Программа элективного курса "Жизнь и химия"
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Самылова Надежда Владимировна

Программа элективного курса "Жизнь и химия" предназначена для студентов СПО первого курса. Для  углубления знаний студентов в области химии, повышения познавательного интереса к предмету.  Совершенствование умения работать над индивидуальным проектом, вести исследовательскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elek.kursa_himiya.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Вологодской области

«Тотемский политехнический колледж»

                                       

                               

Программа

элективного курса

«Химия и жизнь»

для студентов 1 курса

профессия СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

                             Разработал: преподаватель Самылова Н.В.

                                                   С.Верховажье

                                                        Познание начинается с удивления.

Аристотель.

Пояснительная записка

Не секрет, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на  содержание изучаемого материала. Сведения истоков познавательного интереса только в содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если студенты не вовлечёны в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Формируя познавательный интерес студентов к химии, особое место отвожу к такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету.

Внеклассная работа по химии – это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Её разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии. 

Элективный курс предназначен для студентов 1 курса

Целью элективного курса:

 является углубление знаний студентов в области химии. 

Основные задачи:

Обучающие: 

  • Ознакомить  студентов  с различными химическими знаниями, теориями
  • Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать
  • Развивать умения  применять конкретные знания на практике
  • Дать представление о научно-исследовательской деятельности;
  • Дать знания о влиянии химических веществ на экологию;
  • Дать знания об использовании химических веществ  в быту и других направлениях деятельности

Развивающие:

  • Формирование презентационных умений и навыков;
  • Формирование у обучающихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
  • Формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
  • Совершенствование умения работать над исследовательским проектом, вести исследовательскую работу;
  •  - развитие познавательной активности, креативных способностей обучающихся.

Воспитывающие:

  • Вызвать  интерес к  изучаемому предмету;
  • Воспитание самостоятельности,   настойчивости в достижении цели;
  • На примере химического материала развивать учебную мотивацию  студентов на выбранную профессии, связь ее с химией и экологией.

Программа рассчитана на студентов первого курса.

Срок реализации программы: 30 часов

 Формы организации работы:

  • индивидуальные
  • групповые

Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, индивидуальных проектов, исследовательских работ, презентаций, выполнение экспериментальных работ.

Методы и формы обучения:

- методы поискового и исследовательского характера, проектно – исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся

- самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации

Прогнозируемые результаты:

  • качественное повышение уровня знаний
  • активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности

увеличение количества работ исследовательского направления, участие в научных конференциях.

План

проведения элективного курса “Химия и жизнь” 

Тема занятия

Количество часов

Цели и задачи элективного курса. Выбор темы исследования и определение ее актуальности в современном мире

1

Составление плана работы над темой исследования

1

Обзор информационных источников

2

Работа над экспериментальной частью исследования. Отбор методик анализа, подготовка экспериментальных образцов

3

Обобщение и систематизация информации по литературным данным и экспериментальной части

3

Проведение лабораторных исследований

2

Препараты бытовой химии – наши помощники?

1

Практическая работа «Выведение пятен с различных видов тканей»

2

Химические процессы на кухне.

1

Химические элементы в организме человека и окружающей среде

1

Экологическая безопасность нашей пищи. Пища, которую мы едим

1

Атмосфера. Воздух которым мы дышим

1

Химические средства гигиены и косметики

1

Влияние вредных привычек на организм человека

1

Анализ полученных результатов лабораторных исследований, формулировка выводов

3

Выступление с результатами исследовательской работы перед участниками кружка

3

Представление научно – исследовательской работы на конференции творческих работ студентов

3

                                                                   Всего

30

Темы научно – исследовательских работ:

  1. Выявление качества листового чая
  2. Исследование химического состава мороженого
  3. Жевательная резинка: вред или польза
  4. Coca-cola. Новые стороны старого вопроса
  5. Анализ лекарственных препаратов
  6. В чем вкус хлеба?
  7. Изучение свойств шампуней
  8. Майонез – знакомый незнакомец
  9. Пряности глазами химика
  10. Состав и свойства зубных паст
  11. Стиральные порошки: обзор и сравнительная характеристика
  12. Энергетические напитки – напитки нового поколения
  13. Чипсы: лакомство или яд
  14. Азот в пище, воде, организме
  15. Ароматические масла
  16. Аспирин: друг или враг
  17. Химия и повседневная жизнь человека
  18. Домашняя аптечка.
  19. Химия лекарств.
  20. Моющие и чистящие средства, их значение в жизни человека.
  21. Пищевые добавки и их влияние на организм человека.
  22. Химия и пища.
  23. Химия в жизни человека.
  24. Витамины. Проблемы сохранения витаминов в пище.
  25. Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами.
  26. Химические средства гигиены и косметики.
  27. Химия в быту

Химические процессы на кухне.

Теория

Знакомство с составом и свойствами важнейших пищевых продуктов, с изменениями, которые происходят с этими веществами во время приготовления пищи. Микроорганизмы, вызывающие брожение. Искусственная пища. Пищевые добавки. Особенности профессии химика-технолога пищевой промышленности.

Практика

Изучение действия на алюминиевую посуду щелочей и кислот

 Химчистка  на дому

Теория

История моющих средств. Мыло. Отбеливатели. СМС. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины. Пятновыводители и чистящие средства. Техника выведения пятен. Удаление пятен различного происхождения. Влияние растворителей на материалы. Особенности профессии химика-технолога.

Практика

Удаление ржавчины, жирных пятен, пятен от кофе, чая, мазута. Изучение влияния на моющее действие мыла жесткой воды, воды с повышенной кислотностью щелочностью

Химические элементы в организме человека и окружающей среды

Теория

  Содержание химических элементов в природной среде понятие макро-,микро- и ультра микро элементов. Биологическая активность отдельных химических элементов. Содержание металлов в организме человека и их влияние.

Наиболее известные яды (цианистый калий, синильная кислота, ртуть, свинец, таллий). Истории известных отравителей. Антидоты.

Практика

 Составление схем биогеохимических круговоротов  важнейших биогенных элементов: углерода, азота, кремния, фосфора

Экологическая безопасность нашей пищи. Пища, которую мы едим.

Теория

Эти загадочные «Е». Пищевые добавки. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи. Почва, как источник загрязнения пищевых продуктов. Основные виды загрязнения почвы, а также воздействие этих веществ на организм человека. Химические загрязнители почвы: пестициды, тяжёлые металлы. Сравнительная характеристика различных поколений пестицидов. Удобрения и регуляторы роста и развития растений

Практика

 Определение нитратов в плодах и овощах. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок,.

Анализ состава почвы (минеральный состав). Определение кислотности почвы.

 Атмосфера. Воздух, которым мы дышим.

Теория

  Атмосфера. Химический состав атмосферы понятие макро и микро элементов атмосферы, химические процессы в атмосфере: превращения озона, образование кислотных дождей.  Понятие о ПДК веществ в атмосфере. Методы, применяемые для определения загрязняющих веществ в атмосфере.

Практика.

Подготовка поглощающих устройств (барботёров и сорбционных трубок) Отбор пробы воздуха на содержание  диоксида серы

Химические средства гигиены и косметики

Мыло и СМС. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.

Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.

Базовые умения:  определение качественного состава СМС (пр\р), расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты “Бленд-а-мед”, чистящего порошка “Комет”, чистящего средства “Окноль”.

Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.

Влияние вредных привычек на организм человека

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.

Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.

Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.

Практическое занятие Тема: «Домашняя химчистка»

    

  Вид  работы: Выведение пятен с различных видов тканей

Цели занятия:

  • закрепить  знания учащихся о химической структуре различных видов пятен и   находить нужные способы для их выведения. Раскрыть возможности применения химических знаний в быту. Учить  пользоваться химическими реактивами для выведения различных пятен при необходимости соблюдения техники безопасности.
  • формировать познавательные интересы к химии, понимание  роли практики в познании химических явлений и законов. Развивать способности планирования своей деятельности,  дальнейшее умение пользоваться химическими реактивами для достижения поставленной цели.
  • Развивать химическое мышление у учащихся, формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять химические явления. Воспитывать общественно-значимые мотивы поведения при работе с химическими реактивам

Оборудование:

  1. пятновыводящие средства: бензин, ацетон, этиловый спирт, уксусная кислота, глицерин, порошок мела, стиральный порошок.
  2. вспомогательные  средства: вода, утюг, белая хлопчатобумажная ткань,  бумажные салфетки,  химические стаканы, различные виды тканей (шерсть, шелк, ацетатная ткань).
  3. средства для нанесения пятен: йодная настойка, чай, ржавчина, майонез, масло, косметический крем, чернила, губная помада.

Общие правила  выведения пятен в домашних условиях

  1. Установите происхождение пятна (жир, сок, чернила).
  2. Установите возраст пятна (старые пятна выводятся труднее).
  3. Пятновыводящий препарат опробуйте на маленьком кусочке ткани или внутренней складки одежды.
  4. Чтобы избежать образования «ореола», смочите ткань вокруг пятна водой.
  5. Выводите пятно от краев к середине.
  6. Работайте в резиновых перчатках и в хорошо проветриваемом помещении.

   

Инструкция по технике безопасности

  1. При работе  с  бензином, этиловым спиртом не находитесь вблизи  нагревательных приборов и открытого огня.
  2. Работая с утюгом, ставьте его на специально предназначенную поверхность, нагревайте до определенной температуры. По окончании работы утюг сразу выключайте.
  3. С пятновыводящими препаратами работайте в резиновых перчатках и в хорошо проветриваемом помещении.

Результаты работы по удалению  различных видов пятен

Способ удаления

 

   Вид заг-

рязнения

 

 

 

1 способ

 

 

2 способ

 

             

       3 способ

 

 

Общие выводы и предложения

1. Масло

2. Чернила

3. Майонез

4. Йод

5.Чай

Формы подведения итогов работы элективного курса:

Текущий контроль предполагает проведение бесед с обучающимися по изучаемым темам, проблемам.  

Итоговый контроль осуществляется в форме индивидуальных творческих работ: электронных презентаций, стендовых докладов, решением  расчетных задач, кроссвордов, викторин, устное собеседование

Общий смотр знаний  - это конференция.  Итоговая конференция может проходить в рамках недели химии в колледже. Это будет отчетностью о проделанной работе.

Интернет- ресурсы:

1. Алхимик: сайт по химии. Сайт, победитель конкурса образовательных ресурсов в Рунете, проведенного Фондом Сороса: о химических веществах и явлениях интересно, содержательно, доступно, полезно для широкого круга читателей, от самых маленьких до студентов и учителей.

http://alhimik.ru/index.htm 
2. Методические материалы по химии. Методические материалы к уроку, опубликованные в

газете "Химия" издательского дома "1 сентября": подробный рубрикатор по темам.

http://him.1september.ru/urok/ 

3. Мир химии: интересные материалы и факты Музей сайта "Мир химии": хроника химии, нобелевские премии по химии, происхождение названий элементов, истории из жизни великих ученых, любопытные факты и т.д. 

http://www.chemworld.narod.ru/museum/index.html 
4. Обучающая энциклопедия: химия. Теоретические основы общей, неорганической и органической химии, тесты, справочные материалы. 
http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html 
5. Популярная библиотека химических элементов. Сборник популярных статей, посвященных истории открытия, свойствам, применению химических элементов. 
http://n-t.ru/ri/ps/ 
6. Химия. Школьная энциклопедия
/Систематизированные и иллюстрированные справочные материалы к школьному курсу химии, система навигации как по алфавиту, так и по разделам, справочные таблицы, методы решения задач.

 http://www.chemistryenc.h11.ru 
7. Энциклопедия «Кругосвет»: химия. Популярные иллюстрированные статьи, посвященные широкому кругу химических понятий. Энциклопедия регулярно обновляется.    

http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"

Данный курс  предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач....

Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"

Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт,  измен...

программа элективного курса по химии для 9 класса "Химия в быту"

Программа элективного курса "Химия в быту" была разработана для проведения занятий в 9 классе(предпрофильные подгруппы)....

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"

Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...

Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.

Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан  . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"

Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных  школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная  лит...