Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"
элективный курс (химия, 9 класс) по теме
Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов.
Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная литература, дидактический материал, фонд кабинета химии, Интернет-ресурсы, сборники задач, химическое оборудование.
Наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, возможно через систему занятий в форме лекций, семинаров, практикумов, лабораторных работ и экскурсий. Эти формы работы призваны помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля, дать возможность проявить себя, добиться успеха в выборе будущей сферы деятельности.
Большую часть курса учащиеся работают самостоятельно. Возможность проявления инициативы состоит в выборе тем для исследовательской деятельности, создании проектов и написании реферативных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Арский муниципальный район Республики Татарстан
Авторская программа элективного курса по химии для 9 классов
Тема: «Химия вокруг нас»
Составитель: учитель химии
I квалификационной категории
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Утар-Атынская основная
общеобразовательная школа»
Арского муниципального района
Муратова Фарида Мислахутдиновна
2012 год
Пояснительная записка
Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов.
Содержание данного курса не представлено в базовом курсе химии, а точнее, термины «химия и человек», «химия окружающей среды» вскользь упоминаются в таких темах, как «Кислород», «Металлургия», «Химические элементы и их соединения» и т.д.
Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная литература, дидактический материал, фонд кабинета химии, Интернет-ресурсы, сборники задач, химическое оборудование.
Наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, возможно через систему занятий в форме лекций, семинаров, практикумов, лабораторных работ и экскурсий. Эти формы работы призваны помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля, дать возможность проявить себя, добиться успеха в выборе будущей сферы деятельности.
Большую часть курса учащиеся работают самостоятельно. Возможность проявления инициативы состоит в выборе тем для исследовательской деятельности, создании проектов и написании реферативных работ.
Критериями, позволяющими учителю и ученику оценить успехи в изучении данного курса, являются различные тесты, носящие контролирующий характер, степень активности на занятиях - участие в семинарах, а также накопительная система оценивания знаний.
Динамика интереса к изучаемому курсу будет фиксироваться преподавателем методом анкетирования и тестирования.
Изучение элективного курса завершается для учащихся зачетом. Итоговая форма отчетности – реферативная работа или проект по выбору учащихся.
Общая характеристика курса
Программа
Теоретическая часть. Сущность и направления охраны окружающей среды. Атмосфера. Химия тропосферы. Наземная среда. Океаны. Водные ресурсы и качество воды. Химия природных вод. Глобальные изменения и их последствия. Человек и природа. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу и его последствия. Глобальные проблемы человечества. Человек и химия. Экологические проблемы.
Экспериментальная часть. Техника безопасности при работе в лаборатории. Очистка грязной воды. Отделение воды от масла. Фильтрование через песок, на древесном угле. Анализ воды. Обнаружение катионов калия, свинца, кальция, железа. Обнаружение в воде хлорид-ионов, сульфат-ионов, нитрат-ионов, фосфат-ионов. Определение временной и общей жесткости воды. Устранение жесткости воды. Определение перманганатной окисляемости и растворенного в воде кислорода. Химический анализ снеговой воды. . Определение содержания тяжелых металлов в снеге и почве с помощью метода тонкослойной хроматографии.
Решение расчетных задач с экологическим содержанием.
Защита проектов или рефератов.
Темы рефератов для учащихся:
1.Влияние кислотных дождей на природу окружающей среды.
2.Загрязнение водных ресурсов: проблемы и их разрешения.
3.Причины и последствия истощения озонового слоя.
4.Проблема ХХI века – глобальное потепление климата.
5.Проблема металлизации атмосферы.
6.Здоровье воды – здоровье человека.
7.Природоохранная деятельность предприятий (на местном материале).
В качестве проектов учащимся предлагается:
1.Съемки сюжетов об экологии своего села.
2.Изготовление моделей природоохранных объектов.
3.Компьютерное моделирование и презентация личных предложений о защите окружающей среды.
Аналитическая часть (анализ деятельности, профессиональное анкетирование и тестирование).
Анкеты: «Проверь свой образ жизни», «Лекарственные препараты первой необходимости», «Ваша будущая профессия».
Цели элективного курса:
1)через активные формы организации деятельности учащихся вызвать интерес к изменениям природы и социума в результате воздействия «химии» окружающей среде;
2)выявить возможность посильного участия учащихся в охране природы; способствовать формированию активной жизненной позиции в природоохранных вопросах;
3)на основе личного опыта учащихся помочь сформулировать представление о характере профессионального труда (химик-лаборант широкого профиля).
Задачи элективного курса:
1)выявление интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта, способствование сознательному выбору трудового пути и созданию основы последующей профессиональной подготовки;
2)осуществление развития определенного образа мышления на основе решения задач с производственным содержанием;
3)оказание посильной помощи в принятии адекватного решения о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии;
4)формирование практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами.
Предпочтительные виды деятельности учащихся:
1)самостоятельная исследовательская работа;
2)создание проектов защиты окружающей среды;
3)реферативные работы;
4)анкетирование;
5)тестирование.
Структура курса:
1.Теоретическая часть (лекции, семинары) – 6 часов.
2.Экспериментальная часть (лабораторный практикум) – 7 часов.
3.Блок решения расчетных задач с экологическим и производственным содержанием – 2 часа.
4.Защита проектов и рефератов – 1 час.
5.Аналитическая часть (анализ деятельности, профессиональное анкетирование и тестирование) – 1 час.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14,15. 16. 17. | Теоретическая часть Сущность и направления охраны окружающей среды. Атмосфера. Химия тропосферы. Наземная среда. Океаны. Водные ресурсы и качество воды. Химия природных вод. Глобальные изменения и их последствия. Экспериментальная часть Техника безопасности при работе в лаборатории. Очистка грязной воды. Анализ воды из природных источников. Химический анализ снеговой воды. Определение временной и общей жесткости воды. Определение перманганатной окисляемости и растворенного в воде кислорода. Определение содержания тяжелых металлов в снеге и почве. Примеры задач с экологическим содержанием. Защита проектов или рефератов. Аналитическая часть (анализ деятельности, профессиональное анкетирование и тестирование) | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 |
Распределение учебных часов
Требования к уровню подготовки
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- вести наблюдения в природе и находить в ней изменения;
- определить немаловажную роль химии в изменениях природы;
- определить причины негативных явлений;
- беречь родную природу и оказать посильную помощь;
- формировать активную жизненную позицию;
- вести здоровый образ жизни;
- представлять о возможностях выбора дальнейшего направления образования, путях получения профессии.
Литература для учащихся:
1.Абрамов С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. М.,1987.
2.Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. М., «Высшая школа», 2003.
3.Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. М.,1997.
4.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М., «Высшая школа»,1992.
5.Макаров К.А. Химия и медицина. М., «Просвещение»,1981.
6.Николаев Д.А.Металлы в живых организмах. М., «Просвещение»,1986.
7.Очкин А.В.,Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. М.,1984.
8.Сидоренко Г.И. Никель. М., «Медицина»,1980.
9.Романенко В.Н. Книга для начинающего иследователя-химика. Л., «Химия»,1987.
Литература для учителя:
1.Барбье М. Введение в химическую экологию М., «Мир»,1978.
2.Израэль Ю.А. Проблемы охраны природной среды и пути их решения. Л., «Гидрометеоиздат»,1984.
3.Лисичкин Г.В. Химики изобретают. М.,1990.
4.Ершов Ю.А. Общая химия. М., «Высшая школа»,2003.
5.Пекшева Н.П. Химия металлов. Уч. пособие. Красноярск, 1987.
6.Ртуть: экологические аспекты применения. М., «Медицина»,1992.
7.Химия платиновых и тяжелых металлов. М., «Наука»,1975.
Апробация. В мае 2010 года проводился контроль результатов реализации данной программы по химии. По итогам годовых оценок наблюдалось повышение уровня качества образования:
Учебный год | 2010г. | 2011г. |
Качество знаний обучающихся по итогам контрольных срезов, в % | 96,6 | 97,1 |
Хочется обратить внимание и на то, что выросло количество участников в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по химии: в 2010 году-1 учащийся, в 2012 году-3 учащиеся. Наблюдается положительная динамика роста призовых мест на олимпиадах: в 2009 году призовых мест не было, в 2010 году-1, в 2011 году-1.
В 2011-2012 учебном году учащиеся сдавали ГИА по химии и показали следующие результаты:
Школьный результат (баллы) | По РТ |
32 | 23,56 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа элективного курса по химии для 9-х предпрофильных классов
Авторская программа элективного курса "Химический практикум" в 9-х предпрофильных классах...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов "Математика: избранные вопросы "
Программа элективного курса рассчитана на 68 часов и предназначена для учащихся 10-11 классов, изучающих математику на базовом уровне. Цель курса - создание условий для развития у обучающихся нав...
Авторская программа элективного курса по химии "Подготовка к ОГЭ по химии"
Авторская программа элективного курса по химии 9 класс "Подготовка к ОГЭ по химии"...
Авторская программа элективного курса по химии "Решение задач по органической химии" (10 -11 класс)
Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по программе И.И. Новошинской, Н.С. Новошинс...
Авторская программа элективного курса по химии для 8 класса "Химия вокруг нас"
Программа курса “Химия вокруг нас” предназначена для учащихся 8 класса. Содержание программы закладывает основы для восприятия базового курса химии с позиции экологической проблематики, сп...
Авторская программа элективного курса по химии для 9 класса «Способы решения расчётных задач по химии»
Программой данного курса предусмотрено изучение основных законов и понятий химии, решение расчетных химических задач и проведение расчетно – практических занятий. Содержанием данного курса предусматри...