Методическая разработка урока по теме: «Химические формулы»
методическая разработка по химии (8 класс)

Мастер-класс по теме: «Инновационные формы проведения уроков химии как средство повышения познавательной деятельности учащихся

Автор:  Левшук А.Н., учитель химии ГБОУ СОШ  №48,Санкт-Петербург

 

 

Семинар на тему:  «Химические формулы». (8 класс)

Цели семинара:

 

Главная дидактическая цель:

-выработать умение составлять химические формулы.

Образовательные

- добиться понимания алгоритма составления химических формул.

- выработать умение применять приобретенные знания при решении задач

- сформировать навыки экспериментальной работы.

- привить интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные

- создать условия для раскрытия творческих способностей у учащихся

- создать условия для воспитания социально-адаптированной личности.

Развивающие

- развить коммуникативную компетентность

- развить логическое мышление уч-ся

- продолжить развитие аналитико-синтетических умений (работать с дидактическим материалом, делать выводы).

Технология урока: развитие критического мышления.

Тип урока: применение знаний.

Характер урока: исследовательский, обучающий.

Форма организации познавательной деятельности уч-ся: групповая, индивидуальная.

 

Оборудование к уроку:

1). Химические реактивы и химическое оборудование для выполнения эксперимента (медный и железный купорос, молоко, щавелевая кислота, хлорид кальция, нитрат калия, раствор уксусной кислоты, раствор соли и молочной кислоты, вода, едкий натр, раствор соляной кислоты, раствор перманганата калия, химические стаканы, колбы, стеклянные палочки.)

2). Компьютер, проектор, экран.

3). Раздаточный материал: периодическая таблица, таблица растворимости, методики выполнения работ для каждой группы, набор задач.

 

План урока:

 

1). Организационный момент.

2). Подготовка уч-ся к активному усвоению материала.

3). Овладение содержанием учебного материала.

4). Закрепление знаний.

5). Информирование уч-ся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

6). Завершение урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме: «Инновационные формы проведения уроков химии как средство повышения познавательной деятельности учащихся

Автор:  Левшук А.Н., учитель химии ГБОУ СОШ  №48,Санкт-Петербург

Семинар на тему:  «Химические формулы». (8 класс)

Цели семинара:

Главная дидактическая цель:

-выработать умение составлять химические формулы.

Образовательные

- добиться понимания алгоритма составления химических формул.

- выработать умение применять приобретенные знания при решении задач

- сформировать навыки экспериментальной работы.

- привить интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные

- создать условия для раскрытия творческих способностей у учащихся

- создать условия для воспитания социально-адаптированной личности.

Развивающие

- развить коммуникативную компетентность

- развить логическое мышление уч-ся

- продолжить развитие аналитико-синтетических умений (работать с дидактическим материалом, делать выводы).

Технология урока: развитие критического мышления.

Тип урока: применение знаний.

Характер урока: исследовательский, обучающий.

Форма организации познавательной деятельности уч-ся: групповая, индивидуальная.

Оборудование к уроку:

1). Химические реактивы и химическое оборудование для выполнения эксперимента (медный и железный купорос, молоко, щавелевая кислота, хлорид кальция, нитрат калия, раствор уксусной кислоты, раствор соли и молочной кислоты, вода, едкий натр, раствор соляной кислоты, раствор перманганата калия, химические стаканы, колбы, стеклянные палочки.)

2). Компьютер, проектор, экран.

3). Раздаточный материал: периодическая таблица, таблица растворимости, методики выполнения работ для каждой группы, набор задач.

План урока:

1). Организационный момент.

2). Подготовка уч-ся к активному усвоению материала.

3). Овладение содержанием учебного материала.

4). Закрепление знаний.

5). Информирование уч-ся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

6). Завершение урока.

Ход семинара:

Этапы урока,

время

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1). Организационный момент.

1 мин.

Оформление доски перед уроком. Раздача дидактических материалов, реактивов и химического оборудования перед уроком. Формирование групп для учебной работы (заранее). Организация внимания всех учащихся.

Включение в деловой ритм.

2). Подготовка уч-ся к активному усвоению материала.

5 мин.

Вступительное слово учителя, демонстрационный опыт.

Учителем создается  

проблема перед уч-ся: вскрывается отсутствие у уч-ся умений передавать и читать химическую информацию, т.е. составлять химические формулы. Подведение уч-ся к формулировке темы семинара, определение целей и задач познавательной деятельности уч-ся.

На основе вступительного слова учителя и результатов попытки выполнения проблемного задания сами формулируют тему урока,

определяют цели и задачи своей деятельности.

Этапы урока,

время

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

3). Овладение содержанием учебного материала.

30 мин.

Объясняю алгоритм составления химических формул. Организую работу в группах. Активизирую уч-ся для проведения экспериментальной части урока.

Обеспечиваю согласованную работу в группах, подводя учеников к формулировке выводов по итогам экспериментальной работы уч-ся.

Работают в группах, выполняя задания по составлению химических формул, выполняют эксперимент,  анализируют результаты экспериментальной работы, делают логические выводы. Докладывают о результатах работы.

4). Закрепление знаний.

5 мин.

Организую выполнение самостоятельной работы по решению задач  по теме урока. Организую самопроверку результатов самостоятельной работы.

Выполняют самостоятельную работу по составлению формул (индивидуальная  форма работы). Проверяют правильность решения заданий по предложенным ответам.

5). Информирование уч-ся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 2 мин.

Даю информацию и подробный инструктаж о домашнем задании.

Записывают домашнее задание и алгоритм выполнения.

6). Завершение урока.

2 мин.

Благодарю за урок, оцениваю деятельность уч-ся.

Дают самооценку своей деятельности.

Семинар по решению задач для учащихся 8-ых классов.

Тема: «Химические формулы».

          МЕТОДИКА:        

  1. Ознакомьтесь с заданием для группы.
  2. Внимательно прочитайте условия задач.
  3. Распределите задачи между всеми участниками вашей группы, учитывая их сложность.
  4. Решите задачи. (При необходимости можно советоваться с учащимися только вашей группы, не нарушая общей тишины в классе.)
  5. Задачи, которые решили вы, должны быть записаны на ваш листок.
  6. Проверьте правильность решения всех задач, обсудив их в своей группе. (Обсуждение должно вестись тихо, чтобы не мешать учащимся других групп.)
  7. Выпишите полученные ответы всех задач на свой листок.
  8. Найдите в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева химические элементы с порядковыми номерами, соответствующими полученным при решении задач ответам и выпишите их на этот же листок.
  9. Выпишите только первые буквы названий этих химических элементов.
  10.  Попробуйте из этих букв сложить слово,  являющееся ответом на задание для вашей группы.
  11.  Выполните экспериментальную часть работы. (Описание эксперимента прилагается в задании для группы).
  12.  Используя результаты эксперимента, ответьте на поставленные перед группой вопросы.
  13. Поднимите руку, фиксируя тем самым выполнение данной работы вашей группой.
  14.  Поделитесь узнанной вами информацией с участниками других групп.

  1. Оцените вклад каждого в работу вашей группы.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №1

1). Решив задачи по теме: «Химические формулы», выполняя все методические рекомендации, вы узнаете:

какой продукт надо выпить пострадавшему, если он отравился солями тяжелых металлов, например, обрабатывая огород от вредителей медным или железным купоросом, солями тяжелых металлов.

2). Осуществите эксперимент:

В два стаканчика прилейте растворы солей сульфатов железа (FeSO4) и меди (CuSO4).

Затем к этим двум растворам прилейте молоко и перемешайте стеклянными палочками.

Зафиксируйте наблюдения, что произошло с растворами.

3). Проанализируйте, почему при отравлении солями тяжелых металлов и другими ядовитыми соединениями пострадавшему предлагают выпить молоко или тот продукт, который вы отгадали при решении задач.

И почему после принятия этих белков рекомендуется немедленное промывание желудка (вызвать рвоту).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №2

1). Решив задачи по теме: «Химические формулы», выполняя все методические рекомендации, вы узнаете:

какой продукт нельзя употреблять в пищу людям, страдающим мочекаменной болезнью, имеющим повышенное содержание ионов кальция в моче.

2). Осуществите эксперимент:

В стакан прилейте раствор кислоты, содержащейся в этом продукте, и прилейте к этому раствору раствор соли кальция.

Перемешайте полученный раствор стеклянной палочкой.

Зафиксируйте наблюдение, что произошло с раствором.

3). Используя результат эксперимента, выскажите предположение, почему надо исключить или ограничить потребление этого продукта людям с нарушенным обменом веществ и страдающих мочекаменной болезнью.

         

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №3

1). Решив задачи по теме: «Химические формулы», выполняя все методические рекомендации, вы узнаете:

какой процесс значительно понижает в овощах содержание нитратов, превращающихся в организме человека в канцерогенные химические вещества, вызывающие «рак».

2). Осуществите эксперимент:

В трех колбах  находятся небольшие количества нитрата калия.  Прилейте в одну колбу воду, в другую смесь растворов молочной  кислоты и поваренной соли, а в третью слабый раствор уксусной кислоты.

Перемешайте полученные растворы стеклянными палочками.

Зафиксируйте наблюдение, что произошло с нитратами.

3). Используя результат эксперимента, сделайте вывод, какими способами можно понизить содержание нитратов в овощах.

Как вы думаете, в каких огурцах содержание нитратов будет меньше, в малосольных или соленых?  И почему? (содержание нитратов в свежих огурцах считать одинаковым).

Задачи для группы №1

ЗАДАЧА 1.

Сумму индексов в сульфиде алюминия умножьте на 11.

ЗАДАЧА 2.

Составьте формулу сульфида хрома (III).  Ответом задачи служит число равное сумме индексов в формуле, умноженной на 10.

ЗАДАЧА 3.

Определите химический элемент, порядковый номер которого равен индексу при атоме натрия в формуле фосфата натрия. Определяемая буква является последней в названии данного химического элемента.

ЗАДАЧА 4.

Определите химический элемент, имеющий одинаковое число десятков и единиц, равных сумме индексов в формуле хлорида бария. Предпоследняя буква в названии этого химического элемента присутствует в отгадываемом вами слове.

Памятка для составления химических формул:

1. Положительная часть формулы всегда записывается на первое место, а отрицательная на второе.

 2. В целом молекула нейтральна (не заряжена), поэтому число положительных и отрицательных зарядов должно быть одинаковым.

                      Задачи для группы №2

ЗАДАЧА 1.

Определите сумму индексов в формуле сульфида калия.

 ЗАДАЧА 2.

К произведению индексов в формуле бромида бария добавьте 5.

ЗАДАЧА 3.

Определите порядковый номер элемента, который имеет атомную массу 152. Таких букв в отгадываемом вами слове две.

ЗАДАЧА 4.

Посчитайте число атомов кислорода в формуле нитрата алюминия. Полученный результат умножьте на 11. Определите химический элемент с таким порядковым номером. Буква, которая присутствует в отгадываемом вами слове,  очень похожа по написанию на четвертую букву  в названии этого химического элемента.

ЗАДАЧА 5.

Определите индекс у атома серы в формуле сульфида калия.

ЗАДАЧА 6.

Определите химический элемент, порядковый номер которого равен произведению суммы индексов в формуле сульфида натрия и числа 11.Буква, присутствующая в отгадываемом вами слове является четвертой в названии этого химического элемента.

Памятка для составления химических формул:

1. Положительная часть формулы всегда записывается на первое место, а отрицательная на второе.

 2. В целом молекула нейтральна ( не заряжена), поэтому число положительных и отрицательных зарядов должно быть одинаковым.

                  Задачи для группы №3

ЗАДАЧА 1.

Сумму индексов в формуле сульфида алюминия умножьте на 2.

ЗАДАЧА 2.

Определите число атомов кислорода в формуле фосфата натрия. Полученное число умножьте на 2.

ЗАДАЧА 3.

К произведению индексов в формуле бромида бария добавьте 5.

ЗАДАЧА 4.

Определите число, в котором количество  десятков равно сумме индексов в формуле бромида бария, а количество единиц равно числу атомов кислорода в нитрате алюминия.

ЗАДАЧА 5.

Определите порядковый номер элемента, который имеет атомную массу 152. Таких букв в отгадываемом вами слове две.

ЗАДАЧА 6.

Посчитайте число атомов кислорода в формуле нитрата алюминия. Полученный результат умножьте на 11. Определите химический элемент с таким порядковым номером. Буква, которая присутствует в отгадываемом вами слове четвертая в названии этого химического элемента.

ЗАДАЧА 7.

Определите индекс у атома серы в формуле сульфида калия.

Памятка для составления химических формул:

1. Положительная часть формулы всегда записывается на первое место, а отрицательная на второе.

 2. В целом молекула нейтральна ( не заряжена), поэтому число положительных и отрицательных зарядов должно быть одинаковым.

                     

Деятельность учителя:

  • Деление учащихся на группы
  • Создание проблемы
  • Подготовка и раздача заданий и инструкций
  • Контролирование хода и результата работы.

Деятельность учащихся:

  • Делают вывод о необходимости проведения семинара
  • Формулируют тему занятия
  • Изучают методику
  • Распределяют задачи
  • Переводят ответы в буквы
  • Узнают зашифрованную информацию.

Преимущества применения данной технологии над традиционными формами преподавания:

  • Не ограничена рамками одного предмета
  • Активизирует познавательную деятельность учащихся
  • Повышает интерес учащихся к предмету
  • Способствует приобретению коммуникативной компетентности
  • Повышает творческую активность учащихся
  • Повышает качество знаний учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «В гостях у химического элемента»

Цели:Образовательная.На примере изучения свойств кислорода использовать полученные ранее знания о химических элементах.2.Развивающая.Формирование интеллектуальных умений и навыков: умение анализироват...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Методическая разработка урока по теме «Классификация химических реакций»

Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.Задачи урока:– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений...

Методическая разработка урока по теме: «Определение массового выхода продукта химической реакции»

Тема урока: «Определение массового выхода продукта химической реакции», 8 класс (общеобразовательный уровень).Цели урока:Главная дидактическая цель урока:-выработать умение применять знани...

Методическая разработка урока по теме «Применение формул квадрата суммы, квадрата разности и разности квадратов»

Формулы сокращенного умножения - одна из наиболее важных сложных тем курса алгебры средней школы. Данная методическая разработка поможет на уроке при закреплении нового материала. Работа в группах с п...