Методическая разработка урока по теме: «Химические формулы»
методическая разработка по химии (8 класс)
Мастер-класс по теме: «Инновационные формы проведения уроков химии как средство повышения познавательной деятельности учащихся
Автор: Левшук А.Н., учитель химии ГБОУ СОШ №48,Санкт-Петербург
Семинар на тему: «Химические формулы». (8 класс)
Цели семинара:
Главная дидактическая цель:
-выработать умение составлять химические формулы.
Образовательные
- добиться понимания алгоритма составления химических формул.
- выработать умение применять приобретенные знания при решении задач
- сформировать навыки экспериментальной работы.
- привить интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательные
- создать условия для раскрытия творческих способностей у учащихся
- создать условия для воспитания социально-адаптированной личности.
Развивающие
- развить коммуникативную компетентность
- развить логическое мышление уч-ся
- продолжить развитие аналитико-синтетических умений (работать с дидактическим материалом, делать выводы).
Технология урока: развитие критического мышления.
Тип урока: применение знаний.
Характер урока: исследовательский, обучающий.
Форма организации познавательной деятельности уч-ся: групповая, индивидуальная.
Оборудование к уроку:
1). Химические реактивы и химическое оборудование для выполнения эксперимента (медный и железный купорос, молоко, щавелевая кислота, хлорид кальция, нитрат калия, раствор уксусной кислоты, раствор соли и молочной кислоты, вода, едкий натр, раствор соляной кислоты, раствор перманганата калия, химические стаканы, колбы, стеклянные палочки.)
2). Компьютер, проектор, экран.
3). Раздаточный материал: периодическая таблица, таблица растворимости, методики выполнения работ для каждой группы, набор задач.
План урока:
1). Организационный момент.
2). Подготовка уч-ся к активному усвоению материала.
3). Овладение содержанием учебного материала.
4). Закрепление знаний.
5). Информирование уч-ся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
6). Завершение урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_khimicheskie_formuly_8_kl.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме: «Инновационные формы проведения уроков химии как средство повышения познавательной деятельности учащихся
Автор: Левшук А.Н., учитель химии ГБОУ СОШ №48,Санкт-Петербург
Семинар на тему: «Химические формулы». (8 класс)
Цели семинара:
Главная дидактическая цель:
-выработать умение составлять химические формулы.
Образовательные
- добиться понимания алгоритма составления химических формул.
- выработать умение применять приобретенные знания при решении задач
- сформировать навыки экспериментальной работы.
- привить интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательные
- создать условия для раскрытия творческих способностей у учащихся
- создать условия для воспитания социально-адаптированной личности.
Развивающие
- развить коммуникативную компетентность
- развить логическое мышление уч-ся
- продолжить развитие аналитико-синтетических умений (работать с дидактическим материалом, делать выводы).
Технология урока: развитие критического мышления.
Тип урока: применение знаний.
Характер урока: исследовательский, обучающий.
Форма организации познавательной деятельности уч-ся: групповая, индивидуальная.
Оборудование к уроку:
1). Химические реактивы и химическое оборудование для выполнения эксперимента (медный и железный купорос, молоко, щавелевая кислота, хлорид кальция, нитрат калия, раствор уксусной кислоты, раствор соли и молочной кислоты, вода, едкий натр, раствор соляной кислоты, раствор перманганата калия, химические стаканы, колбы, стеклянные палочки.)
2). Компьютер, проектор, экран.
3). Раздаточный материал: периодическая таблица, таблица растворимости, методики выполнения работ для каждой группы, набор задач.
План урока:
1). Организационный момент.
2). Подготовка уч-ся к активному усвоению материала.
3). Овладение содержанием учебного материала.
4). Закрепление знаний.
5). Информирование уч-ся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
6). Завершение урока.
Ход семинара:
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1). Организационный момент. 1 мин. | Оформление доски перед уроком. Раздача дидактических материалов, реактивов и химического оборудования перед уроком. Формирование групп для учебной работы (заранее). Организация внимания всех учащихся. | Включение в деловой ритм. |
2). Подготовка уч-ся к активному усвоению материала. 5 мин. | Вступительное слово учителя, демонстрационный опыт. Учителем создается проблема перед уч-ся: вскрывается отсутствие у уч-ся умений передавать и читать химическую информацию, т.е. составлять химические формулы. Подведение уч-ся к формулировке темы семинара, определение целей и задач познавательной деятельности уч-ся. | На основе вступительного слова учителя и результатов попытки выполнения проблемного задания сами формулируют тему урока, определяют цели и задачи своей деятельности. |
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
3). Овладение содержанием учебного материала. 30 мин. | Объясняю алгоритм составления химических формул. Организую работу в группах. Активизирую уч-ся для проведения экспериментальной части урока. Обеспечиваю согласованную работу в группах, подводя учеников к формулировке выводов по итогам экспериментальной работы уч-ся. | Работают в группах, выполняя задания по составлению химических формул, выполняют эксперимент, анализируют результаты экспериментальной работы, делают логические выводы. Докладывают о результатах работы. |
4). Закрепление знаний. 5 мин. | Организую выполнение самостоятельной работы по решению задач по теме урока. Организую самопроверку результатов самостоятельной работы. | Выполняют самостоятельную работу по составлению формул (индивидуальная форма работы). Проверяют правильность решения заданий по предложенным ответам. |
5). Информирование уч-ся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 2 мин. | Даю информацию и подробный инструктаж о домашнем задании. | Записывают домашнее задание и алгоритм выполнения. |
6). Завершение урока. 2 мин. | Благодарю за урок, оцениваю деятельность уч-ся. | Дают самооценку своей деятельности. |
Семинар по решению задач для учащихся 8-ых классов.
Тема: «Химические формулы».
МЕТОДИКА:
- Ознакомьтесь с заданием для группы.
- Внимательно прочитайте условия задач.
- Распределите задачи между всеми участниками вашей группы, учитывая их сложность.
- Решите задачи. (При необходимости можно советоваться с учащимися только вашей группы, не нарушая общей тишины в классе.)
- Задачи, которые решили вы, должны быть записаны на ваш листок.
- Проверьте правильность решения всех задач, обсудив их в своей группе. (Обсуждение должно вестись тихо, чтобы не мешать учащимся других групп.)
- Выпишите полученные ответы всех задач на свой листок.
- Найдите в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева химические элементы с порядковыми номерами, соответствующими полученным при решении задач ответам и выпишите их на этот же листок.
- Выпишите только первые буквы названий этих химических элементов.
- Попробуйте из этих букв сложить слово, являющееся ответом на задание для вашей группы.
- Выполните экспериментальную часть работы. (Описание эксперимента прилагается в задании для группы).
- Используя результаты эксперимента, ответьте на поставленные перед группой вопросы.
- Поднимите руку, фиксируя тем самым выполнение данной работы вашей группой.
- Поделитесь узнанной вами информацией с участниками других групп.
- Оцените вклад каждого в работу вашей группы.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №1
1). Решив задачи по теме: «Химические формулы», выполняя все методические рекомендации, вы узнаете:
какой продукт надо выпить пострадавшему, если он отравился солями тяжелых металлов, например, обрабатывая огород от вредителей медным или железным купоросом, солями тяжелых металлов.
2). Осуществите эксперимент:
В два стаканчика прилейте растворы солей сульфатов железа (FeSO4) и меди (CuSO4).
Затем к этим двум растворам прилейте молоко и перемешайте стеклянными палочками.
Зафиксируйте наблюдения, что произошло с растворами.
3). Проанализируйте, почему при отравлении солями тяжелых металлов и другими ядовитыми соединениями пострадавшему предлагают выпить молоко или тот продукт, который вы отгадали при решении задач.
И почему после принятия этих белков рекомендуется немедленное промывание желудка (вызвать рвоту).
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №2
1). Решив задачи по теме: «Химические формулы», выполняя все методические рекомендации, вы узнаете:
какой продукт нельзя употреблять в пищу людям, страдающим мочекаменной болезнью, имеющим повышенное содержание ионов кальция в моче.
2). Осуществите эксперимент:
В стакан прилейте раствор кислоты, содержащейся в этом продукте, и прилейте к этому раствору раствор соли кальция.
Перемешайте полученный раствор стеклянной палочкой.
Зафиксируйте наблюдение, что произошло с раствором.
3). Используя результат эксперимента, выскажите предположение, почему надо исключить или ограничить потребление этого продукта людям с нарушенным обменом веществ и страдающих мочекаменной болезнью.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ №3
1). Решив задачи по теме: «Химические формулы», выполняя все методические рекомендации, вы узнаете:
какой процесс значительно понижает в овощах содержание нитратов, превращающихся в организме человека в канцерогенные химические вещества, вызывающие «рак».
2). Осуществите эксперимент:
В трех колбах находятся небольшие количества нитрата калия. Прилейте в одну колбу воду, в другую смесь растворов молочной кислоты и поваренной соли, а в третью слабый раствор уксусной кислоты.
Перемешайте полученные растворы стеклянными палочками.
Зафиксируйте наблюдение, что произошло с нитратами.
3). Используя результат эксперимента, сделайте вывод, какими способами можно понизить содержание нитратов в овощах.
Как вы думаете, в каких огурцах содержание нитратов будет меньше, в малосольных или соленых? И почему? (содержание нитратов в свежих огурцах считать одинаковым).
Задачи для группы №1
ЗАДАЧА 1.
Сумму индексов в сульфиде алюминия умножьте на 11.
ЗАДАЧА 2.
Составьте формулу сульфида хрома (III). Ответом задачи служит число равное сумме индексов в формуле, умноженной на 10.
ЗАДАЧА 3.
Определите химический элемент, порядковый номер которого равен индексу при атоме натрия в формуле фосфата натрия. Определяемая буква является последней в названии данного химического элемента.
ЗАДАЧА 4.
Определите химический элемент, имеющий одинаковое число десятков и единиц, равных сумме индексов в формуле хлорида бария. Предпоследняя буква в названии этого химического элемента присутствует в отгадываемом вами слове.
Памятка для составления химических формул:
1. Положительная часть формулы всегда записывается на первое место, а отрицательная на второе.
2. В целом молекула нейтральна (не заряжена), поэтому число положительных и отрицательных зарядов должно быть одинаковым.
Задачи для группы №2
ЗАДАЧА 1.
Определите сумму индексов в формуле сульфида калия.
ЗАДАЧА 2.
К произведению индексов в формуле бромида бария добавьте 5.
ЗАДАЧА 3.
Определите порядковый номер элемента, который имеет атомную массу 152. Таких букв в отгадываемом вами слове две.
ЗАДАЧА 4.
Посчитайте число атомов кислорода в формуле нитрата алюминия. Полученный результат умножьте на 11. Определите химический элемент с таким порядковым номером. Буква, которая присутствует в отгадываемом вами слове, очень похожа по написанию на четвертую букву в названии этого химического элемента.
ЗАДАЧА 5.
Определите индекс у атома серы в формуле сульфида калия.
ЗАДАЧА 6.
Определите химический элемент, порядковый номер которого равен произведению суммы индексов в формуле сульфида натрия и числа 11.Буква, присутствующая в отгадываемом вами слове является четвертой в названии этого химического элемента.
Памятка для составления химических формул:
1. Положительная часть формулы всегда записывается на первое место, а отрицательная на второе.
2. В целом молекула нейтральна ( не заряжена), поэтому число положительных и отрицательных зарядов должно быть одинаковым.
Задачи для группы №3
ЗАДАЧА 1.
Сумму индексов в формуле сульфида алюминия умножьте на 2.
ЗАДАЧА 2.
Определите число атомов кислорода в формуле фосфата натрия. Полученное число умножьте на 2.
ЗАДАЧА 3.
К произведению индексов в формуле бромида бария добавьте 5.
ЗАДАЧА 4.
Определите число, в котором количество десятков равно сумме индексов в формуле бромида бария, а количество единиц равно числу атомов кислорода в нитрате алюминия.
ЗАДАЧА 5.
Определите порядковый номер элемента, который имеет атомную массу 152. Таких букв в отгадываемом вами слове две.
ЗАДАЧА 6.
Посчитайте число атомов кислорода в формуле нитрата алюминия. Полученный результат умножьте на 11. Определите химический элемент с таким порядковым номером. Буква, которая присутствует в отгадываемом вами слове четвертая в названии этого химического элемента.
ЗАДАЧА 7.
Определите индекс у атома серы в формуле сульфида калия.
Памятка для составления химических формул:
1. Положительная часть формулы всегда записывается на первое место, а отрицательная на второе.
2. В целом молекула нейтральна ( не заряжена), поэтому число положительных и отрицательных зарядов должно быть одинаковым.
Деятельность учителя:
- Деление учащихся на группы
- Создание проблемы
- Подготовка и раздача заданий и инструкций
- Контролирование хода и результата работы.
Деятельность учащихся:
- Делают вывод о необходимости проведения семинара
- Формулируют тему занятия
- Изучают методику
- Распределяют задачи
- Переводят ответы в буквы
- Узнают зашифрованную информацию.
Преимущества применения данной технологии над традиционными формами преподавания:
- Не ограничена рамками одного предмета
- Активизирует познавательную деятельность учащихся
- Повышает интерес учащихся к предмету
- Способствует приобретению коммуникативной компетентности
- Повышает творческую активность учащихся
- Повышает качество знаний учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «В гостях у химического элемента»
Цели:Образовательная.На примере изучения свойств кислорода использовать полученные ранее знания о химических элементах.2.Развивающая.Формирование интеллектуальных умений и навыков: умение анализироват...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...
Методическая разработка урока на тему: Основания.Состав, классификация, химические свойства и получение. Презентация к уроку.
Технологическая карта урока, модульурока....
Методическая разработка урока по теме «Классификация химических реакций»
Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.Задачи урока:– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений...
Методическая разработка урока по теме "Формулы сокращенного умножения. Повторение."(технологическая карта)
Для учителей математики....
Методическая разработка урока по теме: «Определение массового выхода продукта химической реакции»
Тема урока: «Определение массового выхода продукта химической реакции», 8 класс (общеобразовательный уровень).Цели урока:Главная дидактическая цель урока:-выработать умение применять знани...
Методическая разработка урока по теме «Применение формул квадрата суммы, квадрата разности и разности квадратов»
Формулы сокращенного умножения - одна из наиболее важных сложных тем курса алгебры средней школы. Данная методическая разработка поможет на уроке при закреплении нового материала. Работа в группах с п...