Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"
методическая разработка (химия, 11 класс) по теме
Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся
к сдаче единого государственного экзамена по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: учитель химии высшей квалификационной категории, Бабкина Людмила Никитична, стаж педагогической деятельности 15 лет
МОУ «Киришская средняя общеобразовательная школа № 8» г. Кириши Ленинградской области
Предмет химия
Методическая разработка занятия факультатива с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Данная тема рассматривается в рамках факультативного курса при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ в 11 классе.
Тема занятия «Окислительно – восстановительные реакции с участием органических соединений».
«Радость видеть и понимать есть самый великий дар природы» (А.Эйнштейн).
Место занятия в теме:
Данное занятие является четвертым в теме «Окислительно- восстановительные реакции», на предшествующих занятиях рассмотрены:
- основные понятия теории окислительно- восстановительных реакций
определение степеней окисления атомов в органических соединениях, составление
уравнений реакций методом электронного баланса
- метод электронно- ионного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций в органической химии
- Основные окислители и восстановители, применяемые в органической химии
Цели занятия:
- - Находить зависимость окислительно-восстановительной способности органического вещества от его строения;
- - Предсказывать условия проведения реакции и ожидаемые продукты окисления (на примере окисления алкенов)
- - Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций методом электронно- ионного баланса (на примере окисления алкенов)
Этапы работы:
- Актуализация знаний
Окислительно-восстановительные процессы издавна интересовали химиков и даже алхимиков. Среди химических реакций, происходящих в природе, быту и технике, огромное множество составляют окислительно-восстановительные: сгорание топлива, окисление питательных веществ, тканевое дыхание, фотосинтез, порча пищевых продуктов и т.д. В таких реакциях могут участвовать как неорганические вещества, так и органические. Однако, если в школьном курсе неорганической химии разделы, посвященные окислительно-восстановительным реакциям, занимают значительное место, то в курсе органической химии на этот вопрос обращено недостаточно внимания.
Особое внимание учащихся следует обратить на поведение окислителя - перманганата калия КМnО4 в различных средах. Это связано с тем, что окислительно-восстановительные реакции в КИМах встречаются не только в заданиях С1 и С2. В заданиях СЗ, представляющих цепочку превращений органических веществ нередки уравнения окисления-восстановления. В школе часто окислитель записывают над стрелкой как [О]. Требованием к выполнению таких заданий на ЕГЭ является обязательное обозначение всех исходных веществ и продуктов реакции с расстановкой необходимых коэффициентов.
Окислительно-восстановительные реакции органических веществ – важнейшее свойство, объединяющее эти вещества. Склонность органических соединений к окислению связывают с наличием кратных связей, функциональных групп, атомов водорода при атоме углерода, содержащем функциональную группу.
Последовательное окисление органических веществ можно представить в виде следующей цепочки превращений:
Насыщенный углеводород.→ Ненасыщенный углеводород → Спирт→ Альдегид (кетон) → Карбоновая кислота →CO2 ↑ + H2O.
Генетическая связь между классами органических соединений представляется здесь как ряд окислительно– восстановительных реакций, обеспечивающих переход от одного класса органических соединений к другому. Завершают его продукты полного окисления (горения) любого из представителей классов органических соединений.
- Установление зависимости окислительно-восстановительной способности органического вещества от его строения:
Объяснение нового материала происходит в форме беседы с использованием электронной презентации, при этом отрабатываются навыки составления уравнений окислительно – восстановительных процессов методом электронно - ионного баланса.
С помощью мультимедийного проектора демонстрируются видеоопыты:
- Окисление этанола оксидом меди (II) при нагревании
- Окисление этилена водным раствором перманганата калия
- Горение этилена
Повышенная склонность органических соединений к окислению обусловлена наличием в молекуле веществ:
- кратных связей (именно поэтому так легко окисляются алкены, алкины, алкадиены);
- определенных функциональных групп, способных легко окисляться ( –-SH, –OH (фенольной и спиртовой), - NH2 ;
- активированных алкильных групп, расположенных по соседству с кратными связями. Например, пропен может быть окислен до непредельного альдегида акролеина кислородом воздуха в присутствии водяных паров на висмут- молибденовых катализаторах.
H2C═CH−CH3 → H2C═CH−COH
А также окисление толуола до бензойной кислоты перманганатом калия в кислой среде.
5C6H5CH3 +6KMnO4 + 9H2SO4 → 5C6H5COOH + 3K2SO4 + 6MnSO4 +14H2O
- наличие атомов водорода при атоме углерода, содержащем функциональную группу.
Сравним первичные, вторичные и третичные спирты по реакционной способности к окислению:
Первичные и вторичные спирты, имеющие атомы водорода при атоме углерода, несущем функциональную группу; окисляются легко:
первые – до альдегидов, вторые до кетонов. При этом структура углеродного скелета исходного спирта сохраняется.
CH3−CH2−OH + CuO → CH3−COH + Cu + H2O
CH3−CH(ОН)− CH3 + CuO → CH3−COCH3 + Cu + H2O
Третичные спирты, в молекулах которых нет атома водорода при атоме углерода, содержащем группу ОН, в обычных условиях не окисляются. В жестких условиях (при действии сильных окислителей и при высоких температурах) они могут быть окислены до смеси низкомолекулярных карбоновых кислот, т.е. происходит деструкция углеродного скелета.
Несмотря на то, что в ходе любых окислительно-восстановительных реакций происходит как окисление, так и восстановление, реакции классифицируют в зависимости от того, что происходит непосредственно с органическим соединением (если оно окисляется, говорят о процессе окисления, если восстанавливается – о процессе восстановления).
Так, в реакции этилена с перманганатом калия этилен будет окисляться, а перманганат калия – восстанавливается. Реакцию называют окислением этилена.
Для составления уравнений окислительно- восстановительных реакций используют как метод электронного баланса, так и метод полуреакций (электронно - ионный метод).
Для органической химии важна не степень окисления атома, а смещение электронной плотности, в результате которого на атомах появляются частичные заряды, никак не согласующиеся со значениями степеней окисления.
Преимущества метода полуреакций:
- Рассматриваются реально существующие ионы и вещества
- Не нужно знать все получающиеся вещества, они появляются при его выводе.
- При использовании этого метода нет необходимости определять степени окисления атомов отдельных элементов, что особенно важно в случае ОВР, протекающих с участием органических соединений, для которых подчас очень сложно сделать это.
- Этот метод дает не только сведения о числе электронов, участвующих в каждой полуреакции, но и о том, как изменяется среда.
- Сокращенные ионные уравнения лучше передают смысл протекающих процессов и позволяют делать определенные предположения о строении продуктов реакции.
Рассмотрим несколько примеров окислительно- восстановительных реакций с участием непредельных углеводородов этиленового ряда:
- Строение продуктов окисления алкенов зависит от условий проведения реакции и природы окислителя.
На данном этапе урока отрабатываются у доски навыки составления учащимися уравнений реакций методом полуреакций:
- Мягкое окисление алкенов водным раствором перманганата калия на холоде приводит к образованию двухатомных спиртов (реакция Е.Е.Вагнера):
CH2=CH2 + KMnO4 + H2O →
C2H4 + 2 H2O – 2e → C2H6O2 +2H+ 3
MnO4- + 2H2O + 3e → MnO2 + 4 OH- 2
3 C2H4 + 6 H2O + 2 MnO4- + 4 H2O → 3 C2H6O2 +6 H+ +2 MnO2 + 8 OH-
3 C2H4 + 4 H2O + 2MnO4- → 3 C2H6O2 +2 MnO2 + 2OH-
Составим молекулярное уравнение:
В ходе этой реакции происходит обесцвечивание фиолетовой окраски водного раствора KMnO4. Поэтому она используется как качественная реакция на алкены
2. При жестком окислении алкенов кипящим раствором KMnO4 в кислой среде происходит полный разрыв двойной связи:
C4H8 + К MnO4+ H2SO4 →
Составим уравнение реакции:
C4H8 + 4H2O – 8е → 2C2H4O2 + 8H+ 5
MnO4- + 8 H+ + 5e → Mn2+ + 4 H2O 8
5C4H8 + 20 H2O + 8 MnO4- +64 H+ → 10 C2H4O2 + 8 Mn2+ + 32 H2O + 40 Н+
5C4H8 + 8 MnO4- +24 H+ → 10 C2H4O2 + 8 Mn2+ + 12 H2O
Составим молекулярное уравнение:
5C4H8 + 8 К MnO4 +12 H2SO4 → 10 C2H4O2 + 8 Mn SO4 + 4 K2SO4 + 12 H2O
3. Промышленное значение имеет частичное окисление алкенов с образованием циклических оксидов, которые широко используются в органическом синтезе:
2 CH2 ═CH2 + O2 → 2 H2С−CH2
└O┘
Оксид этилена используют в промышленности для получения эпоксидных смол, СМС, лаков, пластмасс, синтетических каучуков и волокон.
4. Очень важным промышленным процессом является каталитическое окисление алкенов. При использовании в качестве катализатора влажной смеси двух солей – хлорида палладия и хлорида меди (II)получают ацетальдегид (Вакер- процесс),это лучший настоящее время процесс получения уксусного альдегида в промышленности:
2 CH2 ═CH2 + O2 → 2CH3−COH
5. Полное окисление (горение):
C2H4 + 3 O2 →2 CO2 ↑+ 2 H2O + Q
Задания для закрепления материала:
- Составьте уравнение окисления пропена раствором перманганата калия в кислой среде:
Решение:
Окисление пропена сильным окислителем - перманганатом калия в кислой среде - приводит к полному разрыву двойной связи и образованию углекислого газа и уксусной кислоты.
СН2=СН-СН3 + КMnO4 + H2SO4 →
C3H6 + 4 H2O –10 е → C2H4O2 + CO2 ↑ +10 H+ 1
MnO4- + 8 H+ + 5e → Mn2+ + 4 H2O 2
C3H6 + 4 H2O + 2 MnO4- +16 H+ → C2H4O2 + CO2 ↑ +10 H+ + 2 Mn2+ + 8 H2O
C3H6 + 2 MnO4- +6 H+ → C2H4O2 + CO2 ↑ + 2 Mn2+ + 4 H2O
Составим молекулярное уравнение:
СН2=СН-СН3 + 2КMnO4 + 3H2SO4 → CH3COOH + CO2 ↑ + K2SO4 + 2 MnSO4 + 4H2O
- Составьте уравнения окисления стирола (винилбензола) раствором перманганата калия в кислой и нейтральной среде:
Решение:
C6H5−CH═CH2 + KMnO4 + 4H2O →
C8H8 + 2 H2O – 8е → C8H10O2 + 2H+ 3
MnO4- + 2 H2O + 3e → MnO2 + 4 OH- 2
3 C8H8 + 6 H2O + 2 MnO4- + 4H2O → 3 C8H10O2 + 6 H+ + 2 MnO2 + 8 OH-
3 C8H8 + 4 H2O + 2 MnO4- → 3 C8H10O2 + 2 MnO2 + 2 OH-
Составим молекулярное уравнение:
3 C6H5−CH═CH2 + 2 KMnO4 + 4H2O → 3 C6H5−CH−CH2 + 2 MnO2 + 2 KOH
ı ı
OH OH
Следует обратить внимание на то, что при мягком окислении стирола перманганатом калия КMnO4 в нейтральной или слабощелочной среде происходит разрыв π -связи ,образуется гликоль (двухатомный спирт). В результате реакции окрашенный раствор перманганата калия быстро обесцвечивается и выпадает коричневый осадок оксида марганца (IV).
Окисление же сильным окислителем - перманганатом калия в кислой среде - приводит к полному разрыву двойной связи и образованию углекислого газа и бензойной кислоты, раствор при этом обесцвечивается.
C6H5−CH═CH2 + KMnO4 + H2SO4 →
C8H8 + 4 H2O –10е → C7H6O2 + СО2 + 10 H+ 1
MnO4- + 8 H+ + 5e → Mn2+ + 4 H2O 2
C8H8 + 4 H2O + 2 MnO4- +16 H+ → C7H6O2 + СО2 + 10 H+ + 2 Mn2+ + 8 H2O
C8H8 + 2 MnO4- + 6 H+ → C7H6O2 + СО2 + 2 Mn2+ + 4 H2O
Составим молекулярное уравнение:
C6H5−CH═CH2 + 2 KMnO4 + 3 H2SO4 → C6H5−COOH + CO2 ↑ + K2SO4 + 2 MnSO4 +4 H2O
- Составьте уравнение окисления 2-метилбутена-2 перманганатом калия в кислой среде:
Решение:
Если в молекуле алкена атом углерода при двойной связи содержит углеводородный заместитель (например, 2-метилбутен-2), то при его окислении происходит полный разрыв двойной связи и образование кетона и карбоновой кислоты:
(СН3)2С=СН-СН3 + КМnО4 + Н2SО4→
C5H10 + 3 H2O –6 е → C3H6O + С2Н4О2 + 6 H+ 5
MnO4- + 8 H+ + 5e → Mn2+ + 4 H2O 6
5C5H10 +15 H2O + 6 MnO4- + 48 H+ → 5C3H6O + 5С2Н4О2 + 30 H+ + 6 Mn2+ + 24 H2O
5C5H10 + 6 MnO4- + 18 H+ → 5C3H6O + 5С2Н4О2 + 6 Mn2+ + 9 H2O
Составим молекулярное уравнение:
5 (СН3)2С=СН-СН3+6 КМnО4+9 Н2SО4→ 5(СН3)2С=О +5 СН3СООН + 6 МnSО4 +З К2SО4+ 9 Н2О
Задания для самостоятельной работы:
Составьте уравнения окислительно - восстановительных процессов методом полуреакций:
Пример 1
С6Н5-С2Н5 + KMnO4 + H2SO4 →
Пример 2
CH3-CH=CH-CH3 + KMnO4 + H2O →
Пример 3
CH3-CH=CH-CH3 + KMnO4 + H2SO4 →
Список литературы
- «Органическая химия», задачи и практические работы/ А.А. Карцова, А.Н. Левкин
«Авалон», «Азбука классика», С-Петербург, 2005г.
- «Школьная химия» А.А. Карцова, А.Н. Левкин Изд. «Авалон», «Азбука классика»,
С-Петербург, 2006г.
- «Химия 10 класс» /О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин
«Дрофа» 2003г.
- ЕГЭ- 2010: Химия: Самые новые реальные задания/ А.С.Корощенко, М.Г.Снастина.-«Астрель»,2010г. (Федеральный институт педагогических измерений)
- Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач под ред. Кавериной А.А «Интеллект-Центр» 2010г. (Федеральный институт педагогических измерений)
- Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни Доронькин В.Н. и др 2010г. (Федеральный институт педагогических измерений)
- материалы сайтов:
http://www.fipi.ru- сайт федерального института педагогических измерений
http://ege.edu.ru- портал информационной поддержки ЕГЭ
http://edu.ru-сайт Федерального портала Российского образования
http://school-collection.edu.ru –сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://www.e-ypok.ru –образовательный сайт «Учимся вместе»
http://ege.spb.ru – Единый Государственный Экзамен в Санк- Петербурге
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнивание окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса.
В статье обсуждается возможность описания ОВР с участием органических веществ с помощью метода электронного баланса. Также даны рекомендации по составлению уравнений реакций....
Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...
Сценарий и презентация урока биологии в 5 классе "Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях" в рамках реализации ФГОС с использованием личностно-ориентированного подхода.
Урок сконструирован в строгом соответствии с требованиями ФГОС с использованием личностно-ориентированного подхода. Работа с учащимися проходит в форме диалога учитель-ученик, в ходе которого учащиеся...
Урок химии по теме: "Обобщение темы "Кислородосодержащие органические вещества" 10 класс
Учебные, воспитательные и развивающие цели: Конкретизировать взаимосвязи состава, строения, свойств и применения веществ (обобщить и систематизировать знания суворовцев о кислородосодержащих орг...
Урок биологии в 9 классе по теме "Органические вещества клетки"
Тема урока: Органические вещества. Урок исследования, урок «открытия» нового знания (ОНЗ) Класс: 9 Цель: создание условий для осмысленного и осознанного понимания роли органических веществ в живом орг...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПОЛУРЕАКЦИЙ В РЕАКЦИЯХ С УЧАСТИЕМ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.
В методическом материале подробно описан метод полуреакций, необходимый для расстановки коэффициентов в органических веществах....
Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ. Алкены. Алкины. Арены. Кислородсодержащие вещества (для педагогов и учащихся)
В связи с введением для выпускников средней школы единого государственного экзамена (ЕГЭ) все большую актуальность приобретает подготовка старшеклассников к выполнению наиболее “дорогих” в балльном от...