Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"
элективный курс (химия, 9 класс) по теме

Муратова Фарида Мислахутдиновна

Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных  школ и рассчитан на 17 часов.

Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная  литература, дидактический материал, фонд кабинета химии, Интернет-ресурсы, сборники задач, химическое оборудование.

Наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, возможно через систему занятий в форме лекций, семинаров, практикумов, лабораторных работ и экскурсий. Эти формы работы призваны помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля, дать возможность проявить себя, добиться успеха в выборе будущей сферы деятельности.

Большую часть курса учащиеся работают самостоятельно. Возможность проявления инициативы состоит в выборе тем для исследовательской деятельности, создании проектов и написании реферативных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Арский муниципальный район Республики Татарстан

Авторская программа элективного курса по химии для 9 классов

Тема: «Химия вокруг нас»

                                                                    Составитель:      учитель химии

                                                         I квалификационной категории

                                                         муниципального бюджетного  

                                                           общеобразовательного учреждения

                                                       «Утар-Атынская основная

                                                            общеобразовательная школа»

                                                                   Арского     муниципального района

                                                                Муратова Фарида Мислахутдиновна    

                                                            2012 год

                                        Пояснительная записка

Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных  школ и рассчитан на 17 часов.

Содержание данного курса не представлено в базовом курсе химии, а точнее, термины «химия и человек», «химия окружающей среды» вскользь упоминаются в таких темах, как «Кислород», «Металлургия», «Химические  элементы и их соединения» и т.д.

Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная  литература, дидактический материал, фонд кабинета химии, Интернет-ресурсы, сборники задач, химическое оборудование.

Наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, возможно через систему занятий в форме лекций, семинаров, практикумов, лабораторных работ и экскурсий. Эти формы работы призваны помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля, дать возможность проявить себя, добиться успеха в выборе будущей сферы деятельности.

Большую часть курса учащиеся работают самостоятельно. Возможность проявления инициативы состоит в выборе тем для исследовательской деятельности, создании проектов и написании реферативных работ.

Критериями, позволяющими учителю и ученику оценить успехи в изучении данного курса, являются различные тесты, носящие контролирующий характер, степень активности на занятиях - участие в семинарах, а также накопительная система оценивания знаний.

Динамика интереса к изучаемому курсу будет фиксироваться преподавателем методом анкетирования и тестирования.

Изучение элективного курса завершается для учащихся зачетом. Итоговая форма отчетности – реферативная работа или проект по выбору учащихся.

                             

                                Общая характеристика курса

                                              Программа

Теоретическая часть. Сущность и направления охраны окружающей среды. Атмосфера. Химия тропосферы. Наземная среда. Океаны. Водные ресурсы и качество воды. Химия природных вод. Глобальные изменения и их последствия. Человек и природа. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу и его последствия. Глобальные проблемы человечества. Человек и химия. Экологические проблемы.

Экспериментальная часть. Техника безопасности   при работе в лаборатории. Очистка грязной воды. Отделение воды от масла. Фильтрование через песок, на древесном угле. Анализ воды. Обнаружение катионов калия, свинца, кальция, железа.  Обнаружение в воде хлорид-ионов, сульфат-ионов, нитрат-ионов, фосфат-ионов. Определение временной и общей жесткости воды. Устранение  жесткости воды.  Определение перманганатной  окисляемости и растворенного в воде кислорода. Химический анализ снеговой воды. .  Определение содержания тяжелых металлов в снеге и почве с помощью метода тонкослойной хроматографии.

Решение расчетных задач с экологическим содержанием.

Защита проектов или рефератов.

                               Темы рефератов для учащихся:

1.Влияние кислотных дождей на природу окружающей среды.

2.Загрязнение водных ресурсов: проблемы и их разрешения.

3.Причины и последствия истощения озонового слоя.

4.Проблема ХХI века – глобальное потепление климата.

5.Проблема металлизации атмосферы.

6.Здоровье воды – здоровье человека.

7.Природоохранная  деятельность предприятий (на местном материале).

           В качестве проектов учащимся предлагается:

1.Съемки сюжетов об экологии своего села.

2.Изготовление моделей природоохранных  объектов.

3.Компьютерное моделирование и презентация личных предложений о защите окружающей среды.

Аналитическая часть (анализ деятельности, профессиональное анкетирование и тестирование).

Анкеты: «Проверь свой образ жизни»,  «Лекарственные препараты первой необходимости», «Ваша будущая профессия».

                                Цели элективного курса:

1)через активные формы организации деятельности учащихся вызвать интерес к изменениям природы и социума в результате воздействия «химии» окружающей среде;

2)выявить возможность посильного участия учащихся в охране природы; способствовать формированию активной жизненной позиции в природоохранных вопросах;

3)на основе личного опыта учащихся помочь сформулировать представление о характере профессионального труда (химик-лаборант широкого профиля).

                                 Задачи элективного курса:

1)выявление интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта, способствование сознательному выбору трудового пути и созданию основы последующей профессиональной подготовки;

2)осуществление развития определенного образа мышления на основе решения задач с производственным содержанием;

3)оказание посильной помощи в принятии адекватного решения о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии;

4)формирование практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами.

            Предпочтительные виды  деятельности учащихся:

1)самостоятельная исследовательская работа;

2)создание проектов защиты окружающей среды;

3)реферативные работы;

4)анкетирование;

5)тестирование.

                             Структура курса:

1.Теоретическая часть (лекции, семинары) – 6 часов.

2.Экспериментальная часть (лабораторный практикум) – 7 часов.

3.Блок решения расчетных задач с экологическим и производственным содержанием – 2 часа.

4.Защита проектов и рефератов – 1 час.

5.Аналитическая часть (анализ деятельности, профессиональное анкетирование и тестирование) – 1 час.

  

№ п/п

                                                 Тема занятия

Количество                     часов

   

   1.

   2.

   3.

   4.

   5.

   6.


   7.

   8.

   9.

  10.

   11.

   12.

                  13.

14,15.

  16.

  17.

                                        Теоретическая часть

Сущность и направления охраны окружающей среды.

Атмосфера. Химия тропосферы.

Наземная среда.

Океаны. Водные ресурсы и качество воды.

Химия природных вод.

Глобальные изменения и их последствия.

                                Экспериментальная часть

Техника безопасности при работе в лаборатории.

Очистка грязной воды.

Анализ воды из природных источников.

Химический анализ снеговой воды.

Определение временной и общей жесткости воды.

Определение перманганатной окисляемости и растворенного в воде кислорода.

Определение содержания тяжелых металлов в снеге и почве.

Примеры задач с экологическим содержанием.

Защита проектов или рефератов.

Аналитическая часть (анализ деятельности, профессиональное анкетирование и тестирование)


1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1


1

2

1

1

                               Распределение учебных часов

                         

                               Требования к уровню подготовки

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- вести наблюдения в природе и находить в ней изменения;

- определить немаловажную роль химии в изменениях природы;

- определить причины негативных явлений;

- беречь родную природу и оказать посильную помощь;

- формировать активную жизненную позицию;

- вести здоровый образ жизни;

- представлять о возможностях выбора дальнейшего направления образования, путях получения профессии.

                                           Литература для учащихся:

1.Абрамов С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. М.,1987.

2.Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. М., «Высшая школа», 2003.

3.Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. М.,1997.

4.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.,  «Высшая школа»,1992.

5.Макаров К.А. Химия и медицина. М., «Просвещение»,1981.

6.Николаев Д.А.Металлы в живых организмах. М.,  «Просвещение»,1986.

7.Очкин А.В.,Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. М.,1984.

8.Сидоренко Г.И. Никель. М.,  «Медицина»,1980.

9.Романенко В.Н. Книга для начинающего иследователя-химика. Л., «Химия»,1987.

                                          Литература для учителя:

1.Барбье М. Введение в химическую экологию М., «Мир»,1978.

2.Израэль Ю.А. Проблемы охраны природной среды и пути их решения. Л., «Гидрометеоиздат»,1984.

3.Лисичкин Г.В. Химики изобретают. М.,1990.

4.Ершов Ю.А. Общая химия. М.,  «Высшая школа»,2003.

5.Пекшева Н.П. Химия металлов. Уч. пособие. Красноярск, 1987.

6.Ртуть: экологические аспекты применения. М., «Медицина»,1992.

7.Химия платиновых и тяжелых металлов. М., «Наука»,1975.

   

Апробация.  В мае 2010 года проводился контроль результатов реализации данной программы по химии. По итогам годовых оценок наблюдалось повышение уровня качества образования:

            Учебный год

                       2010г.

                 2011г.

Качество знаний обучающихся по итогам контрольных срезов, в %

                        96,6

                  97,1

   

Хочется обратить внимание и на то, что выросло количество участников в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по химии: в 2010 году-1 учащийся, в 2012 году-3 учащиеся. Наблюдается положительная динамика роста призовых мест на олимпиадах: в 2009 году призовых мест не было, в 2010 году-1, в 2011 году-1.

В 2011-2012 учебном году учащиеся сдавали ГИА по химии и показали следующие результаты:

           Школьный результат (баллы)

                             По РТ

                                 32

                             23,56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа элективного курса по химии для 9-х предпрофильных классов

Авторская программа элективного курса "Химический практикум" в 9-х предпрофильных классах...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

Авторская программа элективного курса по химии "Подготовка к ОГЭ по химии"

Авторская программа элективного  курса по химии 9 класс "Подготовка к ОГЭ по химии"...

Авторская программа элективного курса по химии "Решение задач по органической химии" (10 -11 класс)

Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по программе И.И. Новошинской, Н.С. Новошинс...

Авторская программа элективного курса по химии для 8 класса "Химия вокруг нас"

Программа курса “Химия вокруг нас” предназначена для учащихся 8 класса. Содержание программы закладывает основы для восприятия базового курса химии с позиции экологической проблематики, сп...

Авторская программа элективного курса по химии для 9 класса «Способы решения расчётных задач по химии»

Программой данного курса предусмотрено изучение основных законов и понятий химии, решение расчетных химических задач и проведение расчетно – практических занятий. Содержанием данного курса предусматри...

Программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии»

Курс направлен на отработку навыков решения задач, обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, дает возможность углубить и...