Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"
элективный курс по химии (11 класс) на тему

Важеева Наталья Николаевна

Данный курс  предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnye_kursy_9_-11.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:


ПРОГРАММА





ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА





ПО ХИМИИ  





ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 – 11 КЛАССОВ





              « РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»













                                            Составитель :



                                               учитель химии



                                                                             МКОУ СОШ № 7 п. Владимировка



                                                          Туркменского района



                                            Важеева Н.Н.
















        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ   «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»

ДЛЯ  9 – 11  КЛАССОВ

   Программа несет естественно - научную направленность, она предназначена для  углубленного   изучения химии.

   Актуальность программы в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач. Программа ориентирована на  учащихся  9 – 11 классов и рассчитана на три года.

   Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.

Задачи программы

Образовательные :

  1. формирование умений и знаний при решении основных задач по химии;
  2. формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;
  3. повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов образующих химическую науку.

Воспитательные:

1. создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов;

2. формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;

3. содействие в профориентации школьников.

Развивающие :

  1. развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;
  2.  развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
  3. развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.

   1-й год обучения предполагает решение задач по химическим уравнениям, требующих логического мышления. На этом этапе, кроме теоретических, предполагается решение практических задач, ознакомление с качественными реакциями на неорганические вещества.

   2-й год обучения предусматривает закрепление ранее изученных типов теоретических задач на примере различных классов органических веществ.

  3-й  год обучения нацелен на  обобщение , решение комбинированных теоретических и практических задач по общей химии, проблемных задач, работа над которыми обсуждается и корректируется на занятиях. Большое внимание уделяется умению работать с информационными технологиями , тестовыми заданиями, подготовке ЕГЭ.

Методическое обеспечение программы

Формы занятий: индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок, самостоятельная работа, межпредметные занятия, практические занятия, зачет.

Методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса: объяснение, работа с книгой, беседа, демонстративный показ, упражнения, решение типовых задач.

Методы : частично – поисковый, лабораторный, индивидуального обучения.

Оборудование: компьютер, презентации по отдельным темам программы, наборы химических веществ по неорганической химии, химическое оборудование и химическая посуда.

Дидактический материал: карточки с заданиями, тесты, пособия для проведения практических занятий.

Ожидаемые результаты:

После прохождения 1 года обучения школьники должны:

По теме  « Решение задач по химическим уравнениям»:

1) иметь представление о химических реакциях, их видах;

2) знать

- основные принципы решения задач по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке; на выход продукта , примеси, растворы.

3) уметь

- делать вычисления по химическим уравнениям на нахождение массы (количества вещества) продуктов реакции по массе ( количеству вещества) вступающих в реакцию веществ и наоборот;

- решать задачи по химическим уравнениям, в которых участвуют газообразные вещества, используя закон объемных отношений газов;

- производить расчеты по термохимическим уравнениям;

- производить расчеты по химическим уравнениям ( если одно из веществ взято в избытке, на выход продукта, примеси, растворы и составлять задачи, используя знания о свойствах неорганических веществ.

По теме « Окислительно – восстановительные реакции»:

  1. знать об окислительно – восстановительных ; о понятии окислитель и восстановитель, понятиях окислительный и восстановительный процесс;
  2. уметь

 -определять степени окисления химических элементов;

 -расставлять коэффициенты в химических реакциях с участием неорганических веществ методом электронного баланса и полуреакций.

По теме Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»:

  1. знать химические свойства и способы получения основных классов неорганических соединений;
  2.  уметь

- записывать реакции «цепочки превращений», с участием неорганических веществ;

- решать и составлять задачи на «цепочки превращений»;

- выделять главное и анализировать ход решения «цепочки превращений».

По теме «Качественные реакции на неорганические вещества»

  1. иметь представление о качественных реакциях;
  2. знать

- и соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами и оборудованием;

- реагенты и методику проведения качественных реакций на основные катионы и анионы неорганических веществ.

3) уметь

- проделывать качественные реакции;

- применять полученные знания при решении и составлении задач на определение веществ в растворе.

    После прохождения  программы 2 года обучения учащиеся должны

по теме « Нахождение молекулярной формулы органического вещества»:

1) знать об особенностях строения органиче ских веществ, их многообразии и свойствах;

2) уметь находить молекулярную формулу ор ганического вещества по массовым долям входящих в него химических элементов, по массе (объему, количеству вещества) про дуктов сгорания и относительной плотности его паров по какому-либо другому газу;

 по т е м е «Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ»:

1) знать особенности химических процессов с участием органических веществ;

2) уметь

-  производить расчеты по химическому уравнению;

-  составлять задачи с участием органи ческих веществ на нахождение массы, объ ема, количества вещества продукта реакции или исходного вещества, на примеси, выход продукта, избыток одного из исходных ве ществ;

по т е м е «Генетическая связь между ос новными классами органических соединений. Ге нетическая связь органических и неорганических веществ»:

1) знать химические свойства и способы полу чения органических веществ;

2) уметь

- решать и составлять цепочки превращений с участием органических веществ;

- решать различные виды задач по цепочкам превращений с использованием органиче ских веществ;

- уметь решать и составлять задачи по це почкам превращений, которые указывают на взаимосвязь неорганических веществ с орга ническими;

по т е м е «Окислительно-восстановитель ные реакции»:

уметь

-  расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса и методом полуреак ций;

-  составлять уравнения окислительно-вос становительных реакций;

 по т ем е «Качественныереакции на органи ческие вещества»:

1) знать

- технику безопасности при работе с органи ческими веществами;

- реагенты и методы проведения качествен ных реакций на различные органические ве щества;

2) уметь

- проделывать качественные реакции;

- применять полученные знания при реше нии и составлении экспериментальных задач на определение органических веществ в рас творе;

- работать с химическими веществами и хи мическим оборудованием.

Кроме вышеперечисленного школьники учатся учиться, у них расширяется кругозор, повышается уровень интеллекта.

После прохождения программы 3-го года обу чения школьники должны:

по т е м е «Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева»:

1) знать строение атома;

2)  уметь, используя периодическую систему элементов, изображать электронные и графи ческие формулы атомов и ионов элементов;

по т е м е «Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие»:

1) знать основные принципы протекания хи мических реакций;

2) уметь

- производить расчеты и составлять задачи на определение скорости химической реак ции, константы равновесия;

- прогнозировать течение химических реакций при изменении температуры, давления, кон центраций веществ, действии катализатора;

- проводить химические эксперименты;

по т ем е «Растворы»: уметь

- производить расчеты на определение кон центраций при смешивании растворов;

- с помощью различных расчетов переходить от одного вида концентраций к другому;

- готовить растворы заданной концентрации;

по т е м е «Промышленное получение важ нейших неорганических веществ»:

1) знать

-  промышленные способы получения ам миака, серной кислоты;

-   о важнейших химических заводах в Рос сии и Ставропольского края;

- о влиянии химических производств на эко логическую обстановку местности;

2) уметь решать и составлять задачи по типич ным технологическим приемам промышлен ного получения аммиака и серной кислоты;

по  тем е «Металлы»:

1) знать основные свойства и способы получе ния металлов;

2) уметь

- применять полученные знания при реше нии задач на основные свойства и способы получения металлов;

- проводить химические эксперименты;

-  составлять уравнения электролиза и ре шать по нему различные типы задач;

 по т ем е «Неметаллы»:

1) знать

- основные свойства неметаллов, их распо ложение в периодической таблице;

- основные способы получения неметаллов;

2) уметь

- применять полученные знания при реше нии различных типов задач;

- проводить химические эксперименты;- осуществлять и составлять генетические цепочки, указывающие на взаимосвязь не металлов и металлов.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СПЕЦКУРСА

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»

ДЛЯ 9 КЛАССА

                                    Тема занятия

Количество

    часов

дата

Решение задач по химическим уравнениям

(задачи на избыток одного из веществ, выход продукта, примеси, растворы с участием неорганических веществ)

8

1

Нахождение массы (количества вещества) образующихся ве ществ по массе (количеству вещества) вступающих в реакцию веществ

1

2

Вычисление объема газов по известной массе (количеству веще ства) одного из вступающих в реакцию или получающихся в ре зультате ее веществ

1

3

Расчет объемных отношений газов по химическим уравнениям

1

4

Расчеты по термохимическим уравнениям

1

5

Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

1

6

Определение массовой или объемной доли выхода продукта от теоретически возможного

1

7

Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси

1

8

Нахождение массы (количества вещества, объема) продукта ре акции по исходному веществу, находящемуся в растворе

1

Окислительно-восстановительные реакции

4

9

Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэф фициентов методом электронного баланса

2

10

Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэф фициентов методом полуреакций

2

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

2

11

Нахождение массы (количества вещества, объема) по цепочке превращений

2

Качественные реакции на неорганические вещества

3

12

Решение задач на качественнее определение катионов и анионов неорганических веществ

2

13

Итоговое занятие

1

Итого часов

17

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 СПЕЦКУРСА

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»

ДЛЯ  10  КЛАССА

                                    Тема занятия

Количество

    часов

дата

Нахождение молекулярной формулы органического вещества

2

1

Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым до лям входящих в него химических элементов

1

2

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и плот ности его паров по какому-либо другому газу

1

Решение задач по химическим уравнениям с участием

 органических веществ

3

3

Нахождение массы (объема) продукта реакции по массе (объему) исходного органического вещества, содержащего примеси (на примере алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов)

1

4

Решение задач на выход продукта

1

5

Решение задач на избыток одного из веществ

1

Генетическая связь между основными классами

органических соединений.

Генетическая связь органических и неорганических веществ

7

6

Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспери ментальных задач (на примере углеводородов)

1

7

Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспери ментальных задач (на примере кислородсодержащих органиче ских веществ)

2

8

Осуществление цепочки превращений, связывающей органиче ские и неорганические вещества. Решение по ней эксперимен тальных задач

2

9

Осуществление цепочки превращений, решение по ней экспери ментальных задач (на примере азотсодержащих веществ)

2

Окислительно-восстановительные реакции

2

10

Расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ методами электрон ного баланса и полуреакций

2

Качественные реакции на органические вещества

3

11

Определение органических веществ с помощью качественных реакций   (алканы,   непредельные   углеводороды,   одноатомные предельные спирты, многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особенность муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы)

1

12

Решение экспериментальных задач по органической химии

1

13

Итоговое занятие

1

Итого часов

17

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СПЕЦКУРСА

«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»

ДЛЯ 11 КЛАССА

                                    Тема занятия

Количество

    часов

дата

Строение атома, периодический закон Д.И.Менделеева

1

1

Написание электронных и графических формул атомов и ионов элементов

1

Химическая кинетика и катализ. Химическое равновесие

 4

2

Расчеты скорости реакции по изменениям концентраций веществ, давления, температуры

1

3

Определение константы равновесия

1

4

Решение   задач   на   смещение   химического   равновесия   при изменении   температуры,    давления,   концентраций   веществ, действии катализатора.

2

Растворы

2

5

Задачи на смешивание растворов

1

6

Переход от одного вида концентраций к другому. Выполнение экспериментальной работы

1

Промышленное получение важнейших неорганических

веществ

2

7

Решение     задач     на     типичные     технологические     приемы промышленного получения веществ (на примере синтеза аммиака, производства серной кислоты)

2

Металлы

3

8

Решение задач на основные свойства металлов.

1

Электролиз

2

Неметаллы

2

9

Решение задач на основные свойства неметаллов и их соединений.

2

Обобщение

3

10

Комбинированные задачи по неорганической и органической химии

2

11

Итоговое занятие

1

Итого часов

17

Список используемой литературы :

1. А.В.Хомченко  В.А. Хомченко Сборник задач по химии , Москва, «Просвещение», 2010Л.И.Некрасова Химия. 9- 11   класс. Карточки заданий  Изд–во «Лицей», 2008

2. А.В.Артемов С.С.Дерябина  Школьные олимпиады по химии 8-11 классы, Москва, Айрис – пресс,2009

3. 2010Л.И.Некрасова Химия. 9- 11   класс. Карточки заданий  Изд–во «Лицей», 2008

4. С.В.Горбунцова Тесты по основным  разделам школьного курса химии.    Изд-во Москва  «Вако» 2006 г

5. О.С.Габриелян  И.Г.Остроумов Химия . Настольная книга учителя 9 класс Москва, «Дрофа», 2007

6. О.С.Габриелян  Химия . Настольная книга учителя 10 класс Москва, «Дрофа», 2009

7. О.С.Габриелян  Химия . Настольная книга учителя 11 класс Москва, «Дрофа», 2009

8. Н.Н.Гара  М.В.Зуева Задачи по химии  10 – 11 класс Москва, «Дрофа», 2009

9. Учебно – методическая газета для учителей химии и естествознания «Химия»    «Издательский дом 1сентября»    № 1- 24 2009 г

10. Учебно – методическая газета для учителей химии и естествознания «Химия»    «Издательский дом 1сентября»    № 1- 24 2010г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"

программа расчитана для учащихся 9 класса....

Программа элективного курса "Решение химических задач"

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обощение знаний при изучении химических дисциплин....

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс На 2011-2012 учебный год Всего:35 часов

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Данный курс рассчитан на 68 часов (9-11 классы) и направлен на формирование навыков решения задач различного уровня сложности. Задачи в данном курсе сгруппированы по типам. Предполагаемые задания охва...

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»

Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических  задач  с параме...

Программа элективного курса" Решение нестандартных задач по химии"

В программе представлены методические материалы, используемые при проведениии занятий....

Рабочая программа элективного курса «Решение расчетных задач по органической химии». Модуль 1.

Данный элективный курс предназначен для учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля. Особенность этих классов- меньшее, по сравнению с типовой программой, количество часов, отводимое на изуч...