Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,
так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_himiya_._elektiv_10_klass.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никитовская средняя общеобразовательная школа им. А.С.Макаренко»
Красногвардейского района Белгородской области
Рассмотрено Руководитель ММО__________ Орлова О.Д. Протокол № ___от «____»_______ 2012 г. | Согласовано Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Никитовская средняя общеобразовательная школа» ______________ Безгина Г.Б. «____»____________2012 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Никитовская средняя общеобразовательная школа» __________ Дорохина Е.В. Приказ № _____ от «___»_____________2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс
Химия
«Углубленное изучение отдельных тем общей химии»
10 -11 КЛАСС
Авторы программы | Н.И. Тулина |
Методическое пособие | В.Е. Морозов. Химия. 10-11 классы: сборник элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2007 г. |
Количество часов | 34 ч. (10 кл.) + 34 ч. (11 кл.) = 68 ч. (58 + 10 ч. резервное время) |
Учитель | Орлова Ольга Дмитриевна |
Учебный год: | 2012-2013; 2013 - 2014 |
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по выбору «Углубленное изучение отдельных тем общей химии» составлена на основе авторской (Н.И. Тулина. Углубленное изучение отдельных тем общей химии»; опубликована: Химия. 10-11 классы: сборник элективных курсов/авт.-сост. В.Е. Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007.)
Большое значение для успешной реализации задач школьного химического образования имеет предоставление учащимся возможности изучения химии на занятиях элективного курса, содержание которого предусматривает расширение и упрочнение знаний, развитие познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников.
Ряд разделов школьной программы по химии должен рассматриваться в рамках профильной школы более углубленно. Это относится, в частности, к основам термохимии, теории кислот и оснований, строению атома и химической связи. Учащиеся не получают представления о том, как определить тип гибридизации атомных орбиталей при образовании ковалентной связи, не умеют использовать принцип смещения химического равновесия, не понимают, как можно применить полученные в курсе физики знания в области основ термодинамики к химическим реакциям. Крайне формальный подход практикуется по отношению к окислительно-восстановительным процессам и вопросам гидролиза. В результате у школьников возникают поверхностные, а порой и неверные представления в области общей химии.
Между тем эти разделы общей химии включены в задания итоговой аттестации за курс основной средней школы. Вот почему необходимо в программу обучения в 10-11 классе включить элективный курс химии, направленный на ликвидацию указанных пробелов в подготовке выпускников, отработку навыков решения задач и поиска ответов на сложные вопросы общей химии.
Старшие школьники, тяготеющие к естественнонаучной специализации, просто обязаны проработать в дополнение к стандартной программе следующие темы: основы термохимии и учение о химическом равновесии, свойства растворов и кислотно-основные равновесия, строение атомов и химическая связь (включая представления о геометрической форме частиц), основные понятия химии комплексных соединений.
Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение. В связи с этим, элективный курс, предназначенный для учащихся 10-11 классов, подается на более глубоком уровне и направлен на расширение знаний учеников.
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11-ых классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). Особенность данного курса заключается в том, что занятия идут параллельно с изучением курса органической химии в 10-ом классе, что позволит учащимся 11-х классов на заключительном этапе обучения в средней общеобразовательной школе углубить и систематизировать знания по общей и неорганической химии.
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса.
Цель элективного курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по общей и неорганической химии.
Задачи:
1) продолжить формирование знаний учащихся по общей и неорганической химии;
2) продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
3) работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия;
4) развить познавательный интерес к изучению химии; помочь учащимся в осознанном выборе профессии.
Структура курса, наследуя традиционные методики, в то же время рассчитана и на такие нетрадиционные методики как самостоятельная работа по поиску информации с литературой совместно с консультацией учителя, а также поиск информации в сети Интернет, лекционные занятия (учащиеся привыкают к лекционной системе, с которой им рано или поздно придётся столкнуться в старших классах и при последующем обучении за пределами школы), проектная деятельность.
Отбор теоретического материала произведён в соответствии с наиболее значимыми разделами фундаментальной химии. Материал структурирован согласно дидактическим принципам.
Резервное время (из 10 общих часов – 4 часа) используется для проведения семинарских занятий по теме с целью обобщения и систематизации знаний, подготовки к контрольной работе.
Инструментарий оценивания обучения: тестовые задания, защита творческих проектов, конференция в форме мультимедийной лекции.
Методы и формы обучения: урок-лекция, консультация, самостоятельная работа с литературой, использование информационно-коммуникативных технологий.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ожидаемый результат:
- знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
- умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;
- успешная самореализация школьников в учебной деятельности; подготовка к ЕГЭ; расширение кругозора.
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о свойствах химических элементов; классификацию химических элементов; закономерности изменения свойств химических элементов в периодах и группах периодической системы Д. И. Менделеева; сведения о строении атомов элементов малых и больших периодов; принципы распределения электронов по энергетическим уровням и подуровням; последовательное заполнение электронных оболочек в атомах; распределение электронов по орбиталям; понятие валентность, валентные возможности атомов; виды химической связи, свойства ковалентной связи, степень окисления; влияние типа химической связи на свойства химического соединения; понятие аллотропия; геометрическое строение молекул; виды гибридизации электронных орбиталей; тепловой эффект эндотермических и экзотермических реакций; зависимость скорости реакции от условий её протекания; механизм гомогенного и гетерогенного катализа; условия смещения химического равновесия, классификацию неорганических веществ; механизм электролитической диссоциации в растворах и расплавах электролитов; химические свойство кислот, солей, оснований в свете теории электролитической диссоциации; классификацию окислительно-восстановительных реакций; влияние на характер ОВР концентрации веществ, среды раствора, силы окислителя и восстановителя, температуры; устройство гальванического элемента; устройство аккумулятора; отличия продуктов реакции электролиза водных растворов и расплавов солей и щелочей; строение комплексных солей и их номенклатуры.
Учащиеся должны: 1. Знать/понимать:
1) Важнейшие химические понятия
Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии.
Выявлять взаимосвязи понятий. Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.
2) Основные законы и теории химии
Применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ.
Понимать границы применимости указанных химических теорий.
Понимать смысл периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
3) Важнейшие вещества и материалы
Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам.
Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами.
Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике.
Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.
2. Уметь:
1) Называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
2) Определять/ классифицировать:
- валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;
- вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;
- пространственное строение молекул;
- характер среды водных растворов веществ;
- окислитель и восстановитель;
- принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
- гомологи и изомеры;
- химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам);
3) Характеризовать:
- s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- общие химические свойства простых веществ-металлов и неметаллов;
- общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
- строение и химические свойства изученных органических соединений.
4) Объяснять:
- зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в периодической системе Д.И. Менделеева;
- природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);
- зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;
- сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения);
Программа курса
10 класс
Тема 1. Строение атомов и химическая связь (16 ч.) |
Физический смысл квантовых чисел. Понятие атомной орбитали. Формирование уровней и подуровней в атоме водорода. Многоэлектронные атомы: объяснение их строения с помощью водородоподобной модели. |
Заселение атомных орбиталей электронами. Принцип минимума энергии, принцип Паули и правило Хунда. Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Определение строения атома по их координатам. Магнитные и энергетические свойства атомов. Виды периодичности свойств химических элементов. |
Образование ковалентной связи. Свойства ковалентной связи. Метод валентных связей. |
Определение типа гибридизации атомных орбиталей центрального атома для частиц (молекул, ионов) с кратными связями. Предсказание геометрической формы частиц с неподеленными парами электронов. |
Полярность связи. Дипольный момент связи. И дипольный момент молекулы, их взаимосвязь. Водородная связь. |
Тема 2. Основы термохимии. Химическое равновесие (14 ч.) |
Основные определения. Макро- и микросостояние, система и внешняя среда, классификация систем, параметры системы, тепловой эффект и энтальпия химических реакций. Закон Гесса и определение теплового эффекта химических реакций. |
Второй закон термодинамики и понятие об энтропии. Направление самопроизвольных процессов в изолированных системах. Энергия Гиббса и направление реакций в закрытых системах. |
Химическое равновесие. Его признаки. Константа химического равновесия. Вывод зависимости константы равновесия суммарной реакции от констант равновесия последовательных процессов. Сдвиг химического равновесия под действием внешних факторов (принцип Ле Шателье-Брауна). |
Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений ОВР и подбор коэффициентов методом электронно-ионных полуреакций. Окислительно-восстановительные функции веществ и направление ОВР. Понятие о стандартном потенциале. |
11 класс |
Тема 3. Общие свойства растворов. Протонная теория кислот и оснований (18 ч.) |
Дисперсные системы. Способы выражения концентрации раствора. Зависимость растворимости от температуры. Энергетика образования растворов. |
Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации и константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда. |
Протонная теория кислот и оснований. Основные определения. Протонные растворители и их автопротолиз. Ионное произведение воды. Водородный показатель и шкала рН. |
Применение протонной теории к распространенным водным растворам. Слабые кислоты, слабые основания, амфолиты. Константы кислотности и основности. Определение рН. |
Гидролиз. Необратимый гидролиз бинарных соединений. Обратимый гидролиз солей. Степень протолиза и кислотность среды. Смещение равновесия протолиза. |
Гетерогенные равновесия в насыщенных растворах малорастворимых сильных электролитов. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадков. Сдвиг гетерогенных равновесий в насыщенных растворах малорастворимых электролитов. |
Тема 4. Комплексные соединения (10 ч.) |
Основные понятия координационной теории. Типы и номенклатура комплексных соединений. |
Поведение комплексных соединений в растворах. Диссоциация на внешнесферные ионы и ион координационной сферы. Константы устойчивости (образования) и нестойкости. Получени и разрушение комплексных соединений. |
Решение нестандартных задач. |
Резерв (10 ч.): 4 часа – 10 класс; 6 часов – 11 класс. |
Календарно – тематическое планирование 10 класс, 34 часа
№ п/п | Дата | Название тем
| Часы | Виды деятельности |
Тема 1. Строение атомов и химическая связь (16 ч. + 2 часа из резервного времени) | ||||
1 | Физический смысл квантовых чисел. Понятие атомной орбитали. Формирование уровней и подуровней в атоме водорода. | 1 | Лекция
| |
2 | Многоэлектронные атомы: объяснение их строения с помощью водородоподобной модели | 2 | Семинар | |
3 | Заселение атомных орбиталей электронами. Принцип минимума энергии, принцип Паули и правило Хунда. | 2 | Лекция | |
4 | Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Определение строения атома по их координатам. | 2 | Лекция | |
5 | Магнитные и энергетические свойства атомов. Виды периодичности свойств химических элементов. | 2 | Семинар | |
6 | Образование ковалентной связи. Свойства ковалентной связи. Метод валентных связей. | 2 | ||
7 | Определение типа гибридизации атомных орбиталей центрального атома для частиц (молекул, ионов) с кратными связями. Предсказание геометрической формы частиц с неподеленными парами электронов. | 2 | Семинар | |
8 | Полярность связи. Дипольный момент связи. И дипольный момент молекулы, их взаимосвязь. Водородная связь. | 2 | Практическая работа | |
9 | Семинарское занятие по теме «Строение атомов и химическая связь» | 2 | Семинар | |
10 | Итоговый контроль. | 1 | Контрольная работа | |
Тема 2. Основы термохимии. Химическое равновесие (14 ч. + 2 часа из резервного времени) | ||||
11 | Основные определения. Макро- и микросостояние, система и внешняя среда, классификация систем, параметры системы, тепловой эффект и энтальпия химических реакций. | 1 | Лекция | |
12 | Закон Гесса и определение теплового эффекта химических реакций. | 2 | Решение задач | |
13 | Второй закон термодинамики и понятие об энтропии. Направление самопроизвольных процессов в изолированных системах. Энергия Гиббса и направление реакций в закрытых системах. | 2 | Лекция Решение задач | |
Химическое равновесие. Его признаки. Константа химического равновесия. Сдвиг химического равновесия под действием внешних факторов (принцип Ле Шателье-Брауна). | 1 | Лекция | ||
Вывод зависимости константы равновесия суммарной реакции от констант равновесия последовательных процессов. | 2 | Решение задач | ||
Сдвиг химического равновесия под действием внешних факторов (принцип Ле Шателье-Брауна). | 2 | Решение задач | ||
Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений ОВР и подбор коэффициентов методом электронно-ионных полуреакций. Окислительно-восстановительные функции веществ и направление ОВР. Понятие о стандартном потенциале. | 3 | Решение задач | ||
Семинарское занятие по теме «Основы термохимии. Химическое равновесие» | 2 | |||
Итоговый контроль. | 1 | Письменная контрольная работа | ||
Итого | 34 ч. |
Календарно – тематическое планирование 11 класс, 34 часа
№ п/п | Дата | Название тем
| Часы | Виды деятельности |
Тема 3. Общие свойства растворов. Протонная теория кислот и оснований (18 ч. + 3 ч. из резервного времени) | ||||
1 | Дисперсные системы. Способы выражения концентрации раствора. Зависимость растворимости от температуры. Энергетика образования растворов. | 2 | Лекция Решение задач | |
2 | Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации и константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда. | 3 | Решение задач | |
3 | Протонная теория кислот и оснований. Основные определения. Протонные растворители и их автопротолиз. Ионное произведение воды. Водородный показатель и шкала рН. | 3 | Решение задач | |
4 | Применение протонной теории к распространенным водным растворам. Слабые кислоты, слабые основания, амфолиты. Константы кислотности и основности. Определение рН. | 3 | Решение задач | |
5 | Гидролиз. Необратимый гидролиз бинарных соединений. Обратимый гидролиз солей. Степень протолиза и кислотность среды. Смещение равновесия протолиза. | 3 | Решение задач | |
6 | Гетерогенные равновесия в насыщенных растворах малорастворимых сильных электролитов. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадков. Сдвиг гетерогенных равновесий в насыщенных растворах малорастворимых электролитов. | 3 | Решение задач | |
7-9 | Семинарское занятие по теме «Общие свойства растворов. Протонная теория кислот и оснований» | 3 | Тренинг | |
10 | Итоговый контроль. | 1 | К.р. | |
Тема 4. Комплексные соединения (10 ч. + 3 ч. из резервного времени) | ||||
11 | Основные понятия координационной теории. Типы и номенклатура комплексных соединений. | 2 | П. р. | |
12 | Поведение комплексных соединений в растворах. Диссоциация на внешнесферные ионы и ион координационной сферы. Константы устойчивости (образования) и нестойкости. Получени и разрушение комплексных соединений. | 3 | Решение задач | |
13 | Решение нестандартных задач. | 4 | Семинар | |
14-16 | Семинарское занятие по теме «Комплексные соединения» | 3 | Семинар | |
17 | Итоговый контроль. | 1 | Тестирование | |
Итого | 34 ч. |
Литература для учителя
- Аликберова, Л.Ю. и др. Электронное пособие «Протолитические равновесия». – Депозитарий электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр». Рег. свид. №1200-2, номер гос. учета 0320100391 (28.11.2001).
- Аликберова, Л.Ю. и др. Электронное пособие «Комплексные соединения». – Депозитарий электронных изданий ФГУП НТЦ «Информрегистр». Рег. свид. №1499-1, номер гос. учета 0320200384 (12.03.2002).
Литература для учащихся
- Лидин, Р. А., Молочко, В. А., Андреева, Л. Л. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты. Учеб. пособие. – М.: Дрофа,,2001. – 576 с.: ил.
- Лидин, Р. А., Якимова, Е. Е., Вотинова, Н. А. Химия, 8 – 9 кл.: Учеб.пособие / под ред проф. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с. (Дидактич. материалы.)
- Лидин, Р. А., Якимова, Е. Е., Вотинова, Н. А. Химия, 10 – 11 кл.: Учеб.пособие / под ред проф. Р. А. Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 160 с. (Дидактич. материалы.)
- Лидин, Р. А., Андреева, Л. Л., Молочко, В. А. Справочник по неорганической химии. Константы неорганических веществ. – М.: Химия, 1987. – 320 с.: ил.
- Лидин, Р. А. Аликберова, Л. Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 512 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...
Рабочая программа элективного курса Химия и экология
Рабочая программа элективного курса Химия и экология...
Рабочая программа элективного курса "Химия в быту"
Рабочая программа элективного курса по химии в 9 классе "Химия в быту"...
Рабочая программа элективного курса "Химия и искусство"
Планирование составлено на основе методического руководства «Элективные курсы .Химия для 10, 11 классов», издательство «Учитель», 2006г. (Автор:Н.В.Ширшина) К...
Рабочая программа элективного курса "Химия и медицина"
Пояснительная запискаЭлективный курс «Химия и медицина» рассчитан на 17 часов, рекомендован для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофил...
Рабочая программа элективного курса Химия для любознательных
Рабочая программа элективного курса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Химия окружающей среды» по химии для 10 а класса
Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствам...