урок по теме: "Окислительно-восстановительные реакции"
учебно-методический материал по химии (11 класс) на тему
открытый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_ovr_11_kl.pptx.docx | 90.9 КБ |
karta.docx | 18 КБ |
krossvord.docx | 19.44 КБ |
ovr_11_kl.pptx | 150.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 11-м классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
- Пушкарёва Галина Андреевна, учитель химии
Цель урока: Обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся об окислительно-восстановительных реакциях, важнейших окислителях и продуктах их восстановления.
Задачи:
- Закрепить умение определять степени окисления элементов, окислитель и восстановитель, расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
- Совершенствовать умение определять окислительно-восстановительные свойства веществ, прогнозировать продукты реакций в зависимости от активности металлов, концентрации кислот и реакции среды раствора.
- Выработать умение составлять уравнения химических реакций, протекающих в различных средах на примере соединений марганца.
- Показать разнообразие и значение ОВР в природе и повседневной жизни.
- Продолжить подготовку к ЕГЭ по химии.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день! За окном холодно, но у нас в классе тепло и уютно!
Предлагаю начать наш урок с решения кроссворда. Глядя на кроссворд скажите к какому типу реакций можно отнести все эти понятия?
Ученик: к окислительно-восстановительным реакциям
Тема нашего урока: «Окислительно – восстановительные реакции» (Приложение 1, слайд 1)
На уроке предстоит вспомнить основные положения этой теории, метод электронного баланса, научиться составлять уравнения химических реакций, протекающих в растворах, и выяснить от чего зависит механизм таких реакций.
Скажите, а эти реакции важны для человека? А вот важны или нет мы с вами разберемся в ходе урока.
2. Повторение и обощение изученного ранее материала
Учитель: Для вас тема ОВР не нова, мы с этой темой тесно знакомились в 9 классе. Поэтому предлагаю повторить некоторые понятия и умения по данной теме.
Первый вопрос: «Что такое окислительно-восстановительные реакции»?
Давайте на следующем примере разберем окислительно-восстановительную реакцию: Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
С чего начинается составление окислительно-восстановительные реакции?
Ученик: В первую очередь нужно расставить степени окисления.
Учитель: Возникает вопрос, что такое степень окисления?
Ученик: Степень окисления – это условный заряд атома химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят только из ионов. Степень окисления может быть положительной, отрицательной или равняться нулю.
Одни элементы имеют постоянные степени окисления, другие — переменные.
Например, к элементам с постоянной положительной степенью окисления относят щелочные металлы: Li+1, Na+1, K+1, Rb+1, Cs+1, Fr+1, следующие элементы II группы периодической системы: Ве+2, Mg+2, Ca+2, Sr+2, Ва+2, Ra+2, Zn+2, а также элемент III А группы - А1+3 и некоторые другие. Металлы в соединениях всегда имеют положительную степень окисления.
Из неметаллов постоянную отрицательную степень окисления (-1) имеет F.
В простых веществах, образованных атомами металлов или неметаллов, степени окисления элементов равны нулю, например: Na°, Al°, Fe°, Н2, О2, F2, Cl2, Br2.
Следует помнить, что в целом молекула электронейтральна, поэтому в любой молекуле алгебраическая сумма степеней окисления равна нулю.
расставим степени окисления в уравнении.
Zn° + H2+1S+6O4-2 = Zn+2S+6O4-2 + H2°
Учитель: У вас на столах есть инструктивные карточки. Выполните задние №: пользуясь приведенными сведениями, рассчитайте степени окисления элементов в соединениях: MnO2, H2SO4, K2SO3, H2S, KMnO4. (Приложение 2). Обменяйтесь карточками и проверьте друг у друга. А теперь сравните.
Учитель: Что же дальше делать с нашей реакцией?
Ученик: необходимо составить электронный баланс.
Рассмотрим процесс на примере взаимодействия цинка с разбавленной серной кислотой:
При составлении этого уравнения используется метод электронного баланса. Метод основан на сравнении степеней окисления атомов в исходных веществах и продуктах реакции. Основное требование при составлении уравнений этим методом: число отданных электронов должно быть равно числу принятых электронов.
- Окислительно - восстановительные реакции – это такие реакции, при которых происходит переход электронов от одних атомов, молекул или ионов к другим.
- Окисление – это процесс отдачи электронов, степень окисления при этом повышается.
- Восстановление – это процесс присоединения электронов, степень окисления при этом понижается.
- Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны, окисляются; являются восстановителями.
Атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны, восстанавливаются; являются окислителями. - Окисление всегда сопровождается восстановлением, восстановление связано с окислением.
- Окислительно – восстановительные реакции – единство двух противоположных процессов: окисления и восстановления.
Учитель: Чтобы вы не запутались в определениях, у вас на столах есть памятка. Теперь по инструктивной карточке выполните задание № 2: методом электронного баланса найдите и поставьте коэффициенты в одной из схем окислительно –восстановительных реакций: перед вами три реакции разного цвета. Выберите одну из трех которую вы сможете решить. Обратите внимание, то оцениваться они будут по-разному. Реакция выделенная зеленым цветом при правильном решении на оценку «3», желтого – «4», красная – «5».
А) MnO2 + H2SO4 → MnSO4 + O2 + H2O (2MnO2 + 2H2SO4 → 2MnSO4 +O2 +2H2O)
Б) NaCrO2 + +Br2 + NaOH → Na2CrO4 + NaBr + H2O _
В) NaNO2 + KMnO4 + H2SO4 → NO2 + +K2SO4 + Na2SO4 +MnSO4 + H2O
Создание проблемной ситуации:
Учитель: Знания о окислительно-восстановительных реакциях могут ли нам помочь в жизни?
Давайте в этом разберемся. Я готовила к уроку раствор перманганата калия (марганцовку) пролила стакан с раствором и испачкала платок.
Предложите (проделав лабораторный опыт) вещество, с помощью которого можно очистить платок.
На примере опыта давайте посмотрим как ведет себя марганцовка в различных средах, ведь реакции окисления – восстановления могут протекать в различных средах. В зависимости от среды может изменяться характер протекания реакции между одними и теми же веществами: среда влияет на изменение степеней окисления атомов.
Обычно для создания кислотной среды добавляют серную кислоту. Соляную и азотную применяют реже, т.к. первая способна окисляться, а вторая сама является сильным окислителем и может вызвать побочные процессы. Для создания щелочной среды применяют гидроксид калия или натрия, нейтральной – воду.
Лабораторный опыт: (правила ТБ)
В четыре пронумерованные пробирки налито по 1-2 мл разбавленного раствора перманганата калия. В первую пробирку добавьте несколько капель раствора серной кислоты, во вторую – воду, в третью – гидроксид калия, четвертую пробирку оставьте в качестве контрольной. Затем в первые три пробирки прилейте, осторожно взбалтывая, раствор сульфита натрия. Отметьте. Как изменяется окраска раствора в каждой пробирке.
Скажите почему вам выдано именно 4 пробирки?
Результаты лабораторного опыта: запишите в инструктивную карточку.
Продукты восстановления KMnO4 (MnO4-):
- в кислой среде – Mn+2 (соль), бесцветный раствор;
- в нейтральной среде – MnO2, бурый осадок;
- в щелочной среде - MnO42- , раствор зеленого цвета. К схемам реакций:
KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O
KMnO4 + Na 2SO 3 + H2O → MnO2↓ + Na2SO4 + KOH
KMnO4 + Na 2SO3 + КOH → Na2SO4 + K2MnO4 + H2O
Подберите коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель (слайд 10) первую реакцию выполняют учащиеся сидящие на первом ряду, ворую – на втором, третью – на третьем.
Вы проделали лабораторный опыт, предложите вещество, с помощью которого можно очистить платок.
Демонстрационный опыт:
Пятна от раствора перманганата калия быстро выводятся раствором пероксида водорода, подкисленным уксусной кислотой:
2KMnO4 + 9H2O2 + 6CH3COOH = 2Mn(CH3COO)2 +2CH3COOK + 7O2 + 12H2O
Старые пятна перманганата калия содержат оксид марганца (IV), поэтому будет протекать еще одна реакция:
MnO2 + 3H2O2 + 2CH3COOH = Mn(CH3COO)2 + 2O2 + 4H2O (слайд 12)
После выведения пятен кусок ткани необходимо промыть водой.
Значение окислительно – восстановительных реакций
Ученик: Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе получения металлов и сплавов, водорода и галогенов, щелочей и лекарственных препаратов.
С окислительно – восстановительными реакциями связаны многие природные процессы: обмен веществ, брожение, дыхание, фотосинтез. Без понимания сущности и механизмов протекания окислительно-восстановительных реакций невозможно представить работу химических источников тока (аккумуляторов и батареек), получение защитных покрытий.
5. Домашнее задание
Используя схемы, данные на уроке, закончите уравнения реакций и расставьте в них коэффициенты методом электронного баланса:
- AI + H2SO4 (конц.) →
- Ag + HNO3 (конц.) →
- KBr + KMnO4 + H2SO4 → …….. + Br2 + K2SO4 + H2O (слайд 13)
6.Подведение итогов урока: в начале урока мы ставили цель: важны ли в жизни ОВР? Но только ли здесь?
Учитель: и завершить наш урок я хочу следующим стихотворением
- зачем нам нужна эта химия?
- Что же полезного в ней?
- Ведь алгебра, музыка, физика
- Намного, наверно, важней.
- Ведь алгебра, музыка, физика
- Ведут человека вперед
- Без них наша жизнь немыслима
- Без них человек не живет.
- Но химия – самая важная
- И больше других нам нужна
- Откуда у нас напитки?
- Откуда посуда, еда?
- Откуда у нас лекарства,
- Косметика, мыло, духи,
- Ткани, квартиры, убранство?
- Всем химии обязаны мы.
- Она интересна. Загадочна,
- Но нужно ее учить,
- Зачем же нужна эта химия?
Нужна она нам чтобы жить!
Предварительный просмотр:
Инструктивная карта
ВАРИАНТ 1
I. Повторение и обобщение изученного ранее материала
Задание 1: Рассчитайте степени окисления элементов в соединениях:
MnO2, H2SO4, K2SO3, H2S, KMnO4 .
Задание 2: Методом электронного баланса найдите и поставьте коэффициенты в следующей схеме окислительно – восстановительной реакции:
MnO2 + H2SO4 → MnSO4 + O2 + H2O
NaCrO2 + +Br2 + NaOH → Na2CrO4 + NaBr + H2O _
NaNO2 + KMnO4 + H2SO4 → NO2 + +K2SO4 + Na2SO4 +MnSO4 + H2O
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Углубление и расширение знаний:
Лабораторный опыт: (соблюдайте правила ТБ)
В четыре пронумерованные пробирки налито по 1-2 мл разбавленного раствора перманганата калия. В первую пробирку добавьте несколько капель раствора серной кислоты, во вторую – воду, в третью – гидроксида калия, четвертую пробирку оставьте в качестве контрольной. Затем в первые три пробирки прилейте, осторожно взбалтывая, раствор сульфита натрия.
Отметьте как изменяется окраска раствора в каждой пробирке:
1 пробирка -
2 пробирка –
3 пробирка –
4 пробирка - контроль
Задание: К схемам реакций:
KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O
KMnO4 + Na 2SO 3 + H2O → MnO2↓ + Na2SO4 + KOH
KMnO4 + Na 2SO3 + КOH → Na2SO4 + K2MnO4 + H2O
Подберите коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструктивная карта
ВАРИАНТ 2
I. Повторение и обобщение изученного ранее материала
Задание 1: Рассчитайте степени окисления элементов в соединениях:
СO2, H2FeO4, K2SO4, Na2S, K2MnO4 .
Задание 2: Методом электронного баланса найдите и поставьте коэффициенты в следующей схеме окислительно – восстановительной реакции:
HNO3 + Ag → AgNO3 + NO + H2O
KI + KMnO4 + H2SO4 →I2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
FeSO4 + KMnO4 + H2SO4 → Fe(SO4)3 + MnSO4 +K2SO4 + H2O
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Углубление и расширение знаний:
Лабораторный опыт: (соблюдайте правила ТБ)
В четыре пронумерованные пробирки налито по 1-2 мл разбавленного раствора перманганата калия. В первую пробирку добавьте несколько капель раствора серной кислоты, во вторую – воду, в третью – гидроксида калия, четвертую пробирку оставьте в качестве контрольной. Затем в первые три пробирки прилейте, осторожно взбалтывая, раствор сульфита натрия.
Отметьте как изменяется окраска раствора в каждой пробирке:
1 пробирка -
2 пробирка –
3 пробирка –
4 пробирка - контроль
Задание: К схемам реакций:
KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 → MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + H2O
KMnO4 + Na 2SO 3 + H2O → MnO2↓ + Na2SO4 + KOH
KMnO4 + Na 2SO3 + КOH → Na2SO4 + K2MnO4 + H2O
Подберите коэффициенты методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
1К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2к |
|
|
|
а |
|
| 3в |
| 4э | л | е | к | т | р | о | л | и | т |
т |
|
| о |
| л |
|
|
|
|
| р |
|
|
|
5о | к | и | с | л | е | н | и | е |
|
| р |
|
|
|
д |
|
| с |
| к |
|
|
|
|
| о |
|
|
|
|
|
| т |
| т |
|
|
|
|
| з |
|
|
|
|
|
| а |
| р |
|
|
|
|
| и |
|
|
|
|
| 6а | н | и | о | н | ы |
|
|
| я |
|
|
|
|
|
| о |
| н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в |
| ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7м |
|
| е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
| л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8н | у | л | ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали: | |
4. | Раствор, заполняющий электролитическую ячейку |
5. | Процесс отдачи электронов |
6. | Частицы, отдающие электроны и окисляющиеся на аноде в процессе электролиза |
8. | Степень окисления нейтральных атомов |
По вертикали: | |
1. | Отрицательно заряженный электрод |
2. | Разрушение металла под действием окружающей среды |
3. | Частица, отдающая электроны |
4. | Элементарные частицы, переход которых обуславливает изменение степеней окисления в ходе ОВР |
7. | Заряд частиц, движущихся к аноду |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Окислительно – восстановительные реакции- это реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов химических элементов или ионов, входящих в состав реагирующих веществ
Вариант 1 Задание 1: Рассчитайте степени окисления элементов в соединениях: MnO 2 , H 2 SO 4 , K 2 SO 3 , H 2 S, KMnO 4 . Вариант 2 Задание 1: Рассчитайте степени окисления элементов в соединениях: С O 2 , H 2 FeO 4 , K 2 SO 4 , Na 2 S, K 2 MnO 4
Вариант 1 Задание 1: Рассчитайте степени окисления элементов в соединениях: Mn +4 O 2 -2 , H 2 + S +6 O 4 -2 , K 2 + S +4 O 3 _2 , H 2 + S -2 , K + Mn +7 O 4 -2 . Вариант 2 Задание 1: Рассчитайте степени окисления элементов в соединениях: С +4 O 2 -2 , H 2 + Fe +6 O 4 -2 , K 2 + S +6 O -2 4 , Na + 2 S -2 , K + 2 Mn +6 O 4 -2
Задание 2: Методом электронного баланса найдите и поставьте коэффициенты в следующей схеме окислительно – восстановительной реакции: HNO 3 + Ag → AgNO 3 + NO + H 2 O KI + KMnO 4 + H 2 SO 4 → I 2 + MnSO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O FeSO 4 + KMnO 4 + H 2 SO 4 → Fe 2 (SO 4 ) 3 + MnSO 4 +K 2 SO 4 + H 2 O
Лабораторный опыт Раствор KMnO 4 (малиновый) Среда кислая ( H 2 SO 4 ) Среда нейтральная Среда щелочная контроль Na 2 SO 3 Na 2 SO 3 Na 2 SO 3 ( Н 2 О) (К OH )
Результат лабораторного опыта: Раствор KMnO 4 (малиновый) (в кислой среде) (в щелочной среде) контроль бесцветный бурый (в нейтральной среде) зелёный
Продукт восстановления MnO 4 - в различных средах Н + Mn +2 , бесцветный раствор H 2 O KMnO 4 MnO 2 , бурый (MnO 4 - ) осадок OH - MnO 4 2- ,раствор зеленого цвета
KMnO 4 + Na 2 SO 3 + H 2 SO 4 → MnSO 4 + Na 2 SO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O KMnO 4 + Na 2 SO 3 + H 2 O KMnO 4 + Na 2 SO 3 + К OH → K 2 MnO 4 + Na 2 SO 4 + H 2 O Составьте уравнения ОВР методом электронного баланса: → MnO 2 ↓ + Na 2 SO 4 + KOH
• 2 KMnO 4 + 5 Na 2 SO 3 + 3 H 2 SO 4 = 2 MnSO 4 + 5Na 2 SO 4 + K 2 SO 4 + 3 H 2 O • 2 KMnO 4 + 3 Na 2 SO 3 + H 2 O = 2 MnO 2 ↓ + 3 Na 2 SO 4 + 2 KOH • 2 KMnO 4 + Na 2 SO 3 + 2К OH = 2 K 2 MnO 4 + Na 2 SO 4 + H 2 O
Пятна от раствора перманганата калия быстро выводятся раствором пероксида водорода, подкисленным уксусной кислотой: 2KMnO 4 + 9H 2 O 2 + 6CH 3 COOH = 2Mn(CH 3 COO) 2 +2CH 3 COOK + 7O 2 + 12H 2 O Старые пятна перманганата калия содержат оксид марганца ( IV ), поэтому будет протекать еще одна реакция: MnO 2 + 3H 2 O 2 + 2CH 3 COOH = Mn(CH 3 COO) 2 + 2O 2 + 4H 2 O
Домашнее задание : Используя схемы, данные на уроке, закончите уравнения реакций и расставьте в них коэффициенты: • AI + H 2 SO 4 ( конц .) → • Ag + HNO 3 ( конц .) → • KBr + KMnO 4 + H 2 SO 4 → Br 2 + …… + K 2 SO 4 + H 2 O
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"
Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...
Технологическая карта урока по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения осно...
Урок на тему: "Окислительно-восстановительные реакции" в 8 классе
Цели урока:1. сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях; 2. научить учащихся составлять уравнения ОВР методом электронного баланса. Задачи урока:повторить известные п...
Урок по теме "Окислительно-восстановительные реакции" , 8 класс
Данная разработка может быть использована на уроках химии в 8 классе при изучении темы "Окислительно-восстановительные реакции"....
Открытый урок на тему:"Окислительно- восстановительные реакции., Электролиз."
Тема: Оксидлашу –кайтарылу реакцияләре. Эремәләр , эретмәләр электролизы. Элетролизны практикада куллану....
Урок по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
Урок химии в 8 классе. Проблемное обучение....
Урок на тему:"Окислительно-восстановительные реакции"
Урок разработан для изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" в 9 классе....