Методическая разработка урока по теме: «В гостях у химического элемента»
методическая разработка по химии (5 класс) по теме
Цели:
- Образовательная.
На примере изучения свойств кислорода использовать полученные ранее знания о химических элементах.
2.Развивающая.
Формирование интеллектуальных умений и навыков: умение анализировать, синтезировать, логически рассуждать, делать умозаключения, сравнивать.
Формирование компетенций разрешения проблемы, коммуникативных, информационных.
3. Воспитательная.
Формировать мотивы положительного отношения к знаниям, реализовать экологическое воспитание, воспитание патриотических чувств на примере деятельности русских ученых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_v_gostyah_u_kisloroda.doc | 237 КБ |
Предварительный просмотр:
Пропедевтический курс «Физика. Химия 5-6 класс»
учителя химии
МБОУ СОШ №3
Сиротиной Е.Н
г. Радужный. 2013г.
Предисловие
Пропедевтический курс «Физика и Химия 5-6класс» в системе дополнительного образования предназначен для ознакомления учащихся с широким кругом явлений физики и химии, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. В нашей школе данный курс я веду для учащихся гимназических классов с 2000 года. Содержание занятий ориентировано на развитие любознательности, интереса к химии, умения правильно обращаться с химическим оборудованием и веществами. Изложение материала на занятиях имеет не традиционный характер: из всех видов деятельности предпочтение отдается игре.
Конспект занятия пропедевтического курса «Физика. Химия 5-6 класс»
Химия 5класс
по теме: «В гостях у химического элемента»
учителя химии
МБОУ СОШ №3
Сиротиной Е.Н
г. Радужный. 2013г.
В гостях у химического элемента.
Цели:
- Образовательная.
На примере изучения свойств кислорода использовать полученные ранее знания о химических элементах.
2.Развивающая.
Формирование интеллектуальных умений и навыков: умение анализировать, синтезировать, логически рассуждать, делать умозаключения, сравнивать.
Формирование компетенций разрешения проблемы, коммуникативных, информационных.
3. Воспитательная.
Формировать мотивы положительного отношения к знаниям, реализовать экологическое воспитание, воспитание патриотических чувств на примере деятельности русских ученых.
Оборудование: периодическая таблица Д.И.Менделеева, компьютер, интерактивная доска, карточки химических знаков, учебник.
Оборудование и реактивы (для учителя): прибор для получения кислорода, спиртовка, спички, лучинка, химический стакан, крышка, перманганат калия, свечка, известковая вода.
Оборудование и реактивы (для учащихся): свечка, химический стакан, крышка, известковая вода.
Используемые технологии
- Технология проблемного обучения
- Технология опережающего обучения.
- Игровые технологии
Методы:
- беседа
- демонстрационный эксперимент
- самостоятельная работа учащихся
Материалы и оборудование: учебник А.Е.Гуревич. Д.А. Исаев Физика. Химия 5-6 классы издательский дом
« Дрофа», 1997, карточки, компьютер, презентация, интерактивная доска.
Ход занятия
I.Организационный момент. (дети вместе с учителем стоят в круге)
-Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас видеть сегодня мы продолжим знакомиться с жителями замечательного дома периодической системы Д.И.Менделеева и отправимся к одному из них в гости все готовы к путешествию? Хорошего вам настроения и успехов!
-Для удачного путешествия, нам надо вспомнить необычный алфавит.
-Презентация
-Прочитайте внимательно текст-задание. Как вы думаете, о каком алфавите идет речь?
-Как вы озаглавите текст? (появляется запись: знаки химических элементов)
1слайд:
Этот алфавит называют химическим. С его помощью вы можете писать слова – химические формулы. |
II. Актуализация знаний.
Ответ: Знаки химических элементов | Этот алфавит называют химическим. С его помощью вы можете писать слова – химические формулы. |
-Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых (С.Щипачев)
-Что называется химическим элементом?
-Ну а теперь покажите ваши знания о химических элементах.
Конкурс «Отгадай-ка» (учитель бросает мячик ребенку и загадывает загадки о химических элементах)
Учащиеся, определив о каком химическом элементе идет речь бросает мяч обратно учителю
-Предупреждаю я заранее,
Что не пригоден для дыхания!
А все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
Я главный в воздухе. Так вот,
Легко назвать меня….. (азот) -Я жилец квартиры девять. Без меня зубам нельзя
Защитить от кариеса вас, могу друзья (фтор)
-Я могу зажечь на спор спичку, печку и костер.
Кто вам всем дышать дает?
Атмосферный …(кислород)
-Молодцы, ребята, справились с первым заданием успешно, садитесь за столы.
-Мы с вами знаем, что у каждого химического элемента есть свой адрес, его местоположение. Расскажите, где можно найти адрес химического элемента? (На столе лежат таблицы)
-Назовите, координаты для химических элементов: азота, фтора, кислорода, водорода.
-Пользуясь таблицей, что вы можете рассказать о названных элементах (это неметаллы)
- Какой элемент из четырех будет лишним? Почему? (элементы расположены по соседству друг от друга, кроме водорода)
-Сегодня мы отправляемся в гости к элементу о котором будет мой рассказ. Только вам надо помочь завершить этот рассказ.
2 слайд «Закончи рассказ» (читаю рассказ)
Задание КОЗ
Компетентность: информационная, коммуникативная.
Аспект: планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации.
Незнайка решил побывать на Луне, он стал хвастаться всем своим друзьям, что увидит на луне необыкновенных животных, сказочные растения, но когда он прилунился, то ничего, кроме кратеров не было.
Используя разнообразные источники информации, ответьте на вопросы и подготовьте сообщения на 2 минуты
1.Назовите химический элемент №1 нашей жизни!
2.В состав каких соединений входит кислород и каково его содержание в природе?
3.Когда и кем был открыт кислород?
4.Какой ученый дал название кислороду, и что скрывает название oxygenium?
Модельный ответ | Критерии | Балл |
1.Элемент №1 -кислород | Разнообразие использованных источников | 1 |
2. Кислород - самый распространенный химический элемент в земной коре. Воздух содержит 0,209 объемных долей, или 20,9% кислорода, что составляет 1/5 по объему. | Качественное содержание ответа | 2 |
3.Кислород открыли и впервые получили почти одновременно два выдающихся химика 18 века – швед Шееле и англичанин Присли. | Использование вербальных средств | 1 |
4. Название этому элементу дал великий французский химик Лавуазье: oxygenium т.е. «рождающий кислоты», или «кислород» | Выдерживание регламента сообщения | 1 |
Оценка:
«5» -5баллов
«4»-4 балла
«3»-3балл
«2»-2 балла
Убедиться в этом нам поможет видеосюжет (видеофильм «Кислород»)
III. Постановка учебной цели.
-Хотите познакомиться с этим элементом? Давайте пойдем в гости к кислороду, он давно ждет нас.
- Что вам хотелось бы узнать о кислороде?
3 слайд:
Задачи урока:
1. Получить кислород |
2. Изучить свойства |
3. Узнать о применении |
IY. Изучение нового материала.
- Возьмите маршрутный лист и запишите тему занятия «Кислород»
4 слайд Станции
1 станция: Давайте познакомимся (работа по периодической таблице Д.И.Менделеева)
а) Знак химического элемента ….
б) Адрес химического элемента: № …., группа №…., период №….
в) Формула простого вещества кислорода ……
г) (Мr(О2) = …… , а Mr воздуха = 29
5слайд: «Давайте познакомимся» (портрет А. Лавуазье)
6слайд: формулы
КМпО4 | НCL |
2 станция: Экспериментальная (демонстрация опыта «Получение кислорода и изучение его свойств)
- мы получим кислород и изучим его физические и химические свойства. Давайте вспомним: какие явления называются физическими, химическими?
1) явления, при которых вещества остаются неизменными, называются
2) явления, при которых одни вещества превращаются в другие, называются
Учитель. «Бесполезны тому очи, кто желает видеть внутренность вещи, лишаясь рук к отверстию оной. Бесполезны тому руки, кто к рассмотрению открытых вещей очей не имеет». (М.В.Ломоносов)
Задание КОЗ
Компетентность: коммуникативная.
Аспект: письменная коммуникация
Посмотрите опыт и заполните таблицу: «Свойства кислорода»
(проводит учитель с помощью учащегося)
-Учащиеся наблюдают, делают вывод и оформляют в тетради таблицу:
вопросы учителя:
1.агрегатное состояние кислорода
2.цвет кислорода
3.легче или тяжелее воздуха
4.какое химическое свойство кислорода, вы наблюдали?
Модельный ответ Свойства | Критерии ответа | Балл | Оценка | |
Физические | Химические | Физические свойства | 1 | «5»-5 баллов |
1.Газ | 1.Поддерживает горение | Химические свойства | 1 | «4»- 4 балла |
2.Без цвета | Ответ полный | 2 | «3» -3 балла | |
3.Тяжелее воздуха | Ответ не самостоятельный | 1 | «2» - 2 балла | |
Учитель читает эпиграф, написанный на доске. « Опыт - единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории» Д.И. Менделеев
Проведение любого опыта требует соблюдения правил техники безопасности.
Давайте повторим самые важные правила техники безопасности
Физминутка на тему «Правила техники безопасности»
1-й ученик (делает повороты туловища влево, вправо, руки на поясе)
Изучи инструкцию и тогда проведешь ты опыты без труда
2-й ученик
Опыт можно проводить только с разрешенья,
Так как могут не простить ваши прегрешения
3-й ученик (поднимается на носочках и опускается)
Намотай себе на ус - никогда не пробуй вещество на вкус
4-й ученик
Обращайся бережно с посудой, веществами и тогда не будешь жаловаться маме
5-й ученик (шагают на месте)
Как закончится работа, не забудь дружок, убери посуду и вещества в лоток
6-й ученик
Навсегда запомните:
Правила важны.
Зная их, вы с химией
Будете дружны!
3 станция Опыт своими руками
Задание КОЗ
Компетентность: разрешение проблемы.
Аспект: определение проблемы, планирование деятельности, действия по решению проблемы.
Выполняя лабораторную работу, ученики наблюдали горение парафиновой свечи. Когда ученики налили в стакан известковую воду, то вещество помутнело.
Вам предстоит выяснить: почему помутнела известковая вода?
Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задание, следуя инструкци (стр.39 учебник)
Инструкция
- Зажгите в химическом стакане парафиновую свечу. Что наблюдаете?
- Закройте крышкой стакан. Почему гаснет свеча?
- Откройте крышку, уберите свечу и налейте в стакан известковую воду. Что наблюдаете?
- Какие вещества образовались в стакане?
Отчет о выполненной работе занесите в таблицу.
Модельный ответ | Критерии ответа | Балл | Оценка |
Опыт 1. Свеча горит в химическом стакане Опыт 2. Через несколько минут свеча гаснет потому, что нет кислорода. Опыт 3. При добавлении в стакан известковой воды наблюдаем осадок белого цвета Опыт 4. В стакане образовалась вода и углекислый газ. | Наблюдение Ответ не полный Ответ полный | 1 1 1 | «5»-5 баллов |
Вывод: Горение – это химическое явление, при котором образовались новые вещества. Известковая вода помутнела потому, что произошла химическая реакция с углекислым газом | Сформулирован вывод | 2 | «4»- 4 балла «3» -3 балла «2»- 2 балла |
Задание КОЗ
Компетентность: информационная, коммуникативная.
Аспект: планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации.
Учитель.
Используя разнообразные источники информации, подготовьте сообщения на 2 минуты
-Незнайка подготовил призентацию 7 слайд: Применение кислорода
Пользуясь, вышеуказанными примерами объясните на каких химических свойствах кислорода
основано применение.
Модельный ответ | Критерии | Балл | |
Жидкий кислород применяют в ракетных двигателях. | Поддерживает горение | Разнообразие использованных источников | 1 |
В медицине служит для облегчения затрудненного дыхания | Поддерживает дыхание | Качественное содержание ответа | 2 |
Кислородные маски необходимы в высоких полетах и при работе под водой | Поддерживает дыхание | Использование вербальных средств | 1 |
Кислород расходуется в громадных количествах для резки и сварке металлов | Поддерживает горение | Выдерживание регламента сообщения | 1 |
Оценка:
«5» -5баллов
«4»-4 балла
«3»-3балл
«2»-2 балла
Видно, что очень много кислорода расходуется на разнообразную деятельность человека, тратится на процессы дыхания
8 слайд Круговорот кислорода
-1314 миллиардов м³ кислорода используют жители всего земного шара в течении года, что равняется расстоянию от Земли до Солнца и обратно
-Чем можно объяснить, что общая масса кислорода в воздухе не изменяется?
(вспоминаем фотосинтез: Это объясняется процессом фотосинтеза, происходящим в зеленых растениях на свету.)
-Земля - наш общий дом, чтобы сохранилась жизнь, что необходимо помнить землянам?
-Беречь природу (этот вывод делают дети)
Видеофильм (Благословите леса)
Итог урока:
-Вам понравилось наше путешествие?
Рефлексивный этап.
-тогда отправляемся на станцию писателей
4 станция: Писателей
9 слайд допиши предложения:
-На этом занятии я закрепил знания ….
-На занятии я узнал….
-Кислород нужен для….
- После занятия я буду…..
(учащиеся пишут ответы в маршрутном листе, а затем учитель предлагает нескольким ученикам прочесть по одному ответу)
-Кислород очень важный химический элемент.
Так можно сказать и о других химических элементах?
-Без сомненья, элементы все нужны,
И для пользы примененье
Люди каждому нашли.
-На следующем занятии мы продолжим знакомство с химическими элементами.
5станция: Поэтическая
10 слайд (стихи)
-Будем грызть гранит науки, крепко химию любить.
Чтоб Отечеству и школе славу добрую добыть.
Вы очень хорошо потрудились. Ответили на все поставленные вопросы.
Сегодня вы были дружны, активны, проявили смекалку, ум творчество. И все заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу.
Маршрутный лист путешественника
Тема путешествия:
1 станция: Давайте познакомимся (работа по периодической таблице Д.И.Менделеева)
а) Знак химического элемента _____
б) Адрес химического элемента: №_______, группа № ____., период №_____
в) Формула простого вещества ……
г) Мr (О2 ) = ____ ( Mr воздуха = 29) Кислород тяжелее или легче воздуха ?
2 станция: Экспериментальная
«Бесполезны тому очи, кто желает видеть внутренность вещи, лишаясь рук к отверстию оной. Бесполезны тому руки, кто к рассмотрению открытых вещей очей не имеет.» М.В.Ломоносов
Задание КОЗ
Компетентность: коммуникативная.
Аспект: письменная коммуникация
Посмотрите опыт и заполните таблицу: «Свойства кислорода»
вопросы учителя:
1.агрегатное состояние кислорода
2.цвет кислорода
3.легче или тяжелее воздуха
4.какое химическое свойство кислорода, вы наблюдали?
Модельный ответ Свойства | Критерии ответа | Балл | Оценка | |
Физические | Химические | Физические свойства | 1 | «5»-5 баллов |
Химические свойства | 1 | «4»- 4 балла | ||
Ответ полный | 2 | «3» -3 балла | ||
Ответ не самостоятельный | 1 | «2» - 2 балла | ||
3 станция: Опыт своими руками (стр.39)
Задание КОЗ
Компетентность: разрешение проблемы.
Аспект: определение проблемы, планирование деятельности, действия по решению проблемы.
Выполняя лабораторную работу, ученики наблюдали горение парафиновой свечи. Когда ученики налили в стакан известковую воду, то вещество помутнело.
Вам предстоит выяснить: почему помутнела известковая вода?
Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задание, следуя инструкции (стр.39 учебник)
Инструкция
- Зажгите в химическом стакане парафиновую свечу. Что наблюдаете?
- Закройте крышкой стакан. Почему гаснет свеча?
- Откройте крышку, уберите свечу и налейте в стакан известковую воду. Что наблюдаете?
- Какие вещества образовались в стакане?
Отчет о выполненной работе занесите в таблицу.
Модельный ответ | Критерии ответа | Балл | Оценка |
Опыт 1. Опыт 2. Опыт 3. Опыт 4. | Наблюдение Ответ не полный Ответ полный | 1 1 1 | «5»-5 баллов |
Вывод: Горение – это ….явление, при котором образовались ….. Известковая вода помутнела потому, что ……….. | Сформулирован вывод | 2 | «4»- 4 балла «3» -3 балла «2»- 2 балла |
4 станция: Писателей
Допиши предложения:
-На этом занятии я закрепил знания_________________________________________________
-На занятии я узнал_______________________________________________________________
-Как ты можешь сохранить общую массу кислорода в воздухе?
- После занятия я буду______________________________________________________________
5станция: Поэтическая
-Будем грызть гранит науки,
Крепко химию любить.
Чтоб Отечеству и школе
Славу добрую добыть.
Фрагмент занятия в 5классе по теме: Кислород
Лабораторная работа «Наблюдение горения»
Фрагмент занятия в 5классе
Лабораторная работа по теме: «Химические явления»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...
Методическая разработка урока на тему: Основания.Состав, классификация, химические свойства и получение. Презентация к уроку.
Технологическая карта урока, модульурока....
Методическая разработка урока по теме "Построение треугольника по трём элементам"
Методическая разработка урока по геометрии теме "Построение треугольника по трём элементам" в 7 классе....
Методическая разработка урока по теме «Классификация химических реакций»
Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.Задачи урока:– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений...
Методическая разработка урока "Периодический закон и Периодическая система химических элементов" Д. И. Менделеева 9 класс
laquo;Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева урок в 9 классе...
Разработка урока "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева".
На основании понятий о группах сходных элементов подвести учащихся к осознанному выводу периодического закона, обусловленного предшествующим развитием науки.Задачи урока: Ознакомить школьников с содер...
Методическая разработка урока по теме: «Химические формулы»
Мастер-класс по теме: «Инновационные формы проведения уроков химии как средство повышения познавательной деятельности учащихсяАвтор: Левшук А.Н., учитель химии ГБОУ СОШ №48,Санк...