Рабочая программа элективного курса «Мир профессий» 9 класс
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему
Аннотация элективного курса «Мир профессий» 9 класс
Название курса | «Мир профессий» 9 класс |
Класс | 9 класс |
Количество часов | 33 ч. |
Составитель рабочей программы | Бицура Виктория Викторовна
|
Цель курса | Формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. |
Задачи курса |
|
Структура курса | Программа курса «Мир профессий» 9 класс направлена на повышение социально-психологической компетентности обучающихся 9 класса общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении. Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность обучающихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить обучающихся на практическое применение знаний о профессиях. Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_mir_profess_9_2018.doc | 450 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса «Мир профессий» 9 класс, составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), утвержденное приказом по школе от 08 июня 2015 г. №244;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом министерства образования и науки Амурской области от 31 марта 2010 года №509 «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Уставом Школы, утвержденного постановлением администрации г. Белогорск от 30 сентября 2015 г. №1782.
- Учебным планом МАОУ «Школа № 10 города Белогорск» на 2018-2019
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники - это выбор будущей профессии. Он предполагает умение планировать и строить профессиональную карьеру в меняющихся условиях рынка труда. Главное в решении этой проблемы – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, который соответствует интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. А это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися уже в 14—15 лет. Но не все выпускники ответственно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности.
Курс «Мир профессий» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор, подготовиться к будущей профессиональной деятельности, в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адоптироваться к социальным условиям и требованиям рынка труда
Планируемые результаты обучения. Обучающиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограмма;
- профессиональная пригодность;
- проектирование профессионального жизненного пути;
- карьера, этапы построения карьеры;
- личный профессиональный план;
- конструктивное общение;
- адекватная самооценка;
- профпригодность и компенсация;
- рынок труда.
На основе полученных знаний обучающиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- разработать этапы своей профессиональной карьеры.
Содержание элективного курса «Мир профессий»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.
Обучающиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения;
- понятие личного профессионального плана.
Обучающиеся должны уметь:
- определять предмет и задачи курса.
- составлять личный профессиональный план.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллектов. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Обучающиеся должны знать:
- виды памяти и внимания;
- понятие психологических особенностей личности;
- понятие
- «мышление», особенности интеллектуальной сферы;
- понятие способности, виды способностей, условия их развития;
- типы интеллекта.
Обучающиеся должны уметь:
- определять свои возможности (особенности памяти, внимания, воображения).
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций.
Обучающиеся должны знать:
- типы нервной системы;
- типы темперамента;
- понятие характера;
- понятие жизненного и профессионального самоопределения;
- понятие потребности, виды потребностей;
- особенности делового общения;
- понятие «конфликта» -пути предотвращения и разрешения конфликтов;
- особенности своей личности.
Обучающиеся должны уметь:
- определять тип нервной системы, темперамента;
- использовать приёмы делового общения, стили решения конфликтов.
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях
IV. Мир профессий
Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ».
Обучающиеся должны знать:
- понятие профессии, специальности, специализации, квалификации;
- характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда;
- классификацию профессий, формулу профессии;
- понятие профессиограммы, основные правила работы с профессиограммами;
- подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ», основные характеристики содержания деятельности данных подтипов, требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Обучающиеся должны уметь:
- сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией;
- определять своё отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессии;
- анализировать информацию о профессиях.
V. Профессиональное самоопределение
Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»
Обучающиеся должны знать:
- факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «предпочитаю»).
Обучающиеся должны уметь:
- на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.
Обучающиеся должны знать:
- понятие карьеры;
- этапы построения карьеры;
- понятие профессионального роста.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять личный профессиональный план с учётом факторов, влияющих на выбор профессии.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
Перечень тем | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Познавательные процессы и способности личности | 5 |
Психология личности | 6 |
Мир профессий | 11 |
Профессиональное самоопределение | 7 |
Подготовка к будущей карьере | 2 |
Обобщение | 2 |
Всего часов | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 А класс
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | факт | |||
I | Введение в мир профессий. | |||
1 | Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 | 05.09 | |
II | Познавательные процессы и способности личности | |||
2 | Память. Внимание. | 1 | 12.09 | |
3 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 | 19.09 | |
4 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. | 2 | 26.09 3.10 | |
5 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. | 1 | 10.10 | |
III | Психология личности | |||
6 | Психология личности | 1 | 17.10 | |
7 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. | 1 | 24.10 | |
8 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение | 1 | 31.10 | |
9 | Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды | 1 | 14.11 | |
10 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. | 2 | 21.11 28.11 | |
IV | Мир профессий | |||
11 | Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда. Классификация профессий. | 2 | 5.12 12.12 | |
12 | Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 | 19.12 26.12 | |
13 | Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек – человек. | 2 | 16.01 23.01 | |
14 | Характеристика профессий типа «человек-техника». | 1 | 30.01 | |
15 | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ» | 1 | 6.02 | |
16 | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система. | 1 | 13.02 | |
17 | Характеристика профессий типа «человек-природа». | 1 | 20.02 | |
18 | Характеристика профессий типа «человек-художественный образ» | 1 | 27.02 | |
V | Профессиональное самоопределение | |||
19 | Проблема выбора профессии. | 1 | 6.03 | |
20 | Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»). | 1 | 13.03 | |
21 | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). | 1 | 20.03 | |
22 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. | 1 | 03.04 | |
23 | Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). | 1 | 10.04 | |
24 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 2 | 17.04 24.04 | |
Подготовка к будущей карьере | ||||
25 | Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). | 1 | 08.05 | |
26 | Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. | 1 | 15.05 | |
VII | Обобщение | |||
27 | Построение личного профессионального плана. Защита проекта | 1 | 22.05 | |
итого | 33 | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 Б и 9 Г классы
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
I | Введение в мир профессий. | |||
1 | Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 | 06.09 | |
II | Познавательные процессы и способности личности | |||
2 | Память. Внимание. | 1 | 13.09 | |
3 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 | 20.09 | |
4 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. | 2 | 27.09 4.10 | |
5 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. | 1 | 11.10 | |
III | Психология личности | |||
6 | Психология личности | 1 | 18.10 | |
7 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. | 1 | 25.10 | |
8 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение | 1 | 1.11 | |
9 | Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды | 1 | 15.11 | |
10 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. | 2 | 22.11 29.11 | |
IV | Мир профессий | |||
11 | Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда. Классификация профессий. | 2 | 6.12 13.12 | |
12 | Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 | 20.12 27.12 | |
13 | Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек – человек. | 2 | 10.01 17.01 | |
14 | Характеристика профессий типа «человек-техника». | 1 | 24.01 | |
15 | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ» | 1 | 31.01 | |
16 | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система. | 1 | 07.02 | |
17 | Характеристика профессий типа «человек-природа». | 1 | 14.02 | |
18 | Характеристика профессий типа «человек-художественный образ» | 1 | 21.02 | |
V | Профессиональное самоопределение | |||
19 | Проблема выбора профессии. | 1 | 28.03 | |
20 | Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»). | 1 | 07.03 | |
21 | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). | 1 | 14.03 | |
22 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. | 1 | 21.03 | |
23 | Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). | 1 | 04.04 | |
24 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 2 | 11.04 18.04 | |
Подготовка к будущей карьере | ||||
25 | Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). | 1 | 25.04 | |
26 | Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. | 1 | 16.05 | |
VII | Обобщение | |||
27 | Построение личного профессионального плана. Защита проекта | 1 | 23.05 | |
итого | 33 | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 В класс
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
I | Введение в мир профессий. | |||
1 | Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 | 07.09 | |
II | Познавательные процессы и способности личности | |||
2 | Память. Внимание. | 1 | 14.09 | |
3 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 | 21.09 | |
4 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. | 2 | 28.09 5.10 | |
5 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. | 1 | 12.10 | |
III | Психология личности | |||
6 | Психология личности | 1 | 19.10 | |
7 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. | 1 | 26.10 | |
8 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение | 1 | 02.11 | |
9 | Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды | 1 | 16.11 | |
10 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. | 2 | 23.11 30.11 | |
IV | Мир профессий | |||
11 | Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда. Классификация профессий. | 2 | 7.12 14.12 | |
12 | Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 | 21.12 28.12 | |
13 | Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек – человек. | 2 | 11.01 18.01 | |
14 | Характеристика профессий типа «человек-техника». | 1 | 25.01 | |
15 | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ» | 1 | 01.02 | |
16 | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система. | 1 | 08.02 | |
17 | Характеристика профессий типа «человек-природа». | 1 | 15.02 | |
18 | Характеристика профессий типа «человек-художественный образ» | 1 | 22.02 | |
V | Профессиональное самоопределение | |||
19 | Проблема выбора профессии. | 1 | 01.03 | |
20 | Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»). | 1 | 15.03 | |
21 | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). | 1 | 22.03 | |
22 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. | 1 | 05.04 | |
23 | Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). | 1 | 12.04 | |
24 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 2 | 19.04 26.04 | |
Подготовка к будущей карьере | ||||
25 | Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). | 1 | 03.05 | |
26 | Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. | 1 | 10.05 | |
VII | Обобщение | |||
27 | Построение личного профессионального плана. Защита проекта | 2 | 17.05 24.05 | |
итого | 34 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....
Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"
Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...
рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"
Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...
Рабочая программа элективного курса в 8 классе «Мой дом, родная школа, мой город в прошлом, настоящем и будущем »
рабочая программа элективного курса по истории...
Рабочая программа элективного курса «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики)
В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и...
Рабочая программа элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 класс
Аннотация элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 классНазвание курсаЭлективный курс «Моя профессия и карьера»Класс 10 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей про...