Методическая разработка урока по теме «Классификация химических реакций»
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.
Задачи урока:
– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений.
– Научиться выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций.
– Рассмотреть классификацию химических реакций по различным признакам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_himicheskih_reaktsiy.docx | 76.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ» |
Методическая разработка урока по теме
«Классификация химических реакций»
Преподаватель химии
Дзаболова И.М.
2016г.
Цель урока: систематизировать знания студентов о подходах к классификации химических реакций.
Задачи урока:
– Расширить и углубить знания о химических реакциях, сравнить их с другими видами явлений.
– Научиться выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации химических реакций.
– Рассмотреть классификацию химических реакций по различным признакам.
– Доказать студентам взаимосвязь противоположных процессов.
– Доказать материальность изучаемых процессов.
– Формирование образовательной, коммуникативной (умение работать в группе) общекультурной компетентности.
– Формирование умений проводить химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности, наблюдать за реакциями, умение работать в команде, выполнять творческие проекты.
– Развитие логического мышления путём сравнения, анализа, обобщения и систематизации.
Тип урока: обобщение и коррекция знаний студентов.
Используемые педтехнологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения; компьютерные технологии (Г.К. Селевко); технология дифференцированного обучения.
Оборудование:мультимедиапроектор;тематическаяпрезентация;таблица “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, ПК с проектором; таблица “Растворимость солей, кислот и оснований в воде; тематические таблицы.
Ход урока
План урока:
- Организационный момент. (1 мин)
- Актуализация знаний: (3 мин)
- Проверка знаний фактического материала( фронтальный опрос)(8 мин)
- химическая реакция;
- признаки химических реакций;
- условия протекания химических реакций.
- Изучение нового материала (15мин) Классификация химических реакций.
- Закрепление: самостоятельная работа (10 мин)
- Домашнее задание. (3 мин)
- Итог урока. Рефлексия.(5 мин)
- Организационный момент.
Актуализация знаний студентов, сообщение темы, цели урока.
II. Актуализация знаний:
Учитель: Здравствуйте! Мы изучаем химию не первый год, и надеюсь, убеждаетесь в том, что химия – удивительная наука! Скажите мне, пожалуйста, что изучает химия?
Ответ: Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающие эти превращения.
Учитель: Одна из задач химии использовать эти процессы для получения соединений с новыми полезными свойствами, а так же для получения разных видов энергии. В организме человека и в окружающем нас мире протекает огромное число реакций, без них невозможна жизнь. Чтобы ориентироваться в огромном царстве реакций, необходимо знать их типы. Сегодня мы и рассмотрим классификацию химических реакций. Итак, запишите тему урока: “Классификация химических реакций”. (Слайд 1)
Какие цели, вы поставите перед собой, исходя из темы? (Слайд 2)
Что называется явлением?
(Явление – это то, в чём проявляется развитие, изменение чего– либо).
Чем сопровождается любое явление?
(Изменением энергии)
Вспомним, какие явления называются физическими и химическими.
Физические явления -это любые изменения вещества, не при водящие к изменению состава и строения его молекул, например изменение агрегатного состояния веществ, хотя кристалл и газ, например, обладают различными физическими свойствами.
Химические явления – это явления, при которых одни вещества превращаются в другие, отличающиеся от исходных составом и свойствами, и при этом не происходит изменения состава ядер атомов.
(Слайд 4)
III. Повторение полученных ранее знаний.
1) Вопросы для повторения (слайд презентации):
- Что изучает химия?
- Что такое химические превращения или химические реакции?
- Каковы признаки химических реакций?
- Соотнеси класс вещества и химическую формулу:
Приложение 1.
Соотнеси класс вещества и химическую формулу: | ||||
Оксиды Основания Кислоты Соли | NaCl | Ba(OH)2 | H3BO3 | BaSO4 |
CaO | Cl2O7 | Mg3(PO4)2 | CO2 | |
H2SO4 | HCl | Fe(OH)3 | HNO3 | |
Ca(OH)2 | K2SiO3 | SO3 | CuO | |
P2O5 | Cu(OH)2 | CuBr2 | CaCO3 | |
Na2SO4 | Ag2O | HNO2 | LiOH | |
NaOH | H3PO4 | Fe2O3 | H2SO3 | |
NaNO2 | Mg(NO3)2 | KOH | Fe(OH)2 | |
H2S | Li2O | K2CO3 | H2SiO3 |
2)Определение физических и химических явлений по изображению.
(Задание на слайдах 5 и 6.)
Задание из электронного учебника:
Определить, какие процессы относятся к физическим, а какие – к химическим и распределите их по двум колонкам:
Таяние снега, образование патины на памятниках, коррозия металла, плавление серебра, обработка раны перекисью водорода, возгонка йода, ректификация жидкого воздуха, сжигание газа.(Слайды 5 и 6)
Предлагаю назвать признаки химической реакции
3) Определение признака реакции по изображению.
1.Горение свечи. (Признак химической реакции: выделение тепла и света). Слайд 7 Горение магния. Слайд 8 и фрагмент учебного фильма «Горение магния».
2.Реакция между раствором хлорида кальция и раствором щелочи. (Признак химической реакции: выпадение белого осадка.)(Слайд 9)
3. Действие индикаторов на растворы кислоты, щелочи и воды. (Признак химической реакции: изменение окраски индикатора.)(Слайд 10)
4. Растворениемеди в растворе азотной кислоты. (Признак химической реакции: выделение бурого газа.)(Слайд 11)
А сейчас мы с вами рассмотрим следующие типы химических реакций: соединения, разложения, замещения и обмена. (Слайд презентации)
- Изучение нового материала (15мин) Классификация химических реакций.
1.По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции 2. По тепловому эффекту 3. По признаку обратимости 4. По признаку изменения степеней окисления 5. По агрегатному состоянию веществ
Давайте рассмотрим примеры реакций:
- Реакции соединения – это реакция, при которой из двухили нескольких простых веществ образуется одно сложное вещество.
Fe + S = FeS (тип реакции – соединение) (Слайд 14)
- Реакция разложения – это реакция, при которой одно сложное вещество распадается на два или несколько простых или сложных веществ.
СаS =Са + S (тип реакции – разложения) (Слайд 15)
- Реакция замещения -это реакция, при которой атомы простого вещества замещают атомы в сложном веществе.
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2 (тип реакции – замещение) (Слайд 16):
- Реакция обмена – это реакция, при которой два сложных вещества обмениваются своими составными частями.
AgNO3 + HCI = AgCl + HNO3 (тип реакции – обмен) (слайд 17):
Итак, с какими реакциями мы сегодня познакомились?
Студенты пишут уравнения реакций, расставляют коэффициенты и определяют типы реакций.
Cu + Cl2 = CuCl2 (реакция соединения)
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl2 (реакция соединения) Mg + SiO2 = MgO + Si (реакция замещения)
Выделение или поглощение энергии:
- Реакции, протекающие с выделением энергии (тепла), называются экзотермическими. К ним относятся реакции горения, например серы:
S + O2 = SO2 + Q
Образуется оксид серы (IV), выделение энергии обозначают + Q
- Реакции, требующие затрат энергии, т. е. протекающие с поглощением энергии, называются эндотермическими. Эндотермической является реакция разложения воды под действием электрического тока:
2H2O = 2H2 + O2 – Q (Слайд 18)
Окислительно-восстановительные реакции:
- Реакции, сопровождающиеся изменением степеней окисления элементов, т. е. переходом электронов,называются окислительно-восстановительными:
Fe0 + S0 = Fe+2S−2
Каталитические реакции проводятся в присутствии катализаторов – веществ, которые, не вступая в химическое взаимодействие, способны изменять скорость реакции.
Химическое явление ускорения реакции с помощью катализатора называется положительным катализом или просто катализом. (Слайд 19)
Выделение или поглощение энергии
- Экзотермические реакции — это реакции, происходящие с выделением теплоты.
СН4(г) + 2О2(г) = СО2(г) + 2Н2О(г) + Q.
- Эндотермические реакции — это реакции, происходящие с поглощением теплоты.
CaCO3(кр) = CaO(кр) +CO2(г) – Q,
Тепловой эффект химической реакции - это количество выделенной или поглощенной теплоты в результате химической реакции. (Слайд 20)
По агрегатному состоянию
По фазовому состоянию реагентов реакции бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные).
В гомогенных реакциях все взаимодействующие вещества находятся в одной фазе (газовой, жидкой или твердой).
В гетерогенных процессах реагенты, принимающие участие в реакции, находятся в разных фазах.
Гетерогенные двухфазные реакции в зависимости от агрегатного состояния исходных веществ бывают следующих типов:
1. в системе «газ – твердое тело»;
2. между двумя несмешивающимися жидкостями;
3. в системе «газ – жидкость»;
4. в системе «жидкость – твердая фаза». (Слайд 21)
V.Закрепление: игровые моменты.
Соотнесите:
А) разложения, гетерогенная. | А1) 2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 +3H2 |
Б) соединения, гомогенная. | Б1) H2SO4 + BaCl2 → BaSO4 + 2HCl + Q |
В) обмена, экзотермическая. | В1) 2H2 + O2 → 2H2O |
Г) замещения, окислительно - восст.
| Г1) 2 NaOH → Na2O + H2O |
Ответ:А-Г1; Б-В1; В-Б1; Г-А1. Слайд(22)
1. Игра «Третий лишний – 1»
1. 2NaCl = 2Na + Cl22. MgO + CO2 = MgCO33. S + O2 =SO2
Ответ: 2NaCl = 2Na + Cl2 (Слайд 23)
2. Игра «Третий лишний – 2»
- 2Na + H2O= 2NaOH + H2
- 2CO + O2 = 2CO2
- 2KBr +Cl2 = 2KCl + Br2
Ответ: 2CO + O2 = 2CO2 (Слайд 24)
VI. Самостоятельная работа (Слайд25)
Вариант 1 Вариант 2 Задание № 1:расставьте коэффициенты и определите тип реакции в следующих уравнениях реакций:
А) Ca+ O2 = А) C + O2 =
Б) Mg(OH)2 + HCl= Б) KOH + H2SO4 =
В) H2 + CuO = В) H2 + FeO =
Г) CaCO3 =; Г) Cu(OH)2 =
Д) MgO + HNO3= Д) CaO + HCl =
Задание № 2: составьте уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты и укажите их тип: а) оксид бария + серная кислота→ а)гидроксид магния →
б) гидроксид железа (II) → б)нитрат серебра + хлорид натрия →
Проверка самостоятельной работы (Слайд 26)
Вариант 1 Вариант2
Задание 1.
А) 2Ca+ O2 = 2CaO А) C + O2 = CO2
Б) Mg(OH)2 + 2HCl=MgCl2 + 2H2O Б) 2KOH + H2SO4 = K2SO4+2H2O
В) H2 + CuO =Cu + H2O В) H2 + FeO = Fe + H2O
Г) CaCO3 = CaO + CO2 Г) Cu(OH)2 = CuO + H2O
Д) MgO + HNO3= Mg(NO3)2 + H2O Д) CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O
Задание 2.
a) BaO + 2HCl = BaCl2 +H2O a) Mg(OH)2 = MgO + H2O
б) Fe(OH)2 = FeO + H2O б) AgNO3 + NaCl =AgCl + NaNO3
VII. Домашнее задание: работа с конспектом
VIII. Рефлексия.
Что вас понравилось сегодня на уроке? (Слайд27)
IX. Итоги урока. Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Разработка урока по теме: "Классификация растений"
Конспект урока по теме: Классификация растений" - урок обобщения и систематизации...
Методическая разработка урока на тему: Основания.Состав, классификация, химические свойства и получение. Презентация к уроку.
Технологическая карта урока, модульурока....
Методическая разработка урока "Соли, их классификация и свойства"
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием электронных образовательных ресурсов....
Разработка урока по теме "Классификация живых организмов" 7 класс
Урок разработан в соответствии с ФГОС, подобран материал для практической работы на уроке по определению видовой принадлежности органзмов. К уроку создана презентация....
Методическая разработка урока Оксиды. Номенклатура. Классификация. 8 класс
Оксиды. Номенклатура. Классификация....
Разработка урока на тему классификация химических реакций
Конспект урока для 11 класса по теме Классификация химических реакций...