2O = Ca(ОН)2
- Дополните фразы, используя материал учебника (§43)
(выполняйте вместе с напарником)
Реакции, в которых изменяются _________________________ атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества, называют
___________________________________________________________(сокр. - ОВР).
В пункте №1 укажите, какая из реакций относится к ОВР.
- Рассмотрите схемы и дополните фразы (используйте учебник)
(выполняйте вместе с напарником)
А) Окислитель/ O2 0+4 e →2O-2 / восстанавление
Окислитель – это частица, ___________________________ электроны.
Восстановление – это процесс ________________________электронов.
Б) Восстановитель / Са0 – 2 e →Са+2 / окисление
Восстановитель – это частица, ________________________электроны.
Окисление – это процесс _____________________________электронов.
- Дополните схемы. Укажите роль частицы и название процесса
(выполняйте самостоятельно)
S0→S-2. Окислитель / S0+2e →S-2 / восстановление
Образец.
Fe0 → Fe+3
Cl20 → 2Cl-1
Р0 → Р-3
2О-2 →О20
N20→2N+2
Задание № 4
- Дополните фразы, используя материал учебника
(выполняйте вместе с напарником)
ОВР представляют собой ________________ двух противоположных процессов –
________________________________________________.
В ОВР соблюдается _____________________ баланс, т.е. число электронов, __________________ восстановителем, ____________ числу электронов, ___________________________________________________________.
С помощью метода электронного баланса можно расставлять __________________
в уравнениях ОВР.
- Используя алгоритм (см. приложение), расставьте коэффициенты методом электронного баланса в приведенных схемах реакций
(выполняйте самостоятельно)
H2+ О2→ H2O
K + Cl2 → KCl
Fe + CuCl2→ FeCl2 + Cu
Задание 5. Итоговый контроль (возьмите тест у учителя)
Вопрос | 1 | 2 | 3 |
Ответы |
Предварительный просмотр:
Итоговый контроль Вариант 1
- (1 балл). К окислительно-восстановительным относится реакция:
А) CaO+H2O = Ca(OH)2
Б) 2Zn + O2 = 2ZnO
В) Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
Г) CaCO3 = CaO + CO2
- (2 балла). Выберите схемы превращений, в которых
углерод является восстановителем:
А) С0 → С+2
Б) С+2 → С-2
В) С+4 → С-4
Г) С-4 → С0
А) 6Li + N2 = 2Li3N
Б) NH3 + HNO3= NH4NO3
В) 4С + HNO3= СО2 + 4NO2 + 2H2O
Г) N2 + O2 = 2NO
Итоговый контроль Вариант 2
- (1 балл). К окислительно-восстановительным относится реакция:
А) MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O
Б) AgNO3 + NaCl = AgCl+ NaNO3
В) 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2
Г) Na2O + H2O = 2NaOH,
- (2 балла). Выберите схемы превращений, в которых
углерод является окислителем:
А) С-2 → С+2
Б) С+2 → С0
В) С0 → С-4
Г) С-4 → С0
- (2 балла). Выберите уравнения реакций, в которых
азот является восстановителем:
А) 6Na + N2 = 2Na3N
Б) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O
В) 2NO + O2 = 2NO2
Г) 2NO + C = CO2 + N2
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя | УЭ-1 | УЭ-2 | УЭ-3 | УЭ-4 | УЭ-5 Тест | Самооценка | Сумма баллов | Оценка в журнал |
|
|
|
- 25-30 баллов, оценка – 5 (отлично)
- 19-24 балла, оценка – 4 (хорошо)
- 13-18 баллов, оценка – 3 (удовлетворительно). Повторите материал, исправьте ошибки
- менее 13 баллов, оценка – 2 (неудовлетворительно). Вы не усвоили материал этого
урока. Вам необходимо ликвидировать пробелы в знаниях, отработав тему заново.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"
Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...
Технологическая карта урока по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения осно...
Урок по теме "Окислительно-восстановительные реакции" , 8 класс
Данная разработка может быть использована на уроках химии в 8 классе при изучении темы "Окислительно-восстановительные реакции"....
Открытый урок на тему:"Окислительно- восстановительные реакции., Электролиз."
Тема: Оксидлашу –кайтарылу реакцияләре. Эремәләр , эретмәләр электролизы. Элетролизны практикада куллану....
урок по теме: "Окислительно-восстановительные реакции"
открытый урок...
Урок по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
Урок химии в 8 классе. Проблемное обучение....
Урок на тему:"Окислительно-восстановительные реакции"
Урок разработан для изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" в 9 классе....